Как APM-решения помогают малому и среднему бизнесу улучшить работу сайта

Интеграция

08 Октября 2021 20:1308 Окт 2021 20:13 |
Поделиться

Технология мониторинга производительности приложений (Application Performance Monitoring, APM) за последние несколько лет перешла в разряд обязательных для крупных компаний ИТ-сервисов. В данном сегменте существует большое количество решений — от бесплатного ПО типа Zabbix, Grafana, Prometheus до промышленных продуктов, входящих в список ведущих разработок по версии Gartner — таких, как Dynatrace AppDynamics и New Relic.

Для ИТ-гигантов выбор решений понятен и очевиден — это промышленные системы, желательно из числа лидеров «Магического квадранта» Gartner. Причин тому несколько:

  • Сегмент APM — один из самых высокотехнологичных. Такое решение должно «поспевать» за обновлением технологических стеков, начиная от Java и .NET и заканчивая ERP-системами и СУБД.
  • При использовании бесплатных продуктов потребуются серьезные вложения в само решение, его сопровождение и поддержку. При этом результат не гарантирован.
  • Инвестиции в решение с гарантированным результатом в среднем окупаются за 2–3 года.

Обеспечение качества сервиса не всегда дает быстрый результат, однако проблемы с качеством и, особенно, с доступностью сервиса могут принести существенные убытки. Между тем для владельцев цифрового сервиса с годовым оборотом от 5 до 100 млн руб. начальные затраты на APM обычно слишком высоки.

Как быть, например, интернет-магазину, которому важно знать качество работы сайта, и есть ли на нем проблемы для пользователей? Как воспользоваться информационными панелями с наглядными результатами бизнес-аналитики, получаемыми при помощи настраиваемых метрик? Это важно для лиц, принимающих решения, маркетологов, менеджеров по продуктам и т. д. Можно ли за относительно небольшие деньги предоставить сервис международного уровня, который позволяет комплексно проанализировать все проблемы и представить их техническому и/или бизнес-персоналу?

Казалось бы, можно воспользоваться бесплатным продуктом. Однако, к примеру, проведенный с помощью Zabbix мониторинг в большинстве случаев не позволяет понять, в чем именно причина сбоя.

Более мощное решение, допустим, Prometheus, позволит получить трассировку кода. Но невозможно получить из кода значение поля «Оплата», привязать его к логину пользователя и просмотреть статистику для ответа на вопрос: «Почему пользователи из Нижнего Новгорода в июне принесли 2 млн руб. выручки, а в июле — 0,5 млн?»

SaaS в помощь

На выручку приходит «программное обеспечение как сервис» (SaaS) — модель оплаты и поставки программного обеспечения, которая по многим параметрам превосходит традиционную продажу лицензий на ПО.

С помощью данной модели небольшие компании могут сэкономить деньги. Причем многие сервисы SaaS предлагают попробовать и протестировать возможности программного обеспечения в течение определенного периода, что снижает риски, предлагают более гибкие варианты ценообразования. Сама модель подписки позволяет перевести CAPEX в OPEX и не тратить сразу большие средства на лицензию и оборудование. К тому же поставщик, предлагающий SaaS решения, несет ответственность за всю инфраструктуру, которая необходима для работы.

Сервис DESK

Компания «Рускомтехнологии» в рамках технологического партнерства с Dynatrace предлагает новый сервис DESK — Digital Experience Service Key. Он ориентирован на владельцев цифровых сервисов с небольшой инфраструктурой, предоставляется по модели SaaS и тарифицируется по времени использования (от 5 тыс. руб. в месяц за инсталляцию). Причем заказчик получает доступ к промышленному решению, хотя у него есть ограничение — не более 10 агентов. Это примерно 160 Гб оперативной памяти, исключая память, занятую под СУБД.

«Сервис предназначен для малого бизнеса и, по сути, меняет рынок. Промышленное решение APM становится доступным компаниям, бюджет которых ранее не позволял приобретать подобные продукты, — говорит один из разработчиков DESK Дмитрий Кашанов. — Нашим сервисом могут пользоваться и физические лица, которые хотят получить качественный мониторинг своего сайта. Он запущен всего месяц назад, и в данный момент у него около 1500 клиентов».

Достаточно зайти на сайт Desk.ruscomtech.ru, зарегистрироваться и выбрать тариф. Компания-разработчик предоставляет четыре дня бесплатного пробного периода. Устанавливаемый на сервер программный агент сам соберет все необходимые данные об аппаратном/программном обеспечении и о «цифровом опыте» пользователей. Также есть версия агента для пользователей веб-хостинга — без возможности установки дополнительного ПО. В ближайшее время выйдет и мобильная версия сервиса.

В DESK есть специальный раздел «Проблемы», где отражаются проблемы с оборудованием, ПО, доступностью сервера. Можно углубиться в конкретную проблему и увидеть ее источник. Например, для программ можно увидеть причину ошибки на уровне кода. Кроме того, есть инструмент автоматического сбора логов сервера — их можно проанализировать в веб-интерфейсе.

В качестве техподдержки DESK предоставляет консультации по электронной почте или в чате.

В числе ключевых функций мониторинга:

  • Возможность быстро получить данные о причине проблемы и исправить ее до того, как она повлияет на пользователей.
  • Возможность увидеть «опыт пользователей», которые обращаются с сервисом, понять, в каком регионе они действуют, с каким браузером, а также при работе с каких устройств чувствуют себя комфортно, а с каких — не очень (рейтинг APDEX).
  • Возможность увидеть, каким образом и на каких пользователей повлияла проблема, связаться с ними.
  • Можно определить, как работает программный код с точки зрения производительности, понять, где существуют узкие места, исправить их и тем самым исключить проблемные ситуации, ускорить выход коммерческих продуктов на рынок.
  • Пользователь системы всегда может видеть «запас прочности» по арендуемой серверной части, понять, как инфраструктура влияет на проблемы.

«Так же мы предоставляем дашборды бизнес-аналитики исходя из настраиваемых метрик, что важно для людей, принимающих решение в той или иной зоне ответственности, например маркетологи, продакт-менеджеры и т.д. — Объясняет Дмитрий Кашанов. — Наша цель — за относительно небольшие деньги предоставить сервис международного уровня, который может комплексно проанализировать все проблемы и подсветить их для технического и/или бизнес персонала».

Что думают первые пользователи системы?

«Мы используем решение DESK в работе нашего сайта (базируется на 1С Битрикс) уже более трех месяцев, — рассказывает руководитель отдела маркетинга компании «Кофтёныши» Андрей Воеводин. — У нас есть многостраничный портал с большим каталогом товаров, где можно оформить покупку с доставкой и тут же оплатить ее удобным способом. Своих разработчиков в штате нет, и сайт находится на поддержке у сторонней компании. Это, конечно, позволяет экономить на зарплатах, но если на портале возникают технические проблемы — мы узнаем о них только тогда, когда смогли обнаружить сами или по жалобам от клиентов».

Компания искала решение, которое бы постоянно мониторило работу сайта, позволяло оперативно видеть возникающие на нем неисправности и тут же ставить задачу удаленной команде по устранению проблемы. «Решение должно быть «из коробки»: поставил, нажал кнопку «пуск», и оно сразу работает, — продолжает Андрей Воеводин. — Но все, что я находил на рынке, нужно было дорабатывать —, а это время и деньги — и потом обеспечивать поддержку. Поэтому мы отказались от таких решений. Выходом стал SaaS-сервис DESK».

В компании подсчитали стоимость простоя системы. Поскольку все продажи она осуществляет через интернет, то при сбое системы убытки могут составить от 10 тыс. до 1 млн руб. Кроме того, основная задача сайта — помочь пользователю выбрать нужный товар, легко его оформить и оплатить удобным способом. Если не работает что-то из перечисленного, то ломается вся воронка продаж, и это приводит к резкому уменьшению выручки. DESK позволяет видеть все процессы на сайте, причем не только с точки зрения работы кода, но и того, как пользователи двигаются по этой воронке.

«За время пользования сервисом мы смогли увидеть несколько сценариев, в которых ломалась воронка продаж, и быстро исправляли ситуацию, — поясняет Андрей Воеводин. — DESK с помощью понятных и легко читаемых информационных панелей показывает все внутренние процессы работы нашего сайта. И чем лучше работает наш онлайн-сервис — тем больше довольных клиентов мы получаем. А это означает рост лояльности пользователей и увеличение числа повторных покупок».

Таким образом, системы мониторинга производительности приложений — необходимый инструмент, который позволяет понять поведение мобильного приложения или интернет-сайта и обнаружить проблемы прежде, чем пользователи подвергнутся их воздействию и быстро устранить их.

С точки зрения бизнеса APM уменьшает среднее время восстановления, проблемы решаются быстрее и эффективнее, что влияет на производительность работы сотрудников и репутацию компании, ее выручку и лояльность клиентов. А такая APM, как SaaS — это все преимущества бизнес-модели, при которой программный продукт предоставляется в формате веб-сервиса на основе подписки. Заказчики получают возможность сразу использовать его, не тратя время на установку ПО и обучение.

Полный текст статьи читайте на CNews