Программное обеспечение для 3D-печати: Adobe Photoshop CC начинает, а вот выигрывает ли…

Adobe Photoshop CC начинает, а вот выигрывает ли… В наших предыдущих обзорах, посвященных 3D-печати, мы упоминали, что эта тема не осталась без внимания ведущих производителей программного обеспечения — Microsoft и Adobe. Еще бы: данное направление вовсю набирает обороты, прежде всего благодаря появлению принтеров, доступных по цене и небольшим коммерческим компаниям, и образовательным учреждениям, и частным лицам. Поэтому появилась растущая потребность в ПО, способном удовлетворить потребности таких пользователей: не слишком сложном, а главное — не слишком дорогом, да к тому же не привязанном к конкретным моделям или сериям принтеров.

Поэтому лучше, если это будут не самостоятельные программы, а составные части уже известных и популярных продуктов: тогда и затраты можно минимизировать (прежде всего на продвижение, да и на разработку тоже), и «родительские» программы получат лишний козырь в маркетинговом плане. Именно так поступили упомянутые выше компании, встроив возможности 3D-печати в уже известные продукты: Microsoft сделала специальное приложение для ОС Windows 8.1, а Adobe дополнила соответствующими функциями известную программу Photoshop в версии CC.

Но тут можно идти двумя путями, выбрав в качестве целевой аудитории либо профессионалов и продвинутых любителей, либо тех, кто только делает первые шаги. Конечно, обе упомянутые компании заслуженно считаются грандами в мире производителей программного обеспечения и имеют историю, насчитывающую не одно десятилетие, поэтому от них вполне можно ожидать интересных и многогранных решений. Однако Microsoft, продукция которой растиражирована на неисчислимом множестве компьютеров, больше ассоциируется с массовой аудиторией, и потому от нее скорее ждешь приложения для 3D-печати, ориентированного на новичков. А программы от Adobe принято считать уделом хорошо подготовленных людей, поэтому интуитивно кажется, что обновленный Photoshop будет обеспечивать более серьезные возможности для 3D-печати, чем Windows 8.1.

Собственно, это находит подтверждение и в отзывах, которых немало в интернете. Правда, в отношении Microsoft Windows 8.1 они в основном сводятся к констатации того, что новое 3D-приложение трудно отнести к серьезным инструментам. В адрес же Adobe Photoshop CC по большей части звучат положительные, а порой даже восторженные отзывы, больше напоминающие пресс-релизы, пересказанные в свободной форме, однако сколь-нибудь подробного, серьезного и детального анализа мы так и не нашли.

Попробуем разобраться, насколько всё это соответствует действительности с точки зрения более-менее продвинутого пользователя 3D-принтеров. И начнем с Photoshop CC, поскольку компания Adobe предоставила нам возможность поработать с лицензионной версией продукта.

Немного о маркетинге Для частных лиц компания предлагает вполне привлекательную форму приобретения: выкладывать сразу крупную сумму не нужно, законным обладателем лицензионного ПО можно стать за 299 рублей в месяц. Поскольку на разных страницах официального сайта есть небольшие разночтения — в одном месте «включая налоги», в другом «плюс налоги» — мы специально уточнили: все налоги в указанные суммы входят.

За эти деньги человек получает право пользоваться полнофункциональной версией Photoshop CC, включая возможные обновления, а также программой Lightroom для упорядочения, обработки и публикации фотографий.

Ограничения есть лишь организационного порядка: покупку можно совершить только через онлайн-магазин компании, единственная форма оплаты — с помощью карты. Платить каждый месяц не обязательно, можно заплатить 3588 рублей сразу за год.

Для индивидуальных пользователей есть и другие предложения: так, за 599 рублей в месяц можно выбрать любое приложение из пакета Adobe CC, но только одно. Причем включая тот же Photoshop — разница в цене получается за счет дополнительных сервисов, входящих в данное предложение: использование шрифтов из набора Typekit, облачные функции (в том числе 20 гигабайт в облачном хранилище) и онлайн-портфолио Behance ProSite. Конечно, тем, кому такие дополнения не покажутся достаточной компенсацией удвоения цены, лучше воспользоваться первым вариантом: нас заверили, что разницы в функциональности самого Photoshop’а нет.

Наконец, за 1500 рублей в месяц можно получить возможность пользоваться всеми приложениями пакета плюс все перечисленные во втором варианте дополнения. Причем понятие «частное лицо» рассматривается в этих предложениях в самом широком смысле: оплаченными программами можно пользоваться и профессионально, как инструментом для заработка.

Эти виды подписки называются ССM (Creative Cloud Membership); для юридических лиц есть другие — ССТ (Creative Cloud for Teams, для рабочих групп) и CCE (Creative Cloud for Enterprise, для организаций). Они распространяются на территории РФ через авторизованных реселлеров, соответственно формой оплаты может быть и безналичный расчет с выдачей всех необходимых документов для бухгалтерского учета. Главное: они подразумевают гибкое управление использованием — через консоль управления подписками всегда можно заказать новые лицензии и начать пользоваться ими сразу, а счет будет выставлен в следующем цикле платежей. Для системных администраторов предусмотрены инструменты централизованного развертывания и обновления приложений на большом количестве рабочих мест.

CCT рассчитана на малый и средний бизнес и предполагает два варианта: одно приложение или весь пакет. Предоставляются и облачные функции, причем на каждую подписку отводится уже не 20, а 100 гигабайт.

CCE нацелен на корпоративных клиентов, и условия подписки оговариваются индивидуально. На сайте Adobe не уточняется, где проходит граница между «корпорацией» и «средним бизнесом», это также надо уточнять у реселлеров, а в представительстве Adobe назвали условную границу в 100 рабочих мест.

Наконец, для образовательных учреждений, а также для их преподавателей и учащихся, тоже есть формы подписки с интересной ценой. Но, конечно, для приобретения потребуется подтверждение статуса.

Закончив с вопросом «почём», переходим к интересующей нас функции 3D-печати с помощью приложения Photoshop, который мы рассматриваем в наиболее свежей версии Creative Cloud 2014 года.

На чем печатать будем Взаимодействие любых приложений, имеющих вывод на печать, с привычными 2D-принтерами происходит через посредство операционной системы, в которой установлены соответствующие драйверы. В отношении 3D-устройств такая схема пока не работает: так, подключенный к компьютеру принтер PrintBox3D One в диспетчере устройств присутствует как виртуальный COM-порт Arduino Mega.

Виртуальный COM-порт Arduino Mega Поэтому разработчикам приложений для 3D-печати приходится использовать другие средства, которые хоть порой и называются драйверами, но не являются таковыми с точки зрения ОС: они понятны только тому приложению, для которого написаны, в лучшем случае — узкой группе «близкородственных» приложений.

С этой проблемой столкнулись и разработчики Adobe, поэтому после установки Photoshop CC список 3D-принтеров, с которыми программа умеет работать, очень скромный: всего четыре модели, к тому же отобранные по непонятному признаку. Две из них вполне можно отнести к доступным, в том числе и для частных пользователей: это основанные на технологии FDM MakerBot Replicator 2 с одной печатающей головкой и Replicator 2X с двумя головками. Зато две другие по карману далеко не каждой коммерческой фирме — полноцветные Mcor IRIS (технология LOM) и ZCorp Full Color (видимо, имеется в виду не конкретный аппарат, а серия полноцветных принтеров ZPrinter/ProJet, основанных на технологии 3DP и в настоящее время выпускаемых компанией 3D Systems). Уточнить, что представляет собой каждая из этих технологий, можно в одном из наших предыдущих обзоров.

Выбор 3D-принтеров На сайте photoshop.com доступно и пополнение списка — пока что скромное, но позволяющее надеяться, что в обозримом будущем будут добавлены и другие аппараты:

Выбор 3D-принтеров Для каждой из перечисленных на скриншоте моделей (или групп моделей, относящихся к одному производителю) скачивается zip-архив, содержащий файлы для Windows и Mac OS X. Установка принтера в ОС Windows очень проста: достаточно перетащить имеющийся в архиве файл скрипта в формате JSX на иконку Photoshop’а. Правда, в некоторых версиях Windows такой «номер» не проходит — появляется сообщение «Profile installation has failed», но это легко исправить: надо запустить Photoshop от имени администратора и открыть jsx-файл из меню «File — Scripts — Browse / Файл — Сценарии — Обзор» (здесь и далее через дробь мы будем писать не собственный перевод, а обозначение, имеющееся в русскоязычном интерфейсе программы).

Таким образом, можно установить еще три модели из числа популярных и доступных FDM-принтеров: Cube от 3D Systems (остается только гадать, имеется ли в виду только самая первая модель, или профили подходят ко всей серии — есть ведь еще CubeX, Cube 3 и CubePro), два варианта совсем уж недорогих Solidoodle 2 (вновь не самые свежие: уже доступны Solidoodle 3 и 4) и еще один представитель семейства MakerBot, на этот раз самый ранний — Replicator 1.

Выбор 3D-принтеров Имеющиеся профили Shapeways и Sculpteo — это не принтеры, а платные сервисы 3D-печати: можно отправить свою модель и, заплатив энную сумму, получить готовый экземпляр, который может быть сделан по разным технологиям, из разных материалов и в выбранной цветовой гамме, включая полноцветную 3D-печать.

Выбор 3D-принтеров Профили же только помогают выбрать материал и цвет для заказа:

Выбор 3D-принтеров Правда, для российских пользователей подобные зарубежные сервисы вряд ли будут очень актуальными, а аналогичные российские хоть и существуют, но вряд ли появятся в Photoshop’е в ближайшем будущем: масштаб пока что маловат. В еще меньшей степени актуальна печать на полноцветных принтерах Mcor IRIS и ZPrinter/ProJet, поэтому рассмотрим работу с гораздо более распространенными в силу их доступности FDM-принтерами, которых в полученном нами списке большинство — шесть штук.

При настройке печати надо задавать очень много параметров: кто уже работал с различными слайсерами, знает, что количество настроек исчисляется десятками. Некоторые из них задаются раз и навсегда, например, область печати для данной модели принтера — то, что в Photoshop’e называется «Printer Volume / Объем принтера», или количество печатающих головок. Другие необходимо менять время от времени: при смене расходных материалов — пластиков ABS, PLA и т.д. (температуру hot-end и, если рабочий стол подогреваемый, то его температуру), или при изменении диаметра отверстия сопла в печатающей головке (если сопло сменное). Наконец, даже при неизменных диаметре сопла и типе пластика есть огромное количество настроек, не являющихся столь важными, как предыдущие, но во многом определяющих качество печати.

Когда мы работаем со слайсерами — программами, создающими управляющий принтером код, то имеем возможность прямо задавать все эти параметры. Но, как и у всякой медали, тут есть две стороны: это благо для человека, имеющего опыт печати на таких принтерах, зато у начинающих обилие настроек, мягко говоря, вызывает замешательство.

Судя по всему, компания Adobe на данном этапе всё же решила ориентироваться именно на новичков в мире 3D-печати: набор доступных пользователю из соответствующего интерфейса настроек минимален. Вот пример для Makerbot Replicator 2X, имеющего две печатающие головки и работающего с различными типами пластика:

Makerbot Replicator 2X Собственно, менять можно лишь один параметр: «Detail Level / Уровень детализации», выбирая из трех возможных вариантов, а всё остальное к процессу печати имеет скорее косвенное отношение, исключая лишь создание вспомогательных структур «Support Structures». Даже тип пластика поменять не получится — для каждой головки можно либо выбрать ABS, либо попросту отключить головку.

Makerbot Replicator 2X При этом становится непонятным смысл имеющейся функции отключения нагрева рабочего стола «Heat Print Plate / Нагреть печатную пластину»: для нормальной адгезии первого слоя ABS нагрев стола до температуры порядка 100 °C в общем случае считается необходимостью, иначе модель в процессе печати, скорее всего, попросту отвалится.

Хорошо, если владелец «репликатора» будет работать только с ABS, и совсем замечательно, если для выбранных или созданных им моделей упомянутые три ступени детализации обеспечат приемлемое качество печати, а если нет, то ему придется вникать в тонкости. Конечно, прежде всего следует изучить возможные параметры и их влияние на печать, потому что список настроек не исчерпывается тем, что мы видим на скриншотах: всё то, что есть в любом слайсере, присутствует и здесь, но не в явном виде, а в форме строчек файла профиля. Поэтому изменять их можно, но не оперативно, а создавая для данного принтера еще один профиль с другим набором настроек.

Принципиальная возможность редактирования профиля есть: этот файл в формате 3PP представляет собой обычный XML-файл, содержащий описание не только индивидуальных особенностей самого принтера и установок для определенного пластика, но и различные «тонкие» настройки. Доступно для скачивания и описание структуры 3PP-файла, вот только оно рассчитано не на новичков, а на людей с опытом: расшифровки настроек приведены, но краткие — их назначение подробно не раскрывается.

При попытке анализа содержимого профилей открылось немало интересного. Так, оказалось, что в профиле Makerbot Replicator 2X содержатся необходимые параметры не только для ABS, но и для PLA, и даже для PVA, однако записи для этих двух типов пластика снабжены тэгами комментария, а потому не только не активны, но попросту не отображаются в соответствующем интерфейсе программы. Мы пошли по упомянутому выше пути — создали новый профиль «Makerbot Replicator 2X PLA» и внедрили его в Photoshop, после чего получили возможность оперативного выбора материала, причем для каждой головки.

Makerbot Replicator 2X Почему это нельзя было сделать изначально, осталось загадкой. Можно лишь предположить, что либо работа с разными пластиками не была опробована, либо эксперимент всё же состоялся, но его результат оказался неудовлетворительным. А у нас такого принтера под рукой не было, и мы не смогли проверить его работу с расширенными возможностями.

Понятно, что таких профилей можно сделать не один и не два; собственно, такое делается и производителями принтеров — для рассмотренных нами PrintBox3D One и Felix 3.0 доступны целые наборы готовых предустановок, позволяющих малоопытным пользователям «не заблудиться» в дебрях настроек. Разница лишь в том, что слайсеры для этих принтеров позволяют не просто ориентироваться на названия предустановок (к сожалению, не всегда понятные кому-либо, кроме самих разработчиков), но и легко уточнять, какие именно настройки имеются в каждой из них, оперативно вносить изменения, создавать и сохранять новые предустановки. А в Photoshop CC такой возможности нет (ну, или пока нет): редактирование профилей в формате 3PP с последующим их внедрением в программу к очень уж удобным процедурам отнести явно нельзя.

И, конечно, продвинутые и опытные владельцы 3D-принтеров, для которых в Photoshop CC нет готовых профилей, могут сами создать такой профиль. Пожалуй, эта процедура ничуть не сложнее, чем создание профилей ICC для цветных 2D-принтеров, и уж точно она не требует наличия комплекса специфической аппаратуры и программного обеспечения.

Мы не будем заниматься разработкой пошаговой инструкции по созданию профилей для принтеров — во-первых, потому, что самокритично не относим себя к суперпрофессионалам в области 3D-печати, а настоящим профи будет вполне достаточно самого упоминания такой возможности; во-вторых, для новичков пришлось бы слишком многое попутно объяснять, что явно выходит за рамки любого обзора.

Но в имеющихся профилях мы все же немного покопались, и потому настоятельно советуем счастливым обладателям принтеров, попавших в список Photoshop’а, перед началом печати заглянуть в код 3PP-файла. Например, принтеры Solidoodle 2 по спецификации могут работать как с ABS, так и с PLA, рабочие температуры хот-энда для которых существенно разные, а прописанный в профиле тип пластика в интерфейсе Photoshop CC никак не отражается:

Solidoodle 2 Выяснилось, что в имеющихся профилях для версии Solidoodle 2 без нагрева стола (в Photoshop’е «Solidoodle 2 (No Heated Bed)», у производителя она называется «Base») пластик назван PLA, и для него задана вполне соответствующая этому материалу температура головки 195 °C. Для версии с подогревом (в Photoshop’е просто «Solidoodle 2», у производителя «Pro») название пластика в профиле уже ABS, однако температура головки всё те же 195 °C, что для ABS явно недостаточно. Исправить это несложно; как и для Replicator’а, можно сделать и выбор типа пластика:

Solidoodle 2 Заодно мы прописали и для PLA возможность нагрева рабочего стола до 50 °C, раз уж отключение этой функции всё равно присутствует — ее всегда можно будет отключить.

Вновь нужно уточнить: проверку на «живом» принтере мы не делали за отсутствием такового.

А для принтера Makerbot Replicator 2X заметно занижен рабочий объем: в профиле 227×141×150 мм, а в спецификации производителя 246×163×155. Конечно, это как раз тот случай, когда лучше занизить, чем превысить, но всё же непонятно, откуда взялись именно эти цифры.

Таким образом, подтверждается наше мнение о том, что имеющаяся в Photoshop CC поддержка 3D-печати — это пока первые пробные шаги в перспективном направлении.

Экспериментальные функции Если внимательно посмотреть на настройки для двухголовочного принтера Makerbot Replicator 2X, то в графе «Material / Материал» есть неактивная функция «Multitone Surface / Многотональная поверхность». Справка утверждает, что ее можно сделать активной, если в пункте «Experimental Features / Экспериментальные функции» настроек Photoshop’а поставить галочку в графе «Enable Multitone 3D Printing / Включить многотональную 3D-печать» и перезапустить программу. Но после этого вполне может сложиться впечатление, что настройка не сработала — многотональность всё равно не становится активной.

Эта функция вообще имеет смысл лишь для принтеров с несколькими печатающими головками, но даже для них она станет активной лишь при выборе обеих головок:

Multitone Surface Возможный результат описывается так (цитата с небольшими сокращениями): «Используйте новую функцию … для преобразования RGB-каналов поверхности в многотональные каналы на основе количества печатающих головок 3D-принтера … Результатом является текстурированная поверхность, которая выглядит скорее как изображение, а не контурный рисунок».

Интересно, что читатель понял из этой фразы? Первая часть вроде понятна: сколько головок, столько возможно и цветов. Кто бы еще объяснил, каким образом поверхность напечатанной 3D-модели может выглядеть хоть как изображение, хоть как контурный рисунок.

Поэтому смотрим интерактивную справку, в которой назначение функции описывается так: она позволяет «печатать непрерывные тона с помощью принтера Makerbot Replicator 2». Вновь спросим: что имел в виду переводчик? А ничего особенного, он просто дословно перевел английскую фразу «lets you print continuous tones» — яснее не стало… Нет, с самими непрерывными тонами как раз всё ясно: это плавные переходы от цвета к цвету, однако даже цветные лазерные и струйные 2D-принтеры из-за растрирования выдают непрерывные тона лишь с долей условности, а уж с учетом особенностей FDM-печати непрерывные тона и вовсе трудно себе представить.

Список экспериментальных функций этим не исчерпывается — есть и еще две, не имеющие отношения к теме нашего обзора: масштабирование пользовательского интерфейса и использование жестов прикосновения. Но сам факт наличия чего-то экспериментального для 3D-печати можно считать еще одним свидетельством того, что работа в этом направлении далеко не закончена и будет продолжаться.

Начинаем печатать На этом этапе мы будем рассматривать лишь саму 3D-печать, которая, как мы уже выяснили, в Photoshop’е больше ориентирована на новичков. А таким пользователям больше интересна (да и полезна в плане освоения азов печати) работа с готовыми объектами, которые порой нужно лишь немного изменить, а также проверить на наличие разного рода ошибок и по возможности исправить найденные недочеты.

Например, множество моделей можно найти в интернете и бесплатно скачать. Конечно, чаще всего это безделушки или сувениры, но немало и предметов с разной степенью полезности. Однако пользователь может столкнуться с проблемой форматов файлов, в виде которых эти объекты предлагаются к скачиванию. Та же проблема может возникнуть и у людей, которые сами умеют создавать 3D-модели в разного рода программах: например, популярная программа SketchUp в бесплатной (для некоммерческого использования) версии Make не поддерживает STL, один из самых распространенных в 3D-печати форматов. Правда, для нее доступен плагин, обеспечивающий экспорт и импорт этого формата, однако работа его неоднозначна: в отзывах можно встретить и обсуждение возникающих проблем.

Поэтому начнем оценивать возможности Photoshop по работе с объектами именно с этой точки зрения. Набор поддерживаемых 3D-форматов неплохой: здесь и упомянутый STL, и весьма распространенный OBJ, а еще 3DS (3D Studio), DAE (Collada), FL3 (Flash 3D), KMZ (Google Earth). Доступные для скачивания 3D-файлы чаще всего бывают в форматах OBJ, 3DS и DAE, а предназначенные именно для 3D-печати — в STL.

Проверку мы учинили простейшую: нашли представление одной и той же модели в разных форматах, а потом пытались открыть файлы в Photoshop CC и в Repetier-Host v. 0.95f. Всего взяли три модели: iPhone4G, Playstation 3 и стереоколонок; результаты для них (через дробь) представляем в виде таблицы, где » + » означает нормальное открытие файла,» — » — проблемы при открытии,» 0 » — формат не поддерживается программой.

Программа / формат файла 3ds dae obj Photoshop CC — / + / — + / + / + + / + / + Repetier-Host v. 0.95f + / — / + 0 + / + / + Как видите, самым «неприятным» для обеих программ оказался формат 3DS, причем Repetier-Host открывал файлы, не понравившиеся Photoshop’у, и наоборот. Однако знак » — » для каждой программы означает не одно и то же: Photoshop при попытке открыть файлы для iPhone и колонок попросту зависал, и его приходилось принудительно закрывать через диспетчер задач. А Repetier-Host делал вид, что открывал модель для Playstation, но ничего не отображал, хотя и оставался работоспособным.

STL-файлов в таблице нет по той простой причине, что оказалось не так просто найти модели, для которых доступны представления во всех четырех форматах одновременно. Однако мы открывали в Photoshop’е не один десяток разных STL-файлов, и проблем ни с одним не заметили, разве что очень сложные модели открывались и обрабатывались долго, но это уже относится к выбору должной мощности компьютера.

В качестве «подопытных животных» для дальнейшей работы выбираем уже знакомую нам по предыдущему обзору лягушку и более сложную модель — тираннозавра, с которой и начнем, поскольку она имеет гораздо больше нависающих элементов, столь нелюбимых FDM-принтерами. STL-файлы обеих фигурок скачаны с ресурсов, содержащих свободно распространяемые модели.

Поскольку во время написания обзора принтеров, перечисленных в списке, у нас не было, этап печати приходилось доводить только до стадии предварительного просмотра. Но работу с Photoshop CC мы продолжим, и при появлении возможности отчитаемся о реальных экспериментах с печатью из этой программы на конкретном 3D-принтере.

Сложная модель Печать 3D-модели из Photoshop CC Первым делом надо убедиться, что размеры фигурки не выходят за пределы рабочей области принтера, которую можно отобразить установкой галочки в строчке «Show Printer Volume Overlay / Показать наложение объема принтера». Так, наш тираннозавр выглядит вполне соответствующим возможностям «репликатора», однако за рабочий объем (на скриншоте он обозначен белыми линиями) принтера Cube выходят нос и часть хвоста животного, что хорошо заметно на виде сверху, а также макушка — это видно на черных линиях, отображающих габариты фигурки.

Печать 3D-модели из Photoshop CC Проблема решается в один клик: достаточно нажать кнопку «Scale to Printer Volume / Масштаб по объему принтера».

Печать 3D-модели из Photoshop CC Заодно проверим, так ли всё гладко с принтером Replicator, как кажется по изображению — нажимаем ту же кнопку и видим, что размеры фигурки уменьшились примерно на миллиметр в каждом измерении. То есть в случаях, когда габариты объекта близки к предельным для данного принтера, для проверки лучше воспользоваться автомасштабированием.

Печать 3D-модели из Photoshop CC Правда, Photoshop стоит на страже: если размеры фигурки превышают прописанные в профиле возможности принтера, то при попытке печати будет выдано соответствующее предупреждение.

Понятно, что масштабировать можно не только до размера рабочей области принтера, но и с любым другим коэффициентом, в том числе раздельно по каждой из трех осей.

Мы уже знаем, что нависающие части фигурки при FDM-печати не могут висеть в воздухе, им потребуются дополнительные поддерживающие структуры — вертикальные опоры. Английское слово scaffolding, использованное для них в англоязычном интерфейсе Photoshop, означает в том числе и «строительные леса», что как нельзя лучше подходит в данном случае, однако в русскоязычном варианте мы видим более нейтральный и менее понятный термин: «вспомогательные структуры», а в руководствах для 3D-принтеров и в слайсерах (например, Slic3r) используется название «supports» («поддержки»). И если в слайсерах для поддержек есть целый ряд настроек, то Photoshop ничего подобного не предлагает.

Другой важный момент — хорошее закрепление первого слоя на рабочем столе, которое достигается как технологическими приемами (выбор покрытия платформы, ее подогрев), так и особыми ухищрениями при построении управляющего кода: созданием структур, увеличивающих площадь соприкосновения основания фигурки с рабочим столом. Их два, разница между ними не всегда очевидна, особенно зрительно, а в терминологии порой встречается путаница:

до печати первого слоя самой модели на поверхность рабочего стола наносятся один или несколько слоев пластика (количество задается в настройках), форма которых может повторять или не повторять форму основания модели, но всегда больше нее (размер также задается), и первый слой модели накладывается не на стол, а на этот пластик, для которого обычно используется образный термин «raft» — плот; тем самым обеспечивается не только лучшая адгезия, но заодно сглаживаются возможные дефекты поверхности стола, которые уже не отпечатаются на основании модели; вместе с первым слоем модели печатаются еще и поля («brim»), обычно повторяющие форму этого слоя и выходящие за его контур на ширину, задаваемую в настройках; здесь речь только об улучшении сцепления со столом, а эти поля имеют толщину в один слой. Photoshop предлагает делать raft, в русскоязычном интерфейсе «основание», и форма этого плота всегда будет прямоугольной. Сложно сказать, что реально будет напечатано, если исходить из приведенных нами выше определений: действительно плот, то есть лишние слои снизу, или всё же поля. Никаких настроек, как и для лесов, не предлагается.

Конечно, и леса, и плот, и поля по окончании печати придется удалять вручную, на что порой уходит очень много времени, но без них фигурка попросту может остаться недопечатанной. К лягушке это относится в меньшей степени, но у динозавра все тело и особенно голова висят в воздухе, а площадь соприкосновения с платформой крайне мала — лишь стопы обеих ног, и даже та небольшая часть хвоста, которая кажется опирающейся на землю, всё же слегка приподнята. Поэтому без дополнительных структур при печати обойтись не получится.

Отметим: речь идет о FDM-принтерах, а технологии LOM и 3DP в дополнительных структурах не нуждаются, и при выборе принтеров Mcor IRIS или ZCorp графа «Support Materials» станет неактивной. Но по какой причине для FDM-принтера Cube можно задать только создание scaffolding, а raft является неактивным, мы объяснить не можем.

Собственно, теперь уже можно переходить к печати: задав нужный принтер, выбираем в верхнем меню »3D — 3D Printing / 3D — 3D печать» и ждем, когда закончится обработка и появится окно предварительного просмотра. Если компьютер не очень мощный, то процесс может затянуться.

Печать 3D-модели из Photoshop CC Дождались… Первый взгляд вызывает чувство, близкое к замешательству: что за оранжевые деревья выросли под тираннозавром?! Это как раз те самые строительные леса, а желтый прямоугольный коврик внизу — это плот. Но если с плотом всё более или менее понятно, то в отношении лесов есть серьезное подозрение, что они сами потребуют создания дополнительных поддержек: очень уж много в них нависающих элементов, наклон которых явно заставит пластик «опираться на воздух».

На экране предварительного просмотра можно убрать леса и плот, поворачивать фигурку по всем трем осям — в общем, управлять просмотром. Благодаря примененному механизму рендеринга, сам объект печати в окне предпросмотра отображается очень реалистично, с эффектами освещения, однако тут очень много зависит от возможностей компьютера: если он недостаточно мощный, то перерисовки будут происходить томительно медленно.

Наконец, можно посмотреть, были ли найдены и исправлены дефекты вроде слишком тонких стенок («Walls Thickened / Стенки утолщены», отмечаются синим цветом) или незамкнутых отверстий («Hole Closed / Отверстие закрыто», красный); исходная фигура при этом отображается зеленым цветом:

Печать 3D-модели из Photoshop CC Поскольку весь динозавр зеленый, то получается, что никаких дефектов нет — или, по крайней мере, Photoshop их не нашел.

На этом этапе, кроме просмотра, доступно только отключение печати лесов и плота. Дальше фигурку надо или печатать, или экспортировать в виде файла, формат которого будет зависеть от выбранного принтера. Так, для Replicator это будет X3G, понятный его собственному программному обеспечению Makerbot MakerWare, для Solidoodle — сразу G-код, а для Cube — общепринятый STL. В меню »3D» есть и самостоятельная функция экспорта в форматы DAE/FL3/KMZ/STL/OBJ, которой мы и воспользовались для дальнейшего анализа результата: экспортировали в STL-файл и открыли его в Repetier-Host.

Печать 3D-модели из Repetier-Host Сначала небольшая ремарка: в таком ракурсе очень хорошо видно, что основная часть хвоста всё равно висит в воздухе — считать реальными поддержками тоненькие «веточки» лесов нельзя.

Но главное: обратите внимание на надпись в желтом поле справа, привлекающую внимание словом «Warning». Она предупреждает о том, что при слайсинге (т.е. построении кода, управляющего процессом печати на принтере) будут проблемы, ведущие к нежелательным результатам. Мы решили проверить, насколько это связано с нашими подозрениями в отношении scaffolding, и экспортировали файл, убрав на стадии предпросмотра галочку в поле, подсказка к которому извещала «Include scaffolding in your 3D print / Включить вспомогательные структуры в 3D-печать». После чего с удивлением обнаружили, что леса всё равно остались! Тогда мы попробовали отключить поддерживающие структуры на более раннем этапе — в настройках 3D-печати, результат был тем же. Сменили принтер Cube на Solidoodle, а затем и на Makerbot — и леса, и плот создаются вне зависимости от того, желаем мы этого или как раз наоборот: стремимся избавиться от таких «довесков».

Пришлось загрузить в Repetier-Host исходный STL-файл фигурки, без какой-либо обработки в Photoshop’е; для него никаких предупреждений не было.

Печать 3D-модели из Repetier-Host Мы проверили файлы и в популярной программе Netfabb, позволяющей проанализировать объекты на наличие ошибок. В исходном файле их не оказалось, в этом Photoshop не погрешил против истины, зато в экспортированном STL-файле ошибок нашлось превеликое множество — продукт Adobe насажал своих, в чем потом сам честно и признался: ради интереса мы загрузили экспортированный STL-файл в Photoshop и отправили его на печать. В результате этого появилась куча поддержек к поддержкам (исходные фигурка и леса серые, добавленные — оранжевые):

Печать 3D-модели из Photoshop CC К тому же обнаружилось множество слишком тонких стенок (синие на исходном зеленом):

Печать 3D-модели из Photoshop CC В общем, результат более чем печальный: на FDM-принтерах такую фигурку из Photoshop’а напечатать получится вряд ли.

Для примера покажем результат, полученный в слайсере Slic3r. Выглядит это не слишком красиво: нижняя часть животного целиком закрыта поддержками, зато поддерживающие структуры вполне жизнеспособны — они расположены строго вертикально и опираются на рабочий стол. Конечно, с их удалением придется повозиться, но это уже другой вопрос.

Печать 3D-модели из Repetier-Host Модель попроще Перейдем к более простому заданию: к лягушке.

Печать 3D-модели из Photoshop CC Отправляем ее на печать:

Печать 3D-модели из Photoshop CC Опять появились леса — два столбика под брюшком (отображены оран

Полный текст статьи читайте на iXBT