Smart-системы стали драйвером продажи недвижимости
Интеграция
В строительным буме, который идет во всех крупнейших городах страны, наблюдается новое явление: на статусность недвижимости —, а также на ее цену и ликвидность — влияет наличие цифровых систем «умного дома». Заметим, что наличие smart-систем оказывается важным для всех, имеющих отношение к недвижимости.
Для жильцов smart-системы обеспечивают дополнительный уровень комфорта, а для управляющих компаний — снижение затрат на обслуживание при повышении качества предоставляемых услуг. Девелоперы и риэлторы обращают внимание на наличие решений умного дома, поскольку эти решения влияют на статусность и цену недвижимости. Заметим, что это справедливо как для многоквартирных комплексов, так и для коттеджей, как для жилой, так и для коммерческой недвижимости (к примеру, для мини-отелей, апартаментов и т. д.).
Сколько это стоит?
Развитие технологий «умного дома» привело к тому, что сейчас появились недорогие решения, которые может позволить себе любой желающий. Как отмечает исполнительный директор Sibling smart home Михаил Шкляр, это отражается и в девелопменте: застройщики тратят разные суммы на оборудование домов такими технологиями, и все зависит от выбранного подхода и функционала — будет ли это только домофон и, например, датчики протечек, системы климата и освещения, или же специально разработанный, кастомизированный под конкретного застройщика, софт.
Участники рынка отмечают, что сегодня инфраструктура для «умных решений» и базовый набор сервисов уже воспринимаются не как элементы, характерные для элитного жилья, а как «must have» даже для домов среднего класса. Михаил Шкляр добавляет, что такие технологии все чаще используются и в сегменте бюджетного жилья. Таким образом, вложения в «умный дом» из опции становятся необходимостью, хотя пока и остаются маркетинговыми затратами для застройщиков, так как не сильно влияют на итоговую стоимость квартир — в пределах 1%.
Востребованы ли «умные дома»?
Большинство россиян считают наличие решений «умного дома» значимым фактором при выборе квартиры: 97% опрошенных в ходе августовского исследования Rubetek сообщили о желании получить «умную начинку» в новом жилье. При этом представление об оптимальных сервисах различается, но полноценный набор опций «умного дома», объединенных в экосистему, желают иметь многие — 45% опрошенных. Некоторые считают достаточным наличие отдельных smart-систем, например, управляемого климат-контроля.
Уже в ближайшей перспективе предпочтения россиян будут смещаться в сторону комплексных решений для «умных домов». «Целостные экосистемы, по нашим прогнозам, будут востребованы в России в ближайшие три года и на них должны быть сосредоточены основные усилия законодателей и разработчиков решений», — говорил Никита Братко, архитектор решений филиала ОЦО «Ростелеком».
Два уровня одного «умного дома»
Функциональность базового уровня «умного дома» сегодня есть практически в любом современном здании. Например, трудно представить жилье без домофона, а это достаточно сложное и многофункциональное устройство. Например, при наличии видеоаналитики современный домофон может обеспечивать бесключевой доступ, распознавая жильцов по лицам. Иногда домофоны подключают к системам аварийного оповещения — как домовым, так районным и общегородским — и т. д.
Развитие «умных зданий» стимулирует и государство. Например, с 1 января 2021 г. все строящиеся дома должны быть обеспечены умными счетчиками, в автоматическом режиме передающими показания в ресурсоснабжающие компании согласно № 522— ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с развитием систем учета электрической энергии в РФ». В результате в «базовый пакет» цифровых сервисов будут добавлены решения для управления светом и водой.
Чем выше степень автоматизации, тем привлекательнее жилье, уверен г-н Шкляр, причем это справедливо как для первичного, так и вторичного рынка. Поэтому все чаще можно встретить не только базовый функционал, но и, к примеру, системы управления климатом и освещением, что позволяет повысить уровень комфорта в целом.
«Гармоничная цифровая среда сделает жизнь комфортнее благодаря возможностям дистанционного управления электроприборами, освещением и микроклиматом дома, использованию интеллектуальных систем контроля доступа и обеспечению безопасности», — подчеркивает Андрей Иваненко, управляющий директор группы «Самолет».
«Прет-а-порте» сочетаем с «кастомом»
Базовый уровень «умного дома» можно (и нужно!) унифицировать, прежде всего, для снижения расходов на разворачивание и последующее обслуживание. Smart-системы для более высокого уровня автоматизации, которые нельзя унифицировать, можно и следует кастомизировать. Как это выглядит?
Инфраструктуру для базового уровня закладывают на этапе проектирования и реализуют на этапе строительства. Строители уже рассматривают инфраструктуру для реализации будущих smart-функций как одну из составляющих «слаботочки», отметил Тимофей Колотовкин, директор по развитию бизнеса Rubetek.
Михаил Шкляр отмечает, что застройщикам стоит обращать внимание на возможность расширения стартового набора smart-сервисов в зависимости от конкретных потребностей и желаний жильцов. Будут ли выполнять работы по развитию решений структуры девелопера (за отдельную плату, разумеется) или компания, выполняющая дизайн и отделку жилых помещений, — не столь важно. Куда важнее качество и совместимость компонент, а иногда — наличие у последних возможности их кастомизации.
От компонент — к экосистемам
Для компаний, выполняющих работы по разворачиванию сервисов «умного дома» — как для базового уровня, так и для кастомного — важен поставщик smart-устройств. Очевидно, что лучше приобретать весь набор нужных датчиков и исполнительных устройств из «одного окна». «Наших клиентов радует широкий спектр производимых нами компонентов для построения разноплановых smart-сервисов и наличие товара на складе, однако сегодня интеграторам от нас нужны дополнительные возможности, — говорит г-н Шкляр. — От Sibling smart home как вендора ждут высокого уровня экспертности, необходимого для обеспечения техподдержки в разных формах, включая инженерное сопровождение проектов».
Разумеется, для пользователя «умного дома» важны функции, обеспечиваемые системой, а также удобство использования созданных возможностей. Очевидно, что сервисы «умного дома» должны быть доступны со смартфона, который есть у каждого, но, по возможности, с единого приложения. А чтобы приложение позволяло с равной легкостью управлять светом, производить оплату коммунальных счетов, вызывать серисных специалистов, а также открывать/закрывать шторы, размещать претензии и контролировать домофон (и т. д.), за клиентским решением должна стоять единая платформа.
Платформенная концепция в решениях для «умного дома» относительно молода, но для нее уже разработаны развитые программные решения, в том числе российские, учитывающие местную специфику и особенности законодательства. Интересно, что для таких платформ уже создают маркетплейсы, позволяющие пользователям легко и быстро устанавливать дополнительные приложения для взаимодействия со своим «умным домом». В современных условиях маркетплейсы становятся востребованными, отмечает Светлана Перминова, CEO компании Unicorn, выпускающей специализированную платформу для «умных домов».
Что дальше
Происходящее в сегменте «умных домов» — часть большого глобального тренда. «Сегодня нас окружает все больше умных устройств, и теперь мы живем в мире, где все вещи взаимосвязаны, — говорит Ричард Ю, исполнительный и управляющий директор Huawei Consumer Business Group. — Каждый из нас является частью полностью подключенного мира, как и любое устройство».
Поэтому количество smart-устройств, окружающих нас в «умном доме» и в городской smart-среде, будет расти, а обеспечиваемые ими сервисы будут все более разнообразными, делая нашу жизнь безопасней и комфортней.
Александр Маляревский
Полный текст статьи читайте на CNews