Вертикальный SaaS стал перспективной нишей

18.11.2019, Пн, 17:34, Мск , Текст: Иван Петров

pier5693141920_200x120.jpg

Если верить аналитикам, рынок SaaS поделен между полудюжиной гигантов, и кажется, что места для небольших компаний на нем практически нет. Однако если найти возможность предложить клиенту новый подход к решению его проблем, то появляется шанс создать успешный бизнес.

В поисках места под солнцем

Microsoft, Salesforce, Oracle, SAP и IBM — вот, пожалуй, первые компании, имена которых приходят на ум большинству ИТ-специалистов, когда речь заходит о поставщиках программного обеспечения, распространяемого по модели SaaS. И, на первый взгляд, может показаться, что рынок облачного ПО настолько насыщен предложениями крупных игроков, что пытаться соперничать с ними небольшим компаниям просто бессмысленно. Однако чем прибыльнее рынок, тем сложнее методы борьбы за потребителя, и конкурентным преимуществом становится не только качество или стоимость продукта, но и новый подход к созданию ПО под конкретные потребности клиентов.

Термин «вертикальный SaaS» вошел в обиход с появлением компаний, разрабатывающих программное обеспечение под конкретную отрасль. В отличие от классических «горизонтальных» игроков поставщики вертикальных SaaS-решений готовы предложить клиенту облачные сервисы, адаптированные под его сферу деятельности — строительство, здравоохранение, банковскую сферу или сами информационные технологии. Из-за ориентации на конкретные рынки вертикальные SaaS-приложения называют «отраслевыми облаками».

Одна из самых известных компаний на этом рынке — Infor (капитализация более $10 млрд), которая начала специализироваться на создании нишевых решений полтора десятка лет назад, когда облаков еще не было, но потребность в кастомизированных решениях уже существовала. Среди других лидеров «вертикального рынка» можно назвать Veeva (поставщик ПО для фарм-компаний, капитализация — около $25 млрд), Guidewire (ПО для страхового сектора, около $9 млрд), Outcome Health (ПО для врачей, $5 млрд), Opentable (ПО для бронирования мест в ресторанах, $2,6 млрд), Fleetmatics (ПО для отслеживания местоположения транспортных средств, $2,4 млрд).

От космических кораблей до лечебной марихуаны

Означает ли такой успех отраслевых поставщиков ПО как услуги, что в скором времени все SaaS-решения, предлагаемые на рынке, станут вертикально-интегрированными? И стоит ли гигантам вроде SAP и Oracle опасаться за свое будущее? Исследования, проводимые американским венчурным фондом Bowery Capital показали, что ответ на вопрос очень зависит от отрасли. Например, в последнем исследовании среди самых перспективных рынков для вертикальных облаков названы транспорт и логистика, производственное оборудование и выращивание легальной марихуаны (она разрешена в ряде стран для лечебных целей). А самыми «тяжелыми», из-за высокой конкуренции, — рынки строительства и проектирования, энергетики и юридических услуг.

Оценка перспективности различных рынков для вертикального SaaS

vertikalnyjsaasrus.jpg

Как полагают аналитики, поставщикам «отраслевых SaaS-решений стоит сосредоточиться на транспорте, дронах, производственном оборудовании и… марихуане

Источник: Bowery Capital, 2019

Также аналитики Bowery Capital назвали отрасли, в которых, по их мнению, потребность в вертикально-интегрированном ПО еще только начинает формироваться. Это космическое приборостроение, индустрия развлечений, испытывающая взрывной рост стриминговых сервисов, некоммерческий сектор с растущим запросом на фандрайзинг-платформы и сектор гостехнологий, активно развивающий «умные города», аналитику больших данных и блокчейн.

А что в России?

Дмитрий Бородачев, технический директор IBS DataFort, полагает, что «вертикальный SaaS» будет востребован в России. «Спрос на вертикальные SaaS решения в России растет, — говорит он. — Например, в медиаотрасли есть четко выраженная потребность в специализированном сервисе виртуальных рабочих столов на базе графических процессоров и соответствующее специализированное хранилище данных. Для ритейла с реальными магазинами будет спрос на «умное видеонаблюдение» из облака. Для разработчиков ПО уже сейчас нужны платформы DevOps в облаке».

«В России и СНГ также развивается ряд компаний, успешно осваивающих вертикальный SaaS в самых разных областях», — считает стратегический партнер стартапа Miraworks.io Константин Великотский. — «К примеру, мы в Miraworks предлагаем онлайн-конструктор сетевой инфраструктуры для ИТ-специалистов, совмещающий функционал Visio, Excel и конфигураторов вендора. Хорошо известна Veeam — международная компания с российскими корнями, вошедшая недавно в рейтинг Forbes Cloud 100, которая оказывает услуги резервного копирования и управления данными. Сервис «Мой склад» предлагает облачные решения для управления торговлей и складского учета, Improvado — услуги по агрегации маркетинговых данных». Поскольку около половины российского ИТ-экспорта приходится на разработку и тестирование программного обеспечения, то, как считает Константин Великотский, это дает основание полагать, что экспортный потенциал есть у многих поставщиков «вертикального SaaS».

Руководитель группы развития продуктовых инноваций «Крок» Максим Егоров также уверен, что у отраслевых SaaS-решений большой будущее, поскольку именно они обеспечивают быструю адаптацию предприятий к меняющимся условиям. Однако он указал и на возможные негативные последствия такой востребованности. «Обратная сторона медали заключается в том, что популярность вертикальных SaaS-решений приводит к переполнению рынка конкурирующими продуктами, — говорит Максим Егоров. — Особенно заметно это, например, в сегменте голосовых роботов. Заказчики сталкиваются с проблемой отбора и проверки продукта, без которых есть риск столкнутся с негативными последствиями для бизнеса, вызванными незрелостью решения».

Очевидно, что с трендом на цифровую трансформацию целых отраслей, количество «единорогов» среди поставщиков вертикального софта будет стремительно расти. В этих условиях традиционным игрокам рынка SaaS придется сосредоточиться либо на развитии собственного отраслевого ПО, либо на поглощении «вертикально-ориентированных» конкурентов. Или, как чаще всего бывает, комбинировать эти стратегии.


Полный текст статьи читайте на CNews