Тестирование в 7 играх на интегрированных GPU и Radeon RX 540X: добавляем пару версий Intel Iris Plus Graphics, а также новый Ryzen 5 3400G

chart-170.png 7 игр на 5 современных интегрированных GPU (Ryzen, Athlon, Pentium Gold, Core i3): игра или мучение?

Тестируя не так давно некоторые игры на интегрированной графике, мы ограничились исключительно массовыми настольными решениями. В первую очередь потому, что нам было интересно посмотреть, что (и как) вообще может работать на IGP из относительно «свежих» проектов. Тогда мы пришли к выводу, что все-таки лучше приобрести дискретную видеокарту, если игры вас действительно интересуют. И если интересуют не постольку-поскольку, то лучше не ограничиваться бюджетной моделью.

Но настольные платформы тем и хороши, что обеспечивают немалую гибкость в конфигурировании. Даже если изначально было принято неверное решение — все можно исправить. В конце концов (как мы выяснили в отдельном материале), систему на том же Ryzen 3 2200G (не говоря уже о Ryzen 5 2400G) добавлением хорошей дискретной видеокарты можно превратить в игровую. С Core i3 или даже Pentium Gold этот «трюк» проходит не хуже, так что на их слабенькие собственные графические возможности можно и вовсе не обращать внимания — для повседневных задач хватает, а под игры все равно придется покупать дискретку. С Athlon ситуация чуть хуже, но, в принципе, и его «хватает» многим видеокартам, дабы выложиться на полную. Разве что Celeron ни в коем виде уже нельзя считать игровым решением, но в этом никто и не сомневался.

А вот компактные системы обычно интегрированы вусмерть и никаких вольностей не позволяют: что было куплено, тем и приходится обходиться. Зато в этом сегменте Intel предлагает более мощные (хотя бы формально) GPU, чем в настольном сегменте. Но похоже, компания временно охладела к Iris Plus — и внезапно решила использовать в собственных NUC дискретное видео. По сути, это революция — такого не было с момента появления линейки NUC. Разве что Kaby Lake-G в некоторых моделях «восьмого поколения» встречались, а интегрированная графика этих процессоров по логике своего устройства не отличается от дискретной. Но все-таки официально она интегрированная. Кроме того, NUC 8i7HNK и 8i7HVK — это довольно специфические дорогие модели, на рынке стоящие особняком. В том же «восьмом поколении» NUC были и более компактные (и дешевые) модели на процессорах линейки Coffee Lake-U с графикой Iris Plus 655. Теперь в тех же корпусах выпущены NUC для массовых игр (иначе появление термина «Mainstream-G» в названии объяснить сложно) — на процессорах Whiskey Lake и с дискретным Radeon RX 540. В общем, «восьмое поколение» NUC стало очень уж разношерстным — общего в нем только использование четырехъядерных процессоров, причем очень разных. А вот в хорошо знакомом нам «седьмом» поколении были только двухъядерные процессоры, зато некоторые из них снабжались графикой Iris Plus 650, от которой Iris Plus 655 отличается не слишком сильно. В итоге возникла идея сравнить эти три варианта: Iris Plus 650 + два ядра, Iris Plus 655 + четыре ядра, Radeon RX 540X + четыре ядра.

А заодно можно сравнить их с настольными решениями. Это тем более интересно, учитывая разницу в ядрах: даже при одинаковом их количестве ультрабучные решения вынуждены укладываться в меньший теплопакет, так что работают на более низких частотах. Причем если весь кристалл начинает «подогревать» GPU — то на еще более низких :) И к чему это приведет — всегда интересно. В том числе и потому, что к нам в руки попал Ryzen 5 3400G — новый настольный APU AMD. Несмотря на номер, процессорные ядра здесь еще Zen+ (как в процессорах Ryzen 2000), а не Zen2, да и GPU — та же Vega 11, что и в 2400G. Однако улучшение техпроцесса и прочие оптимизации позволили кампании заметно повысить тактовые частоты всех блоков в сравнении с предшественником, поэтому производительность должна была вырасти. Тут само собой напрашивается сравнение обоих Ryzen 5 с Radeon RX 540X.

Конфигурация тестовых стендов

  AMD Athlon 200GE AMD Ryzen 3 2200G AMD Ryzen 5 2400G AMD Ryzen 5 3400G
Название ядра Raven Ridge Raven Ridge Raven Ridge Picasso
Технология производства 14 нм 14 нм 14 нм 12 нм
Частота ядра, ГГц 3,2 3,5/3,7 3,6/3,9 3,7/4,2
Количество ядер/потоков 2/4 4/4 4/8 4/8
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 128/64 256/128 256/128 256/128
Кэш L2, КБ 2×512 4×512 4×512 4×512
Кэш L3, МиБ 4 4 4 4
Оперативная память 2×DDR4–2666 2×DDR4–2933 2×DDR4–2933 2×DDR4–2933
TDP, Вт 35 65 65 65
GPU Vega 3 Vega 8 Vega 11 Vega 11

В стане AMD — без особых изменений (за исключением появления 3400G). Насчет процессорных ядер все было сказано чуть выше, а что касается GPU, то это опять Vega 11, но на частоте 1,4, а не 1,25 ГГц. Следовательно, порядка +10% в играх ожидать можно — не так уж и много, но все-таки шаг вперед.

  Intel Core i3–8100 Intel Core i7–7567U Intel Core i5–8259U Intel Core i5–8265U
Название ядра Coffee Lake Kaby Lake Coffee Lake Whiskey Lake
Технология производства 14 нм 14 нм 14 нм 14 нм
Частота ядра, ГГц 3,6 3,5/4,0 2,3/3,8 1,6/3,9
Количество ядер/потоков 4/4 2/4 4/8 4/8
Кэш L1 (сумм.), I/D, КБ 128/128 64/64 128/128 128/128
Кэш L2, КБ 4×256 2×256 4×256 4×256
Кэш L3 (L4), МиБ 6 4 (64) 6 (128) 6
Оперативная память 2×DDR4–2400 2×DDR4–2133 2×DDR4–2400 2×DDR4–2400
TDP, Вт 65 28 28 15
GPU UHD Graphics 630 Iris Plus Graphics 650 Iris Plus Graphics 655 Radeon RX 540X

Из настольных моделей Intel мы оставили только старший из протестированных с интеграшкой Core i3–8100. Процессорная составляющая ультрабучных решений, в принципе, не так уж интересна, главное здесь — мощная (для Intel) интегрированная или младшая дискретная графика. Что собой представляет Radeon RX 540Х? Практически это аналог настольного Radeon RX 550, где частота самого чипа повышена до 1219 МГц, а частота памяти (в данном случае используется 2 ГБ GDDR5) снижена до 6000 МГц. Собственная память, естественно, будет «тянуть» видеокарту вперед в сравнении с интегрированными решениями, так что производительность, возможно, окажется выше, чем у Ryzen 3 2200G (Vega 8 имеет те же 512 ALU на частоте 1100 МГц), но где-то и ниже, чем у Ryzen 5 (704 ALU на 1250 или даже 1400 МГц). Впрочем, зачем гадать, когда можно просто проверить :)

Тестирования

Методика тестирования

chart-170.png

Методика измерения производительности в играх iXBT.com образца 2018 года: предварительный вариант

Для измерений использовалась наша Методика измерения производительности в играх iXBT.com образца 2018 года в чистом виде. Ознакомиться с ней можно в статье по ссылке, там же и посмотреть настройки качества. Для сегодняшней статьи мы ограничились разрешением Full HD (до сих пор самым популярным среди геймеров) в среднем и минимальном режимах. Отметим, что фиксируем мы только среднюю частоту кадров (именно она будет приведена на диаграммах ниже), хотя для детального изучения вопроса интересны и другие метрики. Впрочем, для начала надо еще понять, требуется ли детальное. Особенно если говорить об интегрированной графике, удел которой в лучшем случае — хоть как-то во что-то поиграть. Получится? Значит, можно двигаться дальше. Нет? На нет и суда нет.

World of Tanks enCore

Приложение достаточно «легкое», чтобы даже с такой графикой производительность хоть немного зависела от процессора —, но настольному Core i3–8100 это не помогло. Core i7–7567U всегда был немного быстрее старых APU A-серии, а новые Athlon в играх им примерно аналогичны, и при сравнении в лоб получаем то, что предполагалось. Вообще говоря, с этого уровня можно уже задумываться и о средних настройках качества, хотя однозначно их тянут только настольные APU Ryzen и что-либо мобильное в паре с Radeon RX 540X. Как и предполагалось, такая связка побыстрее Ryzen 3, но помедленнее Ryzen 5. Новому 3400G она уступает даже на «минималках», поскольку у него скорость заметно выросла и благодаря улучшениям по процессорной части.

Tom Clancy«s Ghost Recon Wildlands

Становится ясно, почему в Intel задумались об установке в NUC дискретной видеокарты. Действительно, во времена «седьмого поколения» эти мини-ПК неплохо конкурировали с «полноразмерными» системными блоками на базе тогдашних APU AMD. Да, были дороже —, но намного компактнее, чуть побыстрее в задачах общего плана и даже в играх не хуже. А вот Ryzen резко сломал этот взаимовыгодный паритет. И вернуться к нему не удалось даже сейчас: производительность Radeon RX 540X в играх сопоставима с Ryzen 3 2200G, но не с Ryzen 5. Да, понятно, что в настольной системе можно «наворотить» и большего. Но не менее понятно, кстати, и то, что Radeon RX 550 в новую сборку ставить точно смысла нет. Даже если стоит задача сэкономить на первом этапе, лучше уж купить Ryzen 5 3400G вообще без дискретной графики.

Final Fantasy XV

Еще одна игра «для видеокарты», так что все замечания остаются в силе. Впрочем, оба эти проекта с точки зрения сегодняшнего тестирования, конечно, тяжеловаты. Но в Ghost Recon хоть Ryzen 5 3400G на минималках сумел «пробить» психологическую границу в 30 FPS, а тут такого и близко нет.

Far Cry 5

Опять формальное касание ленточки, хотя в принципе ему можно и не уделять особого внимания. А так тенденции абсолютно те же, что были отмечены выше.

F1 2017

Один из немногих случаев, когда «игровой» NUC сумел практически поравняться с Ryzen 5 2400G — явно помог процессор, пусть и ультрабучный. Выпуск Ryzen 5 3400G, однако, вернул все на исходную позицию, попутно «перевалив» за 60 FPS хотя бы в режиме минимального качества.

Hitman

Нового тут разве то, что решения AMD несколько более спокойно относятся к переходу на «средние» настройки, причем решения как интегрированные, так и дискретные. Принципиальных же изменений никаких: по большому счету, поиграть можно и на двухлетнем NUC, но настольный компьютер на базе Ryzen 3 (хотя бы) — лучше. Да и стоит недорого.

Total War: Warhammer II

В очередной раз видим игру, для которой не хватает никакой интегрированной графики — да и младшей дискретки тоже. Но распределение ролей среди испытуемых — аналогичное прочим играм, что в очередной раз подтверждает наши изначальные предположения.

Итого

intel-nuc-6i5syh.jpg

Мини-ПК Intel NUC 6i5SYH

Первые NUC с графикой Iris Plus появились в начале 2016 года — и на тот момент тянули на революцию: мини-ПК, на котором можно хоть как-то играть! Тогдашние же APU AMD в основном претендовали на другую нишу — бюджетный компьютер, на котором можно хоть как-то играть. Причем попытки экспансии тех APU в сегмент ноутбуков и мини-ПК были, однако для этого приходилось сильно снижать тактовые частоты, так что и паритет с решениями Intel исчезал, и вообще — медленновато все оказывалось в абсолютных цифрах. Правда, дешевле —, но и только-то.

К сожалению, Iris Plus 640/650 недалеко ушли от Iris Plus 540, да и про сравнение в паре Iris Plus 650/655 можно сказать то же самое. Игры же на месте не стояли. Инженеры AMD — тоже: сейчас, как видим, для возвращения на исходные позиции низковольтным процессорам Intel требуется уже дискретная графика. Причем и такое решение проблемы является неполным (поскольку Ryzen 5 быстрее младших моделей дискретной графики) и довольно дорогим. Но, в любом случае, пока еще сравнение идет в старой парадигме: компактная платформа против настольного компьютера. Что касается ноутбучных решений самой AMD, то там не все просто. Например, даже топовый Ryzen 7 3750H включает Vega 10 (а не Vega 11 — как настольные Ryzen 5), да еще и «зажат» по памяти. В общем, тут уже о паритете с дискретными видеокартами говорить сложно —, а вот с Iris Plus, пожалуй, возможно.

С другой стороны, не менее хорошо видно, что полноценными игровыми решениями считать невозможно ни одну из протестированных сегодня конфигураций. В этом плане правильным является позиционирование «дискретных NUC» как «Mainstream-G»: очень многие популярные игры на деле к графике предъявляют требования едва ли бо́льшие, чем новые «танчики». В итоге с ними нередко более-менее справляется и GPU массовых «сокетных» процессоров Intel. Ну, а все интегрированные версии Vega, Iris Plus разных лет и большинство даже недорогих видеокарт делают это еще лучше. Особенно если снизить разрешение до уровня HD, дабы уменьшить нагрузку на видеосистему — при таком подходе могут «сдаться» и более технологичные проекты. А можно ли считать это комфортной игрой — каждому придется решать для себя самостоятельно.

Полный текст статьи читайте на iXBT