Промышленные метавселенные: зачем они нужны предприятиям. Обзор мировых кейсов и перспективы

Когда мы говорим о метавселенных, то обычно представляем себе Decentraland, Sandbox и другие игровые миры. Но это потребительский цифровой мир, а еще есть корпоративный и промышленный формат. В статье поговорим, зачем компаниям нужны промышленные метавселенные и как их используют.

Как руководители предприятий рассматривают метавселенные

Руководство промышленных компаний — это аудитория, которая отличается от пользователей социальных сетей и развлекательных сервисов. Если фанаты виртуальных миров бросаются скупать скины, то директор организации действует иначе. Чтобы принять инвестиционное решение на долгосрочную перспективу, нужно больше, чем просто популярность в Интернете, как было с Decentraland. Руководство промышленных объектов ориентируются на:

  • бизнес-результаты;
  • рост конкурентоспособности;
  • решение проблем компании;
  • создание предпосылок для повышения продуктивности.

И промышленные метавселенные как раз сулят все это, что оценили уже многие техногиганты.

Как используют промышленные метавселенные

Потребительские метавселенные рассматривают только со стороны мира развлечений и рекламы. Ее основные элементы: участки цифровой земли, игровые предметы и другие объекты купли-продажи. Корпоративные виртуальные миры задействуют для иммерсивной коллаборации, то есть создают гибридные рабочие места для совместной работы, обучения, организации встреч.

В промышленных метавселенных основной упор идет не на совместную работу, а на повышение эффективности работы. И это достигается за счет интеграции цифровых технологий, которые собирают максимум данных для анализа.

Промышленные метавселенные задействуют ради таких технологий:

  • цифровые двойники. Это ключевой элемент в метавселенной. Благодаря ему можно смоделировать виртуальную копию продукта или процесса в течение всего его жизненного цикла;
  • симуляции. Они нужны, чтобы проверить различные сценарии;
  • промышленные решения в виртуальной реальности.

Зачем промышленным компаниям метавселенные

Когда платформы, системы или технологии взаимодействуют друг с другом, обмениваются данными, это называется интероперабельностью. И тут срабатывает синергетический эффект, когда эффект от них намного больше, чем если бы они работали по отдельности. С промышленными метавселенными именно так и есть. В этом году ARK Invest представила прогноз, согласно которому технологические компоненты промышленной метавселенной позволят утроить глобальный ВВП к 2030 году. Искусственный интеллект повысит производительность интеллектуального труда в 4 раза, что вызовет прирост ВВП в 150 трлн долл. Также повлияет робототехника и блокчейн. Но они не обеспечивают такой показатель прироста ВВП по отдельности, а только как компоненты метавселенной.

Прогноз роста мирового ВВП до 2030 и вклада в него технологий метавселенной, 2022–2030, трлн долл. Источник: ARK Invest

Главная функция виртуального мира для предприятия — снизить издержки и повысить эффективность работы. Сотрудники компаний смогут осуществлять оптимизацию, моделировать сценарии и решать проблемы без физического присутствия.

Но ключевое преимущество метавселенной заключается в возможности сделать упор на ситуациях и сценариях, которые сложно сформировать в традиционных условиях. Сюда относится работа с оборудованием и поведение в сложных и опасных ситуациях (при пожарах, производственных авариях).

Потребители продукции тоже смогут поучаствовать в метавселенных. Например, можно будет заказывать кастомизированные товары (это может быть авто) напрямую на фабрике, выбирая из набора модулей и тестируя комплектации в виртуальной реальности.

Подготовка кадров — еще одно из направлений использования метавселенных на предприятиях. В виртуальном мире обучение проходит лучше благодаря:

  • ассистентам на основе искусственного интеллекта (они предоставляют консультации, дают рекомендации, проводят оценку компетенций);
  • цифровым аннотациям к каждому объекту (подсказки, напоминания, туториалы);
  • виртуальным упражнениям с игровыми сценариями (например, будет понятно, как действовать в нестандартной ситуации).

Более того, снижаются расходы времени и ресурсов для подготовки специалистов. Согласно исследованию PwC , обучение в VR помогает ученикам фокусироваться на материале, создает эмоциональную привязку и повышает уверенность при применении навыков. Все это дает возможность увеличить эффективность обучения в четыре раза. На практике это означает, что материал, на освоение которого в традиционном классе отводилось два часа учебного времени, в метавселенной может быть освоен за 30 минут. А раз так, то обучение получится гармонично встроить в рабочий график сотрудников.

Кейсы

Пока что цифровых копий предприятий, транспортных комплексов или даже городов мало. Компании экспериментируют и находят новые плюсы. Рассмотрим несколько примеров использования промышленных метавселенных.

  • Автомобильная метафабрика. Корейский автопроизводитель Hyundai и американский разработчик 3D-движков Unity создают метафабрику — цифровой двойник реального производства. Аналогичная симуляция есть у завода BMW в Баварии.
  • Помощь в разработке месторождений. ГК «Цифра» развивает концепцию «Цифрового актива» как следующего шага развития цифровых двойников месторождений в нефтегазодобывающей промышленности. КНИТУ создает промышленную метавселенную совместно с Сибуром, Газпромом и другими индустриальными партнерами. Еще один аналогичный пример: Schlumberger и Rockwell Automation создали совместное предприятие Sensia для развития технологий цифровых месторождений.
  • Изучение космоса. NASA и Epic Games создают цифровой двойник Марса, а Boeing и Millennium Space Systems сотрудничают в производстве спутников.
  • Производство. Китайская государственная судостроительная корпорация использует промышленную метавселенную в производстве ветряных электростанций и управлении сетями.
  • Двойник города. Власти Сеула открыли первый цифровой двойник города — Metaverse Seoul.
  • Коммунальное хозяйство. Управление электричеством и водоснабжением Дубая (DEWA) запустило свою метавселенную — DEWAverse.
  • Обучение. Университет Токио в консорциуме с Mitsubishi запускают «Инженерную школу метавселенной».

Какие перспективы у промышленных метавселенных

Цифровые двойники предприятий, объединенные в систему, сделают возможным взаимодействие между различными стейкхолдерами. Они будут иметь совместный доступ к цифровым активам. Это новая организация рынка.

Но для такого будущего нужны единые общие цифровые платформы. И главный барьер касается как раз именно этого факта. Чтобы объединить цифровых двойников одного предприятия в единую систему, нужно продолжать процесс цифровой трансформации экономики. Но если совместные платформы покажут качественно более высокие результаты, это даст конкурентные преимущества производителям.

В 2022 году объем рынка метавселенных составил около 95 млрд долларов, включая все технологические составляющие метавселенных:  аппаратную, программную часть, контент и пр. Аналитики прогнозируют рост этого рынка с ежегодными темпами около 40% до 2030 года и достижение объема от 800 млрд до 1,6 трлн долларов к концу этого периода.

Объемы и динамика глобального рынка метавселенных, 2021–2030, млрд долл. Источник: ЦСР «Северо-Запад» по данным Global Data, Grand View Research, Allied Markets Research, PS market research, SM Market Research, Verified Market Research, BCG, Pw

Аналитики прогнозируют, что промышленная метавселенная будет расти наиболее интенсивно в ближайшие два-три года. Глобальная выручка компаний от промышленной метавселенной, представленной цифровыми двойниками, симуляцией, промышленным AR и VR, к 2025 году должна достигнуть 23 млрд долларов, а к 2030 — 100 млрд.

Глобальные рынки метавселенной в разрезе функциональных типов, 2021–2030, млрд долл. Источник: MIT Technology Review

В конце 2022 — начале 2023 года в части формирования промышленной метавселенной наметились основные контуры развития и перспективные направления. Для российских промышленных компаний и вендоров отраслевого ПО именно сейчас вложения в проекты по созданию промышленной метавселенной смогут обеспечить выход на этот рынок в качестве владельцев ключевых технологических продуктов. При более позднем старте лучшее, на что имеет смысл рассчитывать, — это позиция интеграторов зарубежных решений.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра