Пользователям понравится: обновить интерфейс и сохранить популярность сервиса
История Digital-агентства Атвинта о том, как переделать интерфейс и не отпугнуть пользователей на примере Buzz.im — платформы для размещения рекламы в каналах Telegram.
Мы работали с этим проектом год назад. В день, когда сообщили о блокировке Telegram, мы завершали этап проектирования. Противостояние с РКН способствовало росту аудитории мессенджера, а значит и аудитории сервиса. Мы завершили редизайн, и спустя год рекламодатели все также через Buzz.im находят площадки для размещения, а владельцы каналов через него монетизируют свою аудиторию.
Сейчас Buzz.im — это экосистема Telegram-ассоциированных проектов: биржа рекламы, поиск по открытым сообщениям в Telegram и бот для мониторинга.
Как и с любыми новшествами, сразу после релиза посыпалась волна комментариев формата «Раньше было лучше». И это нормально: людям комфортнее работать с привычным интерфейсом. Минимизировать потери при переходе на новый внешний вид поможет подход с умом.
Рассказываем, на что обращать внимание при редизайне, чтобы он пошел на пользу вашему интернет-проекту.
Флешбэк
Изначально идея проекта Buzz.im родилась из внутренней потребности компании-заказчика.
Мы активно размещали рекламу в Telegram для продвижения своих проектов осенью 2017 года. На согласование текстов и контроль размещения уходило много времени — минут 30 в среднем, чтобы про один пост договориться. Хотелось автоматизировать размещение, и так появилась идея биржи.
Для теста хотели обойтись минимальными вложениями, поэтому взяли простой темплейт с TemplateMonster. Когда идея была проверена, интерес к рекламе увеличивался, мы решили вложиться в дизайн.
Олеся Акименко, руководитель проекта Buzz.im
Вот так выглядел интерфейс, когда заказчик обратился в Атвинту.
Цель редизайна интерфейса — сделать удобно, а не только красиво. Первый шаг — спроектировать логику будущего интерфейса. А для этого понять, как все работает сейчас и как должно работать в идеале. После — оживить интерфейс через дизайн и расставить визуальные акценты.
Разобраться, как устроено
Разобраться, структурировать, убрать лишние звенья — та самая скрытая часть айсберга в работе над интерфейсом, без которой любой редизайн бессмысленен.
Анастасия Кириллова, менеджер проекта Digital-агентства «Атвинта»
Редизайн интерфейса начинается с изучения потребностей пользователей и аудита существующего продукта.
Мы исследовали, как люди ищут и покупают рекламу. Для этого команда агентства вжилась в роли рекламодателя и владельца Telegram-канала. Мы регистрировались в системе и проходили путь пользователя по каждому варианту взаимодействия. Такие «ролевые игры» позволяют примерить логику юзеров и понять, на что они обращают внимание, что оказывается важным, а чего не хватает.
На каждый шаг делали скриншот и оставляли пояснения: что неудобно, где возникли сложности, к чему приводит то или иное действие. Если необходимость действия была неясна, консультировались с владельцами сервиса: для чего здесь этот шаг, всплывающее окно или поле ввода. Заказчик по внутренним аналитическим данным принимал решение: здесь можно отказаться от элемента интерфейса, а здесь лучше сохранить логику работы сервиса. Это помогло найти и упростить в интерфейсе «узкие места», где пользователь путается, что делать дальше.
Параллельно изучали, как устроены конкурирующие сервисы. Также регистрировались и создавали рекламные кампании. Отмечали удачные решения, анализировали, как можно их улучшить.
По скриншотам с пояснениями создали карту пользовательских сценариев. После этого дизайнеры агентства создали подробные прототипы всех разделов.
Что учитывать при проектировании
- Проведите внешний аудит. Внутренняя команда веб-продукта уже знает, как он работает, и может не замечать неудобств.
- Агрегируйте собственные ожидания от продукта. Расскажите проектировщикам, как на ваш взгляд все должно работать.
- Изучите, как пользуются продуктом сейчас. В помощь — Google Аналитика и Яндекс.Метрика.
- Узнайте мнение пользователей. Изучите отзывы о продукте, форумы, где общается ваша аудитория, пообщайтесь с людьми вживую.
- Промониторьте конкурентов. Возьмите на вооружение удобные решения, но не копируйте слепо всё.
Сделать красиво
После того, как разобрались в бизнес-логике, переходим к визуальной составляющей.
Под редизайн в Buzz.im попали главный экран, публичные страницы сайта и личный кабинет пользователя. Заказчик хотел, чтобы на главный экран «цеплял» пользователя и объяснял, как пользоваться сервисом. Решение этой задачи — в основе концепции.
Хотели сделать дизайн более современным, но сохранить понятный функционал.
Олеся Акименко, руководитель проекта Buzz.im
В первом варианте концепции экран разделили на 2 части: телефон с интерфейсом Telegram и текстовый блок. Текстовой информации предполагали минимум.
В процессе общения с заказчиком стало ясно: у клиентов подобного сервиса довольно много вопросов, ответы на них важны. Изображение телефона уменьшили, переместили в середину экрана. Теперь это навигационный элемент, разделяющий заголовки в левой части экрана и информационный блок справа.
Ниже — эволюция главной страницы от прототипа до итоговой версии.
Получился минималистичный дизайн, который предоставляет важную информацию с первой страницы, не перегружая пользователя лишними данными. Дизайн выполнен в цветах, которые ассоциируются с мессенджером. Сервис адаптирован к мобильным устройствам. Это важно: по статистике пользователи с мобильными устройствами составляют 58% аудитории сервиса Buzz.im.
Что учитывать при разработке концепции
С одной стороны дизайн — дело вкуса. При этом дизайн должен решать бизнес-задачу. Объединить эти противоречия поможет опытный дизайнер. Расскажите, что нужно донести пользователям через внешний вид продукта и приведите примеры своих предпочтений в веб-дизайне.
Сделать удобно
Задача дизайнера — применить стили из концепции в прототипах так, чтобы получился удобный интерфейс. Правильный дизайн помогает пользователям ориентироваться в интерфейсе и не отвлекает от главных функций.
В бирже рекламы Buzz.im в макетах нужно было сделать цветовую дифференциацию, расставить акценты, избежать перегруза информацией.
Большая часть работы пользователей происходит в Личном кабинете. В сервисе Buzz.im личный кабинет единый, а функции разделены на два блока: для рекламодателя и для владельца каналов.
Мы добавили цветовое разграничение и переключение между ролями, чтобы пользователь понимал: вот здесь он ищет рекламные площадки, а здесь — добавляет свои каналы.
Кабинет рекламодателя. Рекламодатель подбирает площадки для размещения, создает объявления, загружает изображения к постам, просматривает статистику, выгружает отчеты.
Кабинет владельца каналов. Владелец Telegram-каналов добавляет новые каналы и описание к ним, чтобы рекламодателям легко было найти канал, получает деньги от рекламодателей через сервис.
Некоторые функции одинаковые для тех, кто рекламируется, и тех, кто предоставляет рекламные площадки в Telegram. Их нельзя задваивать, иначе интерфейс станет сложным. Так в личном кабинете пользователь пополняет баланс и выводит доход через один и тот же кошелек.
Вот так выглядит прототип и финальная реализация в дизайне функций, одинаковых для рекламодателя и владельца каналов.
Привлечь покупателей рекламы — первостепенная задача, именно на эту аудиторию подтягиваются владельцы каналов. Поэтому целевая кнопка «Купить рекламу» выделена заметнее.
Выбор канала сделали максимально интуитивным. Изначально на плашке с каналом оставили минимум информации, чтобы рекламодателю оперативно считать: что за канал, сколько подписчиков, сколько стоит. А подробная статистика открывалась по клику на карточку канала.
Однако по прошествии времени из аналитики и отзывов пользователей стало ясно: нужно больше статистики показывать сразу, без перехода в карточку канала.
Самая ценная информация для принятия решения о размещении — статистика и описание. Мы зря убрали его на внутреннюю страницу.
И еще одно решение мы пересмотрели, ориентируясь на поведение пользователей. Изначально мы спроектировали возможность покупки рекламы сразу в нескольких каналах — оптом. А потом изменили решение и поставили кнопку «купить» на каждой карточке. Это повысило конверсию в размещение на 28%.
Похоже, кнопка «купить» никогда не бывает лишней.
Олеся Акименко, руководитель проекта Buzz.im
Работа с фидбэком пользователей позволяет развивать сервис. Ведь при проектировании агентство всегда представляет идеальные сценарии взаимодействия с системой абстрактного пользователя. Портрет такого пользователя создается на момент старта проекта. Со временем аудитория и ее потребности могут меняться.
Что учитывать в финальном дизайне
Всегда найдутся те, кому редизайн не понравится. Приготовьтесь к волне фидбэка после релиза. Прислушайтесь к дельным отзывам для развития продукта и повышения лояльности.
Выпустить в мир
Обновленный сервис был запущен спустя 4 месяца после начала редизайна. Команда Атвинты исследовала пользовательские сценарии, продумала логику нового интерфейса, разработала комплект дизайн-макетов всех экранов для десктопов и мобильных устройств. По утвержденным макетам и на основе бизнес-логики сервиса разработчики Атвинты сделали верстку и frontend.
Мы максимально упростили процесс покупки и продажи рекламы в каналах Telegram. В результате получился дружелюбный интерфейс, который помогает пользователям, а не запутывает их.
Анастасия Кириллова, менеджер проекта Digital-агентства «Атвинта»
Если собрались обновить интерфейс своего продукта, обратите внимание на эти рекомендации:
1. Редизайн — это не только про внешний вид. Улучшайте не только, как выглядит веб-продукт, но и его удобство с точки зрения UX. Тогда сопротивление новой картинке сменится лояльностью к юзабилити.
2. Переделывайте на основе данных. Проанализируйте поведенческие характеристики, чтобы оценить, что реально нуждается в изменении, а что — работает хорошо.
3. Изучите конкурентов. Учитывайте лучшие решения, но не копируйте слепо. Не всегда то, что выглядит хорошо или повторяется у нескольких конкурентов, хорошо работает. Без статистических данных нельзя быть уверенными на 100%, что вашим пользователям понравится «фича как у конкурентов».
4. Тестируйте на тех, кто до этого не пользовался сервисом. Команде проекта может быть понятна и очевидна логика интерфейса, ведь они к ней привыкли. Как и постоянным пользователям. Но если цель — расширение аудитории, понадобится взгляд со стороны.
5. Релиз — это не конец улучшений интерфейса. После выпуска продукта собирайте отзывы, продолжайте изучать поведенческие характеристики, проводите тестирование и вносите изменения.
Перейти на сайт
Полный текст статьи читайте на CMS Magazine