Увлечение селфи меняет наши воспоминания
Замечали ли вы, что в последнее время при посещении музеев и осмотре достопримечательностей люди стремятся не рассматривать произведения искусства и памятники, а фотографироваться на их фоне? В картинных галереях мы все чаще видим не картины, а толпы людей, делающих селфи. Чем объяснить повальное увлечение? Возможно, таким образом люди стараются лучше запомнить посещенные места?
Едва ли не самым важным результатом отпуска для многих людей сейчас являются сотни, если не тысячи сделанных фотографий — мы стремимся запечатлеть все детали и опубликовать их в соцсетях. Но задумывались ли вы, каким образом это может повлиять на наши воспоминания о прошлом и восприятие самих себя? Попробуем разобраться.
К сожалению, психологических исследований на эту тему очень мало. Однако все-таки кое-что нам известно — мы используем смартфоны и новые технологии в качестве архива для наших воспоминаний. В принципе, в этом нет ничего необычного — люди всегда обращались к внешним источникам для получения и сохранения знаний и воспоминаний.
Раньше для этого, главным образом, использовалось письмо. Исторические записи представляют собой некое общее внешнее воспоминание. Записи о миграциях, переселениях и сражениях помогают народам узнать свою историю и происхождение. В жизни одного человека такую функцию выполняют дневники.
Эффекты памяти
Сегодня мы очень мало используем ресурсы своей памяти, доверяя большое количество информации облачным хранилищам. Стоит ли говорить о выученных наизусть стихах, если даже самые важные события своей жизни мы записываем в свои телефоны. Мы не пытаемся запоминать дни рождения родных и близких, полагаясь на напоминания в смартфоне. Вместо того чтобы вспомнить, что мы ели на чьей-то свадьбе, мы прокручиваем фото в поисках снимков красиво сервированного стола.
Мало кто задумывался над тем, что все имеет очень серьезные последствия. Фотографирование того или иного процесса вместо участия в нем влечет за собой плохое запоминание события — мы отвлекаемся от самого процесса, концентрируясь на картинке. Аналогично, в своих воспоминаниях мы также начинаем полагаться только на фото. Однако память есть и будет необходимой частью нашей жизни, и она очень важна во многих жизненных сферах, например, в процессе обучения. Существуют доказательства того, что передача практически всей информации и воспоминаний облачному хранилищу может навредить нашей способности запоминать.
С другой стороны, не все так плохо. Несмотря на заявления некоторых исследователей о том, что новые технологии хранения делают нас глупее, на самом деле все не совсем так. Наши навыки и умения не исчезают, а меняются — от способности запоминать мы переходим к способности управлять способом запоминания. Это называется метопознанием (осознание своих психических процессов), которое также является очень важным качеством в процессе обучения — например, при планировании того, что и как мы будем изучать. Кроме того, существуют реальные и надежные доказательства того, что внешняя память, в том числе селфи, может помочь людям с нарушениями памяти.
Однако, если фотографии в некоторых случаях и могут помочь людям вспомнить события, эти воспоминания могут быть ограниченными, а иногда и неправильными. Мы можем четко запомнить, как выглядел тот или иной предмет или человек, но ценой этому станет отсутствие другой информации. Одно из исследований доказало, что хотя фотографии помогают вспомнить увиденное, они сокращают способность запомнить услышанное.
Искажение собственного восприятия
Также существуют серьезные риски в отношении индивидуальной памяти. Наша личность является продуктом нашего жизненного опыта, доступ к которому мы получаем через воспоминания о прошлом. Изменяет ли постоянное фотографирование жизненных событий способ нашего собственного восприятия? Реальных доказательств этого не существует, однако многие специалисты уверены, что это так.
Чрезмерное количество изображений заставляет нас запоминать прошлое избирательно — блокируя другие воспоминания. К примеру, наши детские воспоминания очень часто основываются не на реальных событиях, а на фото, и эти воспоминания не всегда являются правдивыми.
Еще одной проблемой является отсутствие спонтанности в селфи и многих других фотографиях. Большинство таких фото являются четко спланированными, позы людей -неестественными, а их лица — зачастую расплывчатыми. Кроме того, они несут в себе нарциссическую тенденцию, отображающую лицо в ненатуральной мимике — искусственно широкие улыбки, чувственные надутые губы, смешные рожицы или обидные жесты.
Очень важно то, что многие современные фотографии и селфи являются публичным отображением отношений, желаний или намерений. Другими словами, на самом деле наши снимки изображают не нас самих, а то, что мы хотим показать остальным в тот или иной момент времени. Если мы действительно будем полагаться на такие фото, вспоминая прошлое, мы можем создать искаженный образ своей личности, основанный на изображении, которое мы хотели показать другим.
То есть наша естественная память на самом деле не является идеально точной. Многие исследования доказывают, что очень часто мы создаем искаженные представления о прошлом. Это делается для того, чтобы сохранить личность, которую мы хотели создать с течением времени и избежать противоречивых высказываний о себе. Например, если вы всегда были мягким и добрым, но после какого-то важного события в жизни решили измениться и стать сильным, вы можете найти в своей памяти воспоминания об агрессивном поведении в прошлом или даже полностью их придумать.
Наличие в наших устройствах множества ежедневных «отчетов» от том, какими мы были раньше, делает нашу память менее гибкой и менее приспосабливаемой к жизненным изменениям, а нашу личность — более устойчивой и фиксированной.
Однако, если наша личность изменяется и начинает отличаться от зафиксированного в памяти прошлого образа, это может создать проблемы. Именно этого старается избежать «нормально» функционирующая память, которая является гибкой и благодаря которой наши воспоминания о самих себе не противоречат реальности. Нам нравится думать, что у нас есть какое-то особенное неизменяемое «ядро», и если мы не сможем замечать перемены в себе с течением времени, это окажет серьезное влияние на наше психическое состояние. Таким образом, повальное увлечение фотографированием может привести к ухудшению памяти и неправильному восприятию себя.
Размышлять о том, как новые технологии меняют наше поведение и взгляды, очень интересно и полезно — если мы будем понимать возможные риски, негативные последствия можно будет уменьшить. Еще одна опасность состоит в том, что, доверяя свои воспоминания смартфонам, мы можем потерять их в одно мгновение из-за какой-то технической неисправности или вируса.
Возможно, при следующем посещении музея все-таки стоит на какое-то время задержаться у понравившейся картины и посмотреть на нее, попытавшись почувствовать то, что хотел передать художник — хотя бы на тот случай, если сделанные фото пропадут.
Источник
Полный текст статьи читайте на Компьютерра