Полнокадровая зеркалка с откидным экраном Nikon D750 и два FX-объектива: Nikon 24-85mm f/2.8-4D и Nikon 20mm f/1.8G

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorNikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor camera-550.jpg Название Nikon D750 Дата анонса 12 сентября 2014 г. Тип Professional SLR (профессиональная зеркальная) Производитель Nikon Информация о камере Nikon D750на сайте производителя Цена, корпус T-11037120 Цена, «кит» 24–120 f/4 T-11037121 Содержание Я уже не помню, сколько лет на пресс-коференциях Canon и Nikon представителей компаний терзали вопросами: «А когда появится зеркалка Full Frame с откидным дисплеем? Есть ли хотя бы в отдаленных планах намерение выпустить такую зеркалку?» Ответы были либо отрицательные, либо уклончивые. В любом случае все сводилось к старым «истинам», что зеркалки Full Frame делаются для профессионалов и серьезных энтузиастов. А эта публика и в режиме Live View снимает неохотно — слишком медленный режим. Эта публика зеркалку ценит за возможность мгновенно «прицелиться и щелкнуть», что можно сделать только через видоискатель, причем только через оптический.

Думаю, глупо упрекать двух ведущих производителей зеркалок в ретроградстве. Думаю, в их аргументах была доля правды, и они за эту долю стойко держались. Пока полнокадровые зеркалки летали в недосягаемой высоте для «кропнутых» и беззеркалок, набор аргументов был убедителен (хотя многие с ним не соглашались). Но прошло время, и преимущества полного кадра стали не настолько очевидны (особенно при съемке на хорошем свету, когда можно работать на низких ISO). И Live View стал работать много быстрее, и видеооператоры стали использовать зеркальные камеры, и еще появились полнокадровые беззеркалки. Тогда и аргументы в пользу неподвижного экрана стали менее убедительны. И — как итог исторической дискуссии — в сентябре этого года была анонсирована Nikon D750. А у тех, кто ждал появления крутой зеркалки с откидным дисплеем, мелькнула злорадная мысль: «Наконец-то!»

Понятно, что главная «фишка» Nikon D750 — это откидной дисплей на фоне полного кадра. В этом смысле у D750 аналогов нет, пока она уникальна. Но в любом случае ее придется сравнивать с каким-то существующими моделями, и здесь не все просто. Ее прародительница, Nikon D700, была выпущена 6 лет назад, то есть очень давно. Но в принципе интересно, что изменилось за шесть лет. И еще одну камеру для сравнения мы выбрали по принципу «близкая по цене» — это относительно новая Nikon D610.

  Nikon D610 Nikon D700 Nikon D750 Дата анонса 7 октября 2013 г. 1 июля 2008 г. 12 сентября 2014 г. Матрица CMOS 24 Мп CMOS 12 Мп CMOS 24 Мп Чувствительность ISO 100 — 6400(50 — 25 600)* 200 — 6400(100 — 25 600)* 100 — 12 800(50 — 51 200)* Автофокус Nikon Multi-CAM 480039 точек, 9 крестообразных датчиков Nikon Multi-CAM 3500FX51 точка, 15 крестообразных датчиков Экспозамер 2016-пиксельный датчик 1005-пиксельный датчик 91000-пиксельный датчик Экран 3,2 дюйма921 000 точек 3,0 дюйма921 000 точек 3,2 дюйма, RGBW1 228 800 точек Скорость серийной съемки 6 fps 8 fps 6,5 fps Видео 1920×108030p fps нет 1920×108060p fps Процессор Expeed 3 Expeed Expeed 4 Затвор 30 — 1/4000 с 30 — 1/8000 с 30 — 1/4000 с Карты памяти SD/SDHC/SDXC UHS-I2 слота Compact Flash (Type I)1 слот SD/SDHC/SDXC UHS-I2 слота Wi-Fi опция нет встроенный GPS опция нет опция Размеры, вес 141×113×82 мм850 г 147×123×77 мм995 г 141×113×78 мм840 г Цена, корпус T-10533681 T-2403462 T-11037120 * В скобках — в расширенном режиме.

Как видите, у Nikon D750 гораздо больше общего с моделью D610, чем с «шестилеткой» D700. В свое время D700 анонсировалась как высокоскоростная репортажная камера, у которой «вырезали» возможность снимать видео. Все ради скоростной фотосъемки!

А Nikon D750, очевидно, ваяли по принципу «золотой середины». Она довольно быстра в серийной съемке, но минимальная выдержка ограничена «непрофессиональным» уровнем 1/4000 секунды. Она относительно мала и легка — то что в западных источниках называют Mid Size SLR.

Nikon D750 выгодно отличается от D610: более мощным процессором, более мощным модулем автофокуса, более мощным модулем экспозиции. И, конечно, экраном. Не только откидным, но и 4-цветным, как у «старшей сестры» D810. И еще у нее есть встроенный Wi-Fi-модуль и 60 кадров прогрессивной развертки при съемке видео Full HD. Короче, понятно, почему Nikon D750 стоит примерно на 20 000 рублей дороже, чем D610.

С другой стороны, если сравнивать Nikon D750 со «старшей сестрой» D810, здесь идет проигрыш и по количеству мегапикселей (24 против 36 Мп), и по минимальной выдержке. Кроме того, D810 снабжена новым типом затвора с электронной передней шторкой. Скорее всего, ресурс затвора и уровень защищенности корпуса у D810 намного выше, чем у D750. И хотя разум с трудом принимает запредельные цены, можно понять, почему цена D810 выше — на целых 40 000 рублей.

Основные характеристики Объектив Сменная оптика, байонет Nikon F.В «китовом» наборе — Nikon 24–120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor Матрица 24,3 Мп, CMOS, формат FX (35,9×24,0 мм) Светочувствительность ISO 100 — 12 800 (ISO 50 — 51 200 в расширенном диапазоне) Автофокус 51 точка фокусировки (включая 15 датчиков перекрестного типа; можно выбрать 51 или 11 точек фокусировки). Режимы: одноточечная АФ, 9-, 21- или 51-точечная динамическая АФ, 3D-слежение, групповая АФ, автоматический выбор зоны АФ Экспозициия TTL-замер с помощью 91000-пиксельного датчика RGB Экран TFT 3,2 дюйма, RGBW, 1 228 800 точек, откидной.Охват — 100%, угол обзора до 170 градусов Стабилизация изображения В камере — нет Режимы съемки Комбинация собственно режимов съемки (Auto, «Без вспышки», Scene (сюжетные программы), два варианта пользовательских настроек (U1 и U2), Effects (наложение эффектов), творческие режимы PASM) с режимами «протяжки»:

S (покадровый) CL (непрерывный низкоскоростной) CH (непрерывный высокоскоростной) Q (тихий спуск затвора) QC (тихий непрерывный спуск затвора) Автоспуск MUP (подъем зеркала) Формат файлов JPEG (EXIF ver 2.30), RAW (NEF) 14 или 12 бит, RAW + JPEG Видео Максимальное разрешение Full HD 1920×1080 60p, формат MOV H.264/MPEG-4 Память Карты памяти SD, SDHC и SDXC (совместимые с UHS-I), 2 слота Разъемы Micro-USB 3.0 (тип B), Mini-HDMI (тип C), аудиовход и аудиовыход (миниджек 3,5 мм), разъем для совместимых устройств (дистанционного пульта ДУ и др.) Источник питания Литий-ионная батарея EN-EL15 (≈1200 кадров, стандарт CIPA) Размеры, вес 141 × 113 × 78 мм; 840 г (включая вес батареи и карты памяти) Дополнительные характеристики Встроенная вспышка Есть, ведущее число — ≈12 (ISO 100) Скорость затвора Скорость затвора 30 — 1/4000 с, Х-синхронизация 1/200 с (1/250 с в режиме автоматической высокоскоростной синхронизации FP) Видоискатель Оптический, в формате FX (36 × 24 мм) угол охвата — ≈100% (по вертикали/горизонтали), увеличение — ≈0,7 «Горячий башмак» Есть GPS / Wi-Fi опция / встроенный модуль Автоспуск 2 / 5 / 10 / 20 с; от 1 до 9 экспозиций с интервалами 0,5, 1, 2 или 3 с Подсветка автофокуса Есть Брекетинг По экспозиции, по балансу белого, по технологии «активный D-Lighting», по вспышке Серийная съемка ≈6,5 кадров в секунду Форматы съемки Форматы съемки 3:2 (7360 × 4912). 16:9 — фотографии в режиме видеосъемки Конструкция, дизайн, управление Это только мое мнение, не навязываю. Зеркалки Nikon среднего уровня (D5300) — по-моему, образец изящного дизайна. Они красивы с любого ракурса. А более продвинутые «никоны» становятся тяжелыми, как «Тигры» и «Пантеры», немецкие танки времен Второй Мировой. И поражают изяществом не с каждого ракурса. По-своему, это нормально — внешний вид камеры должен подчеркивать ее «серьезность». Но все же хочется, чтобы все камеры были красивы (повторю: это мнение субъективное; по своему опыту хорошо знаю, что на всех не угодишь).

right2.jpg Найти несколько отличий от D810 не так просто. Все как будто повторяется: выброс вспышки, кнопка брекетинга, кнопка отсоединения объектива, переключатель Автоматический/Ручной фокус.Но если внимательно приглядеться, вы не найдете гнездо синхронизации системы вспышек. Вместо него — «глазок» инфракрасного приемника.

front2.jpg Со снятым объективом хорошо видны две кнопки слева: многофункциональная Pv, ее основное назначение — репетир диафрагмы, но в разных режимах съемки/воспроизведения к ней можно добавить еще несколько функций — например, запуск моделирующей вспышки многофункциональная Fn, ее функции также можно программировать «под себя» в разных режимах left1.jpg Многофункциональная кнопка PV отличается от традиционной «репетир диафрагмы» только надписью. Так что если особенно не присматриваться, с этого ракурса не поймешь, что́ за камера перед глазами: Nikon D610 (у нее нет PV, только репетир), D750 или D810.И конечно, обязательно надо отметить, что Nikon оснащает свои Full Frame-камеры встроенной вспышкой. Это правильно, фотоаппарат должен быть универсальным. В нынешнем модельном ряду Nikon только «верхние» 4Ds, 4D и DF встроенной вспышкой не оснащены.

back2.jpg А взгляд на заднюю панель сразу показывает что Nikon D750 на сегодняшний день — камера необыкновенная: первая зеркалка Full Frame с откидным экраном.Как видите, камера снабжена двумя слотами под карты памяти SD / SDHC / SDXC. Впрочем, и Nikon D610, и даже «кропнутая» D7100 также имеют два слота.

back1.jpg Продолжаем вращать камеру против часовой стрелки и видим знакомые черты Nikon D610 —, но не D810, «восемьсот десятая» с этого ракурса выглядит внушительнее.Первое, что отличает Nikon D750 от D810 — обычный, не круглый видоискатель, без рычага блокировки (т. е. в Nikon D750 нельзя установить дополнительные линзы для диоптрийной коррекции).

right3.jpg Отклоняемый ЖК-монитор из низкотемпературного поликристаллического кремния с диагональю 8 см, углом обзора 170°, практически стопроцентным покрытием кадра, регулировкой яркости и угла наклона.Прибл. 1229 тыс. точек (VGA; 640 × 480 × RGBW = 1 228 800 точек). Экран поворачивается вверх на угол до 90 градусов и вниз — до 75 градусов.

right1.jpg Интерфейсы (сверху вниз): Wi-Fi — возможность пересылки фотографий на локальный компьютер и управления камерой со смартфона разъем для совместимых устройств (дистанционного пульта ДУ и др.) аудиовход и аудиовыход (миниджек 3,5 мм) маленький разъем внизу — Micro-USB 3.0 (тип B) большой разъем внизу — Mini-HDMI (тип C) top1.jpg Сверху справа находится диск выбора режима съемки. Такой же, как у Nikon D610 и более простых камер, вроде D7100.Группа Scenes открывает доступ к 16 сюжетным программам. Среди них такая экзотика, как «Краски осени» и «Цветение». Группа Effects — это спецэффекты, которые можно использовать в фото- и видеосъемке. Среди них: «Ночное ви́дение», «Силуэт», «Высокий ключ» и т. д.

Под диском выбора режимов находится диск с выбором «протяжки» — единичные снимки, серийные, режимы тихой съемки и режим съемки с поднятым зеркалом.

bottom2.jpg Здесь мы видим разъем для батарейной рукоятки (приобретается отдельно) и гнездо аккумулятора.Аккумуляторная батарея такая же, как у Nikon D810 — EN-EL15. По стандарту CIPA заряда хватает на 1230 снимков.

По формам Nikon D750 все же больше похожа на D610. Да и вес этих камер практически одинаковый, D750 легче на 10 граммов. Но, как обычно, мы продолжаем внешний осмотр осмотром «внутренним» — исследуем меню. И хотя меню никоновских зеркалок в общих чертах одинаковое, всегда можно найти интересные пункты, которые хорошо вписываются в возможности камеры или, напротив, несколько противоречат ее возможностям:

Давайте подведем итоги «наружного» обследования:

Самая главная «фишка» камеры — откидной экран. Пока Nikon D750 — одна из немногих полнокадровых зеркалок, которые позволяют комфортно снимать с вытянутых рук или от земли. Внешне новая камера очень похожа на Nikon D610, но она чуть меньше и легче. И при этом гораздо мощнее: оснащена более мощным процессором, более совершенным модулем автофокуса, более совершенным датчиком экспозиции. Кроме того, она оснащена встроенным модулем Wi-Fi и более ярким экраном RGBW — с белой точкой в каждом пикселе. И умеет снимать видео Full HD со скоростью 60 кадров прогрессивной развертки в секунду. Но при этом — дороже, чем D610, примерно на 20 тысяч рублей. Хотя мы все время сравнивали D750 с D610, пожалуй, главный конкурент новой камеры — Sony Alpha SLT-A99. Конечно, при этом надо держать в уме, что SLT-A99 — камера с полупрозрачным неподвижным зеркалом, а не полноценная зеркалка. Кроме того, похоже, что Sony не будет продолжать линию своих топовых SLT. А Nikon посмотрит, насколько большим будет успех D750, и от этого будет строить дальнейшую стратегию. Понятно, что на фоне общей стоимости цена откидного экрана не так велика; скорее всего, до появления D750 выпуск подобных моделей сдерживали стереотипы и соображения надежности.

Nikon D750 и конкуренты   Матрица Чувст.ISO Дисплей ВидеоСтабилиз.Скорость Вес, размеры Ориент.цена, руб Canon EOS6D Mark 20 Мп CMOSFull Frame 100 — 25 60050 — 102 400* 3,0″ TFT1 040 000 точекфиксированный Full HD 30pнет4,5 fps 775 г145×111×71 мм T-8458236 NikonD610 24 Мп CMOSFull Frame 100 — 640050 — 25 600* 3,2″ TFT921 600 точекфиксированный Full HD 30pнет6 fps 850 г141×113×82 мм T-10533681 NikonD750 24 Мп CMOSFull Frame 64 — 12 80032 — 51 200* 3,2″ TFT, RGBW1 228 800 точекоткидной Full HD 60pнет6,5 fps 840 г141×113×78 мм T-11037120 Sony AlphaSLT-A99 24 Мп CMOSFull Frame 100 — 25 600 3,2″ TFT1 228 800 точекоткиднойповоротный Full HD 60pЕсть6 fps 812 г147×111×78 мм T-8455665 Sony Alpha7R 36 Мп CMOSFull Frame 100 — 25 600 3,0″ TFT921 600 точекоткидной Full HD 60pНет4 fps 465 г127×94×48 мм T-8455665 * — в расширенном режиме.

Качество изображения — шумы Мы привыкли, что расширенный диапазон чувствительности дает нам дополнительную светочувствительность, и об этом уже все сказано: расширенный диапазон — вещь сомнительной ценности. Мы получаем возможность снимать в полутьме, но снимки тонут в шумах.

В полнокадровых зеркалках диапазон ISO обычно расширяется не только в «плюс», но и в «минус», то есть в сторону уменьшения чувствительности. Что нам это дает? Если визуально сравнить тестовые снимки, сделанные на ISO 50 и ISO 100, то очень сложно сказать, зачем нужно «охлаждение» матрицы — принудительное снижение чувствительности до ISO 50; найти видимые различия практически невозможно. Если же рассматривать семплы вооруженным глазом, то есть измерять разрешение по ми́рам, все же можно заметить незначительный прирост на ISO 50. То есть эффект «охлаждения» в принципе есть, но его почти не видно. С другой стороны, это «почти» — весьма ценно для тех, кто старается выжать максимум возможного качества. Известно, что в системах Hi-End для прироста качества в 5% требуется увеличение цены вдвое. Примерно.

На фоне незначительного плюса пониженная чувствительность дает нам один незначительный минус. В настройках самой камеры ISO 80 обозначается как «Lo 0,3», ISO 64 — как «Lo 0,7», ISO 50 — как «Lo 1,0» («минус одна ступень EV вниз»). И все эти варианты оставляют поле EXIF ISO пустым. Не слишком удобный вариант для анализа или сортировки фотографий. И это особенность не только Nikon D750 — насколько помню, у Nikon D810 было то же самое.

Но в первую очередь нас, конечно, интересует не заполнение полей EXIF, а качество картинки. Как видите, оно остается довольно высоким вплоть до ISO 6400. Дальше артефакты растут, но не так заметно, как на «кропнутой» матрице. Все-таки полный кадр дает немалые преимущества для съемки в условиях низкой освещенности.

Еще мы видим, что шумодав Nikon D750 работает очень деликатно — символы серой карты начинают расплываться только на ISO 10 000. Правда, обработка серой карты — относительно простая задача для умного шумодава. Давайте посмотрим, как он обрабатывает более сложные фрагменты снимков нашего стенда.

Тестовые снимки делались с объективом Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-Nikkor на фокусном расстоянии 50 мм, с диафрагмой f/9. Чтобы рассмотреть семплы, каждый фрагмент таблицы сверху придется раскрыть — кликнуть на фрагменте, чтобы развернулось полотно, где размещены варианты съемки этого фрагмента на разных значениях ISO. И еще желательно раскрыть каждое полотно в полный размер (нажмите F), так фрагменты лучше видны. Все это трудоемко, зато в сумме дает практически полную информацию: как камера снимает характерные изображения при разной освещенности, при выключенном и включенном шумодаве, в RAW и JPG.

Другое дело, что эта информация разрознена и не переведена в какую-либо зависимость. В качестве интегрального показателя худо-бедно можно использовать разрешение, измеренное с помощью радиальной миры. Но скорее худо и бедно, чем как-то еще. Пока изображение не начинает тонуть в шумах и (!) терять контрастность, миры показывают правду. Но по мере роста этих артефактов правды становится все меньше. Так что численные показатели могут лишь дополнить качественный анализ, но не могут его заменить.

Nikon D750тест «шумы«оценка разрешения JPGфильтр выкл. JPGфильтр норм. RAWфильтр выкл. grahic-jpg-lowfilter-200.jpg grahic-jpg-highfilter-200.jpg grahic-raw-200.jpg Обратите внимание, что RAW в центре кадра на низкой чувствительности дает более высокое разрешение, чем JPG. И хотя кажется, что разрыв небольшой, надо учитывать, что это разрыв на высоком уровне. RAW дает 0,92 линии ни пиксель, что близко к теоретическому максимуму 1,0 lpp (lines per pixel). В тех же условиях JPG без шумодава дает только 0,8 линии. А JPG с шумодавом и того меньше — 0,74. «Шевеленку» камеры или иные причины здесь можно исключить хотя бы потому, что RAW и JPG с выключенным фильтром получены в одном снимке.

Мы уже видели подобную картину, когда тестировали Nikon D810. На низких и средних значениях чувствительности RAW опережает внутрикамерный JPG на 0,1 линии на пиксель. Это много! Это повод лишний раз понять, что съемка в RAW дает нам массу преимуществ (напомним, что даже уровень 0,7 линии на пиксель — это высокий результат, 0,8 — очень хороший, а 0,9 — превосходный). С другой стороны, внутрикамерный JPG смотрится совсем неплохо, замечательно передает мелкие детали. Конечно, лишь пока шумы относительно низкие — до ISO 6400 в светлых сценах и до ISO 3200 в темных.

Оптика — Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor nikkor-20mm-300.jpg   Производитель Nikon Подробная информация Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkorна сайте производителя Тип объектива с постоянным фокусным расстоянием Фокусное расстояние 20 мм Минимальное расстояние фокусировки 0,2 м Диафрагма f/1,8 — f/16 Стабилизатор нет Привод автофокуса встроенный электродвигатель (тип не указан) Диаметр резьбы фильтра 77 мм Размеры, вес ∅82,5×80,5 мм, 355 г Цена T-11055735 Китовым объективом для Nikon D750 считается Nikon 24–120mm f/4G ED VR AF-S Nikkor, но к нам в лабораторию камера попала в другой компании, более светосильной.

Начнем с 20-миллиметрового фикса — Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor, относительно крупного и дорогого. Впрочем, когда сама фотокамера стоит примерно 85 000 рублей, цена объектива в 38 000 не кажется ужасной. Это техника для заработка или дорогого хобби.

Пару слов надо сказать о характере картинки, которую дает Nikon 20mm f/1.8G. Она слегка напомнила Samyang 10mm f/2.8 ED AS NCS. Характер картинки такой, будто съемка ведется с поляризационным фильтром, который гасит блики, а контрастность делать чуть неправдоподобной. У Samyang 10mm этот эффект очень сильный, у Nikon 20mm — заметный. Скорее всего, схожий «почерк» объективов связан с применением покрытия Nano Crystal Coat. И, пожалуй, у Nikon 20mm эффект очень хорошо дозирован. Если он слишком сильный — быстро приедается. А если «чуть-чуть», очень качественно подкрашивает фотографии, без лишнего ухода в нереальность.

Но давайте посмотрим, как Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor справляется с «геометрией» и «хроматикой».

Nikon 20mm f/1.8G. ФР = ЭФР = 20 мм test-field-550.jpg Фокус у Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor один — короткий, 20 мм. И на этом фокусе мы наблюдаем весьма умеренную «бочку» с дисторсией D = — 1,06 по вертикали и D = — 0,82 по горизонтали. То есть Nikon 20mm практически не искажает видимое пространство, для широкоугольника такое «чуть-чуть искажение» можно не считать. Думаю, в групповой съемке в помещении Nikon 20mm даст очень хороший результат с почти незаметными искажениями. Очень часто даже дорогие объективы на ЭФР порядка 20 мм превращают череп стоящего с краю человека в деформированный череп, как у лучших представителей майя, если в профиль.

Теперь займемся разрешением. Тест объектива ведется на низкой чувствительности, то есть радиальные миры точно показывают: где объектив выдает четкую картинку, а где размазывает. Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor не размазывает нигде — начиная от самой широкой диафрагмы f/1,8 и до самой узой f/16 объектив держит четкую картинку. Разрешение в центре кадра не опускается ниже 0,8 линии на пиксель, разрешение на краю кадра очень редко опускается ниже 0,7 линии на пиксель. Т.е. это резкая картинка по всему полю.

Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkorзависимость разрешения от диафрагмы mira-1-jpg.jpg mira-2-jpg.jpg Центр кадра — JPG Край кадра — JPG mira-1-raw.jpg mira-2-raw.jpg Центр кадра — RAW Край кадра — RAW Как видите, разрешение на каждом значении диафрагмы оставется высоким, нигде нет замыливания, причем RAW дает более высокое разрешение, чем JPG. Это нормально, и по идее RAW и JPG должны давать похожую зависимость — ведь одни представляют один и тот те кадр, одновременно записанный в разных форматах. Но, как ни странно, зависимости они дают разные — это характеризует, скорее, не объектив, а камеру Nikon D750. Или, если точнее, особенности внутрикамерного JPG, который как бы сглаживат зависимость от диафрагмы и чуть опускает ее — в среднем на 0,1 линии на пиксель.

Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkorзависимость разрешения от диафрагмы 20mm-resolution-jpg-300.jpg 20mm-resolution-raw-300.jpg JPG RAW В любом случае можно констатировать, что Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor дает стабильно высокое разрешение по всему полю кадра. Теперь давайте посмотрим, на что способен этот объектив по части «хроматики». Здесь нас, увы, ждет небольшое разочарование:

Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkorуровень хроматических аберраций на разных диафрагмах chrom-1-jpg.jpg chrom-2-jpg.jpg Центр кадра — JPG Край кадра — JPG chrom-1-raw.jpg chrom-2-raw.jpg Центр кадра — RAW Край кадра — RAW В центре кадра «хроматика» близка к нулю — как у любого нормального объектива. Но на краю она «цветет», по нашим расчетам на уровне 6–8 процентов. Впрочем, это видно и без расчетов, невооруженным глазом. На широкой диафрагме f/1,8 мы также видим заметное падение яркости на краю кадра и весьма заметный уровень хроматических аберраций. На средних диафрагмах «хроматика» становится чуть ниже, но на узких снова вырастает до 8 процентов (наша программа оценивает процент подкрашенных пикселей на поле тестовой мишени).

И еще интересный момент: хотя семплы JPG и RAW это по сути один кадр, как видите, уровень «хроматики» в RAW заметно выше. Значит при записи JPG Nikon D750 слегка подправляет «хроматику».

Теперь можно разложить плюсы и минусы «широкоугольника» Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor.

Плюсы: Высокое разрешение по всему полю кадра: и в центре, и на периферии. Очень высокая светосила. Практически идеальная геометрия кадра, дисторсия для «широкоугольника» очень умеренная. Высокая скорость и точность фокусировки. Минусы: Довольно высокий уровень хроматических аберраций на краю кадра. Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor не оснащен стабилизатором. Относительно высокая цена объектива. Но, несмотря на минусы, можно сказать, что Nikon 20mm f/1.8G ED AF-S Nikkor — весьма достойный объектив, который будет хорош и пейзажной, и в групповой портретной съемке. Производитель утверждает, что он также хорош в видеосъемке; вполне возможно, что это так и есть — для съемки общего и среднего плана. Но надо быть экспертом по части видео, чтобы уверенно подтвердить это или опровергнуть. Я не берусь.

Оптика — Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-Nikkor nikkor-24-85mm-300.jpg   Производитель Nikon Подробная информация Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-Nikkorна сайте производителя Тип объектива с переменным фокусным расстоянием Фокусное расстояние 24 — 85 мм Режим «макро» есть, увеличение 2:1 в диапазоне ФР 35–85 мм Минимальное расстояние фокусировки 0,5 м (0,21 м в режиме «макро») Диафрагма f/2,8 — f/4,0 — максимальнаяf/22 — f/32,0 — минимальная Стабилизатор нет Фокусировка внутренняя Диаметр резьбы фильтра 72 мм Размеры, вес ∅78,5×82,5 мм, 545 г Цена T-969582 Второй объектив, попавший к нам в комплекте с Nikon D750 — уже немолодая модель Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-Nikkor, которая выпускалась, насколько помню, с 2000 по 2012 годы. А теперь не выпускается, но еще продается и будет продаваться в ближайшие годы. Короче, заслуженный объектив, мы его с удовольствием взяли на тестирование — отчасти потому, чтобы было с чем сравнивать более новые модели. И еще потому, что отзывы о нем на разных форумах весьма противоречивые, от «полное мыло» до «сам ты мыло, сначала руки выпрями».

Nikon 24–85mm f/2.8–4D. ФР = ЭФР = 24 мм 24mm-550.jpg На коротком «фокусе» Nikon 24–85mm f/2.8–4D демонстрирует вертикальную «бочку». Не в том смысле, что она поставлена на дно, просто по вертикали дисторсия весьма заметна — D = —2,76, в по горизонтали почти незаметна — D = —0,29. Короче, снимать на широком угле групповые портреты не надо. На краю кадра, ближе к верхнему или нижнему краю, искажения будут немалыми.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 24 ммзависимость разрешения от диафрагмы mira-1-jpg.jpg mira-2-jpg.jpg Центр кадра — JPG Край кадра — JPG mira-1-raw.jpg mira-2-raw.jpg Центр кадра — RAW Край кадра — RAW На «коротком» фокусе Nikon 24–85mm f/2.8–4D показывает неплохое разрешение в центре кадра — на средних диафрагмах это порядка 0,75 линии на пиксель по показаниям радиальных мир в JPG и порядка 0,8 в RAW. Но на широкой диафрагме f/2,8 разрешение падает до 0,55 линии на пиксель (это к вопросу о том, что высокая светосила у некоторых объективов реально не работает, поскольку открытая диафрагма сильно замыливает картинку).

На этом фоне узкая диафрагма f/22 дает лучший результат — порядка 0,6 линии на пиксель. А край кадра во всем диапазоне отстает от центра примерно на 0,1 (это обычная картина для большинства объективов).

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 24 ммзависимость разрешения от диафрагмы 24mm-resolution-jpg-300.jpg 24mm-resolution-raw-300.jpg JPG RAW При подготовке этой статьи мы впервые заметили, что варианты одного кадра, записанные в RAW и JPG, дают разные картины хроматических аберраций. Ну, не кардинально иные, но все же весьма непохожие. Понятно, что объектив здесь ни при чем — здесь с «хроматикой» играет камера. Но в тестах объектива всегда приходится учитывать влияние камеры, кроме того, есть сильное подозрение (пока не проверенная гипотеза), что «почерк» фотокамер одного класса от одного производителя будет сходным. И Nikon D810, и Nikon D610 показали бы на месте D750 нечто подобное. Думаю, Nikon D610 окажется в нашей лаборатории довольно скоро, и мы эту гипотезу проверим. А, возможно, проверим еще раньше — на примере Canon 6D.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 24 ммуровень хроматических аберраций на разных диафрагмах chrom-1-jpg.jpg chrom-2-jpg.jpg Центр кадра — JPG Край кадра — JPG chrom-1-raw.jpg chrom-2-raw.jpg Центр кадра — RAW Край кадра — RAW Даже поверхностного взгляда на семплы в этой таблице достаточно, чтобы заметить, что на краю кадра хроматика RAW отличается от хроматики JPG и по цветам, и по интенсивности. Скорее всего, при формировании JPG хроматические аберрации подавляются. Причем довольно удачно на средних и узких диафрагмах, и относительно неудачно на широких.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 24 ммуровень хроматических аберраций на разных диафрагмах 24mm-chrom-jpg-300.jpg 24mm-chrom-raw-300.jpg JPG RAW Понятно, что при проявке RAW мы сами можем «поколдовать» и частично подавить «хроматику», но это потребует от нас дополнительного времени, порой немалого. Поэтому в тестах мы даем картину «как она есть» — как она получается с настройками по умолчанию.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D. ФР = ЭФР = 34 мм test-field-550.jpg На среднем фокусном расстоянии 34 мм «геометрия» превращается в умеренную «подушку». По вертикали дисторсия становится равна D = 0,96, а по горизонтали D = 0,77. Конечно, такая «подушка» заметна на глаз, но кадр сильно не испортит.

Чтобы не перегружать статью «вырезками» из тестовых фотографий, дальше мы представим обработанные данные по разрешению и «хроматике». Если же у вас возникнет желание внимательно просмотреть тестовые снимки, в конце статьи вы найдете блок, где тестовую съемку можно скачать полностью, и в RAW, и в JPG.Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 34 ммзависимость разрешения от диафрагмы 34mm-resolution-jpg-300.jpg 34mm-resolution-raw-300.jpg JPG RAW Разрешение на среднем фокусе 34 мм немного «скачет», но в целом остается высоким — в диапазоне 0,65 — 0,85 линии на пиксель. Бросающейся в глаза разницы между показателями RAW и JPG здесь нет, а край кадра по разрешению периодически обгоняет центр. В целом картина весьма достойная и похожа на работу высококлассного объектива.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 34 ммуровень хроматических аберраций на разных диафрагмах 34mm-chrom-jpg-300.jpg 34mm-chrom-raw-300.jpg JPG RAW То же можно сказать и о «хроматике». В JPG она вообще еле отрывается от нулевого уровня, в RAW — несколько выше, но не выходит за границу 4 процентов. Такую картину также обычно «рисуют» высококлассные объективы. Т.е. на фокусном расстоянии 34 мм Nikon 24–85mm f/2.8–4D работает на высоком уровне.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D. ФР = ЭФР = 62 мм test-field-550.jpg Посмотрим, продержится ли Nikon 24–85mm f/2.8–4D на высоком уровне, если увеличить фокусное расстояние до 62 мм. «Подушка» дисперсии на этом фокусном расстоянии становится более заметной, но держится в рамках приличий. Хотя даже в таких рамках лучше не располагать ключевые объекты близко к краю кадра. Дисперсия по вертикали равна D = 1,64, дисперсия по горизонтали — D = 1,12.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 62 ммзависимость разрешения от диафрагмы 62mm-resolution-jpg-300.jpg 62mm-resolution-raw-300.jpg JPG RAW Разрешение показывает чуть менее радужную картину, чем на ФР 34 мм. Но все равно в диапазоне f/5 — f/25 не опускается ниже 0,65 линий на пиксель, а поднимается в варианте RAW аж до 0,9. А за пределами указанного диапазона опускается до 0,5. Это уже не вяжется с работой высококлассного объектива, это типичная картина для зум-объектива средней цены.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 62 ммуровень хроматических аберраций на разных диафрагмах 62mm-chrom-jpg-300.jpg 62mm-chrom-raw-300.jpg JPG RAW Что касается «хроматики» — она продолжает радовать почти полным своим отсутствием. В JPG по-прежнему еле отрывается от нулевого уровня, в RAW — не превышает 4 процентов. В целом на фокусном расстоянии 62 мм Nikon 24–85mm f/2.8–4D уже не так хорош, как на 34 мм, но держит неплохой уровень.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D. ФР = ЭФР = 85 мм test-field-550.jpg И, наконец, посмотрим, как Nikon 24–85mm f/2.8–4D ведет себя на «длинном фокусе» — на 85 миллиметрах. «Подушка» на 85 миллиметрах становится чуть более вертикальной — дисперсия по вертикали растет до D = 2,52. А по горизонтали даже чуть уменьшается — D = 1,06.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 85 ммзависимость разрешения от диафрагмы 85mm-resolution-jpg-300.jpg 85mm-resolution-raw-300.jpg JPG RAW Возьмем за порог качества 0,65 линии на пиксель — будем считать что ниже этого порога фотографии получаются замыленными (по меркам зеркалки высокого класса). На длинном «фокусе» Nikon 24–85mm f/2.8–4D как правило держится выше этого порога. Но открытая диафрагма нас не порадует. Она сбросит разрешение в среднем до 0,55 линии на пиксель. Чуть выше будет разрешение при узких диафрагмах от f/20. Но и оно уйдет ниже намеченного порога 0,65 линии на пиксель.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D IF AF Zoom-NikkorЭФР = ФР = 85 ммуровень хроматических аберраций на разных диафрагмах 85mm-chrom-jpg-300.jpg 85mm-chrom-raw-300.jpg JPG RAW «Хроматика» длинного фокуса у Nikon 24–85mm f/2.8–4D вырастает. Скорее всего, именно график RAW показывает истинную картинку, на нем хроматические аберрации очень заметны, находятся на уровне 5 процентов в центе кадра (для центра это много!) и на уровне 8 процентов на краю. График JPG показывает почти нулевой уровень, т.е. то, что с «хроматикой» успешно можно бороться. Но тем, кто снимает в RAW, придется бороться самостоятельно.

Nikon 24–85mm f/2.8–4D. Итоги. Теперь мы про этот объектив знаем почти все, можно подводить черту плюсов:

При средних диафрагмах довольно высокое разрешение по всему полю кадра. Относительно высокая светосила. Хорошая скорость и точность фокусировки. Хорошо работающи

Полный текст статьи читайте на iXBT