Виртуальная и дополненная реальность принесут российской экономике 340 млрд рублей

ИТ в госсекторе

20.12.2019, Пт, 15:16, Мск , Текст: Игорь Королев

России нужно p54 млрд на развитие технологий виртуальной и дополненной реальности. Соответствующие технологии имеют широкое применение в медицине, образовании и промышленности. В случае успеха российские компании смогут занять 15% от соответствующего мирового рынка, а российская экономика получит к 2024 г. дополнительный вклад в размере до p340 млрд.

Виртуальная и дополненная реальность для российской экономики

В распоряжении CNews оказалась полная версия дорожной карты развития технологий виртуальной и дополненной реальности (VR/AR). Документ подготовлен Дальневосточным федеральным университетом (ДВФУ) в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Цифровые технологии» национальной программы «Цифровая экономика».

«Технологии виртуальной и дополненной реальности (VR/AR) являются ключом к принципиально новому уровню взаимодействия человека с цифровым миром, который играет все большую роль в глобальной экономике, политике, социальных отношениях, — говорится в документе. — На сегодняшний день эти технологии получили наиболее серьезное развитие на рынках развлечений и маркетинга, но это не предел, а только первая ступень их внедрения». Наиболее перспективными с точки зрения экономического эффекта являются продукты на основе VR/AR-технологий в сфере промышленного производства, образования, здравоохранения, потребительских сервисов.

У российских компаний, научных и образовательных организаций есть существенные технологические заделы, позволяющие претендовать на лидерские позиции в ряде сегментов мирового рынка, считают авторы дорожной карты. Широкое внедрение VR/AR-технологий способствует развитию экономики страны, существенному повышению производительности и эффективности на промышленных предприятиях в рамках Индустрии 4.0, формированию новых подходов к процессу обучения и повышению уровня образования, повышению уровня здравоохранения и доступности медицинской помощи за счет удаленного присутствия врача. Вместе с этим, VR/AR-технологий создают новейшие способы коммуникаций, потребительских сервисов и формируют массовые медиа для современного поколения.

Виртуальная реальность (VR) — это комплексная технология, позволяющая погрузить человека в иммерсивный виртуальный мир при использовании специализированных устройств (шлемов виртуальной реальности). Виртуальная реальность обеспечивает полное погружение в компьютерную среду, окружающую пользователя и реагирующую на его действия естественным образом.

Виртуальная реальность конструирует новый искусственный мир, передаваемый человеку через его ощущения: зрение, слух, осязание и другие. Человек может взаимодействовать с трехмерной компьютеризованной средой, а также манипулировать объектами или выполнять конкретные задачи. В своей простейшей форме виртуальная реальность включает 360-градусные изображения или видео. Достижение эффекта полного погружения в виртуальную реальность до уровня, когда пользователь не может отличить визуализацию от реальной обстановки, является задачей развития технологии.

Дополненная реальность (AR) — это технология, позволяющая интегрировать информацию с объектами реального мира в форме текста, компьютерной графики, аудио и иных представлений в режиме реального времени. Информация предоставляется пользователю с использованием heads-up display (индикатор на лобовом стекле), очков или шлемов дополненной реальности (HMD) или иной формы проецирования графики для человека (например, смартфон или проекционный видеомэппинг). Технологии дополненной реальности позволяет расширить пользовательское взаимодействие с окружающей средой.

В 2023 г. глобальный рынок дополненной реальности будет достигать $60,5 млрд, виртуальной реальности — $34 млрд. То есть рынок AR будет больше рынка VR. Российский рынок VR/AR-технологий в 2018 г. составил p1 млрд К 2021 г. он вырастет до $178 млн.

Примеры решений, подтверждающих уровень развития технологий VR/AR

Полный текст статьи читайте на CNews




Субтехнология Пример Описание решения, включая статус разработки, цель и т.д. Компания-разработчик
Технологии графического вывода Шлем виртуальной реальности Total Interactive (МГУ) Шлем виртуальной реальности. Продукт разработан. Используется в парках развлечений, образовании, коммерческих проектах. TRL — 7. ООО «Гидродинамика», total-interactive.com
Шлем виртуальной реальности Deus Разработанный продукт, продается в виде DevKit на российском рынке. Обновленная версия шлема виртуальной реальности Odin Pre с лазерной системой трекинга Horus находится на стадии разработки. В решении использованы специальные дисплейные панели для очков виртуальной реальности с общим разрешением более 4K и плотностью пикселей 1057 на дюйм при диагонали 2,89 дюйма. Эти дисплеи позволяют достичь максимальной плотности пикселей среди устройств серийного производства при сохранении компактных размеров корпуса. Высокая плотность пикселей также сводит к минимуму эффект москитной сетки (Screen-door effect). TRL — 4 ООО «ДЕУС», deusvr.ru
Очки дополненной реальности МГУ Очки дополненной реальности, отражающие трехмерные объекты с возможностью взаимодействия с ними. На стадии разработки, имеется прототип. Сфера применения — промышленность, космические тренажеры, образование. TRL — 2
Система дополненной реальности — оптический элемент (ФПИ) Оптическая система для создания голограмм. Может быть использована в качестве базового элемента шлема дополненной реальности, т.е. создания голограмм. На стадии разработки, демонстрационный прототип. TRL — 3 ФПИ
Трекинг движения глаз Total Vision Окулограф — устройство, используемое для определения ориентации оптической оси глазного яблока в пространстве, то есть для отслеживания глаз. Создается новый шлем с окулографом совместно с Институтом глазных болезней. Портативный мобильный анализатор поля зрения для профессионального использования, способного значительно расширить области применения и объем потенциального рынка. Планируется развитие линейки изделий, предназначенных для проведения диагностических и лечебных процедур в разных областях здравоохранения и медицины — офтальмология, неврология, психиатрия, реабилитация и тд. TRL — 4 ООО «Тотал Вижен», total-vision.ru
Бинокуляр Noon 3D Устройство для публичного просмотра VR-контента. Всепогодный корпус позволяет устанавливать устройство на улице, а привычная всем конструкция, аналогично биноскопу, позволяет естественным образом управлять обзором контента. Устройство просто в использовании и не требует специальной подготовки от пользователя. Устройство полностью автономно и не требует постоянного технического сопровождения. Устройство включает в себя стационарное основание, установленную на нем поворотную раму и головной блок, шарнирно закрепленный внутри поворотной рамы. Поворотная рама, в свою очередь, способна свободно вращаться в горизонтальной плоскости. В поворотной раме размещены датчики углов поворота в горизонтальной плоскости. Головной блок, в свою очередь, оснащен аналогичными датчиками вращения в вертикальной плоскости. Датчики углов поворота соединены через микроконтроллер с электронно-вычислительным устройством. В памяти электронно-вычислительного устройства зафиксирована модель пространства, которая передается на стереоскопический бинокуляр в виде изображения. При этом, угловые положения головного блока и поворотной рамы определяются относительно стационарного основания, а изменение угла обзора модели пространства соответствует изменяемой в реальном пространстве ориентации головного блока. Конструктивные особенности бинокуляра, а также специфика его использования, дает нам выгодные преимущества перед традиционными шлемами в вопросе внедрения дополненной реальности. Устройство статично, точка обзора фиксирована, это значительно упрощает механизм трекинга виртуальных объектов в сцене с дополненной реальностью. TRL — 7 ООО «Диггин дип», noon3d.com
Технологии захвата движения и фотограмметрии Antilatency ALT: Antilatency tracker — это компактный беспроводной трекер, часть модульной системы позиционирования, ключевой особенностью которой является простота и невысокая стоимость масштабирования, устойчивость к потере трекинга, а также отсутствие необходимости настройки и калибровки в процессе эксплуатации. Название трекера отражает его ключевую особенность — возможность компенсации задержки отображения (latency). ALT способен не только определять своё положение и ориентацию в пространстве с ошибкой не более 1 мм, но и с высокой точностью предсказывать свои координаты на короткий отрезок времени: до 30 миллисекунд. Это полностью компенсирует время обработки и вывода изображения, являющуеся основной причиной зрительного дискомфорта в системах виртуальной реальности. Трекинг базируется на inside-out принципе, используя оптические и инерциальные данные. Размер зоны отслеживания не имеет технологических ограничений, рекомендованная площадка — не более 10000 квадратных метров, ограничений по количеству отслеживаемых целей нет. TRL — 8 ООО «Альт», antilatency.com
Система распознавания жестов 3divi Аппаратная платформа для разработки и продажи интерактивных приложений на основе трекинга тела и распознавания лиц TVico и SDK для распознавания жестов и лиц Nuitrack. Это решение для отслеживания положения тела по 19 точкам и распознавания жестов, которое обеспечивает возможности Natural User Interface (NUI) в операционных системах Android, Windows и Linux. Платформа Nuitrack является многоязычной и кроссплатформенной. API-интерфейсы Nuitrack включают набор интерфейсов для разработки приложений, использующих Natural Interaction. Основная цель Nuitrack — создание API для связи с 3D-сенсорами. Модуль Nuitrack оптимизирован для процессоров на базе ARM, что означает, что его можно использовать с устройствами Android и другими встроенными платформами. TRL — 6 ООО «ТРИДИВИ», 3divi.com
TauTracker Перчатки. На стадии разработки. Технология захвата движений для приложений виртуальной и дополненной реальности, 3D-тренажеров, обеспечивающая пользователю наилучшее погружение за счет высокой точности захвата и отсутствия ограничений, связанных с затенением отслеживаемых объектов и накапливаемой ошибкой. TAU tracker создается на основе собственной магнитно-инерциальной технологии, при этом датчики, располагаются на теле человека для передачи координат различных частей его тела в систему виртуальной реальности. Это позволяет избежать использования камер, решив проблему слепых зон и накапливаемой ошибки (в инерциальных системах трекинга) и обеспечить максимальное погружение пользователя в виртуальную реальность. TRL — 5 ООО «НАСТЭК», tautracker.com
Нтех Лаб Набор высокоточных алгоритмов фотограмметрии на базе плоских видеопотоков. Алгоритмы обеспечивают верификацию лиц, идентификацию лиц, обнаружение лиц, определение возраста и пола, распознавание эмоций. На базе данных алгоритмов созданы продукты: FindFace Enterprise Server SDK (платформа для распознавания лиц на базе клиентских сценариев), FindFace Public Safety (система интеллектуальной видеоаналитики для обеспечения общественной безопасности в масштабе мегаполиса, региона и целой страны) и FindFace Security (система интеллектуальной видеоаналитики для обеспечения безопасности, контроля доступа и расследования инцидентов на предприятиях). TRL — 4 ООО «НТЕХ ЛАБ», ntechlab.ru
3D-сканер «Калибри» Calibry — высокоточный портативный 3D-сканер, предназначенный для оцифровки средних и крупных объектов. Он имеет встроенный сенсорный экран и весит всего 700 гр. Calibry может сканировать исторически сложные объекты, такие как острые края, волосы и черные / блестящие предметы. Он также имеет встроенную текстурную камеру (2,3Мп) и может захватывать до 3 миллиона точек в секунду. Таким образом, он гарантирует пользователям быстрый, профессиональный и точный результат (точность — до 0,1 мм; разрешение — до 0,3 мм). TRL — 5 ООО «НЬЮТЕК», thor3dscanner.com
Piligrim XXI Arcona Arcona — это экосистема дополненной реальности, построенная на технологии блокчейн. Это площадка, где смогут общаться и создавать совместные проекты разработчики и художники, бизнесмены и энтузиасты. Экосистема строится вокруг глобальной технологической платформы ArconaCore, которая автоматически генерирует AR-слой (Цифровую землю) в любой точке мира. ArconaCore — это набор алгоритмов на базе сверточных нейронных систем и SLAM, который генерирует глобальный слой дополненной реальности. Он будет непосредственно связан с физически существующим ландшафтом и позволит дистанционно размещать и управлять интерактивным контентом на базе естественных маркеров. То есть, пользователь сможет создавать и демонстрировать AR проекты на другом континенте, буквально не выходя из дома. ArconaCore показала высочайшую точность и эффективность областях прототипирования и восстановления поверхностей (surface reconstruction), а также анализа изображений. TRL — 2 ООО «Пилигрим», piligrimxxi.com
Polarmetr Система SLAM для определения ракурса съемки фото и координат съемки с использованием поляризационных фильтров. Не в реальном времени. Применяется в области дефектоскопии и 3D-реконструкции объектов. TRL — 2 ООО «Поларметр», polarmetr.com
Diaram Система SLAM-трекинга, разрабатывается как независимая от платформы альтернатива системам ARkit и ARcore. TRL — 2
The Psycho Outside-in система трекинга и обратной тактильной связи для обеспечения высокой достоверности симуляции. Применяется в сфере развлечений и в медицине. TRL — 6 ООО «ПСИХО ТЕХНОЛОДЖИ», thepsycho.ru
CGF Nimble CGF NIMBLE — система захвата и переноса мимики человека на 3D-персонажа, позволяющая автоматизировать лицевую анимацию компьютерных персонажей, говорящих животных, вымышленных героев и цифровых дублеров. Система лицевого мокапа Nimble, разработанная компанией CGF Innovation, позволяет получать высококачественную реалистичную лицевую анимацию персонажей и улавливать тончайшие нюансы игры актера, перенося их на персонажа. Работа в реальном времени дает свободу оперативно принимать творческие решения, существенно сокращает сроки производства и обеспечивает высочайшую продуктивность работы. Система Nimble LipSync позволяет генерировать мимику трехмерных персонажей на основе звука, что идеально подходит для создания говорящих персонажей, сцен с диалогами в компьютерных играх, цифровых ведущих и виртуальных помощников. TRL — 6 ООО «СИДЖИФЭК ТОРИ ИННОВАЦИИ» cgfww.com/nimble
Texel Программно-аппаратный комплекс, предназначенного для сканирования человека и крупногабаритных объектов от компании Тексел, направленный на создание оборудования для формирования трехмерных изображений различных объектов с высокой точностью, в том числе человеческого тела. TRL — 6 ООО «ТЕКСЕЛ», texel.graphics/ru/
Cappacity Cappasity — это комплексное решение для быстрого производства, простого внедрения и анализа 3D-контента. Решение состоит из двух частей: SaaS-платформы Cappasity и клиентского программного обеспечения Easy 3D Scan для создания 3D-моделей. Cappasity.AI — мощный инструмент аналитики для корпоративных клиентов. Cappasity.AI помогает отслеживать поведение клиентов, показывая, как они взаимодействуют с трехмерными моделями, и что им нравится и не нравится в продукте. TRL — 5 cappasity.com
Senso Беспроводной контроллер для виртуальной и дополненной реальности, встроенный в перчатку. Перчатка Senso обеспечивает точное отслеживание рук и пальцев с тактильным эффектом обратной связи для каждого пальца. Senso Suit — это набор модулей для трекинга, который дает вам возможность отслеживать движение всего тела. Каждый из модулей поставляется с IMU, вибромотором и модулем SteamVR / Lighthouse, что обеспечивает точное отслеживание и обеспечивает тактильную обратную связь от происходящего. TRL — 5 senso.me
Vision Labs LUNA SDK Enterprise представляет собой систему распознавания и анализа лиц, которая обеспечивает эффективную и точную обработку лиц на изображениях и в видео потоке, и может работать на самых разных операционных системах и платформах. LUNA SDK Enterprise состоит из нескольких модулей, каждый из которых решает определенные задачи: FaceEngine — модуль, содержащий основные функции и алгоритмы для обнаружения лица и извлечения дескрипторов; LivenessEngine — модуль, позволяющий отличать лицо реального человека от изображения или видеоролика; TrackEngine — модуль для трекинга лиц и выбора лучшего кадра из потока. ООО «Вижнлабс»
DVR Smart Track Технология распознавания человека в пространстве за счет установленных камер. Позволяет отслеживать до 256 человек в неограниченном пространстве. А также позволяет воспроизводить физическое взаимодействие с виртуальными объектами. Точность отслеживания — 1 см, частота кадров — 60 fps. Используется для мобильного VR. Использование камер и разработанного командой программного обеспечения. TRL — 5 engage2vr.com
Лазерная система трекинга Horus от Deus Лазерная система трекинга Horus, встроенная в шлем виртуальной реальности. Лазерная система трекинга Horus покрывает 200 квадратных метров всего двумя базовыми станциями. Горизонтальный и вертикальный углы обзора базовой станции составляют 170 градусов. Добавление неограниченного количества базовых станций и поддержка локального мультиплеера позволяют масштабировать зону трекинга, в том числе в помещениях с коридорами. Таким образом Horus подходит как для домашнего, так и для профессионального использования в широком диапазоне кейсов. Стадия пилота. TRL — 4
SKM: трекинг для виртуальной реальности Трекинг тела с использованием радио- инерциальных измерений. Применение недорогих радио модулей для трекинга VR. Разработка уникального софта, позволяющего снизить погрешность «сырых» измерений, получаемых на выходе радиосистемы. Инновационность софта заключается в разработке и формализации эффективной модели движения человека и синтезе на её основе квази-оптимального комплексного следящего фильтра. Системы трекинга, включая субмиллиметровую точность и/или безмаркерные технологии. TRL — 3
Разработка прототипа трекера на базе 6 сенсоров с 9 осями. ДВФУ Разработка прототипа трекера на базе 6 сенсоров с 9 осями (трехосевой гироскоп, трехосевой акселерометр, трехосевой датчик магнитного поля на основе эффекта Холла). Разработка прототипа трекера на базе Raspberry Pi с одним сенсором, масштабирование прототипа до 6 сенсоров. Разработка интерфейса считывания и представления данных с 6 сенсоров. Запуск и настройка системы компенсации внешних магнитных полей для тестирования и отладки трекера. Тестирование сенсоров магнитного поля. Создание системы генерации магнитных полей в объеме до нескольких кубических метров. Расчет конфигурации системы для генерации стационарных и переменных магнитных полей. Разработка алгоритмов определения координат сенсоров с помощью расширенного фильтра Калмана. В качестве альтернативного варианта для описания координат будут использованы кватернионы в комбинации с фильтрами, реализующих алгоритм градиентного спуска. Разработка программного обеспечения для обработки данных, поступающих с сенсоров и расчета координат массива сенсоров. TRL — 2
Система регистрации движения тела человека (full body tracker), на основе кинематических датчиков и высокочувствительных сенсоров магнитного поля, работающих в градиентном магнитном поле. ДВФУ Создание прототипа full body tracker на с регистрацией данных от 20 сенсоров с 9 осями. Разработка алгоритмов определяющих координаты сенсоров с учетом анатомии человека. Разработка компоновочной схемы трекера с учетом проходящих потоков данных. Разработка программного обеспечения для обработки данных, поступающих с сенсоров и расчета координат массива сенсоров. Разработка 20-канального контроллера, включающего модули регистрации данных, поступающих с сенсора, вычисления координат каждого сенсора, передачи данных на конечное устройство. Разработка модулей интеграции трекера со средой разработки Unity. TRL — 2
Интерфейсы обратной связи и сенсоры Exo-film Двухместная платформа обратной связи с углом вращения 360°, 3D-Панель LCD, терминалом контроля и набором спецэффектов («ветер», «дождь», «молнии» и т.д.) для применения в развлекательных аттракционах. TRL — 7 ООО «Гейм системс», exo-film.com/en
Enter VR Платформа обратной связи для игровых симуляторов (кресло для автомобильных симуляторов в VR). TRL — 4 ООО «ЭНТЕР ВР», enter-vr.com
Перчатка Raccoon.world Их разработки — перчатка с опцией трекинга и тактильной отдачи, а также клипса для определения положения руки в пространстве. Устройство активного взаимодействия с виртуальным миром, в основе которого лежит система регистрации мелкой моторики рук, трекинга и форс-фидбека. Клипса Raccoon.world. Гаджет, отвечающий за ориентацию в цифровом пространстве. Это универсальный контроллер для видеоигр и управления различной техникой, оборудованный дополнительными кнопками. Обладает уникальным форм- фактором. TRL — 3 raccoon.world
Технологии передачи данных DVR Протокол стриминга, позволяющий осуществлять рендеринг готового изображения на сервере и транслировать его в реальном времени на мобильный VR шлем пользователя. TRL — 3 engage2vr.com
G-Core Медиаплатформа G-Stream поддерживает стриминг с адаптивным битрейтом до 4K в форматах Full HD, 360° или 3D без задержек и буферизаций. TRL — 6 gcorelabs.com
CDN Video CDN Video — сеть доставки контента, которая состоит из множества серверов со специализированным ПО для защиты и ускорения отдачи контента конечному пользователю в любой момент времени, из любой точки мира и на любое устройство. С помощью сервисов CDN можно организовать онлайн трансляцию на миллионы пользователей в высоком разрешении или формате 360°, раздать любой статический контент на самых высоких скоростях, значительно оптимизировать сайт и ускорить его загрузку. TRL — 6 cdnvideo.com
Средства разработки и технологии совершенствования пользовательского опыта (UX) со стороны разработчика ВГТ Оптимизированный способ представления 3D-графики, позволяющий добиться оптимизации по сравнению с ближайшими конкурентами до 10 раз. Не полигональное представление. Решение включает в себя формат, конвертер, редактор. TRL — 5 ООО «ВГТ», webgears.app
CGF ViewGA VIEWGA — профессиональная система дополненной реальности, позволяющая в режиме реального времени совмещать съемочный материал с фотореалистичной компьютерной графикой и осуществлять автоматический сбор и хранение метаданных, необходимых для работы на стадии постпродакшена. TRL — 6 ООО «СИДЖИЭФ ВЬЮГА», cgfww.com/rnd/viewga
R3DS Wrap — технология обработки данных при 3D-сканировании. При работе с большим набором похожих объектов, таких как 3D-модели человека, Wrap позволяет взять существующую базовую сетку и не жестко подогнать ее к каждому сканированию.Wrap также предоставляет набор очень полезных инструментов обработки сканирования, таких как децимация, фильтрация сетки, проекция текстуры, блендшейпы и многое другое. TRL — 9 russian3dscanner.com
Unigine 3D-платформа визуализации, которая полностью интегрируется с устройствами виртуальной и дополненной реальности. В числе характеристик: встроенная поддержка стереоскопических и ассиметричных проекций, устройства отслеживания положения головы, устройства захвата движения. Реалистичная симуляция графики и физики. Реализует достоверную визуализацию атмосферы, водной поверхности, ландшафта, естественных и искусственных объектов, в режиме реального времени. Поддерживает повышенную точность позиционирования объектов, модель круглой Земли (геоид) и работу в географических координатах. Включает в себя модули: 3D-визуализации, управления виртуальной сценой, физической симуляции, GUI, поиска пути, звука, межобъектного взаимодействия. Снабжена программными интерфейсами на языках C++, C# и UnigineScript. Поддерживает вывод на стандартные мониторы, VR- шлемы, видео-стены и многоканальную (в режиме кластера) визуализацию на криволинейных экранах (с программной коррекцией нелинейных искажений и компенсацией областей пересвета от проекторов). Помимо широкого спектра стандартных форматов данных, поддерживает работу с САПР и ГИС данными. Поставляется в комплекте с визуальным 3D-редактором виртуальных сцен, стандартной библиотекой объектов и документацией. Работает в средах Windows и Linux (включая Astra Linux Special Edition, сертифицированный для применения силовыми ведомствами РФ).Поддержка повышенной точности позиционирования объектов, модель круглой Земли (геоид) и работа в географических координатах — эти возможности (отсутствующие в других решениях) позволяют работать в масштабе всей планеты. Точность позиционирования объектов: 64 бита на координату. TRL — 9 unigine.com
Платформенные решения для пользователей, включая дистрибуцию и универсальные пользовательские редакторы iVariant Varwin Инструменты создания/изменения контента в виртуальной реальности («power point» для иммерсивных материалов и уроков), доступная для использования учителем. TRL — 6 ООО «ОМВ», ivariant.pro
Fibrum Desirium Система дистрибуции VR-контента Desirium. Постоянно расширяющийся каталог коротких впечатлений (т.н. «экспириенсов»), упакованных в единое приложение. «Экспириенс» — короткий и интерактивный VR-контент длительностью от 2–10 минут, рассчитанный на получение эмоций определенного спектра. Продукт уже представлен на рынке. В случае создания универсальной системы дистрибуции потребует существенной доработки. TRL — 7 ООО «ФИБРУМ»
District Zero Тактические симуляторы. Развлекательный продукт уже на рынке. В случае создания универсального тактического симулятора, потребует существенной доработки. TRL — 7 district0.com/ru
EligoVision Инструментарий для создания проектов на базе технологии дополненной реальности — EV Toolbox. TRL — 6 ООО «ЭЛИГОВИЖН», eligovision.ru
Tvori.co Инструмент создания анимации для повествовательных историй. Продукт включает в себя особый UX и библиотеку объектов для использования при создании анимаций. Проект опубликован в «раннем доступе». TRL — 6 tvori.co
Прикладные технологии для образования Тренажеры hard skills и soft skills
Платформа ISP Платформенное решение для создания и внедрения тренажеров hard skills и soft skills с функционалом сетевого взаимодействия, аналитики поведенческих данных, распознавания и анализа речи, библиотеки объектов и др. Платформа имеет открытый SDK. Внедрения в компаниях: BIOCAD, Сбербанк, ГазпромНефть. TRL — 7 ООО «Модум Лаб», modumlab.com
Платформа Skill Hub VR Платформенное решение для VR-тренажеров коммуникационных навыков (soft skills) с диалоговыми симуляциями. Внедрение в компании X5 Retail Group. TRL — 7 Cerevrum, cerevrum. com
Платформа VR Professionals Платформенное решение для тренажеров для hard skills и soft skills для рабочих кадров промышленных компаний. Работает «из коробки», имеет открытый SDK. Функционал универсальный и подходит заказчикам различных сфер. TRL — 7 ООО «Виар трейнинг системс», vr-professionals.com
Платформа hrvr.Academy Платформенное решение для обучения сотрудников компании с помощью интерактивных симуляций в виртуальной реальности. Создана полноценная экосистема, состоящая из модульных образовательных симуляций в виртуальной реальности с AI системой предоставления обратной связи по результатам обучения и веб-портала со стандартными функциями LMS. Возможность адаптации сценариев под требования заказчика без участия разработчиков. TRL — 4 ООО «ВиАр Суперсоник», hrvr.academy
Логос Платформенное решение для разработки симуляторов для спец.техники, в том числе для техники двойного назначения (hard skills). TRL — 9 ООО «Логос- АТ», logos-sim.com
Логос Технология автономной подготовки высокодетализированных учебных полигонов в VR пространстве, включающая мобильный сканирующий комплекс с использованием прецизионного навигационного оборудования, многопользовательскую геоинформационную систему сбора данных (на стадии разработки). TRL — 4 ООО «Логос- АТ», logos-sim.com
FSA Специализированное программное обеспечение для обучения и тренингов сотрудников правоохранительных органов (следователей и экспертов-криминалистов) и студентов юридических специальностей. Редактор VR-контента и VR-симулятор (тренажер) для практического обучения. Позволяет реализовать виртуальное ситуационное моделирование и обучение в ультрареалистичной среде с полным погружением. TRL — 6 ООО «ФСА», fsa3d.com
Визитек Интегрированная система обеспечения безопасности работ (ИСОБР) — модульный VR-система для создания тренажеров по автоматизации процессов ОТиПБ. С помощью VR-технологий воссоздаются производственные объекты и сценарии обучения людей действовать в нештатных ситуациях, анализировать человеческие и эксплуатационные ошибки, выявлять корневые причины инцидентов. TRL — 4 ООО «Визитек», visitech.ru
SIKE Программное обеспечение обучающих систем с виртуальной реальностью для промышленности, медицины, ЖКХ и др. TRL — 4 SIKE Studio, e-learn.sike.ru
PraxisVR Учебные тренажеры и симуляторы в виртуальной реальности для отработки навыков (hard/soft skills) TRL — 5 PraxisVR, praxisvr.net
X-Reality Конференц-зал Учебные тренажеры и симуляторы в виртуальной реальности для отработки навыков (hard/soft skills) Система взаимодействия в виртуальном пространстве с функциями распознавания движений, жестов пользователя при использовании широко доступного VR оборудования и воспроизведение в визуальном пространстве поведения и реакции в многопользовательском сетевом режиме. Пользователи видят друг друга, взаимодействуют друг с другом посредством XR-аватаров (проекций реального человека) и воспроизводящие в 3D лицо пользователя по загруженной фотографии. TRL — 5 ООО «Лайка Интеллект», vr.laikaintellect.ru
Маркетплейс VR/AR-контента
Luden.io Платформа для создания интерактивных VR-визуализаций для популяризации знаний для широкого потребителя. В игровой форме в VR-формате определенные знания доносятся до целевой аудитории, стимулируя продолжение процесса усвоения знаний за счет позитивной эмоциональной окраски процесса. Контент адаптирован на широкий круг VR-платформ. Выпущено 2 игры: InMind VR, InCell VR. TRL — 9 ООО «Нивал ВР», luden.io
Платформа для создания VR/AR-контента
Платформа iVariant Varwin Инструментарий для создания/изменения контента для образовательных продуктов с технологией виртуальной реальности («power point» для иммерсивных материалов и уроков), доступная для использования учителем. TRL — 6 ООО «ОМВ», ivariant.pro varwin.com
Платформа EV Toolbox Инструментарий для создания контента для образовательных проектов на базе технологии дополненной реальности. TRL — 6 ООО «Элиговижн», eligovision.ru
Платформа UniVRsity Платформа для создания онлайн-курсов с применением VR/AR-технологий, позволяющая пользователю собрать обучающий курс с элементами VR/AR без специальных навыков программирования. Платформа является открытой, содержит конструкторы сценариев, реализуется в рамках digital-проекта «Виртуальный университет 4,0». Созданы на платформе онлайн-курса «История и технологии выживания», VR-занятие «Изучение строения кожи». TRL — 6 Томский госуниверситет, tsu.ru; компания Rubius, rubius.com
Маркетплейс образовательного VR/AR-контента
Платформа STEM Программно-аппаратный комплекс и платформа образовательного VR-контента виртуальной лаборатории по химии с использованием VR-технологии, предназначенной для дополнения функционала и возможностей школьной лаборатории по химии. Предусмотрена система отслеживания действий каждого пользователя, а также создания учителем новых лабораторных работ без привлечения IT-специалиста. Разработан комплекс методических материалов преподавания, направлено на использование для школьного и средне специального образования. TRL — 6 Центр НТИ ДВФУ по VR/AR, STEM-Games
MEL science Платформа образовательного VR-контента с визуализацией химических опытов и процессов. Распространяется в комплексе с материалами для физического проведения опытов для широкой аудитории потребителей и для школьного образования. TRL — 8 ООО «МЕЛ Саенс», melscience.com
Платформа Modum Lab Платформа образовательного VR-контента для школьных уроков с практикой. Разработки системы и методики для диагностики знаний школьников по химии за 8–9 и 10–11 классы (для проведения диагностик МЦКО). TRL — 7 ООО «Модум Лаб», modumlab.com
Прикладные технологии для промышленности Проектирование и приемка макетов в VR/AR
VR Concept