Полнокадровая беззеркалка Sony Alpha 7: тестирование с двумя объективами
и два объектива: Sony FE 28–70 mm F3.5–5.6 OSSCarl Zeiss Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM Название Sony Alpha 7 Дата анонса 16 октября 2013 г. Тип беззеркальная Производитель Sony Информация о камере Sony Alpha 7на сайте производителя Цена, корпус T-10542303 Цена, «кит» с Sony FE 28–70mm T-10542304 Содержание Наш предварительный обзор «семерок» — полнокадровых беззеркальных камер Sony Alpha 7 и Alpha 7R — был достаточно подробным, чтобы составить о героине нынешнего теста почти полное представление. И по цене, и по возможностям, и по технологиям. Так что повторяться мы не будем, попробуем максимально сосредоточиться на самом тесте. Причем не только камеры в «китовом» наборе, с объективом Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSS. Российское представительство Sonу также предоставило нам суперсветосильный Carl Zeiss Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM, который монтируется на камеру с помощью адаптера LA-EA4.
Основные характеристики Объектив Сменная оптика, байонет Sony E-mount; в «китовом» наборе — Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSS Матрица 24,3 Мп, Exmor APS HD CMOS, полный кадр 35 мм (35,9 × 24 мм) Светочувствительность ISO 50 — 25 600 Автофокус Гибридный — 117 точек (фазовый АФ), 25 точек (контрастный АФ) Экспозициия Многосегментный TTL-замер в 1200 зонах Экран TFT-дисплей, 3 дюйма, 921 000 точек, откидной Стабилизация изображения У камеры — нет, возможна только при использовании объектива с оптической стабилизацией изображения Режимы съемки Авто, PASM, 2 пользовательских, видео, панорама, сюжетные программы Формат файлов JPEG (Exif Ver 2.3), RAW (14 бит), RAW+JPEG Видео Максимальное разрешение Full HD 1920×1080 60p Память Карты памяти SD/SDHC/SDXC, Memory Stick Duo/Pro Duo/Pro-HG Duo Разъемы Multi (USB 2.0 + внешнее питание), Mini-HDMI (тип C), миниджек 3,5 мм для внешнего микрофона и наушников Источник питания Литий-ионный аккумулятор NP-FW50 (прибл. 270 кадров при съемке через видоискатель, прибл. 340 кадров при съемке с помощью ЖК-экрана) Размеры, вес 127×94×48 мм, 470 г (без объектива, включая вес батареи и карты памяти) Дополнительные характеристики Встроенная вспышка Нет Скорость затвора 30 с — 1/8000 с, синхронизация со вспышкой 1/250 с Видоискатель Электронный, 1,3 см (0,5″), OLED, 2 359 000 точек, охват кадра 100%, макс. увеличение — прибл. 1,4 «Горячий башмак» Да Беспроводные соединения Wi-Fi, NFC Автоспуск 10 / 2 с Подсветка автофокуса Да Брекетинг По экспозиции, по оптимизации динамического диапазона (DRO), по балансу белого Серийная съемка Обычная: 2,5 кадров/с; Быстрая (приоритет скорости): 5 кадров/с Форматы съемки 3:2 (6000×4000) / 16:9 (6000×3376) Конструкция, дизайн, управление По идее, Alpha 7 должна быть очень удобна. У камеры два основных управляющих колеса под указательным и большим пальцами. И еще дополнительное на задней панели (вокруг навипада). И на первый взгляд, дизайн — без изъянов; кажется, что все продумано, все кнопочки и колесики на своих местах. И все же Alpha 7 не оправдала всех ожиданий. В теории она достаточно удобна, а в руках — недостаточно. Это не только мое мнение, это мнение пяти неангажированных фотографов, с которыми довелось обменяться впечатлениями от «семерки». Хотя, конечно, эта выборка слишком мала, чтобы делать окончательные выводы. Возможно, общение с «семеркой» — дело вкуса и привычки.
Довольно много споров в сети (и на нашем форуме, в частности) было посвящено такому вопросу: насколько оправдано стремление Sony создать самую компактную полнокадровую камеру в мире? Ведь все равно вместе с объективом она перестанет быть компактной.Надо сказать, что в стремлениях Sony есть смысл. Объективы серии E-mount не страдают излишними размерами и весом, так что обычный набор «камера, вспышка плюс пара объективов» будет весить процентов на сорок меньше, чем у зеркалки уровня Canon 7D или Nikon 7100. Sony считает, что Alpha 7 составит конкуренцию именно этим камерам. Насколько оправданы эти ожидания — попробуем разобраться по ходу теста.
Революционный дизайн кому-то понравился, а кому-то — нет. Его нельзя считать стопроцентно удачным. Особенно часто слышатся жалобы на неудобное положение кнопки спуска (она ориентирована строго вверх, а указательный палец по привычке ищет чуть наклоненную поверхность). Формы Alpha 7 нельзя назвать обтекаемыми; по ощущениям — точно нельзя. Руки чувствуют не камеру, а «кирпичик». Но при этом (повторимся) оперативное управление продумано и идет «без тормозов». Два основных управляющих колесика и дополнительное (вокруг навипада) не разочаруют. Пользоваться диском экспокоррекции и диском выбора режимов вполне удобно.Но все же «прямоугольные» формы и малый размер камеры мешают, когда пользуешься программируемыми кнопками С1 (на верхней панели) и С2 (сверху на задней панели).
Положение кнопки видеозаписи — условно удобное. Может, здесь есть такая логика: для съемки видео сначала перехватите камеру так, чтобы левая рука могла свободно управлять зумом, а большой палец правой находился на кнопке «видео». Если мысль разработчиков шла по этому пути, то кнопка «видео» размещена так, как надо.Но к экрану и видоискателю нареканий никаких. Для полного счастья можно было сделать экран сенсорным, но Sony решила этого не делать. Наверное, чтобы «семерка» не получилась слишком навороченной.
Левый борт камеры открывает обычные проводные разъемы — USB, HDMI, подключение внешнего микрофона и даже наушников.Большим пальцем левой руки можно дотянуться до кнопки Menu, но небольшой уступ мешает сделать это свободно. Конечно, советовать легче, чем делать, но мне кажется, наклонная поверхность с выступающей кнопкой здесь была бы более уместна. Конструкция камеры слишком «прямоугольна».
А на правом борту расположилась точка касания NFC. По задумке создателей, продвинутый пользователь будет активно использовать смартфон для дистанционного управления и даже для установки приложений прямо в камеру. Как видите, камеру удобно монтировать на штативе, аккумулятор пакуется отдельно от карты памяти. А хват не простой — рельефный.И все же быстро привыкнуть к нестандартным особенностям Sony Alpha 7 сложно. По крайней мере, для некоторых.
Хотя камера пробыла в нашей лаборатории довольно долго — больше трех недель — привыкнуть к ней, полюбить ее, как родную, нам так и не удалось. При всех своих достоинствах уж слишком она революционная. Sony в лице «семерок» постаралась сделать нечто необыкновенное. Это удалось. Необыкновенное у «семерок» и снаружи, и внутри. Но за революционные действия обычно приходится расплачиваться тем, что не все получилось идеально.
Давайте посмотрим, как организовано меню камеры, останавливаясь, как обычно, только на заслуживающих внимания моментах:
Подведем итог. Sony постаралась сделать беззеркалку не хуже продвинутой зеркалки. Понятно, что количество задач, которые при этом пришлось решить — огромно. С большей частью удалось справиться, «семерка» позволяет снимать и не испытывать большого дискомфорта. Но отчасти работа с камерой либо неудобна, либо требует долгого привыкания. Здесь проще будет тем, кто начнет фотографировать «семеркой» и не будет знать, как лежит в руках зеркалка или относительно крупная беззеркалка (например, Olympus OM-D E-M1 или Panasonic Lumix DMC-GH3).
И еще опыт общения с Sony Alpha 7 показал, что старое правило «встроенная вспышка есть зло» неверно. Оказывается, очень часто встречаешь сюжеты, где надо чуть-чуть подсветить лицо или затененную грань. А вспышки для этого «чуть-чуть» нет. Имхо, это не совсем правильно — получается, что в угоду миниатюризации нас лишают необходимого. Впрочем, это болезнь не только «семерок», тот же Olympus E-M1 тоже ею страдает. Конечно, производители предусмотрели возможность установить в «горячий башмак» небольшую, как бы встроенную вспышку. Но отдельное устройство и встроенный модуль — это разные вещи. По определению и на практике.
Sony Alpha 7 и конкуренты CanonEOS 6D FujifilmX-T1 NikonD610 OlympusOM-D E-M1 PanasonicDMC-GH3 SonyAlpha 7 Матрица 20 МпCMOSFull Frame 16 МпCMOSAPS-C 24 МпCMOSFull Frame 16 МпLive MOS4/3 16 МпLive MOS4/3 24 МпCMOSFull Frame Макс. чувств. 25 600102 500* 320051 200* 640025 600* 25 600 320025 600* 25 600* Дисплей 3,0″ TFT1 040 000фикс. 3,0″ TFT1 040 000фикс. 3,2″ TFT921 000фикс. 3,0″ OLED1 037 000откидной, сенсорный 3,0″ OLED610 000откидной, поворотный, сенсорный 3,0″ TFT921 000откидной Стабилизатор нет нет нет оптич. нет нет Видео Full HD30p Full HD60p Full HD60p Full HD30p Full HD60p Full HD60p Вес, размеры 755 г145×111×71 мм 440 г129×90×47 мм 850 г141×113×82 мм 497 г130×94×63 мм 550 г133×93×82 мм 470 г127×94×48 мм Цена T-8458236 T-10687078 T-10533681 T-10498016 T-8459250 T-10542303 * — в расширенном режиме
Качество изображения — шумы Интересно, чем руководствуются производители, когда объявляют верхний предел чувствительности? Это риторический вопрос, поскольку ответ очевиден — расчетами маркетологов. Всем заранее понятно, что на верхней чувствительности результат будет намного ниже приемлемого, но показать в характеристиках ISO 25600 — это круто. Собственно, это не легкий упрек Sony, а замечание о том, как нас заманивают в сети. Причем они знают, что мы знаем, что они знают, что мы знаем. Но таковы правила игры, и вряд ли кто-то будет их менять.
Так что вздохнем по поводу верхней чувствительности, но порадуемся, что на уровне ISO 3200 мы наблюдаем вполне съедобную картинку, вполне пригодную для жизни и творчества. А выше ISO 3200 — на любителя.
Сложно сказать, какая картинка лучше или хуже — при включенном фильтре шумов или при выключенном. Это, опять же, на любителя.
На сей раз мы решили не готовить семплы RAW при включенном фильтре. Хотя незначительные отличия между RAW с шумодавом и RAW без оного найти можно, они настолько малы, что не стоит заморачиваться. Происхождение этих отличий, как вычислили энтузиасты нашего форума, скорее всего, связано с тем, что в файл прописывается признак «включенный фильтр», а RAW-конвертор это учитывает при «проявке».
RAW у Alpha 7 дает более качественную картинку, чем внутрикамерный JPG. Разумеется, все упоминания RAW предполагают «проявку» с установками по умолчанию. Обычно мы используем «народный проявитель» — Adobe CameraRAW последней версии на момент выхода статьи.
Изображения «радиальная мира + деревянная линейка» дополнительно демонстрируют качество картинки, а также позволяют измерить разрешение в линиях на пиксель. На графиках, как обычно, темные линии показывают разрешение в центе кадра, а светлые — на краю.
Тест «шумы«оценка разрешения RAWслабый «шумодав» JPGслабый «шумодав» JPGсильный «шумодав» Теперь можно сделать выводы.
Конечно, самое наглядное представление о качестве изображения на разных значениях ISO дает фотография серой карты Kodak Gray Scale #13. Там хорошо видно, как постепенно мелкие символы теряют очертания, а шумы растут. На уровне ISO 3200 картинка остается относительно чистой, но когда чувствительность повышается до ISO 6400, уровень шумов заметно возрастает. Но при этом читаемость мелких символов сохраняется. И худо-бедно их можно прочитать даже на максимальной чувствительности ISO 25600.
Другими словами, Sony Alpha 7 не зря оснастили полноразмерным сенсором — разрешение на минимальной чувствительности ISO 50 находится на довольно высоком уровне, порядка 0,75 линий на пиксель в центре кадра и 0,7 — на краю. В случае RAW оно чуть выше, но общую картинку это не меняет:
Разрешение плавно, без резких скачков, снижается по мере возрастания чувствительности. Вплоть до ISO 8000—10000 разрешение остается высоким, порядка 0,6 линий на пиксель. На максимальной чувствительности оно падает примерно до 0,45 линий на пиксель, т. е. остается довольно высоким, особенно если учесть, что ISO 26500 — запредельная чувствительность. Мелкие детали мы можем разглядеть, но они уже не определяют качество картинки. Оптика — Carl Zeiss Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM Теперь попробуем определить, не зарезал ли китовый объектив разрешение в прошлом тесте. И поэтому тест «оптика» начнем с более крутой «линзы» — Carl Zeiss Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM. Поскольку это «фикс», задача упрощается многократно. При тестировании зумов мы обычно снимаем 12 контрольных кадров: диапазон фокусных расстояний дает нам три точки (минимальное ЭФР, среднее и максимальное), и в каждой точке делаются 4 снимка с разными значениями диафрагмы. В случае фиксированного ЭФР мы получили возможность снять большее число контрольных кадров — на каждом значении диафрагмы.
Здесь мы приводим не все контрольные точки. Самые интересные — краевые эффекты. На широкой диафрагме f/1,4 — f/3,5 мы наблюдаем заметные хроматические аберрации, которые потом пропадают и снова появляются в еле заметном виде уже на узкой диафрагме f/18,0. И потом в более заметном — на f/22,0.
На широкой диафрагме на краю кадра на снимке миры виден интересный эффект — что-то вроде дифракционного смазывания. Что касается разрешения — его легче показать на графике:
Как видите, разрешение на краю кадра всегда выше, чем в центре. Это прикольно, но в мире оптики встречается. А разрешение в центре кадра можно назвать высоким, но нельзя — очень высоким. На самой широкой диафрагме оно начинается от скромных 0,5 линий на пиксель, достигает пика 0,79 на f/11,0 и потом по мере приближения к f/22,0 падает до 0,65 линий на пиксель.
В общем, это неплохо. Но при выборе Carl Zeiss Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM желательно учесть, что:
Цена объектива — около 50 тысяч рублей. Это объектив с байонетом A-mount, и для его монтажа на Sony Alpha 7 потребуется адаптер LA-EA4 стоимостью почти 13 тысяч рублей. Геометрические искажения — бочка — на краю кадра очень заметны. И еще желательно учесть, что миниатюрная Sony Alpha 7 смотрится с этим объективом и адаптером как маленькая пушка (при установке на штатив приходится использовать не резьбу на нижней панели камеры, а резьбу на адаптере LA-EA4). Но в плюсе при этом остаются очень высокая светосила и высокая скорость фокусировки.
Оптика — Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSS На фоне странностей светосильного объектива китовый Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSS кажется почти простым и понятным. «Почти» — потому что на разных фокусных расстояниях разрешение в центре кадра то оказывается выше разрешения на краю, то практически совпадает с ним, то уходит вниз.
Тест «оптика«Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSSцентр кадра ЭФР = 28 мм ЭФР = 48 мм ЭФР = 70 мм f/3,5f/4,5f/5,6 f/7,1f/8,0f/9,0 f/13,0f/16,0f/18,0 f/22,0f/29,0f/36,0 В принципе, все это не так страшно, поскольку разрешение редко опускается ниже 0,6 линий на пиксель — как правило, картинка остается четкой. Падение разрешения на узкой диафрагме закономерно, но до отметки 0,45 оно падает только на краю кадра, на длинном «фокусе» при f/36.
Тест «оптика«Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSS ЭФР = 28 мм ЭФР = 48 мм ЭФР = 70 мм То есть по совокупности качеств китовый объектив оказывается намного более крутым, чем навороченный Carl Zeiss Planar T* 50mm F1.4 ZA SSM. Особенно если учесть весьма умеренные геометрические искажения и цену — в интернет-магазине Sony китовый FE 28–70mm F3.5–5.6 OSS стоит чуть меньше 20 тысяч рублей.
Тест «оптика«Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSSкрай кадра ЭФР = 28 мм ЭФР = 48 мм ЭФР = 70 мм f/3,5f/4,5f/5,6 f/7,1f/8,0f/9,0 f/13,0f/16,0f/18,0 f/22,0f/29,0f/36,0 Что касается хроматических аберраций — они проявляются лишь на коротком «фокусе» 28 мм. Они заметны при открытой диафрагме и чуть заметны при закрытой. В остальных контрольных точках они практически не видны.
Особенности Sony Alpha 7 Скорость, автофокус Безусловно, Sony Alpha 7 — быстрая камера. Вопрос — насколько быстрая. По сравнению с компактами — просто ракета, по сравнению с беззеркалками премиум-класса — достойная. А по сравнению с зеркалками, пожалуй, подтормаживает и «мажет».
Я не уверен, что в принципе можно разработать адекватный лабораторный тест для проверки скорости и точности автофокуса. Это будет попытка построить модель окружающей действительности. Пожалуй, разработчики ПО цифровых камер именно эту модель создают — чем точнее камера определит съемочный сюжет, тем вернее она выставит параметры съемки. У профессиональных зеркалок число типовых съемочных сцен в модели доходит до нескольких тысяч.
Когда-то я пытался решить подобную задачку при создании теста dial-up-модемов. Но даже там было сложно сымитировать типичные ситуации, с которыми сталкивается устройство. У фотокамеры этих ситуаций — просто море, и все типичные. Так что оценку скорости и точности автофокуса можно дать только экспертную. Она такова: для малодинамичной съемки Sony Alpha 7 очень хороша, а для динамичной (репортажной) — недостаточно хороша. Едва ли какой фотограф решится взять ее в качестве основной камеры, допустим, на свадебную съемку. Слишком высока ответственность, нет права на ошибку. Здесь пока зеркалки идут на голову впереди.
Зато скорость серийной съемки можно измерить относительно точно. Правда, мы получили результаты чуть ниже официально заявленных, но возможно, официальные данные были получены с каким-то более быстрым объективом, чем китовый Sony FE 28–70mm F3.5–5.6 OSS.
JPG RAW RAW + JPG Обычная скорость / количество кадровдо заполнения буфера 2,3 fps / ∞ 2,4 fps / 44 2,4 fps / 34 Обычная скорость / количество кадровпосле заполнения буфера 2,3 fps / ∞ 1,3 fps / ∞ 1,1 fps / ∞ Повышенная скорость / количество кадровдо заполнения буфера 4,7 fps / ∞ 4,7 fps / 28 4,6 fps / 24 Повышенная скорость / количество кадровпосле заполнения буфера 4,7 fps / ∞ 1,3 fps / ∞ 1,1 fps / ∞ То есть серийная съемка быстрая, а буфер достаточно емкий, чтобы «стрелять» длинными очередями. После заполнения буфера Sony Alpha 7 впадает в «крейсерский режим», в котором JPG лучшего качества можно снимать до потери пульса или до заполнения карты памяти — что раньше произойдет. В таком же режиме можно снимать и RAW, но здесь скорость будет чуть выше 1 кадра в секунду. А чтобы снова перейти в состояние готовности к быстрой съемке, записав на карту отснятые кадры, камере потребуется примерно 15 секунд (от 10 до 20 секунд).
Видео Тем, кому интересно полное исследование Sony Alpha A7 как видоекамеры, сразу советую переключиться на статью Сергея Мерькова «Видеосъемка фотоаппаратом. Sony Alpha A7».
Я же только могу сказать, что Sony Alpha A7 очень хорошо и быстро ловит фокус даже в сложных сценах (с несколькими планами в кадре). И что лучше вести съемку с частотой кадров выше 30p, тогда даже мелкие подергивания исчезают. В ролике, который я отобрал для статьи, экспокоррекция вывернута на +1 ступень, съемка получилась пересвеченной, зато очень хорошо видны работа автофокуса и небольшие подергивания (фрагмент, когда клавиатура снимается крупным планом). Оригинальный формат ролика — 1920×1080@25p.
Итоги Итак, плюсы и минусы Sony Alpha 7 разложены по полочкам, теперь осталось собрать их в небольшом резюме.
Минусы камеры:
Оригинальный, но спорный дизайн. Бо́льшая часть функций вызывается легко и свободно, но оперативный доступ к некоторым кнопкам (Menu, С2) затруднен, а к некоторым (С1) — не слишком удобен. Отсутствует встроенная вспышка. Уровень шумов нельзя назвать запредельным, но они заметны даже на ISO 1600 и выше. От полноформатной матрицы можно ожидать большего. Скорость и точность автофокуса порой разочаровывают, особенно в съемке высокодинамичных сцен, особенно при средней и низкой освещенности. Цена самой камеры, оптики и аксессуаров — высока. Плюсы камеры:
В целом схема управления очень удобна и быстра. Если чувствительность не превышает ISO 1600, камера снимает с очень высокой детализаций. К экспозиции и балансу белого сложно придраться (только в смешанном свете баланс белого иногда «желтит»). Работа «шумодава» на высокой чувствительности весьма искусна, многие объекты прорисовываются «как живые». Точная и быстрая работа автофокуса при съемке малодинамичных сцен. Высокая функциональность. В любом случае, какие бы минусы ни вырисовывались, надо признать, что в общем наступлении беззеркальных камер появление Sonу Alpha 7 — весьма серьезный прорыв. Конечно, некоторые заявления Sonу — что теперь беззеркалки могут составить конкуренцию не только зеркалкам начального уровня — излишне амбициозны. Но то, что они быстро растут и уже дышат в затылок полупрофессиональным си-эл-эрам — это сложно отрицать.
Главный итог: Sony Alpha 7 — очень серьезная разработка для энтузиастов. Но ее претензии на профессиональные возможности пока преждевременны.
Галерея При хорошо поставленном свете в низкодинамичных сценах Sony Alpha 7 снимает не хуже зеркалок среднего и полупрофессионального уровня. В Сети можно найти немало великолепных кадров. Так что при отборе снимков для Галереи мы в основном старались показать, как камера справляется со сценами, в которых приходится повышать чувствительность выше порогового значения ISO 1600.
Полный текст статьи читайте на iXBT