Трансформация фриланса: почему независимые профессионалы объединяются в команды
По данным PWC, в 2020 году в России насчитывалось 14 млн фрилансеров — 20% занятого населения, согласно данным Росстата. Объём российского рынка фриланса в 2020 году оценивался в $41 млрд, а к 2025-му он должен вырасти до $102 млрд.
Если ещё несколько лет назад фриланс воспринимался как подработка с небольшими чеками и точечными заказами, сегодня ситуация довольно быстро меняется. Рынок растёт, а фрилансеры профессионально взрослеют и объединяются в команды — об одном из главных трендов гиг-экономики рассказывает Павел Шинкаренко, основатель сервиса для безопасных сделок с исполнителями Solar Staff.
Павел Шинкаренко
Основатель сервиса Solar Staff
Фриланс как новая реальность рынка труда
Проектная занятость растёт от маленьких и точечных заказов к большим и регулярным, отдельные задачи превращаются в проекты.
Исследование заказчиков услуг фрилансеров на российском рынке в 2020 году провели IT-холдинг TalentTech, НИУ ВШЭ и биржа фриланса FL.ru. Они выяснили, что 55% — это бизнес, от малого до крупных организаций:
В основном фрилансеров привлекают в направлениях дизайна, веб-разработки и веб-дизайна, программирования и копирайтинга.
Большинство заказчиков (66%) интересуют высококвалифицированные специалисты, которых можно быстро привлечь к работе (50%). Невысокая стоимость услуг фрилансеров привлекает 49%. Важны и снижение расходов на содержание рабочих мест (36%) и на персонал (32%).
42% клиентов считают проектных работников неотъемлемой частью бизнес-модели или выделяют им важную роль в деятельности компании.
Согласно исследованию PWC, четверть российских компаний планируют заместить фрилансерами до 30% штатных сотрудников.
Привлечение фрилансеров значительно экономит деньги и время компаний на найм
Когда перед заказчиком встаёт вопрос — обратиться в агентство или к фрилансерам, рассматриваются несколько факторов: цена, время поиска, спектр и качество услуг.
К примеру, если заказчику нужен многостраничный сайт, понадобятся услуги веб-разработчика, дизайнера, копирайтера, SEO-специалиста. В одиночку фрилансер вряд ли справится со всем, но команда из нескольких специалистов с разной экспертностью — легко. При этом качество услуг может не уступать агентским, а стоимость, вероятнее всего, будет ниже.
По сравнению с агентством у команды фрилансеров нет накладных расходов, таких как премии, затраты на персонал, содержание офиса. Соответственно, они не включаются в итоговую стоимость услуг.
Согласно исследованию Upwork, в среднем сотрудничество с фрилансерами помогает компании экономить 30‒50% затрат на найм. К тому же привлечь фрилансеров занимает в среднем 1‒3 дня, тогда как в кадровом агентстве на поиск сотрудников уходит больше 20 дней.
В России, согласно исследованию PWC, более 51% респондентов заявили о снижении расходов на персонал и 17% — об оптимизации других расходов при условии сотрудничества с фрилансерами.
В команде фрилансеры могут зарабатывать больше
Сообщество Leapers приводит данные, что 59% фрилансеров переживают о дальнейшем развитии карьеры, — и на это есть объективные причины.
Фрилансер-одиночка может увеличить свой доход за счёт роста количества заказов или роста цен.
Расширять клиентскую базу — непростая задача. По данным британской ассоциации ipse, 53% фрилансеров испытывают стресс по поводу поиска новых клиентов. Ведь для этого нужно запускать рекламу или искать контакты, звонить и писать им. А в сутках 24 часа, из которых 8 уходит на сон.
И это учитывая то, что большинство фрилансеров работают по 45 часов в неделю, согласно исследованию Freelancermap, — больше, чем штатные сотрудники:
Можно пойти другим путём и повышать стоимость услуг, но тут тоже всё непросто.
Во-первых, рост цен чаще всего сопряжён со множеством вопросов:
- в какой момент повышать?
- как аргументировать?
- на сколько повышать?
- а вдруг все клиенты просто уйдут, а новых не появится?
Во-вторых, из-за высокой загрузки у фрилансеров нет времени на освоение новых навыков, которые могут вывести его предложение на новый уровень. Например, SMM-специалист, который может не только писать тексты для соцсетей, но и настраивать таргетинг, явно будет цениться выше. Или копирайтер, владеющий несколькими языками, а не одним.
Но на профессиональный рост нужно время, которого у 45% фрилансеров нет, согласно данным Leapers. А повышать стоимость на одну и ту же услугу бесконечно, скорее всего, не выйдет. Но даже если получится, специалист-одиночка будет всё делать сам. В то время как в команде можно разделять обязанности — в итоге делать меньше, а зарабатывать больше.
Работа с другими специалистами позволяет брать больше заказов и брать более крупные — предоставлять клиенту комплексную услугу, которая стоит дороже.
По данным сервиса Fiverr Workspace, 61% независимых работников обладает 2‒3 навыками, а 34% — более трёх, поэтому команды специалистов из смежных сфер — например, копирайтер, веб-дизайнер и веб-разработчик — могут выполнять более сложные задачи. Таким образом каждый из членов команды может повысить свой доход.
курс
Передовые практики продаж
Узнать больше
- Научим работать с клиентскими возражениями и доводить до финала даже сложные продажи
- Покажем, как применять техники продаж для работы с разными типами клиентов
- Поможем развить навыки для роста в эффективного менеджера по продажам
Команда разделяет риски
Среди основных причин выбора работы на себя фрилансеры называют:
- независимость,
- гибкий график,
- лучшие возможности для роста дохода,
- разнообразие задач,
- самостоятельность в выборе заказов.
Но обратная сторона медали — отсутствие социальных гарантий, таких как оплачиваемые отпуска, больничные, пенсионные накопления.
На фрилансе приходится учиться самостоятельно справляться со множеством рисков. Так, согласно исследованию Leapers, 55% фрилансеров переживают о перерывах в работе на время болезни.
Если же фрилансеры объединяются и один из членов команды выпадает из рабочего процесса по личным причинам — болезнь, уход за ребенком или необходимость отдохнуть, работа не прекращается, как и выплаты со стороны заказчика.
Так как совместная работа позволяет вести одновременно большее количество проектов, чем в одиночку, фрилансеры получают уверенность в завтрашнем дне. Риск остаться без денег не исчезает, но снижается.
У фриланса есть и психологические риски: согласно тому же исследованию Leapers, 64% фрилансеров не с кем поделиться стрессом, возникающим в процессе работы, а 68% — идеями.
При работе на себя остро встаёт проблема одиночества, люди выгорают из-за нехватки коммуникации — 56% респондентов опроса Leapers по большей части не задумывалась о ментальном здоровье до фриланса.
Работа в команде решает этот вопрос: постоянное общение с коллегами помогает чувствовать себя частью профессионального сообщества и делиться переживаниями.
В коллективе проще расти
В команде выстраиваются партнёрские отношения, где каждый вносит вклад в общий успех. У коллег всегда можно спросить совет по сложному вопросу или проконсультироваться по теме, в которой они лучше разбираются.
При этом почти 46% проектных работников-одиночек испытывают трудности с тем, чтобы попросить помощь в решении рабочих задач.
Когда работаешь только на себя, невозможно оценить свою работу со стороны. В команде можно смотреть на задачи с разных сторон, находить больше решений, учиться друг у друга и стимулировать к росту.
Ещё одно преимущество команды — нетворкинг. У каждого фрилансера есть контакты и полезные связи, которые могут пригодиться на разных проектах.
Масштабирование фриланса — тренд, который становится популярным в России
По данным Freelancermap, 49% фрилансеров имеют опыт работы в команде.
61% независимых специалистов считают, что рынку проектной занятости не хватает сильного сообщества.
При этом всё больше платформ для фриланса поощряют команды, создают инструменты для совместной работы и делают её более удобной. Например, немецкая компания Vicoland предоставляет командам фрилансеров, у которых есть опыт совместной работы и готовность выполнять проекты корпоративного уровня, организационные, юридические и финансовые возможности для взаимодействия с клиентами. А американская платформа Marteamo позволяет выстраивать виртуальное сотрудничество между штатными и удалёнными маркетологами.
Масштабирование фриланса и работа в проектных командах превращается в тренд, который скоро станет повсеместным в России.
Это выгодно для крупных компаний, которые хотят работать с гибкими и эффективными командами. Выгодно и для фрилансеров, которые хотят расти профессионально и финансово: расширять область экспертных знаний, разделять риски, уходить от выполнения отдельных точечных задач к полноценным масштабным проектам.
Читать также
Цифровые кочевники: кто это такие и что стоит учесть при выборе такого образа жизни
Где в России айтишнику жить хорошо: статистика против личного опыта
Как поддержать себя в условиях удалённой работы: рекомендации и полезные сервисы
Удалёнка по закону: что обязаны работодатель и работник
бесплатный курс
Как начать работать
на фрилансе
Узнать больше
- Фрилансеры со стажем расскажут, как начать работать на себя, находить лучшие заказы, эффективно управлять своим временем и не выгореть
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Павел Шинкаренко
Основатель сервиса Solar Staff
The post Трансформация фриланса: почему независимые профессионалы объединяются в команды first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология