Создание презентаций: почему этот навык нужен всем и как им овладеть
Презентация — универсальный инструмент, который помогает решать множество задач. Особенно в диджитал-сфере и в эпоху удалёнки. В презентации собирают бизнес-планы, с их помощью представляют проекты, ими сопровождают онлайн-встречи.
Умение создавать презентации входит в топ хард-скиллов, которые работодатели хотят видеть у молодых специалистов. Этот навык может помочь быстрее получить желаемую работу и построить карьеру. Поэтому количество джунов, которые его уже освоили, растёт с каждым годом.
В статье подробно рассказываем, от каких специалистов чаще всего ждут этого навыка, зачем презентации вообще нужны и как научиться делать их эффективными.
Мария Малоухова
Автор-фрилансер
Почему презентации работают
У диджитал-специалистов часто возникает необходимость отчитаться об итогах квартала, защитить стратегию, отправить коммерческое предложение или рассказать о новом продукте. От результата может зависеть, заработает ли сотрудник премию, заключит ли выгодный контракт, получит ли компания лиды и так далее. По сути, эти задачи сводятся к тому, чтобы ясно и убедительно донести информацию. И презентация — наиболее подходящая для этого форма подачи. В первую очередь благодаря визуализации.
Визуализация — это демонстрация или представление информации в виде изображения, чтобы сделать её более удобной для понимания. С её помощью можно придать зримую форму любому объекту, процессу и абстрактному понятию.
Люди, как правило, охотнее потребляют и легче усваивают информацию, когда она представлена визуально. Об этом свидетельствует повсеместное использование инфографики и средств визуализации в учебном процессе.
Разберём преимущества визуализации на примере крупного эксперимента, который провели исследователь в области маркетинга и инноваций Джон Пулестон и Graphic Digital Agency. Они опросили 10 тысяч респондентов из пяти стран, чтобы проверить, как люди воспринимают визуальную информацию. В результате пришли к выводу, что визуализация помогает сделать подачу информации более эффективной ↓
- Люди быстрее воспринимают визуальную информацию, чем текст.
Эксперимент показал, что мозг обрабатывает изображения как минимум в два раза быстрее, чем слова, которыми они описаны.
Испытуемые узнавали логотип Apple менее, чем за 3 миллисекунды, тогда как для когнитивной обработки слова Apple им требовалось около 20 миллисекунд. Можно предположить, что мозг эффективнее извлекает смысл из визуализированной информации, чем из текстовой.
- Визуальные элементы вызывают интерес и удерживают внимание, помогают легче запоминать и усваивать информацию.
частники эксперимента на 40% чаще вспоминали факты, которые были даны вместе с любопытными изображениями, чем те же самые факты, представленные без них. В примере ниже с этой задачей отлично справляется визуализация аналогии.
- Иллюстрации изображают то, что нельзя или сложно выразить словами: метафору, схему, шутку. Они наполняют текст и речь дополнительными смыслами и помогают ещё лучше усваивать информацию.
В ходе эксперимента проверили известную маркетинговую стратегию: зашифровывали с помощью иллюстрации факт, который нужно запомнить. Подтвердили, что информацию, которую испытуемые разгадывали в визуальных метафорах и головоломках, они запоминали почти на 50% лучше, чем просто текст.
Кроме эффективного воздействия на аудиторию, у визуализации есть ещё одно преимущество — она помогает легче запоминать и воспроизводить текст и выступающему, а поэтому — говорить увереннее. Это располагает слушателей.
Например, список продуктов проще запомнить и воспроизвести по картинке, чем по тексту. Феномен называется эффект превосходства образа ↓
- Капуста;
- морковь;
- перец;
- помидоры;
- чеснок;
- лук;
- баклажан;
- брокколи;
- укроп;
- петрушка;
- салат.
Для каких задач используют презентации
Убеждать
Благодаря визуализации и возможности управлять вниманием аудитории, презентация эффективна как инструмент убеждения.
Представим ситуацию: руководитель компании просит двух менеджеров подготовить к следующему совещанию идеи по развитию проекта. Один подкрепил своё выступление слайдами, другой — ограничился устным докладом. Скорее всего, выступление первого менеджера больше впечатлит и убедит руководителя. Ведь презентация поможет донести информацию проще и подчеркнуть логику, а ещё покажет, что специалист подошёл к задаче основательно.
Обучать
С помощью презентаций проще объяснять сложное — формат слайдов хорошо подходит для инструкций. В диджитал их часто используют, чтобы обучать новичков.
Ещё в форме презентаций пользователей могут знакомить с функциональностью продукта и проводить онбординг.
Делиться опытом
В презентации рассказывают коллегам об успешно завершённом проекте, делятся нововведениями в работе. Подача и визуализация помогают удержать внимание и заинтересовать кейсом. Слайды слушатели сохраняют и при необходимости обращаются к ним, чтобы применить полезный опыт в своих командах.