Сбои в работе Интернет–магазинов, обернувшиеся аттракционом невиданной щедрости
Первые Интернет магазины появились десятки лет назад, чуть позже были основаны и такие гиганты как eBay, Amazon и Alibaba Group. У этих корпораций миллиарды клиентов, и, естественно, их примеру не могли не последовать тысячи бизнесменов по всей планете, благодаря чему сегодня буквально в каждом городе найдется как минимум с десяток небольших офлайн-магазинов, имеющих свой сайт, на котором можно купить все то же самое, не выходя из дома. Впрочем, эти слова должны были лишь подчеркнуть огромнейшую популярность Интернет-торговли, нас же интересуют не пешки электронной коммерции, а площадки с многомиллионной аудиторией: далее речь пойдет о фейлах известных Интернет-магазинов, когда из-за небольшой ошибки компании теряли баснословные суммы.
Microsoft Store
16 ноября прошлого года Microsoft случайно устроила настоящий праздник для владельцев консолей Xbox и ПК с ОС Windows 10 — на протяжении нескольких часов можно было приобрести самые хитовые игры практически за бесценок. Дело в том, что из-за технического сбоя некоторые тайтлы стоили пару десятков рублей. Найти такие игры оказалось проще простого: чтобы воспользоваться «акцией» необходимо было найти игры с ценой, указанной в долларах, при оформлении заказа пересчет шел по курсу »1$ = 1 рубль». Однако уловка работала только в том случае, если сперва добавить в корзину один товар с рублевой ценой, а затем уже можно было заняться позициями с долларовой стоимостью. Из-за сумасшедшего количества пользователей, сообщавших об ошибке, администрация одной из крупнейших Xbox-групп в соцсети «Вконтакте» была вынуждена закрыть стену.
Связной
Свежий технический сбой в работе одного из лидеров российского рынка электроники наделал немало шума. Так, 18 апреля на сайте ритейлера можно было купить смартфоны в разы дешевле их фактической стоимости. Баг затронул не все модели: к примеру, Apple iPhone 7 с памятью 32 Гб «оценили» в 4990 рублей, iPhone 8 с 64-гигабайтным накопителем продавался за 5990 рублей, iPhone SE на 64 Гб также стоил 5990 рублей, а простенькие Android-смартфоны Philips Xenium w3568 и Alcatel OneTouch 2010D и вовсе можно было купить за 49 и 290 рублей соответственно. Для сравнения, на тот момент стоимость аналогичной версии iPhone в официальном онлайн-магазине Apple составляла 52 871 рубль, iPhone 7 — 39 651 рубль. Однако длилось это счастье недолго — всего 15 минут. Воспользоваться таким соблазнительным предложением успели 854 человека, магазин не стал отменять их заказы и обязался вовремя доставить все покупки. В пресс-службе «Связного» ситуацию прокомментировали следующим образом:
«Происходила плановая замена программного обеспечения. В процессе произошел сбой, в результате которого на сайте в течение 15 минут отображались некорректные цены.»
Screwfix
Британская компания Screwfix — часть бренда Q&A, специализирующегося на розничной торговле товарами для дома и домашнего обихода — пережила технический сбой еще в 2014 году. Тогда абсолютно все товары в каталоге получили цену £34.99. Многие англоязычные сайты ежедневно мониторят наличие скидок и выгодных предложений в популярных Интернет-магазинах, поэтому новость быстро разлетелась по Сети. Конечно же, пользователи набросились, в первую очередь, на дорогие позиции вроде газонокосилок за 1600 фунтов стерлингов. Компания не успела вовремя среагировать и, чтобы не влезть в миллионные долги, руководство screwfix.com приняло решение звонить клиентам с требованием вернуть товар– во всяком случае, так заявляли некоторые покупатели, хотя сама компания отрицала эти слова и подтвердила только «попытку связаться с людьми и попросить их отменить заказ, но при этом их никто не вынуждал возвращать товары. Впоследствии, британские юристы оправдали Screwfix, так как по законодательству, в случае ошибочного ценообразования магазин имеет право отменить заказ в одностороннем порядке, если вы сформировали заказ, но еще не получили товар. Как правило, методы решения подобных ситуаций прописаны в Условиях Пользовательского Соглашения на том или ином сайте, а статус сформированного заказа указывается в электронном письме от магазина.
Emirates
В апреле 2014 произошел сбой в системе бронирования билетов на рейсы авиакомпании Emirates, из-за которого российские пассажиры могли улететь за границу в 2–7 раз дешевле обычной стоимости. Например, за 5–11 тыс. рублей можно было добраться из Москвы или Санкт-Петербурга в Гонконг, Сингапур, Буэнос-Айрес и на Сейшелы, при этом обычно цена такого перелета составляет от 22 до 38 тысяч. Чтобы приобрести дешевые билеты необходимо было заказывать их на сервисе Ozon.Travel.
Позже компания Ozon поступила не очень красиво и аннулировала бронь для всех пассажиров, переведя деньги на персональный счет, средства с которого можно было потратить только в этом магазине (правда, спустя какое-то время деньги все же вернули на банковские карты пользователей). Аналогичные проблемы с рейсами Emirates возникли и у Trip.ru по всем направлениям с пересадкой в Дубае. Представители перевозчика тогда заявили, что ошибка произошла именно на стороне агентства. Подобные случаи в принципе довольно распространены у многих авиакомпаний, самые масштабные фейлы происходили у британских, американских, корейских и ирландских авиакомпаний:
- В 2009 ирландская авиакомпания Aer Lingus предлагала своим клиентам улететь в любую точку Европы за 7$, но затем аннулировала проданные билеты.
- В 2007 United Airlines пропустила 0 на своем сайте, в результате чего билеты из Лос-Анджелеса в Новую Зеландию стоили 1062$ вместо 10620 долларов. Бронирование никто не отменял.
- Затем в 2012 та же United Airlines продала все билеты из Нью-Йорка в Гонконг по 43 доллара, хотя изначально количество акционных билетов было ограничено. В итоге билеты аннулировали.
- Годом позже United Airlines отвезла пассажиров из Вашингтона на Гавайи за 10 долларов.
- Уже через месяц United Airlines снова испытывала технические трудности — пассажирам рейса Нью-Йорк — Дублин были проданы билеты по 49$ и начислены лишние бонусные мили.
- В ноябре того же 2013 вы могли совершить перелет из Нью-Йорка в Милан за 250 долларов. В тот раз норвежская система бронирования Wideroe не включила в стоимость билета топливный сбор, составлявший 500–700 долларов. Несмотря на то что ошибка была совершена Wideroe, United Airlines не отменили бронь.
Tesco
Иногда сбои на сайтах крупных компаний приводят не к массовым онлайн-покупкам, а к походам в магазин посреди ночи. В такую ситуацию попала компания Tesco — крупнейшая британская сеть розничной торговли. Проблемы у нее начались в 2012, когда супермаркет запустил акцию, в которой можно было приобрести три бутылки дорого вина за £12 (без акции данное вино стоило 9.99 фунтов за бутылку). Но параллельно началась другая акция — если купить 6 бутылок, начислялась дополнительная скидка в 25%. Видимо, что-то пошло не так и по Интернету вмиг распространилась новость о том, что в Tesco можно купить 6 бутылок вина за 9, 01 — дешевле, чем за одну бутылку. В Facebook тут же начали массово появляться сообщения о том, что некоторые люди приобретали все имеющееся на складе вино, а кто-то просто за пару десятков фунтов скупал целые упаковки алкоголя. Когда ошибка была устранена, представители Tesco сообщили, что компьютер сделал две акции активными одновременно, и впредь этого не повторится. Однако в 2013 история повторилась, теперь «под раздачу» попал сидр, продававшийся за £5 вместо £36, йогурты Danone и нидерландское сливочное масло от Upfield.
Полный текст статьи читайте на Компьютерра