Пропуск в киномир с Fujifilm X-T3: беззеркальная камера в руках кинооператора

Когда мне предложили провести тестовую съемку на новую камеру Fujifilm X-T3, я с большим энтузиазмом воспринял это предложение. Во-первых, мне раньше почему-то никогда не доводилось работать с камерами этой известной марки, а новая камера — это всегда интересный вызов для оператора. Во-вторых, данная модель очень быстро снискала интерес среди профессионалов в съемке видео, задавая новый стандарт в беззеркальных камерах.

fujifilm-xt-3-cinema-big.jpg Тестирование Fujifilm X-T3 в качестве кинокамеры: мнение видеооператора Петра Мудренова

Всю полную и необходимую информацию обо всех характеристиках камеры можно с легкостью найти в интернете, не буду утомлять этим читателей. Огромным подспорьем для меня стали тесты, сделанные Петром Мудреновым. На момент моей съемки его статья про технические возможности камеры еще не была полностью готова, но, тем не менее, я смог получить представление об основных настройках для съемки видео.

Я выбрал разрешение DCI 4К 4:2:0 10 бит в F Log Gamma, сжатие All-Intra, поток 400 Мбит/с, кодек H/265/HEVC, ISO 640. Данные параметры, на мой взгляд, оптимальны для художественной съемки с расчетом на последующую цветокоррекцию. Непосредственно с камерой мне удалось провести не так много времени для знакомства перед съемкой, но если эргономика не вызвала у меня вопросов (даже наоборот, порадовала решениями, которые могут взять на вооружение другие игроки рынка), то меню камеры, особенно раздел настроек вариантов фокусировки, заставил с непривычки попотеть. Снимал я на объективы Fujinon XF 16–55mm F2.8 R LM WR и Fujinon XF 90mm F2 R LM WR. По сценарию должны были присутствовать динамичные кадры, и, работая без ассистента по фокусу, я хотел отдать это на откуп умной машине. Однако за короткий срок знакомства мне так и не удалось найти золотую середину в настройках автофокусировки. Поэтому на итоговом видео фокус не везде идеален, прошу меня простить. Это не вина камеры, в ней для удобства работы оператора создано так много возможностей, что необходимо было заложить больше времени на разбор этих нюансов, особенно человеку, впервые держащему в руках камеру, полученную в результате эволюции системы Fujifilm Х. Итак, батарейки заряжены, актриса почти загримирована, погнали!

Сначала про эргономику. Это очень вкусовой параметр, на мой взгляд, но мне камера понравилась. В руках Fujifilm X-T3 лежит очень хорошо, удобно. Модель легкая, компактная. У меня была возможность использовать батарейный блок, что помимо повышения автономности добавляет камере удобства при ручной съемке. Как я писал выше, некоторые решения в эргономике показались мне настолько удачными, что смело могу их порекомендовать и другим компаниям. Впервые столкнулся с тем, что, смотря на камеру сверху, на отдельных колесиках камеры ты сразу видишь параметры по выдержке и ISO. Для меня это означает, что я могу подготовить камеру к съемке даже в выключенном состоянии, это удобно. В описании к камере сказано, что время запуска составляет всего 0,3 секунды. Не замерял с секундомером, но готовность к съемке и правда практически моментальная, что может быть критически важно для документалистов.

Первый кадр ролика решил снимать полностью с рук — для придания атмосферы и динамики. В связи с тем, что ни в камере, ни в объективе стабилизации изображения нет, хотелось посмотреть, что получится на выходе. В итоге динамики стало предсказуемо многовато, но эти нюансы я поправил стабилизацией на «посте». В ролике есть и другие кадры, снятые с рук, но там происходит немало действия, поэтому дрожание не так заметно. В итоге мое мнение таково: снимать камерой без использования штатива можно, если это отвечает вашему художественному замыслу.

Во втором кадре мне хотелось понять, насколько хорошо камера может работать с контрастными объектами. Снимая в F log, на мониторе я видел довольно серую картинку, поэтому оценить проработку черного было достаточно сложно. По совету Петра Мудренова, экспозицию я выставлял по показаниям «зебры», выставленной на 100%.

Таким образом, я точно понимал, какие участки в белом у меня будут не в проработке, при этом в тенях получалось больше информации о свете и цвете. Визуально на мониторе камеры при съемке левая от актера часть кадра выглядела очень темной, без информации. Однако при последующей цветокоррекции стало понятно, что все нужные детали там присутствуют. Скажем за это спасибо новому датчику изображения, выполненному по новой технологии X Trans, и сенсору с функцией обратной засветки.

Все рапидные кадры (замедленная съемка) были сняты в 120 к/c при разрешении Full HD, поток 200 Мбит/с, кроп 1,29×.

Результат вышел очень достойным. Все это — во многом благодаря новому четырехъядерному процессору, называемому X-Processor 4. Fujifilm утверждает, что он в 20 раз быстрее, чем оригинальный X-Processor в X-Pro1, и в 3 раза быстрее, чем X-Processor Pro в X-H1. Из-за возросшей скорости считывания — 17 мс — показатели rolling shutter серьезно упали.

Практически все кадры были сняты при натуральном освещении с минимальной электрической подсветкой. В условиях достаточной освещенности передача оттенков кожи не вызвала у меня вопросов. Также вполне естественно передаются цвета известных нам фактур (для этого был сделан кадр с натюрмортом из лимона, клубники и пр.). Цвета на одежде также передаются без искажений, все как в жизни.

Выводы

Мне камера понравилась. Смело подпишусь под популярным мнением, что эта модель может не только на равных конкурировать с лидерами в сегменте формата APS-C, но и в чем-то превосходить их. Например, опираясь на тесты Петра Мудренова, можно сказать, что F log у Fujifilm X-T3 использует весь диапазон выходного сигнала, в отличие от конкурента — Panasonic Lumix DC-GH5 (эта модель является единственной камерой в данной категории, которая, как и X-T3, может записывать на карту памяти 10-битный цвет).

Также к сильным сторонам камеры могу отнести большое разнообразие вариантов кодеков и битрейта. Если хотите добиться максимума, рекомендую использовать настройки DCI 4К 4:2:0 10 бит в F Log Gamma, сжатие All-Intra, поток 400 Мбит/с, кодек H/265/HEVC, ISO 640. Также одновременно можно записывать сигнал и на внешний рекордер с еще большей информацией о цвете, в 4:2:2. Правда, нужно помнить, что 10-битный цвет 4:2:0 не является индустриальным стандартом, поэтому монтировать его достаточно непросто, нужно очень мощное железо. И, соответственно, нужны очень скоростные карточки, благо тут для них целых два слота и поддержка UHS-II. Для повседневных съемок можно снимать и с потоком в 200 Мбит/с, главное — в кодеке HEVC. Если задачи по последующей цветокоррекции невелики, то можно присмотреться к предложенным пресетам в самой камере, они называются как пленки Fujifilm. Пресет Eterna больше всего похож на одноименную кинопленку и рекомендован для записи видео.

Также нужно потратить время и хорошенько разобраться в настройках автофокусировки. Тут масса очень полезных функций, таких как распознавание лиц и глаз, при этом можно настроить, что́ будет в приоритете. Если камера в кадре увидела лицо, то с автофокусом в режиме видео проблем быть не должно. Если говорить в целом, то автофокус вполне рабочий и на уровне лучших конкурентов. Так что при съемке людей со стедикама им можно пользоваться без проблем. Есть настройки скорости трекинга автофокуса, а при переключении в ручной режим фокусировки у вас появляется шкала дистанций и одновременно с этим масштабируется выбранный участок кадра.

Как я уже писал выше, эргономика камеры мне приглянулась, хотя работаю с ней впервые. Камера хорошо лежит в руке, обладает небольшим весом, при этом она достаточно прочная и позволяет работать с крупными кинообъективами без использования штатива. Интересное решение — колесики с выбором ISO и выдержки, порой это может реально ускорить процесс предварительной настройки к съемке. Также я бы рекомендовал использовать батарейный блок, тогда у вас будет целых три батарейки (одна — в корпусе), если показатели автономности от одной батарейки покажутся вам недостаточными. К тому же камера обладает выходом USB Type-C и может заряжаться от портативных аккумуляторов, что очень поможет при использовании функции записи таймлапс.

Помимо основных функций в Fujifilm X-T3 реализовано множество других полезных мелочей: встроенный Wi-Fi, поддержка Bluetooth, разъем для внешнего микрофона, дистанционное управление со смартфона, всепогодная защита от дождя и пыли, функция тихого управления видео. Для любителей вести видеоблоги есть помощь в виде удобного индикатора, расположенного спереди, который мигает белым, когда идет запись.

Особых минусов камеры моя съемка не выявила. Жаль, что нет встроенного стабилизатора изображения, это порой нужно (но тогда, думаю, и цена модели была бы выше). Автономность батареек невелика, но решения есть. Было бы неплохо иметь возможность писать на две карты памяти одновременно. Если нет внешнего монитора, то достаточно непросто визировать изображение, снимаемое в F Log. Возможно, это поправят в следующих прошивках. К сожалению, мне не удалось потестировать новую прошивку с Hybrid Log Gamma, но судя по тому, что все остальное реализовано на высоком уровне, и с ней не должно быть проблем.

В общем, если захотите компактного умного помощника при съемке кино, то посмотрите на Fujifilm X-T3. Но не забывайте: снимает не камера, а человек.

Что получилось: «Ключи» (The Keys)

Мастер-версию фильма можно скачать: с полной цветокоррекцией или с показательной цветокоррекцией

Полный текст статьи читайте на iXBT