Валерий Шоржин, «ВымпелКом»: Экосистемы и цифровые продукты должны строиться на фундаменте основного телеком-бизнеса

beeline600.jpg

13.01.2021, Ср, 11:30, Мск

Надежная сетевая инфраструктура для оператора связи — это краеугольный камень в основании всех стратегий цифровизации бизнеса. О результатах последовательного наращивания инвестиций в строительство и в оптимизацию телекоммуникационной инфраструктуры «Билайн», а также о причинах инсорсинга в компанию ключевых технических функций, в интервью CNews рассказал Валерий Шоржин, исполнительный вице-президент компании «ВымпелКом» по технике.

«Билайн» достаточно уверенно чувствует себя в финтехе»

CNews: «ВымпелКом» в последние годы занимается преимущественно наращиванием сети. Можно ли из этого сделать вывод, что вы позиционируете себя в первую очередь как оператор связи, а не поставщик экосистемных продуктов, как делают многие ваши конкуренты?

Валерий Шоржин: Компания довольно долго экспериментировала с разными операционными моделями, однако через какое-то время мы поняли, что прежде всего мы должны вернуть себе утраченные позиции как оператор связи. Соответственно, как оператор мы должны предоставлять качественные услуги абоненту там, где они ему нужны. В противном случае абонент перейдет к другому оператору. Понимая, что в последние годы потребности пользователей во всем мире связаны с передачей данных, «ВымпелКом» активизировал строительство сетевой инфраструктуры. В период с 2018 по 2019 гг. количество базовых станций четвертого поколения увеличилось в сети «Билайн» вдвое — с 25 тыс. до 50 тыс., а за девять месяцев 2020 г. их количество выросло еще на 21%. Соответственно, выросло и количество абонентов, пользующихся услугами 4G. А если говорить о росте сети всех поколений, включая 2G и 3G, то у нас за этот год он составляет 11%.

CNews: Как добавление в сеть базовых станций влияет на опыт пользования услугами передачи данных, голосовыми услугами?

Валерий Шоржин: Мы подключаем к сети базовые станции стандарта LTE Advanced, на оборудовании 5G ready. На сегодняшний день это наиболее зрелая и эффективная для передачи данных технология, которая, к тому же, поддерживается всеми производителями смартфонов. Средней скорости передачи данных 20 Мбит/с, которую предоставляет абоненту нагруженная базовая станция LTE Advanced, достаточно для работы с любыми сервисами.

А на практике у «Билайн» в Москве есть участки, где даже на нагруженной сети этого стандарта данные поступают к абоненту со скоростью 300 Мбит/с. (В «поле» во время испытаний мы получали и 370 Мбит/с, и это, конечно, очень много). При этом скорость от абонента, которая важна, к примеру, для видеосервисов, таких, как Zoom, у нас тоже существенная — от 10 Мбит/с до 30 Мбит/с.

Надо сказать, что мы не гонимся за рекордными скоростями, важнее обеспечить непрерывность и стабильность работы сервисов по всему пути следования абонентов.

Валерий Шоржин: У «Билайн» в Москве есть участки, где даже на нагруженной сети стандарта LTE Advanced данные поступают к абоненту со скоростью 300 Мбит/с

Что касается передачи голоса, то изначально стандарт 4G голосовые сервисы не поддерживал, поэтому для того, чтобы передавать речевую информацию мировое телекоммуникационное сообщество сделало над собой усилие и разработало технологию Voice over LTE, VoLTE. По сути, это продвинутая IP-телефония, которая обеспечивает высокое качество передачи голоса. Когда, используя VoLTE, разговариваешь с собеседником, создается впечатление, что он стоит рядом: голос передается без всяких искажений. В Москве этот сервис уже доступен нашим абонентам, в недалеком будущем VoLTE появится во всех городах нашего присутствия.

CNews: Активное строительство сети уже как-то отражается на позициях «Билайн» в конкурентной борьбе с другими телеком-гигантами российского рынка?

Валерий Шоржин: Сегодня практически все игроки на телекоммуникационном рынке пытаются либо строить экосистемы вокруг своих брендов, либо расширять присутствие в сегменте цифровых продуктов. Мы убеждены в том, что, не имея здорового фундамента, то есть качественного и привлекательного для абонентов core-бизнеса, реализовать ни одну из этих стратегий невозможно.

Вместе с тем, надо понимать, что развитие сети связи, повышение качества сетевой инфраструктуры — важное направление обновленной стратегии компании «ВымпелКом», но далеко не единственное. Она нацеливает «Билайн» стать более клиентоцентричным, таким, чтобы путь абонента, который начинается с заключения договора с нами как с оператором, был максимально удобным. А для этого требуется не только повышение качества сети, но и процессов обслуживания, а самое главное — совершенно другой менталитет наших сотрудников.

У нас есть достижения не только в области технического развития. Чтобы быть уверенными, что нашим абонентам никто не навязывает дополнительные сервисы, мы ввели строжайшие нормы работы с контент-провайдерами.

CNews: А насколько уверенно «Билайн» чувствует себя сегодня в смежных с Core-бизнесом областях?

Валерий Шоржин: Если говорить о смежных областях, то мы, безусловно, сильны в том, что касается больших данных. У нас в активе множество сервисов, позволяющих компаниям извлекать из них ценность, а также опыт разработки решений в этой сфере в интересах крупных компаний. Кроме того, «Билайн» достаточно уверенно себя чувствует в финтехе, где выступает в партнерстве с «Альфа-Банком». На мой взгляд, у нас хорошие, удобные карточные продукты — электронные и банковские карты. Они достаточно глубоко связаны с нашим core-бизнесом, то есть имеют самостоятельную потребительскую ценность.

Неплохо выступаем мы и на смежных рынках, связанных с распространением контента, — интерактивного телевидения, video-on-demand. И, конечно же, у «Билайн» очень хорошие позиции на корпоративном рынке. Помимо широкого портфеля готовых продуктов для бизнеса, мы помогаем компаниям решать их специфические задачи: выступаем разработчиками и интеграторами в самых разных областях, начиная от модного сейчас интернета вещей, и заканчивая сложными проектами, решающими специфические бизнес-задачи.

«Не помню такого роста голосового трафика за все время работы в телекоме»

CNews: Как ограничительные меры, связанные с противодействием пандемии коронавируса, повлияли на планы строительства сети «Билайн»?

Валерий Шоржин: Нам повезло, что изначально в бюджете 2020 года были запланированы рекордные за последние 5 лет инвестиции в модернизацию сети. И все что нам пришлось делать в возникших условиях неопределенности — это правильно и своевременно их балансировать и перераспределять. Так, нам пришлось существенно модернизировать нашу фиксированную сеть — сеть широкополосного доступа и оптимизировать транспортную сеть: многие наши абоненты из центра Москвы уехали на самоизоляцию в глубокое Подмосковье, где сети были не так развиты.

Конечно, нам пришлось столкнуться со связанными с локдаунами и ограничениями доступа на некоторые объекты, возникали проблемы с завозом оборудования: производство в мире вставало примерно на 2 месяца. Сначала останавливалась работа фабрик в Китае, потом в Европе. Тем не менее, результаты 9 месяцев работы компании «ВымпелКом» позволяют с уверенностью сказать, что, несмотря на все трудности, планы, которые мы изначально намечали на этот год, будут выполнены.

CNews: Какие изменения в загрузке сетевой инфраструктуры Билайн, вызванные мерами по борьбе с коронавирусом, вы можете отметить?

Валерий Шоржин: Чем первая волна пандемии мне запомнилась? За время моей работы в телекоме я не помню такого роста голосового трафика. По количеству звонков и по нагрузке на телефонную сеть первые часы после второго выступления президента были для нас, как три 8 марта. И очень приятно отметить, что сеть «Билайн» выстояла, все работало и в изменившихся обстоятельствах наши абоненты сохранили возможность получать услуги. Не зря мы много работали над расширением емкости всех своих сетей — мобильной, фиксированной, телефонной.

Отмечу также, что вследствие пандемии у нас изменился профиль абонента: на 50% вырос трафик мессенджеров, увеличился трафик сервисов удаленной совместной работы, таких, как Zoom или Skype. Это с одной стороны. С другой стороны, мы видим, что абоненты «Билайн» значительно больше стали обращаться к развлекательным сервисам. К примеру, только трафик на сайты знакомств вырос на 20%. За время действия строгих ограничений люди привыкли заказывать продукты в интернете, как следствие, трафик к сервисам электронной торговли в нашей сети вырос и остался на новом значении. Иными словами, можно констатировать, что пандемия коронавируса изменила потребительское поведение абонентов.

А в целом я считаю, что и мы, и наши коллеги по цеху, — вся индустрия приняла этот вызов и успешно прошла проверку на прочность

«Хотим самостоятельно проектировать и строить сети»

CNews: В конце ноября компания «ВымпелКом» объявила об изменении операционной модели развития сети. Какие технические функции из переданных в 2017 году на аутсорсинг компаниям Nokia и Huawei вернутся к «Билайн»?

Валерий Шоржин: Мы взяли на себя три группы услуг, из тех, которые все это время оказывали нам наши партнеры. К первой отнесли функции, позволяющие нам как оператору получить конкурентные преимущества на рынке: планирование сетей, их строительство и оптимизацию. Во вторую группу включили функции, аутсорсинг которых не очень эффективен. В качестве примера тут можно привести управление арендой. Передача этой функции на аутсорсинг ведет к существенному увеличению документооборота, который нужно дополнительно контролировать. И наконец, третья группа функций включает в себя компетенции, влияющие на скорость нашей реакции. Любое изменение в крупном сложном контракте требует время на согласование условий, на их утверждение.

Таким образом, на наше решение о переходе к новой операционной модели развития сети повлияли желание быть быстрее и предоставлять качественные услуги, то есть те, которые больше соответствуют потребностям абонентов.

Валерий Шоржин: Мы ценим и бережем наше партнерство со всеми ведущими игроками на рынке 5G

В структуру «Билайн» мы возвращаем планирование сети, управление строительством и контроль за эксплуатацией: машиной легче управлять, когда видишь приборы. А наши партнеры, компании Nokia и Huawei, которые сделали достойную работу, продолжат выполнять функции линейно-технического обслуживания сайтов сети и их эксплуатации.

CNews: Что будет с инженерами, которых когда-то компания «ВымпелКом» из своей структуры перевела в Nokia и Huawei?

Валерий Шоржин: Мы рассматриваем этих сотрудников как кадровый источник и готовы принять около 1600 человек обратно, если, конечно, они сами этого захотят. Мы сделаем этим специалистам предложение перейти на работу к нам, и очень рассчитываем, что они его примут. «Билайн» — это огромная сеть, которую нужно развивать и оптимизировать, и люди с опытом работы в крупных международных компаниях, с соответствующими знаниями и компетенциями, нам очень нужны.

CNews: Перевод важнейших технических функций с аутсорсинга на инсорсинг как-то скажется на абонентах?

Валерий Шоржин: Новая операционная модель позволит нам повысить качество, поскольку оно во многом зависит от планирования и строительства сети, а кроме того от способности оператора быстро устранять аварии и минимизировать их влияние. А переход функций планирования и эксплуатации в структуру «Билайн» позволит проектировать и строить сети таким образом, чтобы аварийные ситуации не приводили к деградации сервисов благодаря переключению нагрузки на резервные направления. Так что наши абоненты от смены операционной модели только выиграют.

CNews: Как, по вашему, отказ от части услуг Huawei и Nokia скажется на сотрудничестве «Билайн» с этими производителями телекоммуникационного оборудования в сфере 5G?

Валерий Шоржин: Мы ценим и бережем наше партнерство со всеми ведущими игроками на рынке 5G и рассчитываем, перестроившись в одном проекте, продолжить работать в предыдущей конфигурации в других. С каждым из поставщиков 5G оборудования (Huawei, Nokia, Ericsson) у нас много совместных проектов в разных сегментах сети «Билайн». И, по нашему мнению, такая реконфигурация уберет некоторую недосказанность из наших отношений.

«SON повышает клиентские скорости на 30%»

CNews: Вы используете системы SON?

Валерий Шоржин: Современные сети подвижной связи очень сложны. В каждом поколении ими используются сразу несколько диапазонов частот. Например, только для услуг 4G в сети «Билайн» задействованы частотные диапазоны 800 МГц, 1800 МГц, 2100 МГц и 2600 МГц. К тому же, базовые станции тоже стали сложными в управлении: у каждой из них есть тысяча параметров, отвечающих за настройки. Поскольку человеку все трудней держать эту информацию в голове, ему на помощь пришли системы SON, которые в реальном времени с учетом меняющихся внешних условий управляют настройками базовых станций, изменяют конфигурацию и размеры сот, буквально следуя за абонентами. Благодаря такой динамической балансировке нагрузки на секторах, обеспечивается более рациональное использования ресурса сети, а, следовательно, и качество работы повышается.

СNews: Чем система нового поколения, которую в этом году внедрил «Билайн» в трех крупных городах, отличается от SON предыдущего поколения?

Валерий Шоржин: Поменялась сама технология, которой управляет система SON: сейчас это LTE Advanced. В новом поколении SON появилась функциональность, позволяющая объединять ресурсы разных диапазонов LTE в один широкий канал для того, чтобы передавать данные со скоростью 370 Мбит/с на абонента.

В целом эти системы стали умнее, в их составе появилось множество разных модулей, имеющих возможность работать автономно, потому что SON — это обучаемая система. Здесь можно не бояться таких громких слов, как искусственный интеллект: система учится на реальной сети. Я для себя представляю SON как электронного регулировщика дорожного движения. Он делает так, чтобы по дорогам как можно большее количество машин могло проехать за счет того, что он правильно балансирует между различными примыкающими дорогами. После обучения SON нового поколения можно убрать из цепочки обучения человека-эксперта: она начинает действовать самостоятельно.

CNews: Каковы первые результаты внедрения «Билайн» SON и ваши ближайшие планы в отношении этой системы?

Валерий Шоржин: В 2020 году мы вместе с нашим партнером в трех крупнейших регионах (Москва, Санкт-Петербург, Краснодар) прошли путь первоначального обучения и запуска систем SON в автоматическую работу. И надо сказать, результат получен достаточно приличный. Клиентские скорости в этих трех регионах примерно на 30% выросли. Кроме этого, часть других параметров, которые не менее важны, чем скорость, то есть непрерывность, обрывы соединений, тоже существенно улучшены. И поэтому у нас уже в планах и этого года, и следующего года тиражирование системы SON по всей территории России. В ближайших планах у нас Казань, а затем у нас запланировано ее внедрение сначала в крупных городах.

«В тренде — телемедицина и облачный гейминг»

СNews: «ВымпелКом», как и другие операторы, занимается развитием 5G в России. Недавно вы протестировали сеть пятого поколения на беспилотных БелАЗах на угольном разрезе в Хакасии. Каковы перспективы 5G именно для телеком-отрасли?

Валерий Шоржин: Мы ищем источники средств на внедрение этой новой и, безусловно, очень перспективной технологии. Есть понимание, что у оператора таких источников может быть только два. Первый — это инновационные цифровые сервисы в интересах крупных заказчиков, а второй — значительное повышение эффективности, грубо говоря, двукратное уменьшение стоимости передачи одного бита абоненту.

Сейчас уже есть понимание перспективности схем b2b2c, в которых оператор предоставляет заказчику решения, на основе которых он предлагает какие-то не телекомовские сервисы своим клиентам. И в этом направлении мы вместе с партнерами пытаемся нащупать возможные в разных индустриях кейсы, протестировать их, а затем посчитать и понять, какой из них имеет право на тиражирование. Так мы с пилотными 5G проектами зашли и в область телеметрии, и в область управления крупными карьерными самосвалами.

CNews: В каких еще областях, на каких рынках решения и сервисы 5G будут востребованными и быстро окупятся?

Валерий Шоржин: Понятно, что в новых условиях должна получить второе дыхание в телемедицина. Очень большие надежды мы возлагаем на рынок облачного гейминга: в этой индустрии крутятся огромные деньги, а в сетях 5G мы впервые сможем обеспечить мобильным пользователям возможность играть на таких же высоких скоростях и с такими же сверхнизкими задержками, как при проводном подключении.

Высокий потенциал имеют сервисы на основе виртуальной и дополненной реальности, прежде всего в таких индустриях, как туризм и образование. Последнее оказалось плохо готовым к удаленке. Например, до сих пор мало кто понимает, как дистанционно принимать экзамены, чтобы студент не списывал. В принципе, очки с виртуальной реальностью и с контролем, чтобы учащийся их не снимал, наверное, одна из возможностей. Вообще понятно, что для удаленного формата обучения нужен особый образовательный контент, позволяющий ученикам и студентам не только получать знания, но и приобретать навыки. И решения на основе технологий виртуальной и дополненной реальности в сетях 5G позволят это сделать.

CNews: В стратегии всех операторов особый фокус всегда был на Москву. Что происходит сейчас с московской сетью?

Валерий Шоржин: Тут мы очень хорошо отстроились. В Москве за девять месяцев было построено больше 5 тыс. новых базовых станций, большая часть из которых LTE Advanced. Как я уже сказал, столица у нас в передовиках в части оптимизации — тут уже действует система SON нового поколения. Благодаря ей и рефармингу — переводу диапазона 2100 МГц в LTE —абонентам «Билайн» стал доступен дополнительный частотный ресурс.

Ну и, безусловно, я не могу не сказать о том, что мы организовали 4G покрытие всех станций московского метрополитена, а сейчас активно работаем над обеспечением нашей связью тоннелей. Уже сейчас абоненты «Билайна» могут смотреть сериалы на всех ветках метро. А уже в следующем году мы сделаем так, чтобы можно было сесть на одной конечной станции, включить «Билайн ТВ» или Netflix или какой-то другой видеосервис и доехать до противоположного конца ветки без прерываний просмотра.


Полный текст статьи читайте на CNews