Умение работать в команде с другими агентствами как конкурентное преимущество
Представители Notamedia, AGIMA и CreativePeople о том, как партнерки упрощают жизнь и крупным заказчикам, и самим агентствам Дата публикации: 16.10.2018 Помните времена, когда одновременное привлечение к проекту нескольких команд воспринималось ими самими как признание в собственном несовершенстве?! Сейчас такие «комплексы» вызывают лишь улыбку. Интернет из дополнительного канала продвижения превратился в основной, проекты стали сложнее и масштабнее, а digital-ремесло обросло мириадой специализаций и направлений. Учитывая, что в большинстве своем digital-компании — это небольшие коллективы из 15–30 специалистов, совершенно очевидно, что работать над одним проектом вместе с другими агентствами — это так же естественно, как воспользоваться телескопом, желая лучше рассмотреть звезды. Один из главных плюсов совместной работы для исполнителей — возможность реализовывать крутые проекты, которые не удалось бы «затащить» самостоятельно и пополнять копилку статусных заказчиков. Польза для крупных клиентов еще более очевидна — не нужно тратить уйму времени на поиск разноплановых подрядчиков, формирование слаженной команды и сложный менеджмент. Зато можно существенно снизить риски неверных решений. Здесь стоит сразу отметить, что субподряды в классическом понимании нынче уже не в моде. Правила игры значительно изменили разнообразные партнерские программы. И эта тенденция довольно благотворно сказывается на рынке — повысилась прозрачность и начала выкристаллизовываться системность. В каких случаях клиентам стоит сразу обращаться в альянсы/содружества? На что стоит обратить особое внимание агентствам, еще не имеющим соответствующего опыта, но уже понимающим необходимость получения подобных скилов для развития своего бизнеса? С этими вопросами мы обратились к агентствам первого эшелона, имеющим собственные партнерские программы. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков. Хочешь жить — умей вертеться Классический продукт компаний, занимающихся созданием сайтов, обычно требует вовлечения большого количества сотрудников с разной специализацией (дизайнеры, проектировщики, программисты и т.д.). Таким агентствам довольно сложно предоставить заказчику большую однородную команду на длительный срок, если надо сделать не комплексное решение, а только часть. Все процессы построены так, что люди перемещаются между разными проектами, каждый задействован лишь на небольшом отрезке. Особая ситуация — масштабные, ресурсоемкие проекты, в которых команда должна отработать несколько сотен часов. В CreativePeople отмечают, что найти крупное агентство, которое может закрыть такой объем как по сотрудникам, так и по компетенциям — очень сложно. В большинстве случаев речь идет о командах в 15–20 человек,1–3 из которых — дизайнеры. Отдать кого-то из них на полную ставку под проект — практически нереально. Комментарий: Александр Ковальский, творческий руководитель агентства CreativePeople К сожалению, заказчики зачастую вынуждены самостоятельно собирать сложные команды, когда в проект входят несколько компаний с разной специализацией. Чаще всего, это работа в концепции time&material и проекты, связанные с интерфейсами, запуском сервисов и продуктов. Тимлид заказчика не просто ставит задачи, а синхронизирует процессы каждый день. В такой конструкции заказчик либо сразу выкупает команду, либо ведет учет часов, собирает всех в одном офисе, либо выстраивает коммуникацию онлайн. Например, нам попадались проекты, в которых все основные этапы были закреплены за отдельными компаниями: проектирование, дизайн/визуализация, верстка, тестирование, программирование, контент. И мы все работали как единая команда, синхронизируясь каждый день. Но чаще всего, мы закрываем в такой коллаборации любой этап, связанный с проектированием и визуализацией. Работая над веб проектами YOTA вместе с командой разработчиков CSSSR, мы за два года так сильно интегрировались в процессы друг друга, что постепенно вышли на создание совместного Альянса и теперь закрываем всю часть работ до бекенда. Для этого пришлось объединить не только процессы, но и правила документооборота, ценообразования, менеджмент. В такой конструкции существенно увеличивается скорость, нет потерь при коммуникации, а на старте сразу задается нужный ритм. При этом каждая компания самостоятельно развивает собственных специалистов и продолжает прокачивать именно свою компетенцию. В идеале, нужно уметь быстро создавать вместе с клиентом и другими компаниями единую команду из выделенных под проект специалистов. К сожалению, такой опыт на рынке все еще редкость и заказчики стараются закрыть свои потребности, нанимая специалистов в штат. И вновь про человеческий фактор Удивительно, но зачастую главной проблемой в совместной работе над проектом является не поиск оптимальных технологических решений или распределение ролей, а отсутствие командного духа, взаимопонимания. Для примера — весьма распространенный сценарий: один подрядчик по каким-то причинам не доверяет профессионализму другого, выбранного заказчиком. Как следствие — затяжные споры и бесконечные перебранки. При этом — договор уже подписан, дедлайн обозначен, бежать с подводной лодки поздно. Что происходит с клиентом дальше? Несколько месяцев стресса по алгоритму: отрицание- гнев- торг-депрессия-смирение. Не удивительно, что digital-гуру уделяют коммуникациям и формированию командного духа особое внимание. И в этом плане, безусловно, клиенту лучше обращаться туда, где уже есть слаженная команда из всех необходимых для проекта специалистов, имеющих опыт совместной работы. Комментарий: Максим Малышев, исполнительный директор Notamedia Совместная работа с другим агентством для нас не редкость. Какое-то время назад мы работали над созданием портала государственных услуг совместно с USABILITYLAB. Наша команда отвечала за креатив, дизайн и прототипирование. В USABILITYLAB отвечали за исследования и аналитику. Самая большая сложность в таких проектах — коммуникация и распределение ролей. Нужно всегда сразу выделять тех, кто ведет коммуникацию между агентством и клиентом. Важно сразу проговорить всю коммуникационную цепочку: кто и как принимает решения на проекте. От менеджера, который будет вести всю основную коммуникационную работу зависит успех проекта. Если роли грамотно распределены, то даже при возникновении внештатных ситуаций, их получается быстро и безболезненно решить. При совместной работе с другим агентством важно помнить, что это совместная работа, а не соревнование. Важно работать сообща. ККК: компетенции, компромиссы, качество Самое сложное для заказчика, проект которого нуждается в сопровождении нескольких агентств — найти наиболее компетентных исполнителей, отвечающих за конкретные участки. Особые затруднения могут быть связаны со спецификой проекта. Как клиенту понять: кто лучше умеет делать сайты, seo или рекламу конкретно по медицинской тематике? Особенно, если учитывать массу других нюансов и вариаций, например, таких как: b2b/b2c; промо-сайт/интернет-магазин; быстрые продажи/продажи с длинным хвостом; подписка/покупка/информирование ЦА и т.д. Различные digital-альянсы по идее, должны решать эту проблему. Уже внутри себя определить: у кого какие компетенции сильнее, кто и чем может быть полезен заказчикам с разного рода задачами. Комментарий: Иван Михеев, зам. руководителя департамента разработки интерактивного агентства AGIMA Такая ситуация для нас — в порядке вещей, поскольку мы постоянно привлекаем к работе над крупными проектами субподрядчиков на аутсорсе. Но и примеры работы над одним проектом параллельно с другими студиями не редки. Обычно мы закрываем фронт работ по аналитике или разработке, в то время как коллеги из других компаний создают дизайн или осуществляют продакшн. В целом, коммуникация на таких проектах очень похожа на усложненную версию взаимодействия между отделами внутри компании, но в больших масштабах. Логика клиента в таких вопросах ясна: он хочет привлечь на каждом этапе создания продукта подрядчика, чья компетенция наиболее высока. И пускай мы известны как агентство полного цикла, но наибольшим спросом пользуются именно наша экспертиза по работе с данными и в разработке бэкэнда. Реальный кейс — создание мобильного приложения для крупной страховой компании совместно с другим известным игроком рынка мобильной разработки. На этом проекте роли были распределены следующим образом: мы делали всю техническую «начинку», в то время как наши коллеги занимались дизайном. Во время работы мы постоянно проводили трехсторонние скайп-коллы, непрерывно обменивались правками к спецификациям, чтобы предотвратить проблемы на последующих этапах. Но, даже несмотря на плотную работу, не удается избежать сложностей. Одна из самых распространенных — доказать, на чьей стороне произошел баг. Хуже всего, когда работы по предыдущему этапу приняты, но уже в процессе вы понимаете, что не можете реализовать проект с такими артефактами. В итоге вам приходится выяснять, на чьей стороне была ошибка. Нередко это перерастает в удорожание всего проекта, что бьет по клиенту и вашим с ним взаимоотношениям. Решить проблемы можно только путем переговоров и компромиссов. Ведь серьезное агентство дорожит своей репутацией и не хочет доказать свою правоту ценой испорченных отношений. Подытожим В конце — советы по минимизации рисков для агентств, которые мы сформулировали совместно с Иваном Михеевым из AGIMA: если есть возможность повлиять на решение клиента о привлечении конкретных подрядчиков на другой пласт работ — обязательно это делайте. Но, конечно, в случае, если у вас уже был опыт успешного сотрудничества; если от вас зависит, каким именно подрядчикам будет передана часть работ — выбирайте наиболее квалифицированных, а не тех, с которыми выстроились теплые отношения. Бизнес — есть бизнес; постоянно работайте с ожиданиями как клиента, так и другого подрядчика: от вас ждут определенного результата, поэтому всегда своевременно сообщайте о возникновении сложностей; не забывайте мотивировать свои коллег и подчиненных. Помните, что любая спорная ситуация — зародыш конфликта. Опытный рулевой обязан с легкостью обходить рифы, а не ждать, когда они рассосутся сами собой; инициируйте регулярные мини-встречи, чтобы быть в курсе работ и вносимых изменений; наладьте единый канал коммуникации: это может быть ветка в почте или чат в мессенджере — что удобнее. Здесь не так важен инструмент, как возможность оперативного общения; если вы приступаете к проекту после подрядчика, то обязательно проводите аудит работ вашего предшественника и вносите правки, прежде чем начать свой этап. Так вы избежите затягивания проекта по срокам и увеличения его стоимости; не забывайте о таких мини-правилах управления коллективом как: анонс скилов каждого подключенного к проекту специалиста с аргументацией — почему именно он крут (актуально не только для общения заказчиком, но и внутри команды); понятное объяснение для команды всевозможных изменений в проекте; благодарности — в публичном пространстве, критика (по возможности) — тет-а-тет; и, конечно же, осознайте сами и донесите до коллег, что у вас общая задача, а амбиции и конкуренция лишь навредят результату. Автор: Катерина Логвинова, CMS Magazine & «Рейтинг Рунета» (Директор по коммуникациям) Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.Полный текст статьи читайте на CMS Magazine