Удалось ли банкам объединить импортозамещение с цифровой трансформацией

Конференции

18 Ноября 2022 09:4818 Ноя 2022 09:48 |
Поделиться

Российские финансовые компании окончательно определились с планами ИТ-развития в условиях санкций и ухода иностранных вендоров. Если в начале лета многие говорили о намерении как-то продержаться на существующих лицензиях и ждать относительно скорого возвращения западных провайдеров, то теперь представители банков единодушны — нужно строить свою инфраструктуру, организовывать сервисы, производить железо. Новую ИТ-стратегию и другие более отвлеченные и насущные проекты представители финансовой и ИТ-сферы обсудили на специализированной сессии в рамках CNews FORUM 2022 .

страницы:

1 |   2 |   3 |   4 |  следующая

Банки становятся ИТ-компаниями

Необходимость цифровизации и импортозамещения заставляет самые разные компании «уходить в разработку» и таким образом становиться ИТ-компаниями, начал свое выступление Николай Ульянов, заместитель председателя правления Россельхозбанка. Именно так произошло в Россельхозбанке. Его ИТ-подразделение трансформировалось в отдельную компанию «РСХБ-Интех». В данный момент в ней работает более 2000 специалистов. «РСХБ-Интех» является резидентом Сколково.

Также Россельхозбанк построил экосистему сервисов на отечественном ПО. Среди них цифровые площадки b2b для поддержки агробизнеса, подбора недвижимости и строительства в сельской местности. Кроме того, Николай Ульянов представил Н2.0 — современную систему мониторинга банковских сделок, которая заменила прежнее legaсy-решение. Это собственная разработка «РСХБ-Интех», и бизнес успешно им пользуется.

Одним из главных приоритетов Россельхозбанка в последние годы является импортозамещение. За четыре года компания смогла повысить его уровень с 50% до 75% и планирует полностью завершить переход на отечественное ПО к 2024 г. «Наша цель — не тратить ни копейки на иностранные решения», — говорит Николай Ульянов.

Новые подходы к развитию ИТ

Николай Савельев, заместитель коммерческого директора компании «Норбит», в своем выступлении обозначил основные подходы к функционированию ИТ в банках в новых реалиях. В результате санкций и ухода иностранных вендоров мы оказались отброшены на многие годы назад: бюджеты заморожены, а намеченные стратегии стало невозможно реализовать. Николай Савельев также отметил проблему отъезда ИТ-специалистов из страны: эффективно управлять такими удаленными сотрудниками сложно.

Однако нынешняя ситуация не безвыходная. Большинство «ИТ-прорех» можно закрыть доступными решениями от »1С-Битрикс» и «Ланит Омни», а также других отечественных компаний. Стартапы также заслуживают внимания, но они могут оказаться проблемными, потому что еще недостаточно испытаны.

Побочным эффектом новых внедрений, скорее всего, станет возвращение к «зоопарку систем», от которого всеми силами пытались уйти в последние годы. Стоит сосредоточиться на наращивании внутренних компетенций и железа, ведь, как показывает практика, сторонний провайдер может серьезно подвести. Особенно внимательно стоит отнестись к выбору специалистов. «Если вам говорят, что SCRUM-мастеру просто нужно платить в пять раз больше, и он все сделает хорошо — не верьте. Все работают так, как умеют. Выбирать новых сотрудников нужно осторожно и внимательно», — уверен Николай Савельев.

Ключевым параметром развития в новых условиях он считает оперативность: ждать нечего — положительной динамики никто не прогнозирует. При принятии решений стоит исходить из того, что конкуренты тоже развиваются.

Что предлагают разработчики

Александр Борискин, заместитель генерального директора «ФлексСофт», рассказал, как организовать замену СУБД. Первым этапом, по его версии, должно стать внедрение отвечающего требованиям импортозамещения прикладного ПО на существующей СУБД (например, Oracle). Затем должен состояться запуск параллельного учета, обработки запросов и операций на импортонезависимой СУБД. При этом надо организовать сверку результатов между двумя версиями решения. Конечная цель — плавное переключение потока обслуживания на импортонезависимую СУБД с возможностью быстрого возврата обслуживания на версию с Oracle.

Что касается железа, то Александр Борискин напомнил, что кластер небольших серверов — хорошая альтернатива большим hi-end решениям. Он особо отметил преимущества горизонтального масштабирования: «Если есть «серебряные пули», то это определенно одна из них».

Александр Борискин упомянул платформу FXL, о которой подробнее рассказал в своем выступлении его коллега, Алексей Горожанкин, директор по развитию бизнеса «ФлексСофт». Решение показывает сверхвысокую производительность и возможность гибкой интеграции. В списке его преимуществ неблокирующие процедуры завершения дня, инновационные алгоритмы работы со счетами, шардирование данных и выделение Hot, Warm и Cold зон, блочная обработка данных и low-code инструменты, которыми могут пользоваться неопытные сотрудники.

Результаты нагрузочного тестирования платформы FXL

Система не зависима от вендора. Встроенный iBPM и целый ряд бизнес-конструкторов позволяют специалистам банка своими силами создавать новые продукты и настраивать бизнес-процессы, подчеркнул Алексей Горожанкин.

Андрей Врацкий, CEO eXpress, отметил, что события последних лет и высокая динамика развития технологий и подходов стимулируют развитие корпоративной мобильности. «Оперативность мобильной работы превосходит любые другие ее форматы. Ведь смартфон находится рядом с сотрудником 24 часа в сутки, где бы он ни был, а push-уведомления приходят мгновенно», — пояснил он.

При этом подход MDM/EMM морально устарел. Слишком много полномочий, отданных сотрудникам службы ИБ, и проникновение в личные данные отталкивают пользователей. А ориентированность на «полевых» сотрудников приводит к тому, что без внимания остаются остальные, также нуждающиеся в мобильных решениях.

eXpress Smart Apps

eXpress, первый контейнеризованный Super App, с одной стороны отвечает требованиям безопасности (предусмотрены различные варианты аутентификации и шифрования данных), с другой — отвечает интересам пользователей, следуя концепции BYOD и не затрагивая их личную информацию. Решение легко масштабируется, что подтверждается опытом успешного использования его в таких крупных корпорациях, как РЖД и Росатом.

Как организовать импортозамещение

Андрей Залманов, вице-президент, директор департамента архитектуры, интеграционных и процессинговых сервисов банка «Открытие», высказал мнение, что импортозамещение должно быть не просто заменой существующих решений на отечественные, но и носить комплексный характер. При этом необходимо как участие государства, так и вовлечение в процесс всего ИТ-сообщества. «ПО, а также иные цифровые решения, должны быть стандартизированы на государственном уровне. Для создания ОС на первом этапе требуется помощь государства в виде грантов. А линейки оборудования должны быть не только стандартизированы, но и гарантированно доступны на всей территории России», — подчеркнул Андрей Залманов.

В качестве операционных систем как для серверного оборудования, так и для клиентских рабочих мест предлагается использовать отечественные дистрибутивы на основе операционной системы Linux. Стандартными системами управления базами данных должны стать СУБД, полностью поддерживаемые российскими разработчиками. В случае с реляционными СУБД это может быть один из отечественных дистрибутивов PostreSQL. А для работы с большими объемами данных необходимо развитие специализированных решений на основе Hadoop, GreenPlum, ClickHouse и Tarantool. Драйвером развития отечественных решений должна оставаться конкуренция. Для ее обеспечения необходимо иметь как минимум два отечественных продукта в каждой из основных категорий ПО.

Разработка в партнерстве предпочтительнее in-house, уверен Михаил Епихин, директор департамента развития банковских технологий Абсолют Банка. «Это не только экономит время, но и дисциплинирует команду. Когда ты развиваешься in-house, быстро находятся объяснения, почему что-то пошло не так или не в срок. А если работаешь с внешними специалистами, быстро находишь реальные причины проблем, понимаешь, кто виноват», — говорит он.

В своем выступлении Михаил Епихин раскрыл подробности того, как банк занимался оцифровкой факторинга. Более 5 партнеров, не считая внутренних служб, одновременно трудились над запуском MVP. Приоритетом была высокая скорость запуска при адекватной стоимости решения. Новейшая платформа была запущена за 4 месяца практически с нуля.

Александр Голубчиков, МегаФон: Популярность набирают облачные решения и кибершеринг для расширения концепции SecaaS

Безопасность

Сквозную цифровизацию Михаил Епихин предлагает оценивать с точки зрения скорости и качества клиентских сервисов. Этого можно достичь путем качественного управления внутренними процессами. А для этого их надо постоянно измерять. Например, доля оцифрованных процессов «Абсолют Банка» за последнее время выросла с 30% до 60%. Оцифровка снижает тайминг на 20–30%.

И снова о цифровой трансформации

Дмитрий Смоляков, руководитель по внедрению проектов цифровой трансформации Сбербанка России, отметил, что современные компании меняют свои бизнес-модели, находясь в поиске новых источников прибыли. В качестве примера он привел Газпромнефть, ставшую одним из лидеров по продаже горячих напитков. Реализуя их на своих заправках, компания заработала 4,5 млрд рублей в 2020 году, то есть прибыль от продажи 1 чашки кофе сравнима с прибылью от продажи 6 литров бензина.

Ефим Климов, «Эттон»: Как мы получили грант на разработку MES-системы

Поддержка ИТ-отрасли

Приходится меняться и банкам. «У классических банков не самые радужные перспективы. Модель взаимодействия изменилась: если раньше клиент приходил к нам, теперь мы должны идти к клиенту», — говорит Дмитрий Смоляков. Финансовые компании начинают разрабатывать несвойственные им продукты и целые экосистемы различных сервисов. Однако, напомнил Дмитрий Смоляков, это делается в первую очередь ради прибыли, и только потом ради собственно цифровых решений.

Сбер проходит с клиентом по 5 обязательным этапам цифровой трансформации

В качестве одной из новейших разработок, реализуемых при участии Сбербанка, он упомянул интегрированную систему безопасных расчетов на базе смарт-контрактов на блокчейне. Этот проект был реализован совместно с компанией GrainChain.

Продолжил тему цифровой трансформации Илья Батай, директор по ИТ-трансформации «Ингострах-Инвестиции». «У нас была хорошая экспертиза в управлении активами, но абсолютно нулевая автоматизация процессов. Было решено построить новую финтех-компанию, ориентированную на ритейл. Поэтому правильнее назвать это стартапом, а не цифровой трансформацией», — говорит он.

В процессе реализации проекта начался отток кадров и вендоров. Это замедлило, но не остановило автоматизацию. Наиболее заметным просчетом Илья Батай считает запоздалый уход в облака: «Это нужно делать стразу, а мы сделали только через год». Сегодня векторы развития определяются digital-командой, которая ответственна за продажи в цифровых каналах. Руководство работает исключительно в офисе, а часть исполнителей удаленно. После того, как были опробованы варианта аутсорса и аутстаффа, было решено остановиться на последнем.

Павел Андрианов, директор по информационным технологиям и член правления НРД, поделился размышлениями о применении машинного обучения (ML). Он уверен, что для успешного создания собственного ML-подразделения нужно вырастить внутренних экспертов, использовать их компетенции для быстрого старта, а затем постепенно наращивать мощность команды. «При этом современный новостной фон создает давление на лица, принимающие решения. Может сложиться ложное впечатление, что сам факт применения ML дает преимущество. Не нужно думать так категорично», — подчеркнул Павел Андрианов.

Стоит четко определить, что требуется от привлеченного специалиста по Data science. Налицо огромный разброс в формулировках его обязанностей. И часто ожидания от работы с сотрудниками такого профиля не оправдываются из-за изначально неверного представления об их деятельности.

Для успешной реализации проектов с ML Павел Андрианов рекомендует фокусировать усилия ML-команды на профильной деятельности, а для решения неспецифичных задач подключать ресурсы заказчиков. Хотя развитие многозадачности у своих сотрудников будет дополнительным плюсом.

Пример решения — ИИ-ассистент Y.A. V.I.S.

В ходе обсуждения замены legacy-систем Валерий Лобанов, ИТ бизнес-партнер МКБ, затронул вопрос взаимодействия с сотрудниками. Он не согласился с замечанием коллег о том, что ИТ-команды неохотно занимаются этим и нуждаются в дополнительной мотивации: «Айтишникам нужна, если говорить прямо, игрушка — новая, красивая, с технологиями. Они часто сами предлагают ее внедрить. Но потом это решение нужно как-то развивать. Так что, прежде чем довериться мнению ИТ-специалистов, стоит разобраться с тем, как решение поможет бизнесу, как с ним будут взаимодействовать внешние и внутренние клиенты».

Конечно, legacy-системы на старом стеке технологий нуждаются в замене, так как они мешают работе современного банка. И если финансовую выгоду от замены бизнес может просчитать сам, то операционные риски и несовместимость legacy с agility должны разъяснить представители ИТ. При этом Валерий Лобанов напомнил заповеди CIO: не менять АБС, процессинг и телефонию.

Ярослав Кабаков, директор по стратегии «Финам», констатировал, что сейчас общение с клиентами происходит преимущественно через цифровые каналы. Согласно отчету McKinsey, 71% клиентов предпочитают многоканальное взаимодействие, а 25% хотят, чтобы приватное банковское обслуживание было полностью цифровым с удаленной помощью человека, когда это необходимо. «Живой человек, менеджер, в этом пока участвует, но скоро исчезнет», — уверен Ярослав Кабаков.

Параллельно идет внедрение машинного обучения. Роботы все больше включаются в процесс управления финансами. Менеджер с связке с RPA является в 30–40 раз эффективнее, что значительно сокращает расходы на работу с клиентами. Основное функциональное предназначение алгоритмов машинного обучения состоит в том, чтобы четко идентифицировать рабочие шаблоны и корреляции между огромными объемами информации, событий, операций и последовательностей.

Также Ярослав Кабаков высказался об организационных приоритетах компании. «Есть много путей: аутсорс, аутстафф. Мы выбрали собственную разработку. В очереди на реализацию стоит много задач. Это не всегда удобно, но зато мы не сталкиваемся со многими проблемами, свойственными другим банкам», — отметил он.

Светлана Дементьева, начальник управления «Государственные услуги и сервисы для бизнеса» департамента корпоративного цифрового бизнеса, вице-президент ВТБ, рассказала о сервисах, помогающих клиентам банка работать удаленно. Так, клиенты могут бесплатно регистрировать бизнес онлайн и открывать расчетный счет без посещения ФНС. У них есть возможность получить квалифицированную электронную подпись (КЭП), в том числе онлайн. Это бесплатно для клиентов ВТБ и неклиентов при открытии РКО. Достаточно иметь расчетный счет для бизнеса или открыть его перед получением КЭП, которая записывается на сертифицированный USB-токен банка или клиента. «С 1 января 2022 года квалифицированный сертификат электронной подписи может выдавать только УЦ ФНС России и его доверенные лица. В октябре 2021 года ВТБ получил этот статус», — добавила Светлана Дементьева.

Для очной регистрации бизнеса, выдачи КЭП и открытия расчетного счета бизнес может воспользоваться услугами выездного сервиса. Также предоставляется консультация о продуктах банка. Благодаря новым сервисам процесс регистрации бизнеса занимает, по заверениям Светланы Дементьевой, не более 15 минут. Для проведения процедуры онлайн необходимо наличие биометрического загранпаспорта нового образца.

страницы:

1 |   2 |   3 |   4 |  следующая

Федор Дуленков

Полный текст статьи читайте на CNews