Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

По данным исследования Нетологии, почти половина студентов поступают на онлайн-программы высшего образования, чтобы получить новую профессию и в перспективе найти работу. Ещё около трети хотят освоить новые скиллы ради карьерного роста, а четверть — развивать свои проекты и бизнес.

Для достижения этих целей на учебных программах есть разные практические возможности и трек помощи в трудоустройстве. Как организовано такое сопровождение студентов и из каких элементов оно состоит, расскажет Виктория Швырёва, менеджер по работе с партнёрами направления «Высшее образование» в Нетологии.

Как организован карьерный трек

При организации программ мы ориентируемся на потребности студентов. Хотя их цели обучения отличаются, они так или иначе заинтересованы в карьерном развитии. Мы стараемся помочь студентам успешно реализовать себя в профессии, поэтому в каждую программу добавляем два ключевых элемента:

  • Обучение на практике: прикладные домашние задания и кейсы для дипломов, которые помогают освоить и закрепить нужные навыки.
  • Помощь в трудоустройстве: воркшопы, консультации по подготовке резюме и портфолио, практики и стажировки — всё это позволяет студенту получить опыт и повысить свою конкурентоспособность.

Карьерный трек начинается в первые месяцы учёбы и длится на протяжении всей программы. Он выстраивается в зависимости от специальности и требований университета.

На совместной с МФТИ магистратуре «Финансовые технологии и аналитика» в качестве практики первокурсники участвуют в хакатоне, затем в течение полутора лет работают над кейсами компаний-партнёров и защищают по ним диплом. На программе «Управление контентом и медиапроектами» Нетологии и ТГУ обучение начинается с практических заданий по отдельным дисциплинам, а со второго семестра оно дополняется стажировками.

Большинство доступных возможностей студенты используют по желанию: они могут попробовать всё или выбирать только то, что подходит именно им. Как организованы разные элементы трека и как мы помогаем учащимся в трудоустройстве и карьерном развитии — объясню дальше ↓

Домашние задания и дипломные работы

Чтобы освоить профессию, нужно не только получить теоретические знания, но и научиться применять их в работе. Для этого в каждой дисциплине заложены элементы практики. На всех программах они реализованы в виде домашних заданий и дипломных работ. Формат их выполнения мы подбираем под каждое направление и отдельные дисциплины.

Домашние задания — это работа с реальными кейсами и прикладными задачами. Они дают представление о будущей профессии и ситуации на рынке. Студенты могут выполнять такие задания на основе собственных проектов или текущих рабочих задач. Если их нет, преподаватель делится кейсами из своей практики или предлагает использовать данные известных компаний.

В качестве домашних заданий на программе по управлению контентом и медиапроектами студенты разрабатывают приложения для крупной технологической компании и веб-ресурсы для собственных проектов, работают над бренд-стратегией и визуальным позиционированием медиапродукта, пишут тексты и сценарии для продвижения музыкального форума.

Диплом на большинстве наших программ студенты также делают на основе своих кейсов или заданий от партнёров. Например, будущим финтех-разработчикам и аналитикам нужно решить задачи от Совкомбанка и Московского кредитного банка. Они разрабатывают MVP (от англ. minimum viable product, «минимальная жизнеспособная версия») финансового продукта и представляют готовый проект на защите диплома.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования
Часто домашние задания и дипломные работы готовят в виде презентаций. Так выглядит итоговая работа Ивана Хамидуллина, студента программы по LegalTech. Ему нужно было проанализировать задачи бизнеса, предложить подходящее решение и объяснить, как оно повлияет на матрики и какие сложности могут возникнуть при его внедрении

В отличие от большинства других возможностей для практики и трудоустройства домашние задания и дипломные работы — обязательный элемент программы. С их помощью студенты закрепляют полученные знания, осваивают новые методики и учатся применять их на практике. Выпускники могут добавить выполненные задания в портфолио и таким образом доказать будущему работодателю, что действительно владеют нужными навыками.

Те, кто выполняет домашние задания и диплом по личному проекту, могут ускорить развитие своего бизнеса и карьерный рост внутри компании. 

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Максим Долмачев

Студент второго курса онлайн-магистратуры «Цифровое предпринимательство» ИБДА РАНХиГС и Нетологии

Мы с одногруппниками делаем финтех-бот — сервис для анализа инвестиций на основе искусственного интеллекта и математической статистики. Этот проект возник в рамках магистратуры. С помощью сервиса мы в первую очередь получаем опыт и практикуемся: используем его во всех заданиях, которые нужно выполнять на основе бизнес-кейса.

Первой дисциплиной, с которой началась работа над проектом, было исследование рынка. Мы провели анализ, взяли интервью у пользователей и поняли, что угадали потребность аудитории. Вот уже второй год продолжаем развивать наш продукт в рамках обучения и не только.

У нас в команде четыре человека. Основные задачи по проекту распределяем так, чтобы каждый мог развиваться в интересующем направлении: двое из нас занимаются разработкой, ещё двое — маркетингом и продуктом. Домашнее задание делим поровну, чтобы все могли отработать новые навыки.

Для нас это не просто учебный проект, а полноценный стартап — мы надеемся, что он вырастет в прибыльный бизнес. Стараемся каждую неделю уделять ему по 5–10 часов вне зависимости от того, есть ли связанное с ним домашнее задание. Совмещать проект с учёбой и основной работой сложно. Бывает, работа вообще не продвигается — начинаешь терять мотивацию. Здесь нам очень помогает трекер — эксперт по запуску стартапов, который проводит встречи с командами нашей магистратуры и объясняет, как наладить работу и решить проблемы. По его совету мы стали проводить еженедельные созвоны: регулярно обсуждать результаты и планировать новые задачи, — и работа пошла активнее.

Практика на производстве, кейсы и хакатоны

Практика есть на всех наших программах. Её главная задача — дать студентам представление о будущей работе. Поэтому в зависимости от специальности она может быть реализована по-разному: в виде учебной или производственной практики в компании, в формате решения кейсов и даже хакатонов.

На программе по управлению контентом и медиапроектами мы организовываем учебно-ознакомительную практику. В первую неделю студенты посещают разные компании, узнают, как в них организованы продюсерские, контентные и управленческие процессы, а затем выбирают то, в чём хотят глубже разобраться.

Как обязательная часть учебного процесса, практика должна соответствовать формальным требованиям вуза — это также влияет на её формат, длительность и сроки прохождения. Магистранты НИУ ВШЭ проходят практику в компании: им нужно выделить на неё один день в неделю, обязательно пройти её в апреле — мае, а после завершения показать вузу описание задания, отчёт и отзыв от руководителя. В ИТМО засчитывается презентация готового проекта, поэтому у студентов есть выбор: выполнить кейс в группе и выступить на защите или поработать на предприятии.

Пройти практику можно на своём текущем месте работы или в одной из предложенных нами компаний. Мы подбираем партнёров под каждое конкретное направление: ищем именно тех, кто может предложить студентам задачи по будущей специальности. На программе по цифровому предпринимательству в 2023 году магистрантам предложили попрактиковаться в сервисе аналитики Moneyplace, диджитал-агентстве Notamedia, HR-стартапе Skipp и Нетологии.

Кейсы — формат, который учит справляться с реальными задачами. Мы собираем их у партнёров по конкретному направлению, а сами компании при этом выступают в роли заказчиков. Во время практики студент решает кейс, а затем выдаёт конкретный результат или предлагает решение обозначенной проблемы. Если стоит задача разработать лендинг, учащийся делает для заказчика работоспособный сайт; если требуется провести исследование аудитории — готовит отчёт с описанием процесса и обоснованием выводов.

На наших программах учатся студенты с разным опытом: те, кто только начинает осваивать новую профессию, и те, кто уже работает по специальности. Поэтому мы стараемся подбирать задачи разной сложности. Помимо простых заданий, есть и нетривиальные. Например, служба доставки продуктов «Ужин Дома» предложила реализовать на своём сайте фильтрацию рецептов по тегам, а система «Тендерплан» дала задание спроектировать приложение для внутреннего обучения.

Такая работа полезна всем: компания получает варианты решения своей задачи, а студенты — опыт, который поможет им повысить свой уровень и выделиться на фоне других кандидатов при трудоустройстве. Особенно это важно для тех, кто хочет устроиться в крупные компании с высокой конкуренцией за место.

Хакатон — формат проведения практики для разработчиков. Первокурсников собирают в команды, которые соревнуются друг с другом. Каждая должна создать технологическое решение под запросы бизнеса. Заказчики — компании из IT-сферы или те, у кого есть соответствующие задачи.

В хакатоне совместной с МФТИ программы участвовала система интернет-эквайринга Tegro.Money и сервис финансового планирования Whiteswan. Команды должны были разработать модуль приёма платежей, который можно встроить в систему управления сайтом, собрать данные для исследования динамики цен на финансовых рынках и оптимизировать процесс исполнения крупной биржевой заявки.

На создание решения командам дают неделю. Сперва заказчик проводит онлайн-презентацию, на которой подробно рассказывает о задаче. Студенты забирают её в разработку, а если появляются вопросы, консультируются с компанией в чате или запрашивают дополнительную встречу. В конце проходит итоговая защита, где студенты презентуют свою работу заказчику.

Формально хакатоны пока не засчитываются за практику в вузе, хотя этот формат помогает учащимся не только применять профессиональные навыки, но и получать оценку своей работы от представителей рынка. Начинающие специалисты получают опыт, который ценится в IT-сфере, а иногда и офер от компании, которая присутствует на защите в качестве жюри. В этом году приглашёнными экспертами стали представители Совкомбанка. После хакатона они предложили работу двум нашим студентам: в должности Java-разработчика и системного аналитика.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Виктория Швырёва

Менеджер по работе с партнёрами направления «Высшее образование»

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Анастасия Неустроева

Автор Нетологии

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования совместная онлайн-магистратура МФТИ и Нетологии

Финансовые технологии и аналитика

Узнать больше

  • Сформируете базу для решения задач в области финансовой аналитики и разработки
  • Получите навыки для построения гибких финансовых моделей
  • Научитесь создавать инструменты для принятия управленческих решений и получите базу в области больших данных

Воркшопы

Воркшопы — мастер-классы вне учебной программы от специалистов из крупных российских и международных компаний. Мы приглашаем экспертов с уникальным опытом, которые могут поделиться своими знаниями и необычными кейсами, рассказать о последних трендах и новых инструментах в сфере. Вместе мы подбираем темы, которые отвечают актуальным запросам студентов.

Такие воркшопы проводятся для студентов одной или нескольких программ. Обычно они включают выступление эксперта и практические задания: групповой нетворкинг, решение кейсов или сессии с вопросами и ответами. Студенты могут получить знания, которые не укладываются в рамки обязательной программы, и расширить свой профессиональный кругозор. Но главное — напрямую пообщаться со специалистами из сферы, задать прикладные вопросы по своим рабочим задачам и получить персональные советы по развитию.

Курс по трудоустройству и карьерные консультации

Подготовить студентов к будущему трудоустройству помогает курс от Центра развития карьеры Нетологии. В первый месяц обучения первокурсники проходят вводный вебинар: узнают о доступных на своей программе возможностях, примерных сроках практик и стажировок, а также об особенностях постановки карьерной цели. После этого в течение первого семестра они могут пройти курс, который включает занятия по составлению резюме, портфолио и прохождению собеседований.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования
Программа состоит из видеолекций и заданий, которые можно выполнять самостоятельно в любое время

С помощью курса студенты в том числе готовятся к стажировкам, которые стартуют во втором семестре. Чтобы создать резюме для отклика на вакансии компаний-партнёров, учащиеся могут использовать шаблон, в котором прописаны все компетенции на основе их учебной программы. Мы предлагаем выбрать те навыки и знания, которые подходят вакансии, и включить то, в чём кандидат силён и что сможет доказать на собеседовании.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования
В шаблоне резюме финтех-разработчика и аналитика уже перечислены все ключевые компетенции специалиста и есть рекомендации по заполнению каждого раздела. Полная версия документа доступна по ссылке

После этого студенты проходят заключительный вебинар. На нём карьерные консультанты Нетологии разбирают готовые резюме, анализируют ошибки и рассказывают, как устроен отбор сотрудников. В вебинаре участвуют HR-менеджеры и профильные специалисты из крупных компаний, таких как Авито, Lamoda, Sports.ru, Россельхозбанк и Ростелеком-Солар, — они рассказывают про порядок отбора кандидатов и дают советы. Затем студенты дорабатывают своё резюме, сдают его на проверку, а уже карьерный консультант помогает подготовить финальный вариант.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

В результате студенты выходят полностью готовыми к прохождению отбора на стажировочные вакансии, а в дальнейшем могут использовать полученный опыт и пакет документов при трудоустройстве.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Олег Кохтенко

Студент первого курса онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии

Резюме я сделал по шаблону, который давали на курсе. В нём уже были перечислены все навыки — оставалось только выбрать те, что я хочу применять. Дорабатывал документ уже вместе с консультантом в формате переписки: она объясняла, что нужно исправить, я переделывал и отправлял ей на проверку. Например, она посоветовала иначе сформулировать предыдущий опыт и добавить в резюме ссылку на свой учебный проект в Miro. В итоге после нескольких итераций получился хороший вариант, который я смог рассылать работодателям.

Я хотел найти работу на полный день хотя бы с минимальной оплатой, поэтому далеко не все стажировки мне подходили. Я стал откликаться на вакансии на hh.ru. Проходил все собеседования, на которые меня приглашали, и даже дошёл до финального этапа в сложном отборе Райффайзен Банка. Но моего уровня для таких компаний оказалось недостаточно, а на бесплатные стажировки с неполным днём я идти не хотел. Так что поиски подходящего места заняли четыре месяца.

Меня взяли в TrueConf — компанию по разработке ПО и продаже оборудования для проведения видеоконференций. Я прошёл собеседование с HR-менеджером, потом с руководителем — и он сразу сказал, что я им подхожу. Знания продакт-менеджмента, которые я получаю на магистратуре, и навыки работы с техникой оказались как раз тем, что нужно компании. Сейчас я прохожу испытательный срок на позицию младшего специалиста: 90% моих обязанностей — управление разработкой продукта, а 10% — настройка и подключение оборудования. Это превзошло мои ожидания: я получил не только полноценную работу по новой профессии с зарплатой на уровне начинающего специалиста, но и возможность работать руками, а это всегда очень интересно.

Стажировки

Стажировка — хороший способ получить опыт и начать карьеру в новой профессии. Как правило, на наших программах они начинаются во втором семестре и проходят каждый год. Конкретный период зависит от программы и рассчитывается исходя из учебной нагрузки: на магистратуре по управлению цифровым продуктом старт стажировок — 1 февраля, на кибербезопасности — 1 апреля, а на LegalTech — 1 июня.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Отбор на стажировку организован так же, как процесс трудоустройства. Мы собираем у партнёров вакансии по направлениям обучения и публикуем их в чатах студентов. Например, в магистратуре по продуктовому менеджменту предлагаем вакансии продактов и аналитиков, специалистов в отделы управления и разработки цифровых продуктов. Студенты могут выбрать место по интересующему направлению и задачам: погрузиться в менеджмент, аналитику, исследования или разработку.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования
Так выглядит пост с вакансией стажёра в студенческом чате Slack. В нём описаны базовые условия и задачи специалиста, а также приложена ссылка на отдельный документ с подробным описанием вакансии

Отклики студентов мы передаём в компании. Иногда они сразу берут подходящих кандидатов, но чаще проводят предварительный отбор: дают тестовое задание и приглашают на собеседование. Всё зависит от популярности вакансии или требований работодателя. В исследовательской компании Open Digital Innovations большой конкурс на место: студенты отправляют резюме → часть из них получает тестовое задание → авторы удачных работ попадают на итоговое собеседование.

Обычно стажировка длится два месяца и проходит удалённо. Сначала студент изучает продукты компании, вникает в процессы и только потом приступает к выполнению задач. В среднем работать нужно по 20 часов в неделю, или около 3–4 часов ежедневно. При этом большинство компаний не отслеживают время, а оценивают результат. Как правило, стажёру просто ставят задачи и принимают работу на еженедельных встречах, а график он выбирает самостоятельно.

Менеджеры по партнёрам стремятся разнообразить выбор: привлекают крупные компании, ищут интересные кейсы и договариваются о выгодных условиях, в том числе об оплачиваемых стажировках. Так, на программе по управлению цифровым продуктом места предоставляют РБК, Тинькофф Банк, онлайн-кинотеатр IVI и сервис Работа.ру.

При подборе стажировок мы отталкиваемся от потребностей студентов: спрашиваем, какие у них ожидания от практики, в каких компаниях они хотели бы поработать и что хотят получить от этого опыта. Конечно, это не гарантирует, что нам удастся договориться со всеми компаниями, но мы стараемся это сделать. Крупные компании, такие как Авито и ВКонтакте, проводят общий конкурс на стажировки. Если студенты хотят поработать у них или где-то ещё, после курса по трудоустройству они могут сделать это самостоятельно. Чтобы никто не пропустил такие вакансии, мы тоже публикуем их в чатах.

Стажировки дают опыт работы, который начинающие специалисты могут добавить в резюме. Кроме того, они получают возможность попрактиковаться в прохождении отбора. Некоторые магистранты откликаются на все вакансии и делают все тестовые задания, чтобы отточить свои навыки и в будущем увереннее чувствовать себя на собеседованиях. После успешной стажировки студенты получают рекомендательные письма, а некоторые компании даже предлагают постоянное место работы.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Данила Конарев

Студент второго курса онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии, Product manager в Ленте Онлайн

Это был мой первый опыт трудоустройства. Я пробовал искать работу самостоятельно и через программу стажировок. Сначала нашёл ментора, который помог мне составить резюме и подготовиться к собеседованиям в крупные компании вроде СберМаркета и Райффайзен Банка, но отбор оказался сложным — я его не прошёл. Во втором семестре отправил резюме в Центр развития карьеры, и мне предложили стажировку в Ленте Онлайн — сервисе гипермаркета по доставке продуктов. Нужно было пройти два собеседования. Первое было с продакт-оунером, которая поговорила со мной про цели, планы и проверила базовые знания, а второе проводил Head of Product. Он задавал более сложные технические вопросы и спрашивал, что бы я улучшил в их приложение. Я уже начал сомневаться в удачном прохождении, но меня взяли.

Компания искала человека, которому можно передать часть обязанностей по продукту, и была готова потратить время на моё обучение. Мне выделили блок функций чекаута, или оформления заказов, — его разработкой я как раз должен был управлять, а продакт-оунер этого направления стала моим наставником. Первое время было сложно. Около месяца я просто вливался в работу: изучал продукт, знакомился с командой и коллегами из других направлений. Потом начал разбираться и ставить задачи, а когда что-то не получалось, обращался к наставнику. Работать можно было в любое время и в удалённом формате, но раз в две недели всё-таки нужно было приезжать в офис на встречи продактов.

Стажировка длилась 6 месяцев: с марта по август. За это время мы с командой исправили баги в нашей части функций и выпустили новую версию продукта. В итоге мне предложили остаться в компании. Уже полгода я работаю в штате менеджером продукта: полностью отвечаю за редактирование заказов в нашем сервисе и выполняю весь спектр задач продакта. В планах на ближайшие кварталы — взять на себя больше обязанностей, чтобы отвечать и за корзину, и за чекаут.

Если у студента не хватает компетенций или уверенности в своих навыках, предлагаем новый формат — учебную стажировку. В отличие от решения кейса в рамках дисциплины здесь студент общается с ментором, который курирует его работу. Мы даём несложный кейс, который помогает человеку параллельно осваивать новые для него задачи. Это могут быть задания от партнёров или коллег из Нетологии. Например, мы дали задачу — сделать лендинг для публикации стажировочных вакансий. Чтобы поучаствовать в такой стажировке, студенту нужно написать мотивационное письмо и обосновать свой интерес в работе над кейсом. Главное, чтобы у него было желание получить опыт, а мы со своей стороны постараемся найти способ его реализовать.

Бывают и сложные случаи, когда у студента не получается пройти отбор ни на одну вакансию. В таких ситуациях мы организуем дополнительные встречи с карьерным консультантом. Он помогает разобрать неудачный опыт и объясняет, что нужно исправить.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Мария Трунова

Студентка второго курса онлайн-магистратуры «Управление цифровым продуктом» НИУ ВШЭ и Нетологии

Собеседования я начала проходить на первом курсе. Хотела получить опыт в новой профессии и искала работу для начинающего специалиста. Но пройти отбор не получалось: работодатели либо просто отказывали, либо говорили, что у меня недостаточно развиты софт-скиллы или не хватает каких-то профессиональных навыков. Параллельно проходила отбор на вакансии стажировок в магистратуре.

Через три месяца попыток и после четырёх отказов в стажировках менеджеры магистратуры предложили мне встретиться с карьерным консультантом. Мы созвонились, я ответила на несколько стандартных вопросов, как делала это на собеседованиях, и выяснилось, что основные сложности возникают в самопрезентации. Консультант объяснила, как лучше рассказывать о себе, своих профессиональных навыках и личностных качествах. Эти советы помогли мне на следующих собеседованиях. Я прошла отбор на стажировку в ВТБ, а он был непростым. Нужно было выполнить тест на анализ числовой и вербальной информации, пройти два собеседования: с HR-менеджером и руководителем.

На стажировке я выполнила несколько задач по продуктовой аналитике, но за 2,5 месяца поняла, что мне не очень интересно работать с банковскими продуктами, — решила попробовать себя в EdTech-сфере. Главное, что я получила опыт в новой профессии и в итоге смогла правильно его презентовать. Сейчас работаю в онлайн-центре логопедии и развития дошкольников My Speech: занимаюсь исследованиями, аналитикой и развитием продуктовой линейки для детей от 4 до 10 лет.

Резюмируем

Начинающим специалистам сложно найти работу. Наличие практических навыков и опыта повышает шансы на трудоустройство, поэтому на программах высшего образования параллельно с обучением студенты могут выполнять прикладные профессиональные задачи и работать с заказчиками. Выпускники, которые используют эти возможности, уже в первый год работы могут претендовать на позиции мидл-уровня.

При этом успех трудоустройства во многом зависит от самого студента. Учёба в магистратуре занимает 3–4 вечера в неделю, кроме этого, необходимо регулярно выполнять домашние задания, а практики и стажировки требуют ещё по 20 часов в неделю на протяжении нескольких месяцев. Чтобы активно использовать все возможности карьерного развития, нужно быть готовым выделять много времени и постоянно прилагать усилия.

Если специалист заинтересован в поиске работы и карьерном развитии, у него есть все возможности реализовать эту цель в рамках программы.

Читать также

5 ошибок при внедрении глубокого обучения в компании

Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Виктория Швырёва

Менеджер по работе с партнёрами направления «Высшее образование»

Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования

Анастасия Неустроева

Автор Нетологии

The post Практика, стажировки, консультации: как работает карьерное сопровождение на онлайн-программах высшего образования first appeared on Медиа Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология