Разработали сервис для Telegram — конструктор магазинов TGShop

ЗаказчикTGShop — стартап, позволяющий открыт магазин в Telegram за короткий срок. ЗадачаТребовалось разработать MVP-сервиса в короткий срок. Заказчик хотел успеть запустить продукт к началу осенних распродаж.

Команда «Технократии» увлеклась продуктовой разработкой. Поддержали идею стартапа TGShop и за месяц создали платформу, с помощью которой селлеры могут за 15 минут открыть магазин в Telegram. Сервис становится популярным в e-commerce и даже привлек внимание блогеров. С TGShop они могут продавать подписчикам мерч и инфопродукты через личные каналы. В сервисе зарегистрировано более 1000 пользователей. Каждую неделю на платформе открывается по 30–50 магазинов.

О клиенте и концепции продукта

Весной 2022 года Telegram выпустил обновление Bot API до версии 6.0, и в нем появилась новая возможность — разработчики могут делать интерфейсы ботов на JavaScript. Боты в мессенджере превратились в полноценные мини-приложения с привычным интерфейсом.

d6011c078efd682e135ffaf32e280477.png

Наша команда решила проверить обновления в деле и провела внутренний хакатон. Одним из предложенных разработчиками продуктов стал конструктор магазинов. Нас вдохновила идея создать сервис, с помощью которого можно торговать напрямую из Telegram-каналов. Это решение будет простой точкой входа для селлеров, позволяющей развивать e-commerce в Telegram.

После хакатона началась магия. На жизнеспособную идею откликнулся клиент, основатель стартапа TGShop Кирилл Струк. Он тоже думал о конструкторе магазинов в Telegram и решил реализовать MVP-версию продукта с нами. Ну, а мы с радостью его поддержали!

Тренды рынка e-commerce

На мировом рынке есть пример мессенджера, который начал с мемов и новостей и превратился в крупную торговую площадку. Это китайский WeChat. Сначала в нем развилась блогосфера, потом заработал WeChat Store, и появилась платная реклама. 

Основатель проекта TGShop учел глобальный тренд и понял, что конструктор магазинов для Telegram выглядит привлекательно для бизнеса по многим причинам:

1. Это способ повысить конверсию. 

Компании могут не прикреплять к постам в мессенджере ссылки на сайты и вести торговлю напрямую, не теряя клиентов на одном из этапов воронки. Пользователи будут бесшовно оплачивать покупки на платформе. Это обеспечит вместо 2% конверсии до 10%, а то и 20%.  

2. В случае с РФ после изменений на рынке исчезла часть инструментов продвижения, которыми продавцы дополняли работу с маркетплейсами. Нужно решение на замену. 

Для обеспечения омниканальности важно присутствовать не только на Ozon и Wildberries, но и в соцсетях. Бизнес ищет способы отстраивать бренды, собирать данные об аудитории, развивать комьюнити.

По данным Mediascope, в марте 2023 года Telegram занял 5 место среди интернет-ресурсов в РФ по объему аудитории за сутки. Более 40% россиян заходит в него каждый день. Продукт с такой вовлеченностью скоро захватит рынок, а пока он недооценен, как инструмент продаж (как ранее Tik Tok). 

В Telegram часто общается взрослая и платежеспособная аудитория. Каждый пятый пользователь зарабатывает > 90000 рублей в месяц, возраст более 50% пользователей — 25+.  

3. Малый бизнес заходит на платформу, но пока конкуренция невысокая.

Пока компании, в основном, используют Telegram для публикации фото и новостей. Рынок только зарождается.

4.Telegram активно используют для PR артисты, блогеры и коучи.

Если они смогут продавать на платформе инфопродукты (гайды, курсы, вебинары) и мерч, это упростит работу с комьюнити и монетизацию проектов.

Процесс разработки продукта

Клиент хотел выпустить MVP до осени, чтобы захватить сезонную волну продаж. Он попросил максимально ускорить разработку и начать с простого флоу. 

В августе команда стартовала двухнедельные спринты. В начале каждого спринта обсуждали фичи, Кирилл, как product owner, делился видением продукта и расставлял приоритеты по списку. Аналитик брал список в работу, перерабатывал фичи в понятный для разработчиков вид, описывал пользовательские сценарии и передавал документы коллегам.

e933ec371768ce4754ff06bc7b28bbc1.png

Всего за месяц мы разработали и протестировали 2 блока: конструктор магазинов в Telegram и админпанель для продавцов, в которой можно быстро настроить доставку, красиво оформить товары и т.д.

Закрыли два ключевых пользовательских сценария — продавец и покупатель. Чтобы селлер мог зарегистрироваться на платформе, создать магазин, прикрутить товары и платежку, заполнить блоки по товарам;, а пользователь беспроблемно покупал то, что заинтересовало. 

Спустя месяц работы в стиле амбициозного стартапа мы сделали MVP, выдохнули и перешли к спокойному последовательному развитию продукта. :)

Доработка продукта с учетом проверки гипотез

На старте клиент ожидал, что, узнав о новых возможностях продаж в Telegram, многие селлеры заинтересуются и побегут в мессенджер, чтобы открыть магазины. Но, как показала практика, сначала многие предпочли продолжить работу на привычных маркетплейсах типа Ozon и Wildberries.

Гипотеза не оправдалась, несите следующую! Стало понятно, что важно развивать канал, посвященный продукту, и прогревать его аудиторию, тогда спрос на TGShop повысится. Да, интерес к продукту возник, но у многих он перегорал: не все продавцы готовы стабильно развивать каналы на платформе. Это требует времени, а продавать хочется сегодня.

8c170dbef8bc1e2332e2c83cef21b07b.png

Основатель проекта стал активно делать коллаборации, параллельно мы проводили опросы и кастдевы, узнавая, что наиболее важно для целевой аудитории продукта. Углубились в точечную доработку функциональностей под потребности продавцов уровня KazanExpress. 

В работу пошла новая гипотеза: может, люди не знают, что в Telegram уже можно нативно продавать из личного канала, и это легко организовать? Надо транслировать идею, что решение позволит работать с покупателями напрямую и не задействовать сайт. Тем более, что многие пользователи не хотят переходить с Telegram на внешние ссылки.

Так клиент начал повышать осведомленность о продукте и развивать комьюнити вокруг него. А мы занялись развитием минорного функционала. Аудитория проекта начала расти, и запросов стало больше. На этом этапе мы сделали монетизацию. Теперь функционал продукта доступен по подписке.

Процесс торговли с помощью сервиса выглядит просто и понятно:

1. Бренд выкладывает пост с рассказом о товарах и прикрепляет ссылку в Telegram-магазине. Поскольку в админке работает поиск по товарам, продавцу несложно найти нужный товар и ссылку на него.

2. Подписчик нажимает на ссылку и переходит в каталог в веб-боте. Там он может искать по товарам и включать сортировку по цене и новинкам.

3. Подписчик добавляет товары в корзину и оформляет заказ.

4. Нажимает оплатить и делает покупку через Telegram Payments.

5. Теперь с помощью бота можно отправлять клиенту рассылки, также он напомнит о брошенных в корзину товарах.

Технологии и интеграции

Фронтенд написали на React, а бэкенд — на Java. Чтобы продукт был полезен для бизнеса, обеспечили интеграции, позволяющие создать для покупателей высокое качество пользовательского опыта:

31e68aa0eb2874f6b312fe982e553b60.png

Дизайн

С учетом запроса на быстрый запуск проекта наша команда сделала простой минималистичный дизайн сервиса. Использовали белый и синий цвет, чтобы интерфейс продукта гармонично сочетался с дизайном Telegram и вызывал правильные ассоциации.

c3e26ee169a0e3df93e83bd757e27e87.png

Проработали экраны админпанели для селлеров и позаботились о простом и интуитивно понятном дизайне ботов для покупателей. 

Команда

Со стороны «Технократии» была команда из 8 человек: PM-менеджер, системный аналитик, дизайнер, бэкенд-разработчик, фронтенд-разработчик и два тестировщика.

764ee7a6e9168a40bec806217c087a74.png

Со стороны клиента Кирилл выступил в качестве product owner, также с нами сотрудничала его маркетолог, Виктория.

Клиенты сервиса

На старте работы с продуктом селлеры регистрируют бота, придумывают название, добавляют товары и услуги и прикрепляют фотографии. Кроме брендов одежды и других привычных товаров, на платформе появляются и магазины с необычными товарами, например, стиральными порошками из Китая или оригинальными сувенирами.

Артисты и блогеры

Когда продукт оценили музыканты и блогеры, он быстрее пошел в гору. Действительно, для тех, у кого есть раскрученные каналы в Telegram, TGShop сразу выглядит, как удачное решение. От продаж их отделяет пара действий. 

Неудивительно, что в TGShop уже появились магазины популярных рэперов Смоки Мо и Noisebleed (ex. Bumble Beezy). 

Результаты работы и планы по развитию продукта

TGShop запущен в работу в срок и около года помогает бизнесу делать быстрые продажи в Telegram. Продавцы меньше, чем за час создают виртуальные витрины и начинают торговать, при этом интерфейс для покупателей выглядит, как привычная покупка на сайте. 

В сервисе уже зарегистрировано свыше 1000 пользователей.  Каждую неделю на платформе появляется по 30–50 новых магазинов. Пользователи тоже оценили новую возможность: они по клику попадают в каталог, добавляют товары в корзину и оплачивают, не выходя из мессенджера.

Недавно у клиента появилась inhouse-команда, и мы бережно передали проект в её руки. И «Технократия», и представители TGShop остались  довольны сотрудничеством. 

Отзыв клиента

«Я не впервые работаю с аутсорсинговыми IT-компаниями, но меня приятно удивило то, насколько автономно ребята умеют работать. Они способны погрузиться в твой продукт и сосуществовать с твоими сотрудниками, как единая команда. 

У «Технократии» так выстроена культура, что ребята на время проекта становятся с тобой единым целым. Нет ощущения, что это кто-то, пришедший извне, кажется, что ты сам их и нанял. И это такие специалисты, которых и хочется нанять, потому что они умеют работать.

Это профессионалы, которые умеют думать самостоятельно. Понимая идею и продукт, они могут предложить решения, до которых бы ты не додумался. Это не работа по ТЗ, а своего рода творчество, которое возможно в «Технократии», благодаря тому, как выстроены команды. Мы остались очень довольны тем, как прошла наша работа, это, действительно, крутой опыт».

Перейти на сайт

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine