Саундбар Yamaha SR-B20A: простой способ «прокачать» звук ТВ

Знакомство с актуальной линейкой саундбаров Yamaha мы начали с самой младшей модели SR-C20A, одно из основных достоинств которой — максимальная компактность. Это устройство обеспечивает гораздо больше возможностей, чем ожидаешь при его габаритах, но если нет необходимости считать каждый сантиметр, то имеет смысл посмотреть на следующую модель в линейке. Этим мы сегодня и займемся.

У SR-C20A три активных динамика, а у Yamaha SR-B20A — сразу в два раза больше, плюс есть поддержка виртуального объемного звука, для саундбара это весьма значимая опция. По-прежнему можно воспользоваться ПО для управления и настройки, поддерживаются различные типы подключения, есть несколько режимов звучания… А еще появилась возможность присоединения сабвуфера.

Стоимость устройства «постарше» при этом лишь немного выше, чем у самой младшей модели. Честно говоря, мы склонны воспринимать протестированный ранее саундбар SR-C20A как ультракомпактное решение для тех, кто всерьез озабочен экономией пространства. А в качестве базового варианта — рассматривать как раз героя сегодняшнего тестирования Yamaha SR-B20A.

Технические характеристики

Динамики НЧ: 2×7,5 см (плюс 2 пассивных излучателя)
СЧ: 2×5,5 см (плюс 2 пассивных излучателя)
ВЧ: купольные 2×2,5 см
Максимальная мощность общая: 120 Вт
НЧ-секция: 60 Вт
СЧ/ВЧ-секция: 40 (2×30) Вт
Управление пульт ДУ, клавиши на центральном блоке саундбара, ПО Sound Bar Remote
Интерфейсы HDMI (ARC, CEC), 2 оптических, Bluetooth
Bluetooth версия 5.0, поддерживаемые кодеки: SBC, AAC
Технологии окружающего звука DTS Virtual: X
Режимы звучания Стерео, Стандартный, Кино, Игра
Габариты 910×53×131 мм
Вес 3,2 кг
Цвет черный, белый, красный
Рекомендованная цена 16 990 ₽
Розничные предложения

Комплект поставки

В комплект поставки входят сам саундбар, пульт дистанционного управления, документация, мягкие проставки для крепления и шаблон для разметки отверстий при монтаже устройства на стену, а также кабель питания и оптический кабель для подключения к источнику звука. В нашем тестовом образце последнего не было, потому нет его и на фото. У приобретенного в магазине устройства комплектация будет полной.

Дизайн и конструкция

Yamaha SR-B20A практически полностью обтянут черной тканью, дизайн максимально лаконичный. Как мы неоднократно отмечали, для данного класса устройств это практически стандарт — чем меньше саундбар привлекает к себе внимания, тем лучше. Его задача — незаметно раствориться в интерьере и делать свою работу.

Длина саундбара составляет 91 см — наиболее органично он будет смотреться с телевизором, обладающим диагональю экрана около 40 дюймов.

На передней части устройства нет никаких заметных элементов, за исключением небольшой глянцевой панели с логотипом производителя, светодиодными индикаторами источников сигнала и рядом сенсорных кнопок: выбора входа, регулировки громкости и питания.

Как уже говорилось выше, большая часть поверхности обтянута черной тканью. Углы скругленные, высота у корпуса небольшая — всего 13 см.

На торцах саундбара справа и слева размещены глянцевые раструбы фазоинверторов. Соответственно, размещать саундбар в нише — не самая лучшая идея.

На задней панели расположены отверстия вентиляции, наклейка с краткой информацией об устройстве, а также петли для крепления на стену и резиновые ножки.

При взгляде снизу помимо логотипов поддерживаемых форматов хорошо заметны панели для подключения, наполнение которых мы рассмотрим отдельно.

В небольшой выемке слева размещен разъем для кабеля питания. «Утоплен» он ровно настолько, чтобы скрыть коннектор, а направлен вверх — при настенном размещении кабель можно полностью спрятать за висящим выше телевизором.

Разъемы для подключения источников звука тоже размещены в выемке. Пространства для них оставлен необходимый минимум, однако даже сравнительно крупные коннекторы прекрасно помещаются. С левого края расположена кнопка полного сброса настроек устройства, далее мы видим RCA-разъем для сабвуфера, следом идет порт USB, который может быть использован только для обновления прошивки — воспроизведение музыкальных файлов с внешних накопителей не поддерживается. Ну и, наконец, еще правее у нас размещены два оптических входа и HDMI-выход с поддержкой ARC.

Подключение и настройка

Подготовка саундбара к работе займет минимум времени. Как можно увидеть выше, ножки расположены на той же стороне корпуса, что и отверстия для крепления на стену. Соответственно, при размещении на горизонтальной поверхности динамики оказываются направленными вверх. Ничего сверхстрашного при этом не происходит, но учитывать этот момент стоит.

Ну, а в целом такая особенность конструкции вкупе с узким корпусом непрозрачно намекают нам, что устройство больше рассчитано на настенное крепление — собственно, оно у покупателей саундбаров и является наиболее популярным. Шаблон для разметки отверстий в комплекте есть, сделать все можно быстро и без лишних трудностей.

С подключением источников все просто, как и у младшей модели. Можно воспользоваться HDMI, благодаря поддержке HDMI ARC звук может проходить в обе стороны — от ТВ к саундбару и обратно. Плюс появляется возможность управления обоими устройствами с одного пульта благодаря технологии CEC, что тоже приятно и удобно.

Но это если говорить про использование телевизора именно как телевизора, при запуске встроенного медиаплеера или подключении внешнего может возникнуть ряд нюансов, из-за которых проще будет использовать оптический вход. Ну и при подключении к ПК посредством HDMI, например, саундбар не определяется как звуковое устройство — тут подключение посредством S/PDIF практически неизбежно. К счастью, для данного устройства его возможностей хватит с запасом.

Есть смысл установить беспроводное подключение — хотя бы ради обеспечения работы приложения Sound Bar Remote, о котором мы уже говорили в прошлом обзоре. Ну и возможность оперативно запустить подкаст, аудиокнигу или какой-нибудь трек из стримингового сервиса тоже лишней не будет. После активации Bluetooth-подключения саундбар некоторое время пытается соединиться со «знакомыми» устройствами, если не находит их — активирует режим сопряжения, о чем сигнализирует миганием индикатора Bluetooth на передней панели. Далее действуем по привычной схеме: открываем меню беспроводных подключений смартфона, находим Yamaha SR-B20A, жмем, подключаем.

Поддерживаются два кодека: SBC и AAC — для саундбара их возможностей точно хватит с запасом. Полный список поддерживаемых режимов был традиционно получен с помощью утилиты Bluetooth Tweaker.

В отличие от младшей модели, у SR-B20A присутствует выход для подключения активного сабвуфера, который может расширить возможности саундбара по воспроизведению низкочастотного диапазона. Как мы увидим чуть позже, с низкими частотами саундбар и сам справляется неплохо. Но если хочется более ярких спецэффектов в кино и «качающего баса» в музыке — дополнительная «низкочастотная поддержка» лишней не будет.

Эксплуатация и ПО

Управлять питанием и громкостью саундбара, а также выбирать источник звука можно с помощью сенсорных клавиш на передней панели. Работают они замечательно, на касания реагируют четко — за все время тестов к ним не возникло никаких вопросов. Помимо клавиш на панели есть светодиодные индикаторы выбранного активного входа, яркость которых можно регулировать — для устройства, часто используемого практически в полной темноте, это важная опция.

Но для активации всех функций так или иначе придется пользоваться пультом дистанционного управления или приложением Sound Bar Remote. Для начала поговорим о первом варианте. Пульт компактный, но удобный. В правом верхнем углу расположена клавиша питания, ниже кнопки выбора входа и так далее. Клавиши имеют разную форму и размер, регуляторы громкости реализованы в формате «качелей» и вынесены вниз — сориентироваться в пульте на ощупь не составляет труда. Кнопки нажимаются с усилием чуть выше среднего, но еще вполне комфортным, клик ощутимый и приятный.

Про приложение Sound Bar Remote мы уже говорили в обзоре младшей модели, потому обойдемся без лишних подробностей. Позволяет оно практически то же самое, что и пульт. В правом верхнем углу расположилась кнопка включения, ниже находится меню выбора входа. Далее мы видим строку с кнопками активации режимов Clear Voice и Bass Extension, еще ниже — иконки звуковых профилей. О том, как они работают и что делают, мы поговорим в соответствующей главе.

Далее мы видим меню настройки яркости светодиодных индикаторов, под ним — информацию об устройстве. В нижней части экрана закреплены регулятор громкости саундбара в целом и басового динамика, условно называемого производителем «сабвуфером».

Виртуальный 3D-режим звучания DTS Virtual: X действительно придает звуку объема, но ждать от него чудес не стоит. На рынке есть дорогие саундбары со встроенными микрофонами для настройки под помещение, которые позволяют работать с отраженным звуком и довольно правдоподобно эмулировать звучание из разных точек. Хотя полноценную акустику ни одна из таких систем пока полностью заменить не в состоянии. В данном же случае дополнительный объем достигается скорее за счет реверберации. Это тоже неплохо и делает звучание более эффектным, но ждать впечатляющих «пролетов» звука вокруг слушателя как в настоящих домашних кинотеатрах все же не стоит.

Звук и измерения АЧХ

По звучанию Yamaha SR-B20A похож на младшую модель в линейке, причем в данном случае это, скорее, комплимент — он также обеспечивает весьма впечатляющую передачу низкочастотного диапазона. Столь компактная колонка, уверенно играющая от 60 Гц — это действительно здорово. Плюс в данном случае есть возможность подключить сабвуфер и получить больше «глубокого баса».

Изменение уровня громкости встроенного низкочастотного динамика позволяет заметно влиять на подачу НЧ-регистра и делать на нем акцент, что прекрасно видно на графиках АЧХ, полученных при разных положениях соответствующего регулятора. Измерения проводились традиционным для наших обзоров способом: при размещении микрофона по нормали к передней поверхности колонки на расстоянии 60 см. Для базовых замеров взят активированный по умолчанию «Стандартный» профиль звучания, все «улучшайзеры» отключены.

Для дальнейших экспериментов возьмем среднее положение регулятора громкости НЧ-динамиков, посмотрим на график в нем отдельно. Сразу бросается в глаза провал в районе 200 Гц — до этих частот уже «не дотягивается» низкочастотный динамик, но и среднечастотный их еще не воспроизводит. Из-за этого НЧ-диапазон звучит довольно гулко, он лишен так называемого «панча». Для кино и игр это совсем не проблема, ну, а прослушивание музыки — очевидно не основной вариант использования Yamaha SR-B20A.

Наращивание числа динамиков благоприятно отразилось на воспроизведении высоких частот: если у SR-C20A они подавались контурно и без особых акцентов, то у модели постарше с ними уже все хорошо. Причем именно хорошо — звучат они вполне сбалансированно, проблем с звеняще-шипящими звуками нет. Далее посмотрим на график кумулятивного затухания спектра (он же «водопад», waterfall).

Видно, что частоты в районе 60 Гц и 90 Гц затихают дольше остальных. По всей видимости, именно на них резонируют фазоинвертор и «пассивные излучатели». С одно стороны это позволяет добиться более объемной передачи низкочастотного диапазона, с другой — добавляет того самого эффекта «гулкости» баса, о котором мы говорили выше.

С увеличением громкости низкочастотных динамиков этот эффект, естественно, только усиливается — так что увлекаться не стоит, надо знать меру. Для иллюстрации посмотрим на «водопад» при максимальной громкости встроенного «сабвуфера».

Ну и, конечно, поговорим про различные режимы звучания и «улучшайзеры». Для начала посмотрим на режимы Clear Voice и Bass Extension. Первый, как нетрудно догадаться, призван подчеркнуть голос, что он и делает. Правда, параллельно заметно поднимается громкость практически по всем диапазону — видимо, для обеспечения большего «вау-эффекта». Ну, а режим «расширения баса» работает ровно так, как от него ожидаешь — добавляет заметный акцент на НЧ-диапазон.

Различные режимы звучания не слишком-то меняют настройки эквалайзера, как можно заметить по графикам ниже. Зато основательно добавляют реверберации, особенно — режим «Кино». Звук в нем получает дополнительный объем, но теряет в детализации, потому в картинах с большим количеством диалогов и интересным саундтреком стоит пробовать и другие режимы, в частности — «игровой», который тоже щедрой рукой добавляет реверберации, но все-таки делает это не так активно.

Итоги

Как уже говорилось во введении, мы склонны рассматривать именно SR-B20A как наиболее интересное с точки зрения соотношения цены и возможностей решение в линейке. Саундбар легко осиливает передачу низкочастотного диапазона даже без внешнего сабвуфера, но уже имеет возможность его подключения. При этом средние и высокие частоты воспроизводятся в полном объеме и достаточно сбалансированно для устройства такого формата.

Присутствует несколько режимов звучания и даже «виртуальный объемный звук», пусть и не столь впечатляющий, как у устройств в 3–4 раза дороже. Дизайн приятный, ПО для управления и настройки имеется, самые востребованные варианты подключения на месте… Ну и с основной миссией саундбаров SR-B20A справляется хорошо — легко вписывается в любой интерьер и дает возможность разительно улучшить звучание телевизора, затратив на это минимум усилий и пространства.

Полный текст статьи читайте на iXBT