Тест Skoda Octavia. Современный лифтбек
Лифтбек Skoda Octavia довольно популярен на просторах нашей страны. Модель стабильно входит в рейтинги самых продаваемых автомобилей на рынке РФ. Так, по данным «Автостат», Octavia по итогам 2020 года вошла в ТОП-10 самых продаваемых автомобилей европейских марок, а также оказалась в двадцатке среди всех самых продаваемых новых автомобилей. Правда стоит отметить, что с последним ТОП-20 у лифтбека не всё так хорошо, так как модель заняла лишь предпоследнюю строчку рейтинга, да ещё показала падение продаж более чем на 20% за 2020 год. Но в целом такое изменение можно объяснить пандемией, которая коснулась абсолютно всех игроков рынка, а ещё у Octavia в прошлом году произошла смена поколений. Да, официальная премьера четвёртого поколения Skoda Octavia состоялась в конце 2019 года, а вот на нашем рынке модель появилась в не самый удачный для продаж 2020 год. Но, как видите, даже такие сложности не помешали продажам лифтбека, пусть они и значительно сократились. Стоит также сказать, что «Октавия» довольно востребована не только на рынке новых автомобилей, но и на вторичном рынке, где модель стабильно входит в десятку самых продаваемых подержанных машин.
Сохранив общие с предшественником черты кузова, четвёртое поколение «Октавии» получилось всё же более стремительным и современным, видимо, дизайнеры компании старались сделать автомобиль привлекательным для молодой аудитории. Чуть более заострённая передняя часть с покатым капотом, узкими матричными фарами (опция), которые обеспечивают хорошую видимость ночью, к тому же умеют подсвечивать повороты, чуть уменьшенная решётка радиатора и больший наклон передних стоек, всё это делает силуэт седана каким-то спортивным и слегка футуристичным. Я, кстати, легко могу представить это поколение в кузове купе, ему явно пойдёт такое решение.
Корма автомобиля также удалась дизайнерам марки, она стала лёгкой благодаря новой вытянутой светодиодной оптике, в духе последних моделей Skoda. Некого шарма добавляет сгиб в районе багажника, который выглядит как подобие заднего спойлера. В общем, на мой вкус, у чехов получился интересный лифтбек в духе времени, который должен заинтересовать молодую аудиторию. Если предыдущее поколение Octavia, на мой взгляд, выглядела скучно и блекло, то новинка вышла весьма любопытной и достаточно яркой.
Дизайн интерьера в новой Skoda Octavia, возможно, даже интереснее экстерьера, создатели автомобиля постарались сделать салон максимально лёгким и просторным и это им удалось, хоть и пришлось пожертвовать некоторыми удобными опциями. Да, схожий руль с удобными клавишами и барабанчиками прокрутки мы видели уже в новой Skoda Rapid, но в Octavia он стал ещё интереснее, так как лишился нижней спицы. Передняя панель с виду прямая, но имеет небольшие плавные изгибы, которые подчёркивают декоративные элементы, к тому же на ней нет никаких лишних деталей кроме воздуховодов и одного ряда клавиш. А экран медиасистемы очень аккуратно, как бы поставлен на неё, причём он здесь не выглядит чужеродно. Интересное решение мы видим и на дверях, хромированные тонкие молдинги переходят в удобные дверные ручки, выглядит симпатично. От классического селектора переключения передач чехи также отказались, тем самым освободив пространство внизу. Вместо привычной «кочерги» или джойстика, мы видим миниатюрный переключатель, который, на мой вкус, смотрится не очень, но в работе удобный, да и не бросается в глаза. К качеству материалов претензий не возникает, всё что находится у нас в поле зрения это мягкий пластик и даже искусственная замша. Да, ниже, на тех же дверях уже используется жестковатый пластик, но всё же он в глаза не бросается, да и не совсем он бюджетный. Приятно видеть в «Октавии» и атмосферную подсветку, пусть не такую яркую и насыщенную, как в премиальных немцах, а также светодиодное освещение салона, с сенсорным включением/выключением ламп для чтения.
Посадка в лифтбеке комфортная, продольной регулировки кресла для высоких водителей хватает даже с запасом, как и регулировки руля по вылету, который правда в некоторых случаях будет перекрывать самую верхнюю часть приборной панели в районе индикаторов поворотников. Кресла классные как на вид, так и по посадке, с хорошим профилем и ярко выраженной боковой поддержкой, ещё бы прям немного подлиннее подушку и было бы совсем хорошо. Но в целом и так неплохо, марш-бросок на 300 км, прошёл замечательно и особой усталости в течение поездки и после я не почувствовал. Возможно сиденья будут не так комфортны крупным людям, но точно сказать не могу. В тестовом автомобиле передние кресла были с электроприводом положений, включая регулировку поясничного подпора в одной плоскости и с памятью для двух человек. Обивка сидений в нашем случае была сочетанием кожи и алькантары, довольно приятная тактильно и практичная.
По обзорности вопросов особых к автомобилю нет, разве что боковые зеркала мелковаты, но ситуацию спасает система мониторинга слепых зон. Помогает обзору назад в непогоду и задний дворник, который очищает большую площадь стекла.
Сам за собой с ростом 187 см сажусь без особо труда, остаётся запас до спинки переднего кресла, есть пространство внизу для ног, да и крыша не давит. Ребёнок также чувствовал за мной себя вполне свободно и комфортно. Крепления Isofix располагаются в автомобиле по краям заднего дивана, где они спрятаны под специальными несъёмными пластиковыми крышками, а также они есть между подушками сиденья переднего пассажира. Установка детского кресла происходит легко и быстро, производитель продумал данный момент. Если сзади установлено кресло, то там же разместиться свободно сможет только один взрослый. Двоим, а с ребёнком троим, на заднем диване будет уже не комфортно. Если же кресла нет, то три пассажира вполне свободно усядутся сзади, хотя тому кто окажется по центру, будет и не так удобно, как другим. В спинках передних сидений для пассажиров доступен стандартный карман, а также специальный карманчик для смартфона.
Так как Skoda Octavia у нас лифтбек, то она отличается довольно вместительным багажником, объём которого составляет внушительные 578 литров, что на 20 литров больше чем в предшественнике. Из салона или сразу из багажного отделения можно сложить по раздельности спинки заднего дивана, которые образуют практически ровный пол и тем самым получить уже 1533 литра полезного пространства. Багажник у Octavia правильной формы, с удобными крупными нишами по бокам, встроенными откидными крючками для пакетов, большим количеством сеток и удобным органайзером в подполье, так что расположить в нём максимальное количество багажа можно без особых проблем. Под полом в нашем случае пряталась докатка, но в некоторых версиях там может быть полноразмерное запасное колесо. В четвёртом поколении Skoda Octavia опционально доступен электропривод двери багажного отделения, но, к сожалению, нет опции полного закрытия автомобиля сразу из него.
Медиасистема в нашем случае была установлена самая новая Columbus с 10-дюймовым сенсорным IPS экраном, в других комплектациях это будут иные решения. Дисплей системы в нашем случае был с высоким разрешением, если не ошибаюсь 1280×640 точек, достаточно яркий и контрастный, с хорошим откликом. Скорость работы системы также не вызывала нареканий, да, присутствовала лёгкая задумчивость в некоторых моментах, но в целом весьма недурно. Прорисовка меню не самая красивая на рынке, но все иконки понятные и хорошо читаются. Есть возможность сменить обои на главном экране, выбирать предлагается из приличного списка, там есть как однотонный фон, так и изображения со спокойными рисунками.
В системе есть собственная навигация с актуальными картами, которая умеет строить очень правильные маршруты, только вот с пробками она не работает. Ввод адреса осуществляется с удобной виртуальной клавиатуры или с помощью голосового ассистента. Кстати, по непонятным причинам у нас самостоятельно включался голосовой помощник, причём за время теста я так и не разобрался на что он реагировал и почему активировался самостоятельно. Если вам навигация встроенная не нужна, то система поддерживает платформы Android Auto и Apple CarPlay, последний с возможностью беспроводного соединения. А на стоянке доступно дублирование дисплея MirrorLink.
Медиасистема Columbus умеет обновляться онлайн, для передачи данных можно воспользоваться встроенным 4G-модемом с поддержкой eSIM или же подключить автомобиль к точке доступа WiFi. Конечно, при наличии активной eSIM система и сама может выступать в качестве точки доступа и раздавать интернет пассажирам в салоне.
На главном экране системы вынесены самые важные виджеты, самый большой из которых отдан навигации. На втором экране вы можете сами собрать сетку из наиболее часто используемых функций системы для быстрого доступа к ним.
Из интересных моментов отмечу, что в Columbus есть возможность управления жестами, без касания дисплея, но у нас такой тип управления так и не заработал, но это явно связано с конкретным автомобилем. Сенсорная полоса под экраном в виде бороздки является регулятором громкости, работать с ней удобно, хоть сначала и непривычно.
В четвёртом поколении Skoda Octavia опционально получила виртуальную приборную панель 10.2-дюйма, с качественной картинкой и высоким разрешением. Приятно, что в чешском автомобиле цифровая приборка используется непросто как дань моде, а как часть медиакомплекса и с неё можно взаимодействовать с достаточно большим набором информации. В «Октавии» четыре вида панелей, которые можно быстро менять прямо на ходу, также, не отрывая руки от руля, вы можете работать с различной информацией с правой и левой стороны приборной панели. Имеется возможность выбрать один из трёх фонов, достаточно спокойных, которые не отвлекают ваше внимание. Интересно сделан такой момент, что служебная информация с бортового компьютера, например, предупреждения, отображается с левой стороны дисплея, а данные об исходящем/входящем вызове с правой. В трёх видах панели на экране выводится крупный цифровой спидометр, данные с которого легко читаются, лишь в четвёртом варианте, он маленький, так как в этом случае на весь дисплей выводится навигационная карта.
Для подключения устройств в Octavia используется современный разъём Type-C, три находятся в передней части салона, один из них справа от зеркала, который удобно использовать для видеорегистратора, а ещё два доступны сзади. И также для пассажиров сзади доступна стандартная розетка, но это опция. Имеется в автомобиле и беспроводная зарядка по стандарту Qi, большая площадка располагается в нижней части передней панели и на неё поместится даже крупный смартфон. В версиях попроще на месте беспроводной зарядки будет обычная полочка с прорезиненным покрытием. Заряжаются современные гаджеты от бортовой сети автомобиля достаточно шустро, так что даже во время короткой поездки есть возможность восполнить заряд даже на полностью севшем устройстве.
Соединение смартфонов по Bluetooth происходит без каких либо сложностей, одновременно к системе может быть подключено два смартфона. Громкая связь работает отлично, ваш собеседник будет не только хорошо слышать сидящих спереди, но и пассажиров сзади.
Электронных ассистентов водителя в нашем автомобиле был полный набор. Отмечу отлично работающий адаптивный круиз-контроль, может работать и в пробках, который в связке с системой слежения и удержания в полосе, позволяет наслаждаться поездкой на дальние расстояния. В качестве полезного бонуса стоит отметить и систему экстренного торможения перед препятствиями. Из странностей отмечу только, что пару раз машина отключала все опции, предупреждая об этом на приборной панели. Причём один раз это было в дождь, когда по идее все датчики должны были быть наоборот чистыми (был за городом, где грязи значительно меньше), а второй раз в абсолютно солнечный день. Но в обоих случаях через некоторое время система сама приходила в норму, ассистенты становились доступными и работали исправно. Кроме этого, в нашем автомобиле была система слежения за слепыми зонами с крупными световыми индикаторами в корпусах зеркал, которые видно периферическим зрением, ещё до того как вы повернули голову. А также имелась система автоматической параллельной и перпендикулярной парковки, работала она неплохо, но иногда почему-то пропускала свободные места. Конечно же, в автомобиле были парктроники по кругу, с визуальной картинкой на дисплее медиасистемы и звуковым предупреждением, которые дополняла весьма неплохая камера заднего вида с разметкой и с омывателем. К парктроникам привязана и система помощи выезда задним ходом, которая информирует о перпендикулярно движущихся объектах. Причём приятно, что данные с датчиков и камеры одновременно выводятся на дисплей и вам не надо переключаться с него на приборную панель, как в некоторых автомобилях, а вы сразу видите всю необходимую информацию в одном месте. Не обошлось и без датчика света и дождя. Если ко второму вопросов нет, то первый работал странно, в нужный момент, включая освещение и переводя дисплеи в ночной режим, но вот обратно, иногда сам не переключался.
По комфортным опциям в автомобиле в качестве дополнительного оборудования доступен трехзонный климат-контроль, управление которым, правда, вынесено на экран медиасистемы, что на мой взгляд, не самое удобное решение. Физический блок климата был бы намного лучше, но в новой «Октавии» его принесли в жертву дизайна. В автоматическом режиме климатическая установка работает неплохо, лишь на старте включая очень сильный обдув, так что если он будет досаждать, придётся вручную регулировать температуру или выбирать зоны обдува. Да, для задних пассажиров доступен отдельный блок управления климатом с удобным управлением, собственным экраном и, конечно, отдельными дефлекторами. Из интересных новшеств стоит упомянуть «Умный климат-контроль», в котором Skoda переименовала привычные опции климатической системы, обозначив их простыми и понятными названиями. А из спорных моментов, отмечу дефлекторы центральных воздуховодов спереди, которые опустили слишком низко, так что они дуют либо вам в живот, либо в руку.
Кроме этого, в Skoda Octavia имеется трёхуровневый подогрев всей поверхности руля, с выделенной клавишей на самой «баранке», а также трёхуровневый подогрев передних сидений, который включается на основном экране медиасистемы. Для задних пассажиров в качестве опции также предлагается трёхуровневый раздельный подогрев задних сидений с отдельными кнопками включения. Опционально можно заказать и полный обогрев лобового стекла.
По общему комфорту автомобиль немного разочаровал. Нет, он неплох, просто при такой внешности, с таким интерьером ожидаешь большего. А так новая Skoda Octavia всё так же немного шумная, постоянно вас преследует звук от колёс и аэродинамические шумы, хотя стоит сказать, что на трассе можно не повышая голос, спокойно разговаривать с пассажирами. Подвеска неплохо справляется с мелкими и средними неровностями, хотя и не идеально, но на крупных может хорошо так бухнуть задней балкой. Но в целом для своего класса Octavia по данным критериям, не самая худшая и даже обходит некоторых конкурентов.
В России Skoda Octavia четвёртого поколения доступна с атмосферным бензиновым двигателем 1.6 литра мощностью 110 л.с., который идёт в связке с шестиступенчатым автоматом. Средняя версия, это турбированный двигатель 1.4 мощностью 150 л.с., который предлагается в связке либо с шестиступенчатой механикой или как в нашем случае, с восьмиступенчатым автоматом. И на вершине обосновался двухлитровый турбированный двигатель мощностью 190 л.с., который предлагается с семиступенчатой роботизированной коробкой DSG.
Версия 1.4 TSI в связке с восьмиступенчатым автоматом показала себя хорошо. По паспортным данным, такая машина разгоняется до 100 км/ч за 9 секунд ровно. Мощности двигателя хватает для комфортного движения в городе и для обгонов на трассе. Коробка работает ровно и предсказуемо. Для любителей «погонять» есть спортивный режим, в котором обостряется реакции на педали газа, руль становится тяжелее, а коробка дольше держит пониженную передачу. В управлении автомобиль хорош, с точными реакциями на поворот руля, с минимальными кренами в поворотах, так что при желании на нём можно и чуток полихачить. В целом Skoda Octavia показала себя хорошо как в городе, так и на трассе, приятный и полностью понятный в управлении автомобиль.
Расход топлива на трассе у меня получался в районе 5.6 литра на 100 км, при заявленных производителем 4.7 литра. В городе расход поднимался до 8.1–9.5 литров на 100 км, при заявленных 7 литрах. Присутствует в новой Skoda Octavia и система старт-стоп, которая хоть и работает мягко, но тормоз с ней надо удерживать как следует, так как при запуске она может ощутимо дёрнуть автомобиль. Данную опцию можно отключить, но сделать это можно лишь с экрана медиасистемы, вытащив сверху шторку с быстрыми настройками.
Цены на Skoda Octavia четвёртого поколения в России стартуют с отметки 1 515 000 рублей, цена же тестового автомобиля в исполнении Style Plus с набором дополнительных опций и пакетов составляла 2 248 000 рублей. Новые цены, конечно, высокие, некоторые конкуренты пока продаются дешевле, но и Octavia получилась достаточно интересным и современным автомобилем, предлагающим большое количество полезных и технологичных опций.
Полный текст статьи читайте на mobile-review