Приближается эпоха выпускаемых центробанками цифровых валют
Возможность выпуска собственных цифровых валют центральными банками начала обсуждаться еще в 2014 году, и с тех пор ее шансы значительно выросли. Цифровые валюты центробанков (Central bank digital currencies, CBDC) стали одной из главных тем обсуждений на дискуссиях высокого уровня, в том числе в Банке международных расчетов (БМР) и Международном валютном фонде (МВФ).
В докладах высокопоставленных представителей центробанков технология блокчейна оценивается так, что ей могли бы коллективно гордиться криптоанархисты, диванные экономисты блокчейна и даже проигравшие на покупке криптовалют в конце 2017 года миллениалы.
Тем не менее, жестокая реальность состоит в том, что распространение нового вида инновационных платежей на потребительском уровне зачастую сталкивается с преградами — не важно, являются ли инновациями интернет-деньги или новые монеты доллара Сакагавеи. Также, аналогично тому, как варьируются от страны к стране предпочтения относительно использования наличных денег, кредитных карт или мобильных телефонов, потребители в разных регионах по-разному относятся к анонимности, размеру комиссий за транзакции и процентам — и все это оказывает влияние на цифровое воплощение «физической наличности».
Новые технологии — это здорово, однако путь к их использованию тернист: история усеяна примерами развалившихся платежных инноваций, оказавшихся неспособными предоставить то, что ждали от них потребители.
Для успешного и широкомасштабного внедрения CBDC необходимо учитывать потребительский спрос и предпочтения в каждой конкретной стране и разрабатывать на основе этого индивидуальные решения.
В одном из недавних докладов банковского блокчейн-консорциума R3 финансист JP Koning рассмотрел создание CBDC центральным банком в Бразилии — восьмой по величине экономике в мире.
Несмотря на то, что представленный в документе анализ сделан с учетом особенностей бразильского рынка, многие проектные решения, которые необходимо будет принять центральным банкам (или частным компаниям, действующим от имени центробанков), могут быть применены и к другим экономикам.
Для начала банкам предлагается определить, будут ли их цифровые валюты иметь форму на предъявителя или привязаны к банковскому счету, должны ли они быть частными, аналогично физическим деньгам, или иметь идентификаторы, привязанные к транзакциям (и в какой степени), а также подразумевается ли выплачивать проценты по CBDC.
JP Koning представляет три потенциальных высокоуровневых типа CBDC: аналогичный наличным деньгам инструмент на предъявителя, счет в центральном банке или гибридный подход, объединяющий характеристики наличных денег и банковских счетов.
Несмотря на настойчивое сохранение и даже увеличение количества наличных денег в отдельных регионах, в целом потребители все больше склоняются к переходу на цифровые платежи.
Созданию цифровых решений поверх существующих инфраструктур финансовых рынков может способствовать развитие платежных инноваций компаниями частного сектора.
И хотя о полном переходе на криптовалюты говорить еще слишком рано, запуск CBDC не только возможен, но и нужен, так как он может представлять собой именно то, что ищут определенные виды покупателей в отдельных регионах.
Источник
Полный текст статьи читайте на Компьютерра