Прибор ночного видения. Обзор фотокамеры Sony Alpha A7S II
Все мы прекрасно понимаем, что мегапиксели — не главное, но когда дело доходит до покупки камеры, выбор часто падает на модель с большим разрешением. Аргументы звучат самые разные: мол, в будущем не стыдно будет показать снимки из прошлого, вырезанный фрагмент можно представить в виде отдельного снимка и тому подобное. И, как ни странно, камер с нарочито невысоким разрешением сегодня никто не выпускает. Только Sony предлагает трезво взглянуть на вещи и представляет Alpha A7S II. Тот, кто добровольно откажется от участия в мегапиксельной гонке получит целый пакет приятных бонусов, о которых мы сегодня поговорим.
Sony Alpha A7S II, официальный портрет
Конечно, A7S II нельзя назвать совершенно новой камерой — она лишь развивает идеи, предложенные оригинальной A7S в прошлом году, не меняя общую философию. Полный кадр на 12 мегапикселей, запредельно высокая чувствительность и широкие возможности для видеозаписи — вот что такое Alpha A7S II. А теперь подробнее.
Высокотехнологичный дауншифтинг
Табличное сравнение A7S и A7S II вряд ли покажет существенные различия, однако в повседневной работе камера стала гораздо удобнее. Даже увеличенный вес пошел ей на пользу — корпус перестал казаться игрушечным и воспринимается как исключительно серьезный инструмент. Даже со стороны.
Sony A7S II |
Sony A7S |
|
Класс |
полнокадровая камера со сменной оптикой |
полнокадровая камера со сменной оптикой |
Матрица |
CMOS (35,6×23,8 мм), 12 Мп |
CMOS (35,6×23,8 мм),12 Мп |
Байонет |
Sony E |
Sony E |
Формат фото |
JPEG, RAW (4240×2832) |
JPEG, RAW (4240×2832) |
Формат видео |
MPEG4, XAVC S, AVCHD: 4K (3840×2160@30p/24p), Full HD (1920×1080@120p/60p/30p/24p) |
MPEG4, XAVC S, AVCHD: Full HD (1920×1080@60p30p/24p), HD (1280×720@120p/60p/24p) |
Диапазон чувствительности |
ISO 100 — 409600 |
ISO 100 — 409600 |
Диапазон выдержек |
1/8000 — 30 c |
1/8000 — 30 c |
Экран |
TFT LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 1 228 800 точек |
TFT LCD, наклонная конструкция, диагональ — 3 дюйма, разрешение — 920 000 точек |
Видоискатель |
электронный, разрешение — 2,36 миллиона точек, 100% покрытие кадра, увеличение — 0,78х |
электронный, разрешение — 2,36 миллиона точек, 100% покрытие кадра, увеличение — 0,71х |
Вспышка |
нет |
нет |
Wi-Fi |
встроенный модуль + NFC |
встроенный модуль + NFC |
Память |
карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/Pro-HGDuo |
карты SD/SDHC/SDXC/Memory Stick Pro Duo/Pro-HGDuo |
Стабилизация |
механическая (сдвиг матрицы), пятиосевая |
нет |
Интерфейсы |
USB 2.0, HDMI, вход для микрофона, выход для наушников |
USB 2.0, HDMI, вход для микрофона, выход для наушников |
Аккумулятор |
NP-FW50, литий-ионный, 1020 мАч |
NP-FW50, литий-ионный, 1020 мАч |
Размеры и вес |
127×96x60 мм, 627 г |
127×94x48 мм, 489 г |
Цена |
214 990 рублей |
139 990 рублей |
Главный вопрос к Alpha A7S II звучит примерно так: есть ли какие-то преимущества у 12-мегапиксельной матрицы? Разумеется, есть. Во-первых, это позволило увеличить максимальную чувствительность (ISO 409600). Во-вторых, в режиме серийной съемки камера менее критична к скорости карт памяти. В-третьих, хранение многолетнего архива можно организовать без существенных затрат. Для консервации 20 тысяч RAW-снимков с Alpha A7R II понадобится больше 1 терабайта пространства, а в случае с A7S II — меньше 300 гигабайт. На любительском уровне вопрос организации архива вряд ли будет насущным, но с точки зрения профессионального фотографа — это важно. Ну и потом, 12-ти мегапикселей по-прежнему хватает для большинства задач. Веб — легко. Печать в прессе — запросто. Продажа в новостные агентства и стоки — без проблем. Единственное, с чем у A7S II могут возникнуть трудности — крупноформатная печать, но это узкая ниша, которую могут закрыть другие модели камер Sony.
Очаровательная брутальность
Взяв A7S II в руки, вы заметите, что она стала крупнее и тяжелее своей прямой предшественницы. Частично утяжеление можно оправдать наличием встроенного стабилизатора, но это не главное. Главное — более прочный и массивный корпус, удобная рукоятка под правую руку и щедрая отделка внешних панелей прорезиненным пластиком в духе топовых зеркальных камер. В результате камеру можно без проблем использовать одной рукой даже с крупным и тяжелым объективом (в моем случае — Sony 35mm F1.4).
Общий вид Sony Alpha A7S II
Расположение органов управления кардинальным образом не изменилось, но есть небольшие доработки. Вместо стильных толстых, но откровенно неудобных металлических барабанов появились прорезиненные пластиковые скроллеры, напоминающие о зеркальных камерах Nikon. В Sony логично рассудили, что среди покупателей A7S II будет большая доля «мигрантов» с зеркальных систем, а значит, переходный период должен пройти максимально быстро и безболезненно. Убежденные «никонисты» подтверждают: это сработало.
Переключатель режимов съемки на верхней панели обзавелся фиксатором, которого очень недоставало оригинальной модели, но обошелся без новых пунктов. Здесь по-прежнему доступны режимы творческой зоны (P, A, S, M), а также автоматический, панорамный, режим распознавания сцены и отдельная позиция для съемки видео. Последняя переключает информационный режим дисплея и видоискателя, а также открывает доступ к новым настройкам в контекстном меню.
Задняя панель корпуса Sony Alpha A7S II
Элементы управления на задней панели корпуса Sony Alpha A7S II
Еще одно новшество — дополнительная программируемая клавиша — стало общим для трех камер A7 второго поколения. В общей сложности таких кнопок теперь четыре: C1, C2 — на верхней панели и C3, C4 — на задней.
Верхняя панель корпуса Sony Alpha A7S II
Элементы управления на верхней панели Sony Alpha A7S II
Блок электронного электронного видоискателя стал массивнее, а сам видоискатель быстрее и светлее. По площади картинки он запросто может сравниться с репортажными зеркалками вроде Nikon D4. На мой взгляд, это один из немногих EVF, которыми адепты DSLR-камер могут пользоваться без брезгливого недоумения.
Слот карты памяти на правом торце корпуса Sony Alpha A7S II
Батарейный отсек на нижней панели корпуса Sony Alpha A7S II
А вот экран по своей конструкции и общему исполнению не изменился. Разве что разрешение чуть-чуть возросло, но на впечатлениях от работы это никак не сказалось. Площадка с трехдюймовой LCD-матрицей крепится к тонкой металлической рамке и отклоняется примерно на 110 градусов вверх и на 45 градусов вниз. Конструкция не производит впечатление очень надежной, но на самом деле рамка имеет очевидные ребра жесткости, а шлейф плавно загибается с помощью направляющих.
Экран и видоискатель Sony Alpha A7S II
Правая боковая грань корпуса Sony Alpha A7S II
Придраться к внешнему исполнению Alpha A7S II очень сложно, недостатки слишком субъективны и относятся не столько к конкретной модели, сколько в целом ко второму поколению «семерок». Мне откровенно не нравится слишком длинный ход кнопки спуска, особенно во втором положении — щелчок после легкого нажатия для срабатывания автофокуса должен быть четким, с более выраженной тактильной отдачей. Кнопка включения видеозаписи тоже очень противоречива. С одной стороны — она полностью защищена от случайного нажатия, и это хорошо. Но с другой — для ее нажатия приходится делать совсем уж непривычное движение большим пальцем, в результате чего хватка правой руки немного ослабевает.
Стабилизация и скорость
Ключевое новшество всей линейки A7 II — встроенный механический стабилизатор изображения. Напомню, что это один из трех актуальных способов стабилизации, наряду с оптическим и цифровым. Преимущество такого способа проявляется в том, что он совершенно не зависит от оптики. Байонет E и короткий рабочий отрезок позволяют использовать почти любую оптику через переходник, поэтому логично было бы позаботиться о том, чтобы преимущества стабилизации смогли ощутить все категории пользователей.
Кроме шуток, стабилизация SteadyShot работает, даже если вы поставите старый «Гелиос-44» с резьбой М42
Схема работы системы стабилизации изображения в Sony A7S II
Стабилизация осуществляется по пяти осям (наклон вниз-вверх, поворот влево-вправо, вращения по и против часовой стрелки и смещения вверх/вниз/влево/вправо) и дает выигрыш до 4 ступеней экспозиции. В сочетании с высокой чувствительностью матрицы это позволяет получать четкие снимки без штатива даже ночью. Чуть ниже я приведу реальные примеры, которые делались в самых ужасных условиях с точки зрения освещения без штатива и без использования реального максимума ISO.
Следующий пункт на повестке дня — улучшенная автофокусировка. Но, в отличие от Alpha A7R II, новая «эска» осталась без гибридной, фазово-контрастной системы. Она по-прежнему использует контрастный метод наведения, однако точек фокусировки стало больше (169 против 25), а скорость чуть-чуть увеличилась.
Сенсор и металлический байонет Sony Alpha A7S II
Сенсор, судя по всему остался прежним, а вся доработка была сосредоточена в программной части. А именно — был улучшен алгоритм шумоподавления, но наша методика тестирования этого не учитывает.
Прошлогодняя Alpha A7S позиционировалась как оптимальное решение для съемки 4К-видео, однако в этом крылась коварная маркетинговая уловка. Сама по себе камера не могла записывать материал в UltraHD, она могла лишь выводить поток по HDMI, а для записи требовался внешний рекордер. В комплекте поставки, само-собой, он не входил. Но теперь 4K (с частотой 30 кадров в секунду и битрейтом 1000 мбит/с) можно сохранять на карту памяти без дополнительных приспособлений, правда, SD-карточки потребуются очень быстрые — камера просто не даст вам начать съемку, если используемый накопитель не удовлетворяет ее требованиям. Запись в более низких разрешениях возможна с повышенной частотой кадров, например, Full HD записывается при 120 кадрах в секунду с прогрессивной разверткой.
Съемка без правил
После тестового периода можно с недоумением отметить тот факт, что скорострельность A7S II находится на том же уровне, что и у нафаршированной A7R II. Длина серии, конечно, несопоставима, но все же почему в Sony не реализовали хотя бы 6 или 7 кадров в секунду? Повышенная скорострельность могла бы стать дополнительным доводом в пользу 12-мегапиксельной модели. Но этого нет, все камеры семейства A7 (и первого, и второго поколения) выдают максимум 5 кадров в секунду.
Чувствительность матрицы A7S II регулируется в пределах от 100 до 409600 единиц. Модель с индексом R позволяла разогнаться до ISO 51200 с возможностью расширения до ISO 102400. Для оценки качества картинки использовалась стандартная тестовая сцена, освещением лампой накаливания мощностью 40 Вт.
Sony Alpha A7S II, ISO 100
Sony Alpha A7S II, ISO 200
Sony Alpha A7S II, ISO 400
Sony Alpha A7S II, ISO 800
Sony Alpha A7S II, ISO 1600
Sony Alpha A7S II, ISO 3200
Sony Alpha A7S II, ISO 6400
Sony Alpha A7S II, ISO 12800
Sony Alpha A7S II, ISO 25600
Sony Alpha A7S II, ISO 51200
Sony Alpha A7S II, ISO 102400
Sony Alpha A7S II, ISO 204800
Sony Alpha A7S II, ISO 409600
Шум становится заметным, начиная с ISO 12800, но его влияние на цветопередачу и динамический диапазон незначительно. При дальнейшем увеличении чувствительности на одну ступень шум нарастает, но его характер практически не меняется. И только при переключении на ISO 51200 заметен качественный скачок в обратную сторону: цвета начинают искажаться, а зерно становится хорошо различимым, но в целом камера держится великолепно. На максимальной чувствительности детали остаются различимыми, а цвета передаются более-менее честно. Конечно, чуда не произошло, и идеально чистой картинки на максимуме возможностей камера не выдает, но стоит иметь в виду, что большинство аналогов и близко не добирается до столь высокой отметки.
Мне довелось тестировать камеру в паре с объективом 35mm F1.4 и приходилось специально прикрывать диафрагму, чтобы посмотреть на реальный результат съемки на высоких значениях ISO. На практике столь светосильное «стекло» практически избавит вас от необходимости снимать при чувствительности выше 25600 единиц.
Sony A7S II, ISO 12800, 35 мм, F2.0, 1/30 c
Sony A7S II, ISO 12800, 35 мм, F9.0, 1/30 с
Sony A7S II, ISO 5000, 35 мм, F11, 1/60 c
Sony A7S II, ISO 320, 35 мм, F4.0, 1/60 c
Sony A7S II, ISO 100, 35 мм, F4.5, 1/5000 c
Sony A7S II, ISO 12800, 35 мм, F5.6, 1/30 c
Sony A7S II, ISO 12800, 35 мм, F2.8, 1/20 c
Sony A7S II, ISO204800, 35 мм, F2.8, 1/40 с
Sony A7S II, ISO 100, 35 мм, F2.8, 1/200 c
Единственное, в чем беззеркальные камеры в целом (и Sony Alpha A7S II в частности) пока не могут конкурировать с зеркальными — это время автономной работы. В виду отсутствия оптического видоискателя его электронный аналог (или экран) должны быть постоянно активными. И это главный пункт в энергопотреблении. По стандарту CIPA, одного заряда аккумулятора Sony A7S II хватает на 370 кадров. Это значительно меньше, чем у высококлассных зеркалок, которые позволяют отснять около 1000 кадров, и чуть-чуть меньше, чем у оригинальной A7S. Сказалось наличие встроенного стабилизатора. Хорошая новость заключается в том, что в комплекте поставляется сразу два аккумулятора, а заряжать их можно как внутри камеры по USB от компьютера или мобильного аккумулятор, так и с помощью отдельного зарядного устройства от розетки.
Для оптимизации энергопотребления советую использовать видоискатель (он все же менее прожорлив, чем экран) и отключать встроенный Wi-Fi-модуль сразу после завершения работы — его автоматическое отключение занимает довольно продолжительное время.
Что в итоге?
Можно бесконечно долго спорить о том, что лучше: зеркальная камера или беззеркальная. Но споры эти в конечном итоге ни к чему не приведут. Sony очень уверенно захватила нишу полнокадровых камер со сменной оптикой и очень уверенно увеличивает отрыв от ближайших конкурентов. Пожалуй, технически второе поколение A7S не выглядит столь же впечатляющим, как A7R II. Там и фокусировка была гибридной, и сенсор использовал технологию задней подсветки. Но эти модели грамотно разнесены, и никакой внутренней конкуренции между ними нет. A7S II отлично подойдет для репортажного жанра, благодаря высокой чувствительности и хорошим результатам при съемке в темноте. А вот A7R II должна скорее заинтересовать студийных фотографов и тех, кто снимает для печати больших форматов.
Полное семейство второго поколения Sony Alpha A7 II
Есть ли смысл в переходе с A7S на A7S II? С точки зрения фотографа, скорее нет, чем да. Вы вряд ли заметите разницу в качестве картинки на высокой чувствительности, так что свободные деньги лучше потратить на качественную оптику и дождаться выхода третьего поколения «семерок» Sony. А вот у операторов поводов для апгрейда будет больше. Во-первых, комплект для съемки 4К станет компактнее и легче за счет отпавшей необходимости во внешнем рекордере. Во-вторых, в новой камере реализована поддержка режимов гаммы S-Log для более гибкой и удобной цветокоррекции. И в-третьих, A7S II позволяет использовать внешний источник питания непосредственно в процессе съемки. Раньше нужно было прерываться для зарядки батареи, но теперь камера продолжает снимать с подключенным адаптером питания.
Полный текст статьи читайте на Ferra.ru