Исчезающее на улицах Москвы искусство. Новые художественные форматы

Привет.

Кажется, что QR-коды проникли в нашу жизнь настолько плотно, что их можно встретить в различных необычных местах, например, на граффити или около небольших арт-объектов, которые щедро раскиданы по улицам городов. Хочешь узнать что-то об увиденном — достаешь телефон, наводишь на QR-код, и готово, попадаешь на страничку автора в Instagram или какой-то иной социальной сети. Для многих это стало привычным способом что-то узнать о предметах и явлениях, удобно и просто.

За какое-то время новые художественные формы проникли в цифровое пространство, дополненная реальность сделала возможным дополнение существующих работ за счет слоев, что вы видите через свой телефон. Иногда AR-работы выступают как самостоятельная сущность, ведь ничего другого вокруг нет, а они существуют только в пространстве экрана вашего аппарата.

На днях проезжал на самокате по Парку Горького и наткнулся на небольшой знак на асфальте, обещали, что тут скрыто искусство.

Дизайнеры, которые создавали такой значок для размещения на асфальте, не особо задумывались, как он считывается на разных смартфонах, у меня на двух аппаратах QR-код за счет искажения перспективы просто не считался. Жаль, у нас нет возможности узнать, как много отказов случилось из-за изысков в дизайне.

Перешел по ссылке, оказалось, что это фестиваль цифрового искусства от Росбанка, причем в оригинале это называется неудобоваримо — фестиваль цифрового паблик-арта Rosbank Future Cities. Взрыв мозга, смесь английского с нижегородским с небольшой примесью бурятского языка. Я не знаю, почему пиарщики так любят англицизмы, словно, выпив с утра смузи, они теряют связь с реальностью и навсегда уходят в страну вечного хэппинеса. Ничто так не удивляет, как человек, щедро смешивающий несколько языков в своей речи, создается ощущение, что он не знает толком ни одного.

Фестиваль проходит месяц, заканчивается второго августа, так что успел вспрыгнуть почти в последний вагон уходящего поезда. Зарегистрировался на сайте, чтобы посмотреть пять работ, раскиданных по Москве. В физическом мире эти работы отсутствуют, они представлены исключительно как AR-объекты на экране вашего смартфона, но чтобы их увидеть, вам нужно попасть в соответствующую локацию, зайти на страничку проекта в браузере. И вот тогда начинается магия, когда вам показывают работу и дают возможность сохранить изображение в памяти устройства.

-AdRiver-

Интересно, что в фестивале участвует пять работ разных художников, их подбирали под это мероприятие отдельно. Фестиваль идет одновременно в шести городах, помимо Москвы это Петербург, Екатеринбург, Красноярск, Краснодар и Нижний Новгород. В каждом городе вы можете посмотреть все эти работы, но отличаются локации, в которых их разместили. В Москве маршрут очень хорош, для меня он особенно удобен — со смотровой на Воробьевых горах спускаюсь на самокате на набережную, въезжаю в Парк Горького, затем в Музеон, оттуда на стрелку и заканчиваю маршрут в парке «Зарядье». На все уходит около часа с копейками, но главное, что вокруг очень нарядная Москва. Жарким днем прокатиться по этому маршруту — одно удовольствие.

Работы можно смотреть только в тех точках, где они «расположены», иначе сайт не будет их показывать. Геолокация работает более-менее сносно, так что посмотреть все работы не составит труда. Честно признаюсь, что не все мне было понятно и приятно, современное искусство, а тем более искусство цифровое, всегда вызывает множество вопросов. Тут же мне приглянулся «Памятник всему», когда в саду скульптур вдруг вырастает пьедестал, на котором быстро мелькают разные известные скульптуры. И правда, памятник всему.

Ехать можно и нужно по карте, но в рамках фестиваля еще были пешеходные экскурсии, где рассказывали про работы и их смысл. Мне претит искусство, для понимания которого нужны пространные объяснения или чтение длинного описания.

Объехал весь маршрут, несколько работ приглянулись, хоть и не вызвали восторга. Посмотрите на картинки.

Самым точным определением этого фестиваля может стать фраза «исчезающее искусство», словно эти работы, несмотря на цифровую природу, носят временный характер, в любой момент могут исчезнуть. И это подталкивает их посмотреть, также как не пропустить в Instagram истории ваших друзей, так как они исчезнут через 24 часа. Временный характер создает определенную добавленную ценность, словно это что-то важное.

Мне это напоминает историю, когда живешь рядом с музеем десятилетиями, но никогда туда не попадаешь, откладываешь это на потом, ведь вот он, в двух шагах. И тут не очень понятно, кто кого копирует, то ли художники, берущие на вооружение приемы из социальных сетей, то ли соцсети, которые подсмотрели эти приемы в реальной жизни. Важно, что временные выставки и фестивали придают большую значимость тем или иным работам.

Много лет собираю граффити (в Штатах их называют murals), красивые картинки на разные темы, они популярны во всех уголках мира. Граффити разнообразят улицы городов, но очень быстро исчезают с них, еще вчера была картинка, и сегодня уже ее нет. Иногда работы существуют от силы день, пока их не закрасят. Во многом это живое, лишенное коммерции искусство масс, хотя, глядя на пример Бэнкси, поверить в это сложно. С другой стороны, он многие годы шел к успеху, устраивал не лишенные выдумки выходки, как, например, с размещением собственных работ в знаменитых музеях мира. На днях видел, что кто-то использовал этот прием на Старом Арбате, подменив репродукцию известного художника, которую повесили в рамках программы «Искусство на улицах».

Меня расстраивает, когда художники не используют QR-коды, чтобы дать ссылку на свои профили в какой-то сети. Натыкаешься на следы их творчества и зачастую не можешь найти никаких концов, ты просто не знаешь, кто это. Да и подписи не всегда спасают, многие художники настолько неизвестны, что их профиль имеет сотню подписчиков, хотя работы представляют интерес.

Город может быть очень скучным местом, если в нем нет жизни и места искусству. Причем искусство может быть официальным, вспомните бесконечную вереницу памятников и скульптур, размещенных в самых неожиданных местах, а может быть камерным. Например, вы входите в небольшой дворик на Итальянской улице в Петербурге и окунаетесь в нарисованный Рим, смотрите на Колизей. Дома превращены в визуальную обманку, которая притягивает туристов, но никакого особого смысла не несет, точка притяжения и разнообразия.

Искусство быстро освоило цифровые пространства, сегодня недостаточно творить в одном медиа, например, делать только фотографии. Снимок — это застывшая форма, и молодежь, воспитанная на YouTube, воспринимает такой формат визуальной информации с трудом, ее манит движение. Поэтому Эрвин Олаф создает не просто фотографии, которые можно назвать гиперреалистичными, посмотрите на этот снимок.

Он также создает небольшие анимации, в которых фотографии оживают, люди двигаются и создается иллюзия общения.

Герои фотографий выступают в другом качестве, они словно оживают. И это показывает, насколько цифровое искусство трансформирует привычные нам форматы, обычная фотография дополняется видео, обычные предметы приобретают новый слой в AR. Все вместе создает нечто новое для привычных мест обитания, в которых мы находимся постоянно.

Человечество очень быстро осваивает все новое. И говоря про те же AR-работы, можно смело утверждать, что они будут распространяться как пожар, но пока это только первые робкие шаги. И отсутствие воображения у большинства авторов, так как они живут в старой парадигме объектов, где физический мир — просто обложка для их работ. В синтезе существующих в физическом мире вещей и дополненной реальности кроется будущее искусства, когда существующим вещам художник будет придавать новый смысл. И это де-факто абсолютная свобода, которая не ограничена ничем.

Жаль, но цифровое искусство пока находится в зачаточном состоянии, широкой публике оно неинтересно, и понятно, почему, хороших работ почти нет. Но взлет этого искусства случится, в этом у меня нет сомнений. Через пару-тройку лет вы увидите на улицах городов людей, которые с увлечением что-то рассматривают на экранах своих телефонов, и это не будет ловля монстров в Pokemon Go!. Будущее уже приходит на наши улицы, разнообразит нашу жизнь, другое дело, что не все готовы его воспринимать.

Расскажите про свое отношение к цифровому искусству, насколько оно вам интересно. Готовы прогуляться по городу в поисках виртуальных работ? Для тех, кто хочет создавать такое искусство, нет никаких преград, вам нужно только желание, а весь инструментарий доступен. Нужно только начать что-то делать.

Полный текст статьи читайте на mobile-review