Реалити-шоу "Нетологии": промежуточные итоги и свободный полет
В марте стартовало реалити-шоу «Нетологии»: четыре студента программы «Запуск стартапа» регулярно рассказывали, как работают над собственными проектами. Успехи, провалы, удачные и не очень ходы — на протяжении семи выпусков участники шоу делились этим в блоге «Нетологии». Теперь курс закончился и пришла пора начать свободный полет без помощи экспертов и преподавателей.
Участники реалити-шоу подводят предварительные итоги, рассказывают, что изменилось за прошедшие недели, про обучение в «Нетологии», а заодно готовят питч для инвесторов и рассуждают о менторах.
Денис Куликов, делает сервис для селф-менеджмента
За прошедшее время мы запустили рассылку, составили график выхода выпусков и план привлечения подписчиков.
Запуск рассылки прошел с приключениями. Злой MailChimp с недоверием отнесся к нашему списку подписчиков и заблокировал отправку писем. Некоторое время пришлось доказывать ему, что у нас все честно. В итоге рассылка ушла почти на неделю позже намеченного срока. Количество открытий писем более чем удовлетворительное.
Самое первое письмо можно почитать тут.
А подписаться здесь.
Работа по проекту вошла в более или менее стабильный график. Сейчас у нас получается, скорее, не полноценный стартап с полным погружением, а хобби-проект, на который мы договорились выделять гарантированное время. По крайней мере, пока мы не определимся с финансированием.
Сейчас ведем работу по проработке пользовательских сценариев и прототипированию интерфейсов.
Окно основной панели «сырое» (скриншот сделан непосредственно в процессе работы). Сейчас продумываем, чтобы вывести туда только нужную и важную информацию.
На текущий момент основная проблема — финансирование. Чтобы погрузиться в эту работу с головой.
Питч
Сервис MainThings — это набор инструментов для эффективного управления своей жизнью и методика их применения. Он состоит из блоков, помогающих определить свои цели и спланировать их достижение вплоть до ежедневных задач. Все это находится в единой системе, которая устроена таким образом, что позволяет органично вписать необходимые действия в свою ежедневную жизнь. Вам остается только следовать напоминаниям и добросовестно выполнять несложные действия.
Сочетание интернет-сервиса и набора мобильных приложений сделает пользование MainThings легким и удобным.
В основе сервиса лежит авторская методика, которая выстраивалась и оттачивалась на практике более 10 лет. А отзывы слушателей семинаров по методикам MainThings подтверждают ее эффективность.
Ежедневное использование сервиса способствует достижению ваших целей и помогает постоянно радоваться жизни.
Учеба
После прохождения курса само видение проекта не поменялось. Но в корне поменялось понимание того, каким путем двигаться правильно. Для меня курс оказался однозначно полезен. Даже несмотря на то что часть полученной информации (методики разработки продуктов) я уже знал. Однозначно рекомендую для людей, грезящих запуском стартапа. Может быть, это заставит вас передумать или, наоборот, придаст уверенности в своих силах.
Любовь Палачева, готовит семейный проект про здоровье
Начало
На курс пришла со своим проектом по товарам тайской народной медицины. К тому времени продажи были только за счет личных контактов. Понимала, что надо расширять и структурировать, обозначать бизнес-процессы и превращать деятельность в системный бизнес. Со всеми вытекающими — прибылью, масштабом, легальностью.
Чем дальше развивались продажи, тем больше понимала, что на одних личных контактах бизнеса не построишь, требовалось системное продвижение. Тем более что ассортимент тайских средств большой. Все, что я продаю, сначала пробую на себе. По специфическим товарам консультируюсь с врачами и собираю данные — и продаю только после этого.
В середине марта собрались отзывы от пользователей по фитосвечам, нашла фабрику, где их производят. Требовалось официальное тайское юрлицо, чтобы закупаться на фабрике. Кроме этого, стала проверять свои гипотезы, спрос и конкурентов. Так выявились аналоги.
Все эти аналоги решила проверить в лаборатории — что там? И тем самым начать подготовку к сертификации средств по российским стандартам. После выяснения условий и цены поняла, что на данном этапе мне просто «не поднять» по финансам эту идею.
Вскоре стали падать продажи, ибо личные контакты практически исчерпали себя.
Когда проверяла свои гипотезы, анализировала и проверяла конкурентов (по разным товарам тайской медицины), поняла, что нужен интернет-магазин. После мытарств и серфинга по интернету в поисках, как это сделать, пошла дополнительно учиться на курс «Нетологии» по созданию интернет-магазина.
Когда начала делать интернет-магазин, поняла, что основа любого бизнеса — это продвижение, хотя бы правильное и грамотное ведение группы в соцсети, с которой проходила продажа. Как это сделать? Google в помощь.
После нескольких экспериментов выяснила, что для продвижения тайских товаров была выбрана неверная соцсеть. Группа была в «Одноклассниках», а требовалось совсем другое — «ВКонтакте», например. Также выявила, что группа ведется неверно — продажи в соцсетях строятся совсем иначе. Было еще много подобных ошибок.
Последняя капля терпения — это полный слив денег на рекламу в Яндексе. Вложенная последняя тысяча рублей улетела за 30 минут. А рекламу лекарственных средств в Яндексе сделать практически нереально.
Пора учиться
Собралась. Пошла искать, где можно получить качественные знания по продвижению. Просмотрела и проанализировала много обучающих площадок.
В результате такого смешения изначальный вариант интернет-магазина кроился и перекраивался четыре раза. Концепция, структура и бизнес-процессы стали понятными. Написала больше 200 различных гипотез по проекту тайской медицины. Модель канбана приспособила к планированию и организации времени.
Сейчас тестирую исполнителей на качество и заодно проверяю гипотезы. На основании спроса формирую товарную линейку. Уже нашла легальный способ доставить соки в стекле в Россию.
На этапе скрупулезного анализа выявила, что товары, которые считала самыми топовыми, не подходят для продвижения «в лоб». Вообще тайские травки на российский рынок продвигать напрямую нельзя — рынок мал, его надо формировать.
Уже по ходу обучения в «Нетологии» выявила ниши для новых бизнесов, которых прежде не видела. Поэтому запустила как дополнительный бизнес собственное агентство интернет-продвижения. 20 апреля 2015 года запустила группу во «ВКонтакте» своего агентства.
После первых заказов появилась возможность взять узкопрофильных исполнителей. Так, на проект клиента буквально на днях приняла исполнителя.
Сделала макет продающего сайта по агентству, сегодня отдаю в работу дизайнеру. Стали появляться первые клиенты на лидогенерацию. Отобрала три кандидатуры директологов, каждому дала небольшие проекты клиентов.
В итоге за две недели фактически с нуля был запущен совершенно новый и непонятный бизнес интернет-продвижения. Сумма предоплаты, полученной за выполнение работ, — 70 000 рублей. Заодно научилась работать с «Яндекс.Директом» и сэкономила 16 000 рублей.
Теперь можно сказать — у меня два бизнеса, которые взаимодополняют друг друга.
В плане на май месяц — создать, настроить и запустить страницы в соцсетях, сайт агентства и интернет-магазин товаров здоровья. А также запустить рекламную кампанию по этим двум направлениям.
И что самое главное, такой острой, как ранее, необходимости в инвестициях нет. Теперь точно вижу, что их буду привлекать только для расширения бизнеса путем продажи доли в компании. Теперь не нужны ни кредиты, ни прочие займы.
Считаю хорошим итогом текущее состояние. Кому интересно следить за дальнейшей судьбой — обращайтесь. Покажу и расскажу.
Питч
«Приветствую, уважаемое собрание!
Любовь Палачева — лид-менеджер, представляю свой проект Здоровье моей семьи.
Суть проекта: восстановление, поддержание, укрепление здоровья только натуральными способами и средствами (в частности, тайскими) путем активизации внутренних, скрытых сил личности.
Почему я? Потому что на личном опыте могу показать, как из лежачего инвалида превратиться в полноценного человека. Знаний и опыта набралась не меньше, чем есть у студентов 4-го курса медицинского вуза. Плюс к этому — знаю, как выстраивать бизнес-процессы и продвижение товара.
Монетизация проекта возможна при помощи трех составляющих: бренда, интернет-магазина, выстроенного маркетинга и системы продаж.
Люди за здоровьем идут к имени, то есть к бренду, поэтому все строится на этом. Интернет-магазин — как площадка, куда приходят, маркетинг и продвижение — чтобы привести и сохранить».
Сергей Лавров, разрабатывает инструмент для создателей игр
За прошедшее время изменилось много всего. Восстановил работу сайта с новостями по проекту plus1company.ru (дизайн будет меняться) и обновил CMS сайта до последней версии.
Сайт plus1game.ru пока в разработке.
Продолжаю вести группы во «ВКонтакте» и Facebook — после запуска альфа-версии стартапа начну приглашать людей в эти группы.
Сменил логотип. Теперь вместо черно-белого кладбища разноцветное сердце из плюсов.
После проведения нескольких интервью и чтения книги «Стратегия голубого океана» в проекте назрел пивот.
Начата подготовка презентации по проекту для защиты диплома, поэтому многие вопросы прорабатываются заново и более тщательно.
Чтобы найти команду в стартап — заявил его на Harvest.
Начата подготовка статей для различных интернет-изданий: «Хабрахабр», «Цукерберг позвонит».
В проекте больше нет проблем, есть только задачи со сроками выполнения. Например, до конца мая запланировано собрать команду, подготовить посадочную страницу, провести более подробный Customer Development, выступить с презентацией проекта перед инвесторами и экспертами.
Питч
Если бы была возможность выступить с питчем по проекту, то на данный момент он выглядел бы так:
«Привет, меня зовут Сергей, 32 года. 5 лет назад был неудачный стартап, теперь новая идея:
+1 Game — это комплексное решение проблем будущих игроделов. Цель проекта — пустить обычных людей в мир разработчиков игр.
Идея проекта оформилась в октябре 2014 года на Harvest и постоянно менялась, пережив четыре MVP и один пивот. Сейчас это RPG-игра с тремя направлениями развития: программист, художник, гейм-дизайнер. В процессе игры пользователи выполняют задания, создают контент для игры, общаются в командах и играют в созданные другими игры.
На данный момент разрабатываются пять компонентов проекта:
- Набор для создания бумажного прототипа игры.
- Набор для ведения управления разработкой по технологиям канбан и Scrum.
- Приложение для общения внутри команды и управления разработкой с элементами игрофикации.
- Приложение-каркас для игры с готовым контентом пользователей.
- Сайт, дублирующий возможности приложений и являющийся средством интеграции.
Проект монетизируется по модели freemium: основной функционал бесплатно, а дополнительные возможности и подписка платно. Есть планы по монетизации через партнерскую сеть».
Учеба
Благодаря курсу «Запуск стартапа», который смотрел в записи, сильно улучшилось понимание проекта и то, как он должен строиться. Много вещей, казавшихся непонятными, прояснились и стали на свои места. Например, появилось понимание, как оценить рынок и создать бизнес-модель проекта, как генерировать жизнеспособные идеи и описывать профили пользователей, как проводить интервью для проверки гипотез и MVP, как вести разработку и сделать красивый дизайн, как сформировать команду и вывести продукт на рынок. Теперь у меня есть подробная инструкция к действию.
Кстати, по количеству баллов я разделяю первое место в рейтинге студентов.
Если бы у меня была возможность бесплатно выбрать известного представителя российской индустрии в качестве ментора, то я не знал бы, к кому обратиться. Ведь важнее не известность человека, а его опыт, знания, мировоззрение, чтобы ему нравился проект и он мог существенно помочь его развитию. К тому же я не стану ограничиваться одним человеком. Общаюсь со многими — у каждого беру какие-нибудь идеи, связи, знания и другую помощь.
Ирина Даничкина, создает службу доставки
За прошедшее время в проекте изменилось не очень много. Первое, что мы сделали, — закончили ПО для приема заказов через WhatsApp.
Это ПО позволяет нам принимать сообщения от клиентов, вести с клиентами диалоги, добавлять их в базу, оформлять заказы и отправлять их курьерам.
В ходе тестирования ПО с помощью наших клиентов мы выявили ряд недочетов, которые планируем исправить в течение следующей недели.
Мы забыли про звуковой сигнал, когда в систему поступает новое сообщение. А это очень важная функциональность.
Мы не учли то, что нам нужна будет база партнеров с номерами телефонов и адресами, в которой будет удобная фильтрация по категориям.
Например, если клиент заказывает лекарство, оператору нужно прозвонить несколько аптек, чтобы узнать о наличии лекарства и его цене. А также оператору нужно найти ту аптеку, которая по адресу расположена по пути к клиенту, чтобы курьеру было удобнее и быстрее доставлять. При этом очень важно найти еще и лучшее ценовое предложение, чтобы клиенту не приходилось переплачивать. Это требует определенной сноровки.
Сейчас мы собираем базу данных по всем потенциальным запросам клиентов: номера аптек, магазинов, кафе, ресторанов, авиаагентсв. А наши разработчики пишут ТЗ на софт, который сможет решить проблему оператора по быстрому поиску нужной ему информации.
Сейчас через это ПО мы принимаем заказы только с помощью WhatsApp. Заказы через Telegram пока еще принимаются через веб-версию мессенджера. Заказы по СМС пока еще недоступны для наших клиентов, до сих пор ждем доставку модема.
По результатам опроса клиентов мы готовим некоторые изменения на нашей посадочной странице.
Некоторым клиентам неудобно искать телефон. Номер телефона есть только в начале страницы и в ее конце. Мы решили добавить на сайт плашку, которая будет находиться всегда справа на странице, и если клиент будет скроллить сайт, то она будет перемещаться и всегда находиться перед глазами.
Клиенты просят увеличить шрифт в шаблонах телефонов, которые мы разместили на сайте для примера.
Для того чтобы лучше познакомить клиентов с услугой нашего сервиса, мы приступили к созданию видеоролика с инфографикой, что сервис из себя представляет и как им пользоваться. Этот же ролик мы планируем использовать для продвижения.
Также эти две недели мы готовили digital-стратегию продвижения нашего проекта. Решили начать с самых крохотных шагов — освещения проекта в социальных сетях и размещения ссылки на проект на нашем сервисе по доставке еды.
Откровенно говоря, мы боимся большого потока клиентов, потому что не уверены в том, что операторы справятся с объемом.
Я до сих пор не приняла решение по одному принципиальному вопросу: нанимать отдельных операторов на этот проект или доверить тем, которые есть в проектах Namba Food и Namba Express.
Очень не хочется выделять отдельный бюджет на дополнительных сотрудников, у нас чертовски мало денег. Но загрузка у наших операторов сейчас очень большая. На данном этапе в тестовом режиме заказы и заявки на добавление к системе обрабатываю я сама. Но уже понимаю, что больше это продолжаться не может.
Мы прописали все тарифы на наши услуги, настроили Google Analytics, поставили favicon на сайт, приступили к оформлению электронного кошелька для сайта и к дизайну рекламных материалов.
Питч
«Здравствуйте. Меня зовут Ирина, и я работаю в стартапе HelpMe!. У меня уже есть опыт таких стартапов, как Namba Food и Namba Express. Также я работаю директором по развитию в службе такси.
Общий стаж управления проектами — 1,5 года.
HelpMe! — это сервис по поиску и доставке клиентам любых товаров из любого магазина города Бишкек, консьерж-сервис и служба по предоставлению информации в одном флаконе.
Уже сейчас мы имеем шесть клиентов, они получены нами по результатам первых интервью до официального релиза проекта. Ключевая особенность и отличие от конкурентов — простая система заказа без регистрации через СМС или мессенджер, бесплатная услуга по поиску и предоставлению клиенту нужной ему информации.
Наша миссия — дать жителям современного города возможность переложить часть своих дел на наш сервис и сберечь свое время для занятия чем-то более важным.
План монетизации подразумевает под собой три канала денежных потоков: комиссии с клиентов за пользование услугой, комиссии с курьеров за использование софта по приему заказов, комиссии партнеров за рекомендации их нашим клиентам.
Перед проектом сейчас стоит кадровая проблема и задачи по проверке наших гипотез относительно спроса на рынке на нашу услугу.
Не сказать, конечно, что это прям проблема, скорее, это то, что заставляет наши сердца сжиматься».
Учеба
Поменялось ли мое видение после того, как я прошла курс по запуску стартапа в «Нетологии»? На этот проект не сильно, потому что изначально ниша мне знакома и у меня есть опыт работы в этой сфере. Появилось больше дополнительных знаний, это факт. И не просто знаний, а действительно полезных.
Сейчас наша команда приступает к запуску еще одного проекта, и он относится к той нише, с которой я сталкиваюсь впервые. Вот в этом проекте мне очень полезны те знания, которые я получила на курсе.
Мне очень нравится Александр Морозов. Мне нравится его подача и то, чем занимается его акселератор.
Я последние полгода хочу отойти от работы с проектами, которые подразумевают под собой какие-то большие офлайн-активности и занимаются предоставлением услуг. Мне очень хочется поработать в сфере разработки ПО или производства гаджетов. После запуска «HelpMe!» и передачи его в управление другому менеджеру у меня появится такая возможность. И тогда опыт Александра пригодится мне и моей команде.
Полный текст статьи читайте на Нетология