Сверхсветосильный объектив Nikkor Z 50mm f/1.2 S: абсолютное превосходство
Сверхсветосильные объективы с фокусным расстоянием 50–55 мм являются исключительно профессиональными инструментами, а кроме этого служат доказательством мастерства разработчиков и серьезности намерений производителя в плане развития соответствующей линейки. Поэтому появление в арсенале беззеркальной системы Nikon Z таких моделей — событие знаковое, не только формирующее предпочтения фотографической общественности, но и позволяющее выявить тенденции оптикостроения на очередном этапе развития технологий. Кстати, наш герой — вообще первый автофокусный объектив Nikon с раскрытием именно F1,2.
Nikkor Z 50mm f/1.2 S | |
---|---|
Дата анонса | 16 сентября 2020 г. |
Тип | светосильный широкоугольный телеобъектив |
Информация на сайте производителя | nikon.ru |
Цена в интернет-магазине производителя | 184 990 рублей |
Как всегда, мы начинаем рассказ с изучения спецификаций.
Технические характеристики
Приводим данные производителя:
Полное наименование | Nikkor Z 50mm f/1.2 S |
---|---|
Байонет | Nikon Z |
Фокусное расстояние | 50 мм |
Максимальное значение диафрагмы | F1,2 |
Минимальное значение диафрагмы | F16 |
Число лепестков диафрагмы | 9 (скругленные) |
Оптическая схема | 17 элементов в 15 группах |
Минимальная дистанция фокусировки | 0,45 м |
Угол обзора по диагонали | 47° |
Максимальное увеличение | 0,15× |
Диаметр светофильтров | ∅82 мм |
Привод автофокусировки | два линейных мотора |
Стабилизация | нет |
Защита от пыли и влаги | есть |
Размеры (диаметр/длина) | ∅89,5/150 мм |
Вес | 1090 г |
Розничные предложения |
Помимо очевидного достоинства — высокой светосилы — из представленных характеристик нас привлекает, конечно же, девятилепестковая диафрагма со скругленными ламелями, обещающая приятное размытие зоны нерезкости. 15-сантиметровая длина и диаметр без малого 90 мм наводят на мысль скорее о «дальнобойном» телевике, чем о традиционно более коротком «полтиннике». Из-за этого диаметр посадочной резьбы для светофильтров весьма велик (82 мм). Относительными недостатками можно считать очень значительные размеры и вес и не слишком короткую минимальную дистанцию фокусировки (0,45 м) — это затрудняет съемку мелких объектов крупным планом.
Конструкция
Объектив изготовлен добротно и не вызывает сомнений в своей прочности и надежности. Впрочем, это характерно для всех представителей профессиональной оптики Nikon.
Ближе к передней линзе располагается очень широкое кольцо ручного наведения на резкость. Принцип его работы электронный, то есть механически это кольцо никак не связано с соответствующей группой перемещаемых стекол, а лишь управляет фокусировочным мотором.
У байонетного крепления помещается непременный атрибут профессиональных беззеркальных объективов Nikon — универсальное кольцо управления. В зависимости от функции, определяемой в меню камеры, с его помощью можно устанавливать значения диафрагмы, выдержки, ISO или вводить экспозиционную поправку.
Под этим кольцом имеется механический переключатель режимов фокусировки (автомат/ручная), а над ним — две кнопки: функциональная (L-Fn) и управления встроенным дисплеем (Disp).
Как и у других высококачественных оптических инструментов для беззеркального байонета Nikon, у Nikkor Z 50mm f/1.2 S имеется информационный дисплей, который позволяет контролировать разные параметры при повторных нажатиях на кнопку Disp, расположенную слева.
Дистанция фокусировки на встроенном дисплее
Кстати, в случае с нашим героем разбег шкалы отнюдь не формальный, но вполне достаточный для практической работы.
На стороне, которая обращена вниз при установке объектива на камеру, имеется свидетельство, что объектив изготавливается не в Японии, а в Таиланде. Но, собственно, и что в этом такого?
Заметно, что несмотря на скругленные ламели диафрагменное кольцо при уменьшении диаметра отверстия приобретает не круглую, а девятиугольную форму.
Байонетное кольцо из отшлифованного металла обеспечивает защиту от проникновения внутрь камеры пыли и влаги (при установке на соответствующие камеры производителя).
Герметизация Nikkor Z 50mm f/1.2 S. Рис. производителя
Помимо этого узла герметизированы и все прочие «слабые места».
Оптическая схема
В объективе 17 элементов, объединенные в 15 групп. Два элемента, помеченных на диаграмме желтым, изготавливаются из сверхнизкодисперсионного стекла (ED, Extra-low Dispersion); три асферические линзы помечены голубым. Некоторые стекла имеют покрытие Nano Crystal Coat и Arneo.
Частотно-контрастная характеристика
На сайте imaging.nikon.com производитель публикует графики MTF (частотно-контрастной характеристики) объектива.
Частотно-контрастная характеристика Nikkor Z 50mm f/1.2 S
Красным маркированы кривые при разрешении 10 линий/мм, голубым — при 30 линий/мм. Сплошные линии — в графиках для сагиттальных структур (S), пунктирные — для меридиональных (M). Напомним, что в идеале кривые должны стремиться наверх, быть максимально пологими и содержать минимум изгибов. В целом, MTF выглядит весьма неплохо.
Перейдем к исследованию объектива в нашей лаборатории.
Лабораторные испытания
Тестирование объектива в лаборатории проводилось в связке с камерой Nikon Z 7II по нашей методике.
Разрешающая способность высокая и стабильная — в среднем на уровне 83% в центре кадра и на краю вплоть до f/8. Конечно, для фикса с таким фокусным расстоянием значение могло бы быть и выше, но, с другой стороны, не каждый фикс может похвастать подобной стабильностью разрешающей способности при таком экстремальном раскрытии.
Едва заметные хроматические аберрации видны только при полном раскрытии. Если приглядеться, можно заметить незначительную бочкообразную дисторсию.
Разрешение, центр кадра | Разрешение, край кадра |
---|---|
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра | Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра |
Практическая фотосъемка
Фотографирование в реальных условиях мы производили объективом в связке с камерой Nikon Z 7II. Перед началом работы устанавливали наиболее часто востребованные режимы и параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде RAW-файлов без сжатия, которые впоследствии подвергались «проявке» при помощи Adobe Camera RAW (ACR) с использованием соответствующего профиля объектива для коррекции виньетирования, дисторсии и хроматических аберраций. Полученные изображения преобразовывали в 8-битные JPEG-файлы с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
Общие впечатления
Nikkor Z 50mm f/1.2 S тяжел и громоздок и поэтому в большей мере подразумевает неспешную работу в студии. Но кто же откажется от других моделей использования объектива, у которого подразумеваются выдающиеся способности?
Электронная фокусировка, реализованная в ручном режиме наведения на резкость, обладает ощутимым лагом (ответные перемещения стекол отстают по своей реакции от действий фотографа) и инерцией (фокусировочная группа линз продолжает перемещаться еще мгновение после того, как прекращается вращение кольца), а также недостаточно большим ходом (минимальные движения кольца вызывают ощутимые сдвиги фокусировочной группы линз). Все это несколько затрудняет ручную работу, но, в целом, характерно для принципа электронного, а не механического управления.
Скорость автофокусировки субъективно явно не рекордная, но это простительно для объектива со столь высокой светосилой, если учесть, какую массу стекла приходится двигать приводу объектива. Зато затруднений при работе возникает меньше, чем при использовании близких по светосиле и фокусному расстоянию конкурентных аналогов других систем.
Качество изображения
Главное достоинство Nikkor Z 50mm f/1.2 S — отличная резкость во всем диапазоне диафрагмирования.
F8; 1/400; ISO 64
На снимке, приведенном выше, объектив демонстрирует высокую детализацию по всему полю кадра — как говорится, от края до края.
F1,2; 1/50 c; ISO 360
Впрочем, и на максимальном раскрытии детализация если и страдает, то совсем немного. Разумеется, сравнивать следует в пределах зоны резкости. Кстати, благодаря этому качеству становится доступной возможность репродуцировать, например, полотна живописцев, снимать их с рук, без штатива и прочей атрибутики и специальной подготовки.
Питер Брейгель Младший. Семь дел милосердия. F2; 1/50; ISO 280
Именно такому, как наш герой, мастеру фотографии следует доверять съемку произведений корифеев живописи.
Питер Брейгель Младший. Богач и льстецы. F2; 1/50; ISO 250
F2; 1/50; ISO 650. JPEG из камеры без обработки
В типичной ситуации при любом освещении объектив оказывается на высоте: хороший тональный контраст, высокая детализация, богатые полутона, адекватная нейтральная цветопередача.
F2; 1/2500; ISO 64. JPEG из камеры без обработки
F2; 1/50; ISO 800. JPEG из камеры без обработки
Картинка очень приятная, с мягкой и эластичной структурой, это особенно ярко проявляется на максимальном и субмаксимальном раскрытиях диафрагмы.
F2; 1/50; ISO 140. JPEG из камеры без обработки
Цвета сочные, яркие, активные. Никакого усиления их насыщенности и живости при постобработке не требуется.
F2; 1/50; ISO 640
Смещения цветности, характерного для некоторых других моделей из числа аналогов, не происходит.
Питер Брейгель Младший. Процессия на Голгофу. Медь, масло. F2; 1/50; ISO 280
Nikkor Z 50mm f/1.2 S не только можно, но и нужно использовать для портретирования.
Актриса Лилт Карапетян.
F1,4; 1/50; ISO 280
При этом, правда, изобразительная точность объектива не может скрыть недостатков структуры кожного покрова и индивидуальных особенностей его окраски.
Актер Максим Лакомкин.
F1,4; 1/50; ISO 400
Nikkor Z 50mm f/1.2 S отлично ведет себя при репортажной работе, а также в сценах, характерных по сюжету для экскурсионной и бытовой съемочной практики.
F2; 1/4000; ISO 64
F1,4; 1/50; ISO 125
F2; 1/6000; ISO 64
Бокэ
Благодаря сложному диафрагменному механизму и скруглению его ламелей мы вправе ожидать от нашего героя высокой привлекательности размытия фона и переднего плана, в зависимости от стиля построения кадра.
F8; 1/50; ISO 180
На наш взгляд, Nikkor Z 50mm f/1.2 S отличает пресловутый «кремовый» рисунок бокэ, о котором традиционно мечтают фотографы. Он мягок, деликатен и очень приятен на вид.
F2; 1/160; ISO 64. JPEG из камеры без обработки
F1,2; 1/50; ISO 160
Пятна света имеют правильную округлую форму, совершенно лишены структуры и не содержат в себе пресловутых «луковых колец».
Рассмотрим теперь степень выраженности и характер рисунка размытия при разных значениях диафрагмы в одинаковых сценах. Все фото в обеих сериях ниже представляют собой JPEG из камеры без обработки.
Первая сцена со значительным удалением фона от объекта в зоне резкости (ствола дерева):
Структура размытия наиболее привлекательно выглядит при F1,2–F2,8, но сохраняет приятную структуру вплоть до F5,6. При F8–F16 размытие все еще сохраняется, но уже не отличается столь удачным рисунком.
Вторая сцена с относительно небольшой дистанцией и наличием сложно структурированных объектов:
Здесь видим примерно то же: от максимального раскрытия и до F5,6 степень выраженности размытия достаточная. Самое главное, что в структуре фона, состоящего из травинок, нет и следов двоения контуров, а это как раз и отличает удачное бокэ от неудачного.
Лучистость
Поскольку никому на ясную голову не приходится оценивать структуру лучистости при максимальном и субмаксимальном раскрытии диафрагмы, мы начинаем съемку контрольной серии с F2,8, уменьшая размер отверстия на одну ступень от кадра к кадру.
Первый намек на лучистость появляется уже при F4, однако выраженность эффекта совсем слабая и не представляет интереса. При F5,6 она уже вполне явная и достаточно удачная, представляющая собой венец из восемнадцати лучей, к тому же обладающий собственной структурой. Далее выраженность эффекта усиливается, но уже при F11 несколько теряет в качестве рисунка. Паразитные рефлексы с поверхностей линз становятся хорошо заметными при F8, а при максимальном диафрагмировании приобретают массовый характер в виде россыпи разноцветных пятен синего, красного и зеленого цветов. Структура лучистости представляется нам наиболее удачной при F5,6, чуть менее интересной — при F8.
Галерея
Фото, вошедшие в настоящий материал, а равно и оставшиеся за его рамками, можно посмотреть в галерее, где они собраны без подписей и комментариев. Данные Exif доступны при индивидуальной загрузке изображений.
Итог
Новый сверхсветосильный «полтинник» Nikon — первый автофокусный объектив производителя с максимальным раскрытием F1,2 — представляет собой безусловно профессиональный инструмент, объединяющий несовместимое: с одной стороны, он позволяет снимать при критической нехватке света, а с другой — обеспечивает удивительно высокую резкость и детализацию картинки по всему полю кадра даже при максимальном раскрытии. В художественном плане, по структуре картинки и качеству размытия зон нерезкости он обладает совершенно выдающимися способностями. Естественно, ничто не дается даром, и стоимость объектива весьма высокая, но все же не критическая по сравнению с аналогами. Размеры и вес новинки тоже весьма значительные. Но все упомянутое обеспечивает высочайший уровень качества изображения, о котором бюджетной оптике не приходится даже мечтать. По нашему разумению, этот представитель беззеркальной линейки Nikon Z превосходит все аналоги, ранее созданные производителем, и устанавливает новый стандарт качества в своем классе.
Благодарим компанию Nikon за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеру
Полный текст статьи читайте на iXBT