Продюсер онлайн-курсов: всё о профессии
В классическом определении продюсер онлайн-курсов — это менеджер проектов, который участвует в развитии, а часто и создании онлайн-школы. Он изучает рынок и находит востребованные темы для курсов, формирует стратегию развития и продвижения проекта, подбирает преподавателей и руководит командой.
Продюсер образовательных проектов Нетологии Альберт Тлигуров рассказал, почему такой специалист должен обладать навыками не только проджект-, но и продакт-менеджера, какие задачи он выполняет, кому подходит эта профессия и сколько в ней можно зарабатывать.
Альберт Тлигуров
Продюсер образовательных проектов Нетологии
Чем занимается продюсер онлайн-курсов
Продюсер отвечает за то, чтобы образовательный продукт приносил прибыль, запускал больше востребованных курсов и привлекал больше аудитории. Этот специалист должен держать в уме и прибыль, и качество продукта. Продуктовый подход позволяет оптимизировать затраты ресурсов и увеличивать качество получаемых результатов.
В графике продюсера нет чёткого списка задач, которые необходимо делать каждый день. Главное свойство продукта — высокая степень неопределённости. Это значит, что нет по умолчанию правильных и неправильных решений. Но есть метрики, например, конверсия в оплату, и если этот показатель мал, продюсер работает с гипотезами. Поэтому профессия продюсера подойдёт людям, которые любят нестандартные задачи.
5 основных этапов запуска онлайн-курса, на которых работает продюсер
Продюсер может запускать онлайн-школы с нуля, например, в паре с экспертом. Или приходить в уже существующую онлайн-школу, чтобы развивать её. Запуск онлайн-курса состоит из пяти основных этапов. Функции на каждом из них могут варьироваться в зависимости от того, в каком формате работает продюсер — как самостоятельный специалист или как сотрудник крупной компании, в которой возможно делегировать часть задач.
В большой онлайн-школе могут быть целые отделы маркетологов, методистов, координаторов, видеопродакшена. Как бы то ни было, продюсер должен хорошо ориентироваться, а в идеале уметь самостоятельно работать с задачами каждого этапа. Потому что он полностью отвечает за то, что выходит на рынок, и в случае необходимости должен быть способен сформировать крепкую команду с нуля.
Планирование. Стратегическое планирование продукта позволяет продюсеру решить, какой должна быть линейка онлайн-курсов в школе, курсы на какие темы стоит запустить. При этом сам онлайн-курс — тоже полноценный продукт, который должен быть ценен для конкретного пользователя. Продюсер должен чётко понимать свою целевую аудиторию, её боли и то, как его продукт поможет их решить.
На этом этапе продюсер должен проанализировать предполагаемые доходы и расходы проекта и спланировать активности для финансового роста.
Задачи этого этапа:
- анализ рынка, конкурентов и целевой аудитории;
- формирование уникального торгового предложения;
- создание концепции и программы курса;
- расчёт финансовой модели;
- формирование команды;
- подбор платформ и сервисов;
- разработка стратегии продвижения;
- создание роадмапа — дорожной карты проекта.
Упаковка. После того, как сложилось чёткое понимание целевой аудитории, её болей и пользы продукта, продюсер должен упаковать своё предложение. Он решает, как подать образовательный продукт клиентам, на каких его свойствах сделать акцент в рекламных сообщениях.
Задачи этого этапа:
- создание лендинга — одностраничного сайта курса;
- создание лендинга для бесплатного продукта, чтобы подогревать аудиторию;
- подготовка материала для отдела продаж;
- участие в подготовке бесплатных мероприятий.
Запуск. Когда всё упаковано, отдел продаж подготовлен, а лендинги свёрстаны, продюсер должен помочь отделу продаж объяснить клиенту, что продукт решает его боли. Поскольку продюсер отвечает за увеличение прибыли онлайн-школы, он часто берёт на себя продающую часть: рассказывает о преимуществах платного продукта и анонсирует специальное предложение для слушателей. Например, во время вебинаров.
Продюсер-фрилансер не только продумывает маркетинговую стратегию, но выбирает и настраивает воронки продаж, занимается рекламой самостоятельно или нанимает таргетологов и контекстологов.
Задачи этого этапа:
- настройка рекламной кампании;
- помощь в проведении бесплатных мероприятий;
- помощь отделу продаж в закрытии сделок.
Подготовка курса. Подготовка курса начинается параллельно с запуском. Продюсер может участвовать во всех этапах разработки программы: начиная от поиска преподавателей и заканчивая выгрузкой на учебную платформу — LMS.
Задачи этого этапа:
- поиск экспертов: преподавателей, кураторов, тьюторов и так далее;
- проработка целей курса;
- разработка контента с преподавателями;
- съёмки занятий;
- помощь в подготовке и проведении живых вебинаров;
- размещение контента на платформе.
Доработка. К этому этапу необходимо провести качественный анализ. На основе полученных данных продюсер должен сформировать бэклог — список гипотез по доработке и улучшению курса.
У продукта нет конечной даты завершения. Продюсеру необходимо постоянно дорабатывать свои курсы, в чём отлично помогают глубинные интервью — 60–70% важной информации для доработки предоставляют студенты.
Задачи этого этапа:
- анализ финансовой модели;
- анализ воронки продаж;
- анализ конверсий на различных этапах, например, в заявку или в оплату;
- анализ обратной связи по курсу из входных и промежуточных анкет;
- изучение аналитики курса: какие оценки поставили студенты, какие комментарии были;
- проведение глубинных интервью с выпускниками курса;
- формирование бэклога гипотез.
курс
Продюсер онлайн-курсов
Узнать больше
- Проведёте исследование целевой аудитории и анализ рынка
- Разработаете концепцию образовательного продукта и подберёте каналы продвижения
- Научитесь запускать востребованные курсы и управлять онлайн‑школой
Какими навыками и качествами должен обладать продюсер онлайн-курсов
Я придерживаюсь мнения, что в профессии продюсера онлайн-курсов нет чёткого скиллсета. Сюда можно перейти из многих других профессий и адаптировать часть своих навыков.
- Управление: тайм-менеджмент, управление командой, делегирование задач.
- Аналитика: работа с продуктовой аналитикой и с образовательными метриками.
- Исследования: анализ рынка, ниши и целевой аудитории, а также качественные исследования.
- Педагогический дизайн: разработка учебных целей и программы курса.
- Дизайн: создание лендинга, материалов для продвижения, презентаций.
- Маркетинг и продажи: построение воронки продаж и разработка стратегии продвижения.
Это значит, что в работе продюсером онлайн-курсов пригодится:
- опыт предпринимателя и запуска собственных проектов;
- опыт руководителя, организатора или координатора;
- опыт работы с командой и клиентами;
- опыт продаж — не только онлайн;
- опыт написания коммерческих текстов.
Продюсер — это такой супергерой. И у каждого есть своя суперсила. Например, я пришёл в продюсирование из продаж. Соответственно, у меня есть навыки общения с клиентами. Я понимаю, как выявить основные потребности и определить боли аудитории, какие вопросы задавать, чтобы получить подробную обратную связь. Лучше всего у меня получается это — и это очень важно при работе с продуктом.
Но чем больше у специалиста навыков, чем лучше он разбирается в разных направлениях, тем круче он как специалист, потому что продукт включает в себя всё вышеперечисленное: управление, аналитику, исследования, педагогический дизайн, классический дизайн, маркетинг и продажи.
Также работодатели обратят внимание на соискателя, у которого есть понимание бизнес-процессов, опыт поиска экспертов и работы с ними, опыт интервьюера — для общения с целевой аудиторией курса.
В целом для работы продюсером онлайн-курсов важно следующее:
Развитые навыки стратега и организатора, ощущение себя лидером. В этой профессии себя будут комфортно чувствовать люди, которые системно мыслят, любят ставить большие цели и достигать их. Также продюсер должен уметь собирать команду и вести её за собой.
Навык работы с аналитикой, цифрами, большими объёмами данных. И способность принимать решения на их основе. Во многом работа продюсера складывается из формулирования и проверки гипотез по запуску новых продуктов и развитию уже запущенных. Поэтому ему необходимо фиксировать и анализировать результаты проекта, уметь делать выводы из полученных данных.
Интерес к рынку. Продюсер должен ориентироваться в трендах рынка, следить за актуальными течениями и запросами потенциальных студентов, с интересом изучать опыт конкурентов, видеть тенденции.
Умение легко общаться с людьми, вести переговоры и деловую переписку. Продюсер коммуницирует со множеством людей: сотрудниками онлайн-школы, которые помогают запускать курс, привлечёнными экспертами в самых разных областях, студентами и выпускниками.
Многозадачность и умение справляться со стрессом. Часто у продюсеров бывает сразу несколько проектов в работе, поэтому им важно уметь расставлять приоритеты, делать всё быстро и сохранять способность переключаться. Такой темп требует большого количество ресурсов, поэтому для успешного развития в профессии необходимо быть готовым к стрессу.
Гиперответственность. Продюсер — это специалист, умеющий брать на себя риски, находить новые подходы и нести ответственность за свои решения и команду.
Сколько зарабатывает продюсер онлайн-курсов
Продюсер может работать в роли предпринимателя: находить эксперта и совместно запускать онлайн-курс, вкладывая в это собственные средства. Или в найме — и брать на себя различные процессы в онлайн-школе.
Работе в найме даёт возможность учиться у опытных коллег. Она может быть полезна начинающим специалистам, которые хотят обрести в себе уверенность, набить шишки без больших рисков и обогатить портфолио новыми кейсами. Такой формат предполагает стабильный фиксированный доход, который иногда сопровождается премиями. Обычно специалисту на старте предлагают заработную плату от 50 тысяч рублей. Продюсер с опытом запуска онлайн-курсов может рассчитывать на 70–100 тысяч рублей в месяц.
Работа на фрилансе или в статусе предпринимателя часто предполагает партнёрство с экспертом. Это больше подойдёт тем, у кого уже есть предпринимательский опыт и чутьё на потенциально успешные проекты. При этом такой формат всё же лучше рассматривать тем, кто готов к большим рискам и имеет финансовую подушку. Зато что касается дохода, то при запуске собственных курсов предела практически нет.
Резюмируем
Продюсер онлайн-курсов сочетает в себе множество ролей. Он занимается стратегическим планированием, организацией, упаковкой, запуском, анализом результатов и доработкой образовательного продукта.
В этой профессии пригодится опыт работы управленцем, аналитиком, исследователем, дизайнером, маркетологом и продажником. Продюсер должен обладать развитыми навыками стратега и лидера, уметь работать с цифрами и большими объёмами данных, следить за рынком и конкурентами, быть способным вести несколько задач одновременно и противостоять стрессу. Особенно важно в работе продюсера уметь общаться разными людьми: с коллегами, привлечёнными экспертами, студентами. Нужно уметь вести переговоры и договариваться, искать компромисс.
Начинающий специалист в найме может зарабатывать от 50 тысяч рублей, с опытом запуска онлайн-курсов — от 70 до 100 тысяч рублей. Самостоятельный продюсер не имеет ограничений в доходе.
Читать также
Личный опыт: бросить работу ведущим интернет-маркетологом и уйти в онлайн-образование
Исследование целевой аудитории: как это делать и какие сервисы и площадки в этом помогут
8 воронок продаж для образовательной платформы
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
альберт тлигуров
Продюсер образовательных проектов Нетологии
The post Продюсер онлайн-курсов: всё о профессии first appeared on Медиа Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология