Российский финсектор ушел в строительство экосистем: опыт ВТБ
Бурное технологическое развитие последнего десятилетия привело к тому, что многие банки и компании достигли предела в развития в своих core-областях. Все чаще корпорации предлагают клиентам все новые и новые продукты. Экосистемный подход стал одним из ключевых векторов развития многих крупных игроков российского рынка.
По мнению аналитиков, причина популярности экосистем в том числе кроется в возможности извлечения дополнительных прибылей за счет повышения ценности предложений. Второй важный драйвер развития экосистем на российском рынке лежит на стороне потребителей — как физических лиц, так и бизнес-игроков. Клиенты выбирают экосистемы, так как у них есть гарантии получения качественных услуг от бренда, в котором они не сомневаются. Крупные игроки используют это для горизонтальной интеграции своих предложений, чтобы устанавливать с клиентами более плотные отношения.
«Финансовый рынок в России четко сегментирован между крупными игроками, перетекание клиентов происходит очень медленно. Сейчас оно обусловлено именно появлением дополнительной ценности у отдельных банков или финансовых организаций», — констатирует Сергей Безбогов, руководитель департамента — старший вице-президент банка ВТБ.
ВТБ строит свою открытую экосистему по партнерскому принципу. На практике это означает, что создаются простые и понятные финансовые и технологические инструменты для партнеров. Ранее банк объявил о шести приоритетных направлениях развития: розничная торговля, электронная коммерция, интернет и медиа, телеком и связь, жилье и коммунальные услуги, транспорт и логистика.
Новые проекты планируется реализовать по принципу Bank as a service. Результатом такого подхода станет создание цифрового банка, в продуктовую логику которого смогут интегрироваться компании-партнеры со своими предложениями. Клиентский путь при этом обогащается платежными инструментами ВТБ.
«Сейчас ВТБ развивает глубокое партнерство с сетью «Магнит», в рамках которого получают развитие различные продукты. С одной стороны, ВТБ включает в свою зону «Магнит» как проводник сервисов, а «Магнит», в свою очередь, дополняет свою экосистему финансовыми инструментами. Подобный контакт с клиентами позволяет экосистемам расти», — приводит пример Сергей Безбогов.
Платежный сервис Magnit Pay появился на рынке в конце 2020 г. За это время его начали использовать более 200 тыс. человек, причем половина из них применяет Magnit Pay вне экосистемы «Магнит».
«Мы строим открытую экосистему: в отличие от замкнутого формата, мы полностью открыты для партнеров, принцип партнерства — базовая характеристика нашего подхода к строительству экосистемы ВТБ. Приоритетные направления уже определены. Ведем переговоры, понимая, куда идет потребительский спрос и где мы должны предоставлять услуги. В свою очередь, как банк мы сконцентрированы именно на финансовых сервисах», — ранее описывал принцип построения экосистемы банка председатель правления ВТБ Андрей Костин.
Цифровая основа
Технологической базой существующих и планирующихся партнерств стала платформа открытых программных интерфейсов (API). Архитектурно в нее входят 4 ключевых элемента. Первый — платформа внутренних API. С ее помощью осуществляется как интеграция между внутренними системами банка, так и взаимодействие с партнерскими сервисами в контуре ВТБ. Второй элемент — платформа партнерских API, которая дает возможность уже партнерам обращаться к сервисам банка. Третий — портал разработчика, а четвертый — платформа безопасного файлового обмена.
«Помимо инфраструктурной функции новая платформа повысит эффективность взаимодействия внутренних систем банка между собой, позволит сократить срок разработки и внедрения интеграций до двух недель, а также обеспечит надежность и увеличение производительности на десятки тысяч транзакций в секунду», — рассказывал заместитель президента — председателя правления ВТБ Вадим Кулик.
В банке отмечали, что до конца года платформе открытых программных интерфейсов появятся около 200 финансовых сервисов, в том числе калькулятор по автокредитованию, сервисы оплаты счетов, сервисы для партнеров программы лояльности банка, сервисы интеграции с внешними call-центрами.
Партнеры ВТБ получили прямой доступ к разработке совместных продуктов
Портал разработчика стал одной из последних крупных технологических разработок ВТБ. Первый в российском банковском секторе такого рода проект также будет способствовать развитию экосистемы. С помощью портала разработчика ИТ-специалисты могут создавать ПО в единой среде с помощью максимально широкого набора инструментов и сервисов.
Что особенно важно, программной основой портала разработчика стало ПО с открытым исходным кодом. Это повышает импортонезависимость ВТБ и экосистемы банка, а также защищенность продуктов. Другим важным эффектом внедрения называют укрепление на лидирующих позициях в банковском секторе по скорости создания и вывода новых продуктов и сервисов для клиентов. Доступ к порталу разработчиков получат и партнеры ВТБ.
Технологические изменения, подобные тем, что происходят в ВТБ, по мнению аналитиков, в скором времени захлестнут весь российский рынок. В выигрыше на нем окажутся не только лидеры изменений, но их партнеры, а также компании, которые смогут максимально оперативно повторять предложения крупных игроков на более выгодных для клиентов условиях.
Полный текст статьи читайте на CNews