Сверхширокоугольный объектив Canon EF 14mm f/2.8L USM: лабораторная и практическая съемка
В арсенале оптики Canon для полнокадровых объективов с байонетом EF наш сегодняшний подопечный стоит особняком: это самый широкоугольный из всех оптических инструментов производителя с фиксированным фокусным расстоянием. Конечно, на память сразу приходит знаменитый зум Canon EF 11–24mm f/4L USM, который выгодно отличается куда бо́льшим углом обзора, но во-первых, он намного крупнее и тяжелее, во-вторых, значительно дороже, а в-третьих, проигрывает нашему герою целую ступень светосилы, что может в ряде ситуаций оказаться критическим (например, при репортаже).
Заметим, что фокусное расстояние 14 мм сегодня стало довольно востребованным именно со светосилой F2,8. Аналоги производят Nikon, Samyang, Sigma и Tamron. Однако Canon была в этом деле в авангарде и поныне старается не сдавать позиций. Взглянем на подробности спецификаций объектива.
Технические характеристики
Приведем данные производителя:
Полное наименование | Canon EF 14mm f/2.8L II USM |
---|---|
Байонет | Canon EF |
Совместимость с байонетом EF-S (камеры с сенсорами APS-C) | есть |
Фокусное расстояние | 14 мм |
Максимальный угол обзора (по диагонали) | 114° |
Оптическая схема | 14 элементов в 11 группах |
Максимальное раскрытие | F2,8 |
Максимальное диафрагмирование | F22 |
Число лепестков диафрагмы | 6 |
Минимальная дистанция фокусировки (МДФ) | 0,2 м |
Максимальное увеличение | 0,15× |
Привод автофокусировки | кольцевой ультразвуковой мотор (Ultra Sonic Motor, USM) |
Шкала дистанций | есть |
Бленда | встроенная, несъемная |
Стабилизатор изображения | нет |
Использование светофильтров | гелевые, размещаемые за задней линзой |
Совместимость с удлинительными кольцами EF12 II и EF25 II | нет |
Совместимость с экстендерами EF1.4x II и EF2x II | нет |
Размеры (диаметр/длина) | ∅80/94 мм |
Вес | 645 г |
Комплект вместе с объективом | крышка байонетного крепления EF, передняя крышка E-82II, мягкий футляр LP1016 |
Цена в России |
виджет Яндекс.Маркет
|
Такие особенности, как несъемная бленда и невозможность прикрутить традиционные фильтры, не вызывают у нас особого разочарования: со сверхширокоугольной оптикой нужно знать, на что ты идешь и с чем предстоит мириться. Но вот ограничение числа лепестков диафрагмы лишь шестью — это серьезное упущение, которое мы до сих пор не можем принять. Ниже объясним, почему.
Конструкция
Как и любой другой объектив серии «L», наш подопечный спроектирован на совесть и изготовлен с особой тщательностью: металлический корпус, надежная пластмасса и резина, точно выверенные размеры и относительно небольшой вес.
Несмотря на широкий угол обзора и значительное количество стекла, использованного в конструкции объектива, он весьма легок и компактен. Передний элемент выдается вперед и имеет большую кривизну, поэтому его отчасти предохраняет несъемная металлическая бленда. | |
Оптическая схема довольно сложная; она состоит из 11 групп, объединяющих в себе 14 элементов, два из которых асферические и еще два изготавливаются из специального стекла со сверхнизкой дисперсией. | |
Графики MTF (данные производителя): черный цвет — при F2,8, синий цвет — F8; толстые линии — 10 линий/мм, тонкие — 30 линий/мм; сплошные кривые — для сагиттальных структур, пунктирные — для тангенциальных. Линии не слишком правильные и отличаются значительным изменением кривизны, причем наиболее это заметно при отображении тангенциальных структур в высоком разрешении. | |
Ближе к переднему краю располагается достаточно широкое прорезиненное кольцо ручной фокусировки, у байонетного крепления слева находится выключатель автофокуса, а сверху при установке объектива на камеру оказывается шкала дистанций с раздельной маркировкой в метрах (белая) и в футах (зеленая). | |
Тщательно отшлифованный металлический фланец байонета собран идеально. Над задней линзой имеется маркировка места установки гелевых фильтров. |
Переработанная оптическая схема позволила избавиться от изрядной доли хроматических аберраций, которые были бичом первой версии объектива, и несколько изменить к лучшему характер паразитных отражений с поверхностей линз («зайцев») — их число и суммарная площадь уменьшились, понизилась интенсивность окраски.
Ультразвуковой мотор позволяет системе автоматической фокусировки срабатывать практически бесшумно, почти мгновенно и с высокой точностью, даже в условиях недостатка освещения.
Диафрагма состоит всего из шести лепестков, что не позволяет ей рисовать сколько-нибудь интересные «лучики» от солнца и других источников света.
Займемся исследованием свойств нашего испытуемого при стендовой съемке.
Лабораторный тест
Зависимость разрешающей способности от диафрагмы в центре кадра стабильная: на открытых диафрагмах держится на уровне 70% и немного возрастает при закрытии от f/8. Для широкоугольного объектива это неплохой результат. А вот край кадра портит общую картину: здесь разрешение «гуляет» и в целом находится на невысоком уровне. Углы у широкоугольных объективов никогда не были сильным местом, но здесь возникает ощущение, что у данного экземпляра какие-то технические неполадки.
Разрешающая способность, центр кадра |
---|
Разрешающая способность, край кадра |
Дисторсия и хроматические аберрации, центр кадра |
Дисторсия и хроматические аберрации, край кадра |
Объектив может похвастаться практически полным отсутствием хроматических аберраций на прикрытой диафрагме. При полном же раскрытии в центре кадра возникает заметное смещение в синюю часть спектра, а на краю — в красную. Линза имеет бочкообразную дисторсию — профиль явно не дотянул углы, хотя при проявке без профиля бочка еще сильнее. По угловым мишеням можно заметить, что при полном раскрытии объектив будто фокусируется только в центре кадра, а углы получаются не в фокусе. И лишь при достаточно сильном закрытии диафрагмы до f/16 глубины резкости начинает хватать для того, чтобы углы смотрелись неплохо. Стоит отметить, что разрешение при f/22, значение которого мы редко приводим на графике, практически сравнивается на краю и в центре — на уровне 55%.
Практическая фотосъемка
Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерой Canon EOS 5D Mark IV. При этом использовали следующие параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
По сравнению с предыдущей (первой) версией, Canon EF 14mm f/2.8L II USM стал немного крупнее, тяжелее на 110 г и получил полностью переделанную крышку объектива: если раньше она была цельнометаллическая, с вклеенным изнутри бархатным ободком, предохраняющим бленду от царапин при взаимном контакте, то теперь она пластмассовая, с подпружиненными фиксаторами. Нужно заметить, что царапины стали образовываться быстрее и легче, чем раньше.
Переработанная оптическая схема снизила выраженность хроматических аберраций и должна была уменьшить «зайцеловкость» нашего подопечного. Впрочем, в полевых условиях нам не удалось выявить в этом плане ничего кардинально нового, и мы все же считаем, что паразитные рефлексы с поверхностей линзовых элементов по-прежнему остаются признаком «характера» этого объектива.
Вот что происходит, например, при съемке утреннего солнца при его низком стоянии над горизонтом. Два фото ниже сделаны на Большом Каменном мосту с видом на Московский Кремль.
F8; 1/100 c; ISO 100. | F16; 1/30 c; ISO 100. |
Паразитные отражения представлены целыми россыпями. Впрочем, в столь непростых условиях любому сверхширокоугольному объективу пришлось бы тяжко; это следует учитывать всегда, и в конце концов, пора смириться. Интересно другое: на обоих снимках видна нерезкость изображения на периферии кадра, которая по своему характеру и степени выраженности наводит на мысль об известном феномене кривизны поля зрения объектива, в коем повинны (в нашем случае) особенности изготовления конкретного экземпляра.
Проведем подробное исследование этих и других «черт характера» Canon EF 14mm f/2.8L II USM в более приличных условиях. Итак, яркий день, но солнце вне кадра; созданы все предпосылки для того, чтобы оптика проявила себя по максимуму возможностей. Это наша излюбленная сцена — Москва-Сити и Краснопресненская набережка Москвы-реки, снятые с противоположного берега, то есть с набережной Тараса Шевченко, от самой воды, при ISO 100. Приведем по паре картинок для каждого значения диафрагмы: слева — результат проявки в Adobe Camera RAW без приложения профиля объектива, справа — с коррекцией при приложении профиля.
При максимальном раскрытии диафрагмы наибольшая площадь картинки оказывается «замыленной», или попросту размытой; адекватная резкость определяется лишь примерно на 15% кадра, в самом его центре. Обращает на себя внимание также значительное виньетирование изображения (на глаз — около −2 EV) и нерезко выраженная бочкообразная дисторсия. Виньетирование (в большей степени) и дисторсия (в меньшей) корректируются приложением профиля, но с нерезкостью никакой профиль ничего поделать не может.
Диафрагмирование до F4—F5,6 позволяет повысить резкость с постепенным охватом все большей площади кадра по мере уменьшения относительного отверстия, однако резкость по-прежнему остается неприемлемой. Это наблюдение подтверждает наш тезис о том, что побывавший у нас на испытаниях экземпляр Canon EF 14mm f/2.8L II USM имеет скрытый дефект.
Виньетка и дисторсия при F5,6 значительно менее выражены. При F8 периферийная нерезкость уходит в самые дальние края кадра, но продолжает оставаться заметной, причем даже максимальное прикрытие диафрагмы (до F22) не позволяет получить желанного усиления четкости и детализации на краях — очевидно, уже в связи с пагубным воздействием рефракции. Интересно, что и дисторсия, и виньетирование (впрочем, достаточно слабо выраженные) выявляются и при F11, и при F16.
Проверим наши наблюдения в контрольной серии с более высоким исходным контрастом сцены. Географическая локализация та же, только оптическая ось объектива повернута примерно на 100 градусов по часовой стрелке в горизонтальной плоскости.
Да, все неприятные особенности нашего испытуемого — конкретного экземпляра Canon EF 14mm f/2.8L USM — сохраняются. Конечно, в теневой зоне (справа) нерезкость поначалу менее заметна, но если приглядеться, то все становится ясным. Итак, мы имеем дело с дефектом объектива.
По счастливому стечению обстоятельств, один из авторов настоящего материала много фотографировал с помощью Canon EF 14mm f/2.8L USM в разных краях, еще начиная с 2007 г. Этот объектив прошел вместе с фотографом значительный по протяженности этап его биографии (это были долгие семь лет) — и пережил две собственных инкарнации и три поколения полнокадровых камер Canon EOS (5D, 5D Mark II и 5D Mark III). Три года назад из-за смены системы Canon EF 14mm f/2.8L II USM нашел себе другого хозяина и ныне не смог заменить собой дефектный подопытный образец для «стендовой стрельбы», но снимки, сделанные «в полях», остались в нашем распоряжении и могут быть предъявлены в любой момент. Мы считаем, что этот момент настал, поэтому продолжим исследование возможностей нашего подопечного, используя фотоматериал минувших лет, тем более что к нему нет нареканий, аналогичных тем, которые сформировались по мотивам проанализированных выше контрольных серий.
Давайте оценим, насколько хорошую центральную и периферийную резкость может обеспечить наш подопечный. Следующая сцена — Серный каскад в поселке Мамонт в Йеллоустоунском национальном парке (Вайоминг, США). Сентябрь 2013 г. Камера Canon 6D; F8; 1/640 c; ISO 100.
Съемка в контражуре не смогла заставить нашего героя ударить в грязь лицом (то есть стеклом). Мы должны по достоинству оценить отличный тональный и цветовой контраст, хорошую проработку деталей с весьма высокой резкостью в центре и вполне хорошей на краях кадра. Совсем иная картина, чем у первоначально использованного экземпляра. Нам кажется, что можно считать Canon EF 14mm f/2.8L USM реабилитированным. Впрочем, посмотрим на некоторые другие сцены.
На следующем фото запечатлена Рейстрек-плайя — высохшее соленое озеро со спекшимся растрескавшимся дном, структура детализации которого очень поможет нам оценить резкость объектива. Снято при F8; 1/1000 c; ISO 100.
Разумеется, небольшая нерезкость на краях все-таки заметна, но по сравнению с дефектным экземпляром это, как говорится, «небо и земля». Оценим по достоинству хороший рендеринг синевы неба (пустыня дает о себе знать) и отличную контрастность картинки, несмотря на высокую яркость солнечного освещения, заливающего весь кадр, кроме горной гряды на заднем плане.
А что же при съемке в помещении? Давайте оценим и это. На трех снимках ниже — интерьеры отеля «Дворец цезаря» в Лас-Вегасе (Невада, США). Съемка производилась с рук, в репортажном режиме, то есть навскидку, без подготовки, с быстрым кадрированием.
F3,2; 1/15 c; ISO 250 | F2,8; 1/30 c; ISO 250 | F7,1; 1/6 c; ISO 250 |
Как видим, даже на максимальном раскрытии (среднее фото) детализация по краям кадра сохраняется на хорошем уровне (смотреть нужно, естественно, на ноги статуи, а не на стены, которые естественным образом выпадают из зоны резкости). Можно обнаружить небольшие хроматические аберрации, но они заметны только при разглядывании в масштабе 1:1 и не мешают общему восприятию картинки. Очень хорошо передан цвет, но из-за специфики работы АББ камер он все же частенько нуждается в ручной корректировке.
И еще пара фотографий из отелей Лас-Вегаса — MGM Grand (слева) и Luxor (справа). Давайте просто удостоверимся, что выявленные нами качества объектива — это не случайность, а закономерность.
F5; 1/30 c; ISO 400 | F4; 1/15 c; ISO 500 |
Что видим? Отличный рендеринг цвета, плавные и деликатные переходы полутонов, несмотря на высококонтрастный свет, отличную детализацию в центре и очень неплохую — на периферии. По-прежнему при разглядывании снимка в масштабе 1:1 заметны небольшие хроматические аберрации, но с ними вполне можно мириться.
Как мы уже не раз упоминали, немаловажным качеством сверхширокоугольного объектива является то, насколько удачно он рисует «лучики» от солнца и других источников света. Что в этом плане нам может предложить наш подопечный? Производитель наделил его 6-лепестковой диафрагмой и тем самым лишил красивой «лучистости», ведь шесть лепестков — это шесть лучей, как ни прижимай диафрагму. Впрочем, в этом нужно удостовериться.
На ночном снимке ниже мы фотографировали скульптуру сфинкса у отеля «Луксор» в Лас-Вегасе. Заметим (хотя это и не имеет отношения к делу), что сделан он несколько аляповато — это объясняет, почему нами был выбран вид сбоку, а не спереди. Съемка производилась со штатива при F11; 2 c; ISO 800. Мы предпочли относительно короткую выдержку и относительно высокое значение ISO из-за порывов ветра, которые наверняка испортили бы кадр при длительном экспонировании.
Как видим, даже сильное диафрагмирование не добавляет ровным счетом ничего к простецким шестилучевым «звездочкам» фонарей. Что ж, этого следовало ожидать.
Галерея
Остальные фотографии мы собрали в альбом без дополнительных комментариев и указаний. Данные Exif доступны при загрузке каждого снимка по отдельности.
Итог
Canon EF 14mm f/2.8L USM — высококлассный оптический инструмент, относительно легкий и компактный, особенно по сравнению с зум-аналогами. Он обладает отличной контрастностью, хорошо передает тонкие полутоновые градации, рисует картинку с правильной геометрией, искажая ее лишь минимально. Дисторсия в большинстве случаев вообще не требует корректировки.
Резкость в центре кадра отличная начиная с открытой диафрагмы, причем здесь она не слишком сильно зависит от степени диафрагмирования. На периферии кадра резкость удовлетворительная при полном раскрытии и хорошая при F5,6—F11.
При работе против света объектив не страдает существенной потерей контраста, как это часто происходит с некоторыми другими оптическими инструментами.
Из недостатков следует отметить три: сильное виньетирование, особенно на открытой, хроматические аберрации и малоинтересные «лучики» от источников света, которые только и способна нарисовать шестилепестковая диафрагма. Виньетка и значительная доля хроматики без труда исправляются при приложении профиля в ходе «проявки» RAW-файла.
Canon EF 14mm f/2.8L USM — прекрасный выбор не только профессионала, но и фотолюбителя; его можно с успехом использовать при фотографировании пейзажей и интерьеров, а также при репортажной фотографии, особенно в условиях недостатка освещения.
Авторский альбом фотографий, сделанных с помощью нашего подопечного, доступен по ссылке: Canon EF 14mm f/2.8L USM
Благодарим компанию Canon за предоставленные для тестирования объектив и фотокамеру
Полный текст статьи читайте на iXBT