Человеческий разум: существует ли предел знаний?
Несмотря на огромный прорыв в развитии науки в последние сто лет, нам все еще очень далеко до полного понимания природы. Ученым не только не удается найти священный Грааль физики, объединяющий очень большое (общая относительность) с очень маленьким (квантовая механика) — им все еще не известно, из чего состоит большая часть Вселенной. «Теория всего» продолжает от нас ускользать, так же как и другие нерешенные загадки, например, каким образом из материи появляется сознание.
Сможет ли когда-нибудь наука дать ответы на все эти вопросы? Человеческий мозг — это продукт слепой и неуправляемой эволюции. Он был создан для решения практических задач, связанных с выживанием и размножением, а не для того, чтобы разгадывать тайны Вселенной. Такая точка зрения заставила некоторых философов принять любопытную пессимистическую теорию, согласно которой существуют вещи, которые мы никогда не сможем понять. Следовательно, однажды наука подойдет к жесткому пределу –, а может быть, это уже произошло.
Некоторые вопросы обречены навсегда остаться в категории, которую американский лингвист и философ Ноам Хомский (Noam Chomsky) назвал «тайнами». Но верен ли этот аргумент? Представим, что человеческий мозг не был запрограммирован на то, чтобы понять свое происхождение, однако каким-то образом нам это удалось. Возможно, пессимисты что-то упускают?
Аргументы мистерианства
Сторонники философского направления под названием «мистерианство» (от англ. «mystery» — тайна) придают основное значение биологическим аргументам и аналогиям. В своей фундаментальной работе «Модулярность сознания» философ Джерри Фодор (Jerry Fodor) заявил, что «существуют мысли, к которым мы не подготовлены».
Аналогичным образом, философ Колин Макгинн (Colin McGinn) утверждает, что в отношении некоторых проблем наш разум испытывает «когнитивную закрытость». Точно так же как кошки или собаки никогда не поймут простых чисел, человеческий мозг может быть закрыт от постижения некоторых «чудес», разгадки которых просто недоступны нашему разуму.
Если Макгинн прав и наш мозг не способен решать определенные задачи, нет смысла даже пытаться это сделать, поскольку мы будем постоянно находиться в состоянии заблуждения. Философ убежден, что это является идеальным естественным решением проблемы разум-тело, однако человеческий мозг никогда его не найдет.
Непостижимые теории
Сторонники мистерианства обычно выставляют проблему когнитивных границ в жестких, черно-белых рамках — или мы можем решить проблему, или она навечно остается для нас загадкой. По их мнению, в какой-то момент человеческое любопытство внезапно натолкнется на метафоричную кирпичную стену, после чего мы будем вечно находится в состоянии непонимания.
Тем не менее, в мистерианстве допускается есть еще одна возможность — медленно снижающийся эффект. В этом случае достижение предела познания может ощущаться не как удар о стену, а как погружение в трясину. Мы будем замедляться, даже прилагая все больше усилий, однако дискретной точки, после которой дальнейшее развитие будет невозможным, не подразумевается.
А что если правильный ответ на вопрос найден, но остается непостижимым? Приверженцы мистерианства часто объединяют эти две возможности. Например, это можно сказать о теории квантовой механик словами физика Ричарда Фейнманна (Richard Feynmann):
«Думаю, я могу с уверенностью сказать, что никто не понимает квантовой механики».
Являются ли люди «когнитивно закрытыми» для кантового мира? Согласно квантовой механике, частицы могут находиться в двух местах одновременно или случайно возникать из пустого пространства. Хотя понять это чрезвычайно сложно, квантовая теория выдает невероятно точные прогнозы. Феномен «квантовой запутанности» был подтвержден в ходе нескольких экспериментов, и сейчас ученые создают на основе этой теории приложения.
Сторонники мистерианства склонны забывать, насколько непостижимыми казались некоторые теории, когда они возникли. Наше сознание не было готово воспринять, что Земля круглая и вертится или что микроскопические организмы способны убить человека — и это дает повод для оптимизма.
Расширение границ разума
Но способен ли наш маленький мозг ответить на все вопросы и понять все проблемы? Это зависит от того, что мы имеем в виду — голый, лишенный помощи мозг или дополнительное использование технологий. При помощи одного мозга мы не сможем сделать множества вещей. Однако человек разумный умеет изготавливать инструменты, в число которых входят и когнитивные.
К примеру, без использования инструментов наши органы чувств не смогут определить ультрафиолетовый свет, ультразвуковые волны, рентгеновские лучи или гравитационные волны. Однако при помощи соответствующих технологий это становится возможным. Такие устройства, как рентгеновская пленка и счетчик Гейгера расширяют возможности нашего разума, «переводя» физические процессы в формат, который могут воспринять наши органы чувств.
Таким образом, в отношении чувственного восприятия мы «закрыты» для ультрафиолетового света, однако только до тех пор, пока не прибегаем к помощи дополнительного оборудования.
Аналогичным образом мы используем физические объекты (например, бумагу или карандаш) для повышения способности нашего мозга к запоминанию. По мнению британского философа Энди Кларка (Andy Clark), наш мозг буквально выходит за пределы головы в форме ноутбуков, компьютеров, карт и ящиков с картотеками.
Еще одной фантастической технологией расширения разума является математика, позволяющая нам представлять модели, о которых один мозг не мог даже думать. Например, ни один ученый не мог представить возможности создания ментальной репрезентации всех сложных взаимопроникающих процессов, формирующих нашу климатическую систему. Именно поэтому были созданы математические модели и компьютеры.
Общие знания
Очень важно то, что мы можем расширять свой разум, соединяя его с разумом других людей. Целое поколение мозгов намного умнее, чем один изолированный мозг.
Нет никакого сомнения в том, что ни один ученый не сможет разгадать загадки космоса в одиночку. Но коллективно это становится возможным. Как писал Исаак Ньютон, он мог видеть дальше, «стоя на плечах великанов». Объединяя свои знания, ученые могут расширить масштаб понимания и достичь гораздо большего.
Сегодня все меньше людей понимают то, что происходит на переднем фланге теоретической физики (даже сами ученые-физики). Объединение квантовой механики и теории относительности по-настоящему пугает, иначе ученые давно бы это сделали.
То же самое можно сказать о нашем понимании того, каким образом человеческий мозг порождает сознание. Но правильно ли считать, что эти проблемы навсегда останутся нерешенными? Или что сложности, с которыми мы сталкиваемся, думая о таких вопросах, никогда не уменьшатся?
Представители мистерианства призывают поверить в существование категории вопросов, понятных человеку, но ответы на которые навсегда останутся недоступными. Существует ли такая вероятность?
Мысленный эксперимент
Проведем небольшой мысленный эксперимент. Представим, что около 40 000 лет назад нашу планету посетили инопланетяне с целью подготовки научного доклада о когнитивном потенциале людей. Смогут ли эти странные приматы узнать о структуре Солнечной системы, кривизне пространства-времени или даже о собственной эволюции?
Хотя населяющие тогда нашу планету люди обладали достаточно глубокими знаниями об окружающих их животных и растениях, научной деятельности не существовало. Не было математики, письма, искусственных приборов, расширяющих наши способности, и практически все предположения о структуре мира были неверными. Люди не знали о настоящих причинах, вызывающих стихийные бедствия, болезни, о небесных светилах или смене сезонов и других природных явлениях.
Вероятнее всего, инопланетяне предположили бы, что население нашей планеты не справится с поставленной задачей, но они оказались бы абсолютно не правы. Биологически сейчас мы не отличаемся о тех, кем были 40 000 лет назад, но нам известно о бактериях и вирусах, молекулах ДНК, черных дырах, электромагнитном спектре и огромном количестве других странных и когда-то непостижимых вещей. Наш разум «достиг» объектов, находящихся на расстоянии миллионов световых лет от Земли, и крошечных частиц, не воспринимаемых органами чувств. При помощи различных технологий и инструментов люди значительно расширили познание мира.
Биология — не приговор
Такой мысленный эксперимент можно считать разгромом пессимистической теории о пределе человеческих знаний. Кто знает, какие еще расширяющие разум приборы мы изобретем, чтобы превзойти свои биологические пределы? Биология — это не приговор. Если посмотреть, чего мы уже достигли, все заявления о когнитивной закрытости окажутся примитивными.
В одном из своих печально-известных заявлений об Ираке бывший министр обороны США Дональд Рамсфелд (Donald Rumsfeld) разделил две формы неведения: «известное неизвестное» и «неизвестное неизвестное». К первой категории относятся вещи, о которых мы знаем, но не можем объяснить. Мы можем задавать о них правильные вопросы, но не способны найти ответы. Также существуют вещи, о существовании которых нам не известно — пока об этих вещах мы не можем даже спросить.
Конечно, нельзя исключать вероятность того, что такое «неизвестное неизвестное» существует и что мы можем никогда о нем не узнать, поскольку по каким-то (неизвестным) причинам человеческий мозг не способен справиться с этой задачей. Тем не менее, вряд ли изначально стоит делать выводы о том, что они навсегда останутся тайной.
Источник
Полный текст статьи читайте на Компьютерра