Российское ПО для нефтегаза: сколько проектов одобрено и где существуют «белые пятна»

В рамках Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Нефтегаз, нефтехимия и недропользованию» было одобрено 28 ОЗП (особо значимых проектов) — это максимальный показатель среди всех ИЦК индустриальных центров компетенций. Правда, три ОЗП находятся в процессе исключения. В ИТ-ландшафте этого ИЦК уровень покрытия отечественными продуктами с 8% увеличился до 81%, полное покрытие планируется осуществить до конца 2027 г.
28 особо значимых проектов по импортозамещению ПО для нефтегазовой отрасли
ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» оказалось лидером среди всех ИЦК (индустриальные центры компетенций, занимаются импортозамещением индустриального ПО) по числу одобренных особенно-значимых проектов (ОЗП). Об этом было сообщено в ходе демо-дня этого ИЦК. Изначально, при создании ИЦК было заявлено 56 проектов, из которых отобрали 25, рассказал руководитель проектов «Цифровой экономики» компании «Газпром-Нефти» Матвей Алексеев. Еще три проекта были переданы из другого ИЦК — «Недропользования. Геологоразведка». Таким образом, всего в рамках данного ИЦК было одобрено 28 ОЗП.
При формировании ИТ-ландшафта ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» было выбрано 12 направлений: от геологоразведки до сбытов. Исходя из направлений ИТ-ландшафта ИЦК «Нефтегаз» больше всего удобренных проектов — 11 — относится к направлению «Системы геологического моделирования, обработки и интеграции геолого-геофизической информации». Шесть проектов относятся к направлению «Проектирование разработки и обустройства месторождения нефти и газа».
По два проекта относятся к направлениям «Системы управления лабораторной информацией» (LIMS), «Интегрированное моделирование и цифровые двойники объектов нефтегазового комплекса», «Системы управления цепочками поставок» и «Управление производственными процессами (MES)». По одному проекту относится к направлениям «Системы предикативного технического обслуживания и ремонта», «Системы диспетчерского управления (SCAD)» и «Системы управления промысловыми и инженерными данными»). Но есть и три направления, по которым нет ни одного ОЗП: «Автоматизированные системы управления бурением», «BIM-технологии в строительстве объектов нефтегазового комплекса» и «Системы промышленной автоматизации, роботизации и автономные технологии» («Кипиа»).
ИТ-ландшафт «ИЦК «Нефтегаз»
В ИТ-ландшафте ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» также было выделено 109 бизнес-процессов третьего уровня. По состоянию на конец 2023 г., в них использовалось 318 российских решений максимального уровня технологической готовности (УГТ-9). По состоянию на конец 2024 г., к обозначенному перечню добавилось еще 20 разработчиков и 92 цифровых решения, из которых 65 — с высоким уровнем зрелости. 45 решений готовы к коммерциализации, 50 решений используются более чем одним участником ИЦК. Также в 61 решение используются методы искусственного интеллекта.
По состоянию на 2014 г. уровень покрытие отечественным ПО потребностей потенциальных нефтегазовой отрасли составлял 8%, В 2023 г., после начала работы ИЦК. он достиг 76%. На конец 2024 г. данный показатель увеличился до 81%. Полное покрытие планируется обеспечить до конца 2027 г., говорит руководитель функции «Корпоративная архитектура» («Газпром-нефть») Александр Войновский.
Также в рамках ИЦК был создан консорциум по выработке рекомендаций по разработке ПО, включая требования к качеству данных, аппаратному обеспечению, машинному обучению и пр. В консорциум, помимо профильных компаний («Газпром-нефть», «Сибур»)6 вошли также ИТ-компании (VK, Positive Technologies и пр.).
Статус реализации особо значимых проектов
Из проектов, получивших статус ОЗП, 13 уже реализованы. 12 проектов находятся в стадии реализации, из них 4 — с отклонениями. Это «SCADA-эволюция» (якорный заказчик — «Транснефть», относится к «Средствам управления технологическими процессами»), «Управление событиями в цепочках поставок» (якорный заказчик — «Газпром-нефть», относится к «Средствам управления складом и цепочками поставок» и реализуется на базе открытой платформы Ziot), «Управление энергоэффективностью» (ИАС «Энергоэффективность», якорный заказчик — «Газпром-Нефть», относится к «Средствам управления эффективностью предприятия») и Prime («Средства обработки и анализа геолоологических и геофизических данных»).
Еще три ОЗП планируется исключить из ИЦК по инициативе якорных заказчиков. Это Gintel («Средства управления промысловыми данными»), «Пангея» («Средства математического и имитационного моделирования») и «Цифровая экспертно-аналитическая платформа» (якорный заказчик — «Газпром-недра», относится к «Средствам обкатки и анализа геологических данных»).
В общем списке ОЗП наиболее активным заказчиком являются структуры «Газпрома». «Газпром Нефть» является заказчиком для 10 проектов, еще для двух проектов заказчиком выступает «Газпром Недра». «Роснефть» является заказчиком для семи проектов, «Росгеология» — для трех проектов. «Татнефть» и «Транснефть» являются заказчиком по двум проектам каждая. «Лукойл» и «Зарубежнефть» выступает заказчиками по одному проекту каждая.
Завершенными проектами являются «КиберГРП» (якорный заказчик — «Газпром-нефть, относится к «Средствам проектирования и анализа гидроразрыва пласта»), ГРИД (якорный заказчик — «Роснефть», «Средства проектирования и анализа гидроразрыва пласта»), «Симтел» («Роснефть», «Средства математического и имитационного моделирования»), «Геосим» («Средства геологического моделирования»), КИН («Роснефть», «Средства для решения задач разработки месторождений»), КИМ («Роснефть», «Средства гидродинамического моделирования»), ЕЛИС («Единая лабораторная информационная система», «Транснефть», относится к «Средствам управления лабораторными потоками работ и документов»), «Navigator Дизайнер геологии» («Татнефть», «Средства геологического моделирования»), «Navigator Дизайнер сетей» («Татнефть», «Средства интегрированного моделирования») и Goeplat Pro-S/G («Средств геологического моделирования»).
Как пояснил представитель «Транснефти», при создании ЕЛИС за три года была обеспечена полная автоматизация процессов. Проба приходит в лабораторию и проходит протокол испытаний со 100% автоматизацией вспомогательных процессов (графики проверок, мониторинг проверки лабораторий в реальном времени, полностью прозрачный аудит лабораторий). Существует планшетная версия ЕЛИС для ручных методов получения данных с занесением их в систему. Также пользователям обеспечена круглосуточная техническая поддержка.
Также завершена работы над тремя проектами, якорным заказчиком по которым выступает «Газпром-нефть»: «Эра-Ремонты» (относится к «Средствам управления процессами ремонтом скважин»), «Система управления лабораторными потоками работ, процессов и документов» (реализуется на базе открытой платформы Ziot, относится к «Средствам управления лабораторными потоками работ и документов») и «Эра-искра» (относится к «Средствам для решения задач поверхностного обустройства»).
Проекты, над которым продолжается работа в штатном режиме
В штатном режиме реализуются 8 проектов, Среди них: «Система управления цепочками поставок» (якорный заказчик — «Газпром-нефть», относится к «Средствам управления складом и цепочками поставок»), «Цифровой двойник» («Технологическое моделирование», якорный заказчик — «Газпром-нефть», относится к «Средствам математического и имитационного моделирования»), «Платформа операционного управления производствам» (реализуется на базе открытой платформы Ziot, якорный заказчик — «Газпром-нефть», относится к «Средствам управления производственными процессами» — MES) и «ИС ЦОМ — Центр оперативного мониторинга» (якорный заказчик — «Зарубежнефть», относится к «Средствам управления промысловыми данными»).
ИС ЦОМ создается с целью доступа к информационным системам и данным во всех странах присутствия «Зарубежнефти» — от Кубы до Вьетнама, пояснил представитель компании Эрик Затулин. На первом этапе была реализована задача цифровизации отчетности — в системе было цифровизировано 1,5 тыс. элементов отчетности. На втором этапе будут проведены автоматизация планирования и снижение аварийности, на третьем этапе будут реализованы аналитические функции информационных систем.
Продукт «Цифровой двойник» является импортонезависимой версии продукта Aspen Hyses. Как поясняет Мария Жукова из «Газпром-нефти», Hyses создавался в течение двух лет, и разработчики отечественного продукта должны пройти этот период за гораздо меньший срок. Поэтому на первом этапе внешним разработчикам было предложено создаваться свои модули для закрытия узких сегментов. На втором этапе к разработке продукта будут подключены университеты они смогут создавать базовые модели и продавать их компаниям, что станет возможностью дополнительного заработка для научных сотрудников.
Также в перечне ОЗП, реализуемых в штатном режиме, находятся два проекта, якорным заказчиком по которым выступает «Роснефть». Это «Программный комплекс интерпретации данных сейсморазведки» (относится к «Средствам математического и имитационного моделирования») и «Программный комплекс моделирования и обработки данных сейсморазведки» (относится к «Средствам обработки и анализа геологических и геофизических данных»). Также в штатном порядке реализуется проект, относящийся к «Средствам для решения задач разработки месторождений».
«Белые пятна» в ИТ-ландшафте ИЦК «Нефтегаз»
В ИТ-ландшафте ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользованию» в части покрытия ОЗП
хуже всего ситуация обстоит с направлением «Кросс-функциональными задачами», Здесь отсутствуют ОЗП для всех бизнес-функций третьего уровня: «Надежность, техническое обслуживание и ремонта оборудования», «Коммерческий учет», Управление таможенной деятельностью», «Промышленная и экологическая безопасность», «Управление энергообеспечение», «Капитальное строительство», «Управление инженерной информацией и BIM-технологиями», «Геодезия и маркшейдерия» и «Календарно-сетевое планирование». При этом «Календарно-сетевое планирование» является зоной для фокуса.
В направлении (бизнес-функции первого уровня) «Логистики, переработки и сбыт» большинство бизнес-функций третьего уровня также не покрыто ОЗП. В группе бизнес-функций (бизнес-функции второго уровня) «Поставка» не покрыты такие задачи (бизнес-функции третьего уровня), как «Управление поставкой и морской логистикой», «Управление закупкой и торговыми операциями» и «Календарное планирование поставок». При этом «Календарное планирование поставок» отнесено к зоне особого внимания.
В группе бизнес-функций «Переработка» не покрытыми являются задачи «Диспетчеризация и онлайн-оптимизации» и «Управления балансом (материальный и энергетический)». Покрыто ОЗП направление «Паспортизация, контроль и прогноз качества». В процессе реализации находится покрытие ОЗП задач «Управление переработкой», «Моделирование технологических процессов» и «Оперативно-календарное планирование». Зонами особого внимания являются «Управление переработкой», «Диспетчеризация и онлайн-оптимизация», «Моделирование технологических процессов» и «Оперативно-календарное планирование».
В группе-бизнес функций «Логистика» отсутствует покрытие ОЗП таких задач, как «Управление взаимоотношениями с перевозчиками», «Управление складом и диспетчеризация» и «Календарное планирование отгрузки». Запланировано покрытие по задачам «Управление отгрузкой» и «Управление логистикой».
В группе бизнес-функций «Сбыт» покрытие ОЗП отсутствует по всем задачам: «Управление взаимоотношением с контрагентами», «Маркетинг и ценообразование», «Управление нефтегазовым хозяйством, терминалами и АЭС», «Реализация» и «Прогнозирование спроса и планирование продаж».
Аналогичным образом в группе бизнес-функций «Газораспределение» не покрыто ОЗП ни одна из задач: «Идентификация фактических режимов газораспределение», «Оценка резервов технологически возможной пропускной способности», «Моделирование развития сети газораспределения», «Оценка возможности подключения к сети газораспределения», «Моделирование перераспределения газа», «Управление внешними коммуникациями в части реализации газа», «Диспетчерское управление», «Управление технологическими процессами» и «Перевооружение и реконструкция объектов переработки углеводородов».
ИТ-ландшафт ИЦК «Нефтегаз»: «Транспортировка» и «Разведка и добыча»
В направление «Транспортировка» и бизнес-функции второго уровня «Транспортировка нефти и нефтепродуктов» дела обстоят лучше. ОЗП покрыты такие задачи, как «Ведение учетных операций», «Исполнение и контроль движения нефти», «Исполнение и контроль движения нефтепродуктов», «Исполнение транспортировка нефти» и «Исполнение транспортировки нефтепродуктов». В процессе обеспечения покрытия ОЗП находятся задачи «Диспетчеризация потоков нефти», и «Диспетчеризация потоков нефтепродуктов». Полностью покрытие ОЗП отсутствует для задач «Планирование работы и эксплуатация магистральных трубопроводов», «Магистральная транспортировка газа» и «Подземное хранение газа».
В направлении «Разведка и добыча» присутствует несколько групп бизнес-задач (бизнес-функций второго уровня). В группе «Поиск» бизнес-функция «Сейсмика» разделена еще на четыре бизнес-функции. Из них для трех — «Планирование и проектирование СРР (структура разделения работы)». «Оперативное управление, мониторинг и контроль СРР» и «Интерпретация сейсмологических снимков, моделирование» — покрытие ОЗП отсутствует. Для задачи «Обработка сейсмических данных» покрытие ОЗП находится в процессе реализации. Задачи «Обработка сейсмических данных» и «Интерпретация сейсмологических снимков, моделирование» отнесенных к зонам особого внимания.
В группе бизнес-задач «Поиск» есть еще две задачи, «Бассейновое моделирование» и «Оценка перспективных участков». Для первой из них покрытие ОЗП отсутствует, при этом она отнесена к зоне особого внимания. Вторая из упомянутых задач покрыта ОЗП. В группе бизнес-задач «Разведка» ОЗП частично покрытия бизнес-функция «Геологическое моделирование». Полностью отсутствует покрытие по таким задачам, как «Геофизические исследования», «Геологоразведочные работы» и «Подсчет и аудит запасов».
В группе бизнес-задач «Проектирование разработки» покрытие ОЗП есть в таких задачах, как «Исследование спроса пластовых флюидов», «Интегрированное моделирование» и «Мониторинг разработки месторождений». Частично покрыто ОЗП задачи «Гидродинамическое моделирование» и «Гидроразрыв пласта». В процессе покрытия находится задача «Гидродинамические исследования».
В то же время покрытие ОЗП отсутствует по таким задачам, как «PVT моделирование»,
«Гидрогеология» и «Экономическое моделирование» покрытие ОЗП отсутствует. Зонами особого внимания являются задачи «PVT моделирование» и «Экономическое моделирование».
В группе бизнес-задач «Проектирование инфраструктуры» покрытие ОЗП есть для задачи «Моделирование технологических процессов», Частично ОЗП покрыта задача «Гидравлическое моделирование». Для задачи «Энергетическое моделирование» планируется обеспечить покрытие запланировано покрытие ОЗП нет. Для задач «Стоимостного инжиниринга» и «Календарно-сетевого планирования» покрытия ОЗП нет. При этом «Гидравлическое моделирование» отнесено к зоне особого внимания.
В группе бизнес-задач «Бурение» покрытие ОЗП отсутствует по всем задачам «Петрофизическое моделирование», «Сопровождение бурения», «Геомеханическое моделирование», «Цифровой анализ керна» и «Проектирование и строительство скважин».
В группе бизнес-задач «Управление добычей и мониторинг» ОЗП покрыты задачи «Оценка потенциала и оптимизация заводнения» и «Моделирование внутрискважинных работ и ГТМ». В процессе осуществления покрытие ОЗП находятся такие задачи, как «Моделирование, планирование и прогнозирование добычи», «Функциональное и интегрированное планирование», «Исполнение, диспетчеризация и мониторинг», «Оперативный анализ и учета факта» и «Управление технологическими процессами». Покрытие ОЗП отсутствует для задач «Подготовка и анализ промысловых данных» и «Расчет погрузочного оборудования».
В то же время, если рассматривать ИТ-ландшафт ИЦК «Нефтегаз, нефтехимия и недропользование» в разрезе не только ОЗП, но и в целом отечественными ИТ-продуктами, то ситуация будет выглядеть гораздо лучше. Полностью отечественные продукты будут отсутствовать только по четырем бизнес-функциям третьего уровня. Две из них относится к бизнес-функции второго уровня «Газораспределение»: «Диспетчерское управление» и «Перевооружение и реконструкция объектов переработки углеводород». Еще две относятся к бизнес-функции второго уровня «Транспортировка нефти и нефтепродуктов» — «Магистральная транспортировка газа» и «Подземное хранение газа».
Игорь Королев
Полный текст статьи читайте на CNews