Портретная съемка во Внуково: примеры использования Nikon D850
В октябре меня пригласили провести портретную съемку руководящих сотрудников Международного аэропорта Внуково. И я очень обрадовался, когда оказалось, что клиенту интересно получить фотографии не только на однородном сером фоне, но и в интерьере пассажирского терминала. Такая съемка всегда интереснее, свежее и живее, но зато и требует гораздо больше времени и ресурсов на ее проведение.
Со съемкой на фоне все просто: привез оборудование, потратил время на установку и настройку, дальше можно снимать достаточно быстро, так как условия съемки не меняются. Съемка в интерьере — совсем другой разговор. Ни один снимок не должен повторяться, так что нужно для каждого кадра искать композицию, учитывать имеющийся свет, принимать во внимание черты лица портретируемого, искать удачные положения и ракурсы, успевать переставлять свет и менять настройки вместе с вечно меняющимися условиями.
Задача сама по себе достаточно сложная, требующая большой концентрации, слаженной работы с ассистентом и уверенного владения техникой, так еще и нужно делать ее с видимой легкостью, вселяя в клиента уверенность в конечный результат. От этой уверенности зависит очень многое — естественность моделей в кадре, благоприятная, спокойная атмосфера на площадке и общее впечатление от процесса, что самым прямым образом влияет на лояльность клиента к тебе как к исполнителю.
В такой ситуации правильный выбор техники является одним из важнейших слагаемых успеха. Оборудование должно не только быть способно произвести нужную картинку, но и быть надежным, не прибавлять проблем, позволять добиваться результата с наименьшими усилиями, освобождая место в голове для творческих аспектов съемки.
Мой выбор техники в этой ситуации был практически предопределен. Сложную задачу я готов доверить только проверенной технике высокого уровня. Ею стал фотоаппарат Nikon D850, который я люблю за возможность производить изображения рекламного качества, детализации и разрешения, а также за огромный динамический диапазон, позволяющий не только иметь практически тотальный контроль над изображением на этапе обработки, но и вести съемку репортажного характера практически в любых условиях освещенности. Причем D850 делает это на очень достойной скорости — вплоть до 9 кадров секунду с присоединенным батарейным блоком. Настоящий универсальный инструмент для коммерческого фотографа.
Что касается оптики, то бо́льшая часть снимков была сделана на классическом портретном фокусном расстоянии в 85 мм, на объектив Nikon 85/1.8D. Для ряда кадров, требовавших более широкий угол обзора, я задействовал Nikon 50/1.4G. Также для фотографий с более сжатой перспективой я несколько раз использовал Nikon 80–200/2.8D.
Источником света на локации стали американский прибор Einstein640 — достаточно мобильный и с широким диапазоном мощности. В то время как на многих съемках нужна высокая мощность, при съемке на максимально открытых диафрагмах как раз часто требуется мощность минимальная, для согласования светового потока с яркостью естественного освещения. У этого прибора, пожалуй, только один существенный недостаток с функциональной точки зрения: отсутствие высокоскоростной синхронизации. Это значит, что на локации фотограф ограничен выдержкой синхронизации, чего не всегда достаточно для получения нормальной экспозиции при съемке на открытой диафрагме. Из этой ситуации обычно два выхода: отказываться от открытой диафрагмы и существенного размытия деталей на фоне или применять нейтральные фильтры, уменьшающих световой поток на входе в объектив. Первый вариант не хочется использовать по творческим причинам, второй неудобен на практике. Портретная съемка с темной картинкой в видоискателе не так комфортна, да и качество фокусировки может пострадать. Справедливости ради надо отметить, что темным изображение в видоискателе будет лишь в зеркальных фотоаппаратах. В электронных видоискателях или на экранах всех камер видимое изображение будет лишено затемнения.
Но в случае с Nikon D850 есть несколько преимуществ, позволяющих в большинстве случаев избежать этих сценариев. Во-первых, сама выдержка синхронизации составляет 1/250 секунды против 1/200 или даже 1/160 у большинства зеркальных собратьев. Это уже преимущество до ⅔ ступени. Во-вторых, рабочий диапазон ISO начинается со значения 64, снижаемого до эквивалента 32, против ISO 100 для большинства камер. Это еще 1⅔ ступени преимущества. Таким образом, при съемке с импульсными источниками Nikon D850 позволяет делать картинку в среднем на 2 стопа темнее, что очень сильно развязывает фотографу руки. Ну, и самый неочевидный, спорный, но в то же время рабочий лайфхак. При выдержке в 1/320 секунды появляется лишь легкое потемнение в нижней части кадра. При выдержке 1/400 секунды это уже небольшая темная полоса. Но с учетом огромного изначального разрешения снимка в 46 мегапикселей можно просто откадрировать нужную часть изображения. Останется все равно крайне детализированное изображение, пригодное для подавляющего большинства целей. Но это, конечно, выход для совсем сложных ситуаций.
В качестве насадки на прибор использовался серебристый зонт 220 см с рассеивателем. Это позволило создать в меру мягкий свет даже на ростовых портретах, что удобно при съемке директоров обоих полов, а также позволяет ненавязчиво внедрить источник света в уже имеющийся на локации свет. Также это позволило сделать световую схему максимально простой и управляемой, ведь каждый кадр снимался либо в новом месте, либо с нового ракурса, а время на подготовку очень часто минимально. Некоторые руководители находятся в настолько плотном графике, что у них находится иногда всего несколько минут на съемку, и важно тратить их на съемку, а не на выставление света. К тому же, повторюсь, мне важно сохранить видимость легкости съемки, сделать акцент на взаимодействие с объектом, расположить его к себе, не заставлять задумываться о технической составляющей фотосъемки.
Часто это оказывалось совсем непростой задачей. Мы с ассистентом, конечно, готовили кадр до прихода человека, но в большинстве случаев композицию и свет приходилось в значительной степени корректировать, отталкиваясь от фактического роста человека и черт его лица, а также способности органично смотреться в той или иной позе. При этом надо избегать некрасивых отражений источника в стекле и глянцевых поверхностях, избегать попаданий объекта в прямой солнечный свет из окна в те минуты, когда он есть. Эту задачу удается решать быстро только благодаря работе на проверенном оборудовании при слаженном взаимодействии с ассистентом. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить этого талантливого фотографа и надежного товарища. Алексей Макаренко, привет!
Постоянные перемещения между основным помещением для «классической» портретной съемки и стерильной зоной через пункты контроля заставили меня отказаться от ношения рюкзака с объективами и остальными аксессуарами. Муторно и тяжело. Ко второму съемочному дню обзавелся очень удобным поясным, но при этом жестким держателем объективов Friidesigns, оборудованным тремя байонетами. Не сковывает движений, объективы не бьют по бедрам, и все нужные объективы в ближайшем доступе и под контролем.
Из всех этих элементов складывается моя уверенность на съемке. Когда я готов к любому повороту событий, мне удается действовать быстро и с минимальным количеством брака, что особенно важно при коммерческих съемках. И далеко не последнюю роль в этом играет оборудование. В этот раз во главе с Nikon D850.
Полный текст статьи читайте на iXBT