Предпринимателям и маркетологам: что учесть при внедрении VR/AR
Преподаватель курса «Проектирование VR-интерфейсов» в Нетологии и креативный директор компании Modum Lab Денис Тамбовцев рассказал, зачем внедряют технологии VR/AR в маркетинг и каким компаниям они полезны.
«Никто не будет считать, сколько раз вы разместили рекламу, все запомнят лишь то впечатление, которое вы произвели», — Билл Бернбах.
В интернете много примеров успешного внедрения новых технологий в рекламу и маркетинг: IKEA, Walmart, Timberland, Coca-Cola и другие известные компании активно используют VR/AR-технологии.
Но если ваша компания — не корпорация-гигант, будут ли технологии полезны? Как это понять и что учесть, чтобы VR-проект принес результат? Давайте разбираться.
Обучение в онлайн-университете: курс «Проектирование VR-интерфейсов»
Кому и зачем нужны технологии VR/AR
Технологии VR/AR стали эффективным инструментом привлечения внимания. Виртуальная реальность выручает, когда привычные рекламные баннеры и видеоролики теряют эффективность.
VR/AR используют:
Чтобы сделать видео запоминающимся. По данным «Хайтека», вовлеченность людей при взаимодействии с VR выше, чем с другими форматами. При обучении сотрудников Walmart оказалось, что применение VR-технологий заметно улучшило их показатели. 70% всех сотрудников, которые учились в VR, сдали квалификационный экзамен лучше других коллег, которые обучались без применения иммерсивных технологий (создающих эффект присутствия).
Форматы с использованием иммерсивного контента подходят компаниям, которые предлагают сложные услуги, оборудование, новые для рынка товары, продукты, которые нельзя посмотреть на месте.
Чтобы продемонстрировать предложение. Технологии VR и AR приходят на помощь, когда покупатель не может посмотреть и потрогать товар. Например, при покупке туристических путевок или жилья в строящемся доме, при заказе автомобиля, оборудования, банковских услуг. В таком случае виртуальная реальность — способ ответить на типичные вопросы покупателя: что я увижу из окна отеля, поместится ли новый диван в мою комнату, устроит ли меня цвет отделки салона автомобиля?
В «Альфа-Банке» использовали технологию 360 при создании вовлекающего маркетингового ролика. Этим контентом маркетологи заинтересовали VIP-клиентов банка, которых приглашали на выставку
Что продумать перед внедрением VR/AR
Перед использованием иммерсивных технологий стоит:
- обозначить цели, для достижения которых планируете их внедрять;
- изучить, как VR/AR используют конкуренты;
- посмотреть удачные кейсы.
Например, в этом году производители кроссовок Puma и Nike выпустили AR-приложение, в котором можно виртуально примерить обувь. Целью проекта было подогреть интерес к новым моделям кроссовок.
Рассматривайте маркетинговые VR-проекты в комплексе с уже работающими у вас инструментами продвижения. Это может быть таргетинг, нативная реклама, уличные баннеры, участие в мероприятиях, выступления интересных спикеров. Все то, что уже проверено временем и работает именно у вас. Не воспринимайте VR/AR как замену уже работающим инструментам.
Где будете показывать VR/AR клиентам
Решите, как ваша целевая аудитория узнает о контенте с VR. Возможно, вы разместите VR-шлемы в магазине или офисе продаж, поучаствуете в выставке и презентуете свой продукт на стенде с виртуальной реальностью.
Подходящий способ показа нужно выбрать и для AR-формата. Казалось бы, у кого сегодня нет смартфона для воспроизведения контента? Но маркетологу и разработчику всегда стоит думать:
- сможет ли пользователь скачать приложение с AR;
- захочет ли он это сделать;
- что для этого нужно организовать — будет ли AR частью какой-то комплексной активности.
В маркетинговом проекте одинаково важны как идея, продакшн, качество исполнения, так и подбор оборудования и показ контента аудитории. Кому захочется смотреть рекламный ролик или проходить VR-экскурсию до конца, если в виртуальной среде некомфортно?
Надежность подрядчика
Другой важный момент — выбор подрядчика для решения задач. Убедитесь в компетентности выбранной команды. Просмотрите предыдущие проекты, узнайте, оказались ли они эффективны для бизнеса. Обсудите реализацию демоверсии продукта и его тестирование.
Нюансы продакшна
При проработке идеи вместе с VR-разработчиком определите формат, который поможет достичь ваших целей. Например, девелоперы чаще всего выбирают экскурсии в виртуальной реальности и показывают покупателям, как будут выглядеть готовые квартиры в еще строящемся доме. А турфирмы виртуально переносят клиентов в другие города и страны.
Продумайте анимацию и звуки в ролике — они делают виртуальный формат реалистичнее. Уделите внимание режиссуре и детальной проработке будущего проекта. Учтите специфику подачи информации в VR/AR-формате, взаимодействие пользователя с виртуальной средой, общий нарратив (рассказ). Именно от режиссуры зависит конечный результат. Важна также качественная проработка задания, а далее — графических материалов.
Вместе с подрядчиком установите параметры, по которым будете отслеживать рост интереса к продукту, повышение продаж, количество переходов на сайт и другие изменения после запуска проекта.
Выбор подходящего оборудования
Выбор оборудования зависит от концепции всего проекта: где будете показывать, кому, в каких условиях. При выборе устройства опирайтесь на решение бизнес-задачи, а не просто на возможность сделать красивую графику.
Например, если планируете показывать контент сразу многим людям в одном помещении, стационарные устройства не подойдут. Вместо них лучше использовать мобильные (Samsung Gear VR) и standalone VR-устройства (Oculus Go и Quest, Vive Focus).
Включите в цену проекта затраты на покупку или аренду оборудования, возможные расходы на настройку, сопровождение показа.
Демонстрация: организационные моменты и промо
Эффективность VR/AR-маркетинга завязана на организационных моментах. Поэтому учитывайте, где и как вы будете показывать проект. В первую очередь определитесь: достаточно ли одного наличия VR/AR, чтобы пользователи скачивали приложение. Если нет, анонсируйте его на сайте и в соцсетях, запустите рекламу. Проведите активности, которые привлекут внимание и подогреют интерес к проекту.
Именно так сделал производитель виски Jack Daniels. Маркетологи опубликовали на сайте несколько статей об истории компании и предложили клиентам узнать подробности в новом приложении.
Приложение Jack Daniels превращает классическую черно-белую этикетку любой бутылки виски Jack Daniels в интерактивную книгу с историей бренда
Если готовите VR/AR-проект под выставку или конференцию, продумайте комфортный показ контента. Стоит поставить у точек показа хостес или сотрудников компании, которые ответят на вопросы гостей, покажут, как пользоваться оборудованием. Для стендовых активностей рассчитайте оптимальную длину сессии. Это обеспечит нормальную пропускную способность стенда, и посетителям не придется долго ждать своей очереди.
Еще одна важная деталь — обслуживание и гигиена оборудования. Никто не захочет надевать очки, которые не обработали после предыдущего человека.
Удачные примеры проектов с VR/AR
«Банк ВТБ» создал проект «VR-ипотека» для VIP-клиентов. В очках виртуальной реальности клиенты могут прогуляться по сотне квартир в разных жилых комплексах. Также проект помогает ускорить и упростить оформление ипотеки.
Создатели образовательного проекта «Москва глазами инженера» разработали экскурсию с элементами виртуальной реальности «Москва, которую мы потеряли». Участники могут увидеть архитектурные шедевры Москвы, которых уже нет: Алевизов ров, Сухареву башню, допожарный Кремль, Китайгородскую стену и Красные ворота. VR-экскурсия стала одной из самых популярных и узнаваемых в Москве, ее посетили несколько тысяч человек.
Компания BIOCAD создала для новых сотрудников VR-экскурсию, во время которой можно ознакомиться с процессами производства продукции прямо за экраном компьютера. Благодаря такому решению больше не приходится отвлекать опытных специалистов на проведение реальных экскурсий для новичков.
В приложении с дополненной реальностью компания Burger King призывает своих клиентов «сжигать» рекламные щиты конкурентов в обмен на бесплатную еду.
При помощи 360-градусного видео компания Audi позволяет всем желающим почувствовать себя водителем нового автомобиля, насладиться видом из салона и снаружи.
UBER отразила суть своего слогана через проект с использованием 360-градусного видео.
«Хорошие вещи случаются, когда люди могут двигаться через весь город к своей мечте»
Читать еще: «Прототипирование в VR: 5 способов проверить гипотезу»
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.
Полный текст статьи читайте на Нетология