Самые большие воздушные суда XXI века

Самые большие воздушные суда XXI века

История авиации в современном ее понимании насчитывает уже около 150 лет, но инженеры до сих пор находят новые способы улучшать воздушные суда, в том числе, это касается и одной из главных характеристик авиатранспорта — размеров. Большие габариты позволяют перевозить больше пассажиров и полезного груза, а времени и топлива в этом случае требуется меньше, чем транспортировка того же количества людей/предметов с помощью нескольких полетов на судах меньшей вместимости. Поэтому в авиации, как и во многих других индустриях, действует принцип «чем больше — тем лучше». К слову, в этом году был поставлен очередной рекорд в размерах воздушного транспорта, но об этом вы узнаете ниже, сперва рекомендуем познакомиться с другими «авиагигантами» XXI века.

Avicopter AC313

Avicopter AC313

Китайский Avicopter AC313 является самым большим гражданским вертолетом за последние два десятилетия. В его основе лежит модель Harbin Z-8, которая в свою очередь создавалась на базе старенького Aerospatial Super Frelon 1962 года. Несмотря на это, AC313 является вполне современным транспортным средством: в первую очередь, благодаря тому, что его корпус на 50% выполнен из титана, а остальные 50% изготовлены из легких композитных материалов. Avicopter AC313 может пролететь до 900 км, вмещает на борт 27 пассажиров и 2 члена экипажа, способен поднять 4 тонны груза в кабине и 5 тонн на внешних стропах. Первый полет AC 313 совершил в 2010, через два года модель прошла сертификат Управления Гражданской Авиации Китая. В настоящее время китайский винтокрыл используется в береговой и пограничной охране, поисково-спасательных операциях и грузоперевозках.

AgustaWestland AW101

AgustaWestland AW101

Европейские вертолетостроительные компании никогда не стремились создавать особо крупные аппараты, поэтому их первый тяжелый транспортный вертолет вышел только в 2000 году, а его разработка стартовала еще за 19 лет до этого. Этим аппаратом стал итало-британский AgustaWestland W101 с весом 15.6 тонн и тремя двигателями общей мощностью 6300 л.с. AW101 может перевозить 5 тонн груза в кабине и до 5.4 тонн на внешней подвеске, при этом вертолет может подняться на высоту 4570 метров, его максимальная скорость составляет 309 км/ч, дальность полета без дозаправки — 1130 км. Впоследствии лицензию на производство европейской машины приобрела компания Lockheed Martin, и теперь выпускает его под именем VH-71 Kestrel. Эта модель используется даже президентом США, что не может не напрягать американских вертолетостроителей. Все дело в том, что трехдвигательная конструкция AgustaWestland AW101 оказалась настолько надежной, что сегодня у него практически нет конкурентов, прослуживших столько же лет.

Sikorsky CH-53K King Stallion

Sikorsky CH-53K King Stallion

Разработка этого поистине массивного военного транспортного вертолета тайно началась в 2006 по заказу Министерства обороны США, первое публичное упоминание CH-53K датируется 2014 годом, летные тесты начались в 2015, а в мае 2018 в эксплуатацию Корпусу Морской Пехоты США был передан первый серийный образец. В общей сложности за все это время компания Sikorsky Aircraft потратила на НИОКР более $25.3 млрд. Sikorsky CH-53K является наследником модели CH-53E. Новый вертолет стал самым крупным за всю историю армии США. В его кабине могут разместиться до 55 человек или груз массой до 15.9 тонн, в том числе и другая тяжелая техника. В зависимости от сценария использования машины, на ее борту возможна установка трех крупнокалиберных 12.7 мм пулеметов. Впрочем, учитывая огромные размеры CH-53K (длина — 30 метров, высота — 9 метров), он вряд ли способен участвовать в военных действиях, и будет задействовать вооружение только для обороны и огневой поддержки воздуха. Окончательное решение о полноценном переходе американских морпехов на CH-53K должно быть принято до конца 2019 года.

Airbus A340–600

Airbus A340-600

О компании Airbus слышал, пожалуй, каждый человек, вне зависимости от того интересуется он авиатехникой, или нет. Модель A340 была представлена в далеком 2001 году, но до сих пор занимает третье место в мировом рейтинге самых длинных самолетов. Выходили также и различные модификации Airbus A340, в том числе укороченная A340–200 и большая A340–600 с размахом крыла 63 м и длиной фюзеляжа 75 м. За 18 лет существования семейства A340 было потеряно 6 самолетов, при этом ни один человек не погиб, как и при единственной попытке угона этой модели в феврале 2019.

Airbus A380

Airbus A380

A380 — это еще один гигант от нидерландцев из Airbus. Это широкофюзеляжный двухпалубный четырехдвигательный красавец с размахом крыльев 80 м, длиной 72.75 м и высотой 24 м. Модель начала эксплуатироваться в 2005 году, на ее создание было потрачено 12 миллиардов долларов. С того времени компании удалось реализовать 235 машин, из которых 233 находятся в рабочем состоянии. Airbus A380 не был бы таким уж примечательным самолетом, если бы не его производительность: на данный момент это рекордсмен по количеству одновременно перевозимых пассажиров — на его борту могут разместиться до 853 человек, максимальная дальность полета A380 составляет 15 000 км. Авиапроизводители нечасто скрывают цены на свои аппараты, и самый большой в мире пассажирский самолет обойдется вам в $479 млн.

Boeing 747–8

Boeing 747-8

Хоть A380 и лидирует по вместимости, самым длинным (но не самым широким) пассажирским самолетом сегодня является Boeing 737–8. Это относительно новая машина, которая поступила в продажу только в 2011 году (кстати, цена одного Boeing 747–8 составляет 379$ млн). Что касается размеров, Длина самолета равна 76 метрам, а размах крыла 68 м при высоте 19 м.

Stratolaunch

Stratolaunch

И вот мы добрались до той громадины, о которой говорилось в начале статьи. Скорее всего, немногие слышали о таком самолете как Stratolaunch, но познакомиться с ним непременно стоит, так как его размеры составляют 73×117 м (для сравнения, ширина Кремлевской площади — 75 метров). Stratolaunch имеет двухфюзеляжную конструкцию, поскольку он предназначен для запуска космических аппаратов, что позволит отказаться от первой ступени ракет и заметно удешевит этот процесс. Для достижения необходимой высоты Stratolaunch может подниматься на уровень 10500 метров и нести на себе 250 тонн груза, т.е. с учетом массы самого самолета максимальная грузоподъемность достигает фантастических 589 тонн. Первый тестовый полет Stratolaunch совершил совсем недавно, 13 апреля 2019. Это произошло в пустыне Мохаве, где самолет взлетел на высоту пяти километров и набрал скорость 304 км/ч.

HAV Airlander 10

HAV Airlander 10

Напоследок предлагаем вам познакомиться с чем-то необычным: если вы считали, что дирижабли давно мертвы, это вовсе не так. Более того, некоторые из них входят в рейтинг самых больших воздушных судов. Так, гелиевый гибридный дирижабль Airlander 10 (полное название Hybrid Air Vehicle 304 Airlander) был разработан британский компанией Northrop Grumman по заказу армии США. Проект был запущен в 2012, но затем его постройка была приостановлена из-за проблем на производстве и нескольких инцидентов во время испытаний — например, дирижабль оторвался от причала, а также потерпел крушение. Впрочем, у HAV Airlander 10 остается много поклонников, убежденных в светлом будущем дирижабля как в военной, так и в гражданской отраслях.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра