Политика конфиденциальности – как сделать правильно?

На что следует обратить внимание при составлении соглашения об обработке персональных данных Дата публикации: 16.08.2017   Июль 2017 все же заставил владельцев сайтов изрядно понервничать. Виной тому вступившие 01 июля 2017 года в силу поправки в статью 13.11 КоАП РФ (см. Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»), ужесточающие административную ответственность за нарушение персональных данных. Размер штрафов для предпринимателей варьируется в диапазоне от 5 тыс. руб. до 75 тыс. руб. Последняя цифра касается организаций, допустивших обработку персональных данных, не получив письменного согласия субъекта персональных данных. Прежде чем бить тревогу и думать, что же делать и бросаться отключать на сайте формы для обратной связи, необходимо провести диагностику собственного сайта на предмет наличия или отсутствия документов, регулирующих отношения с пользователями, в том числе по вопросу обработки оставляемых ими данных, а также оценить их содержание с точки зрения прозрачности, полноты, непротиворечивости и достаточности. Если не знаете, как это сделать правильно, и что должна включать в себя политика конфиденциальности, предлагаем обратить внимание на ключевые моменты. Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис работает БЕСПЛАТНО как для заказчиков, так и для исполнителей. 1 Зачем нужна Политика конфиденциальности? Думаем, что здесь ответ очевиден. Документ, регулирующий обработку персональных данных пользователей и размещаемый на сайте, является ни чем иным как правилами игры, которые устанавливает владелец сайта в отношениях с пользователями. Цель фиксации и размещения таких правил — снизить риски из законодательства о персональных данных, при необходимости дать отпор потребительскому экстремизму. 2 Как лучше назвать — оферта, соглашение об обработке персональных данных или политика конфиденциальности? С юридической точки зрения название документа, регулирующего обработку персональных данных пользователей, не имеет значения. Остальное — дело вкуса каждого владельца сайта. Со своей стороны можем выделить название «политика конфиденциальности» из-за его емкости, повсеместного использования и понятности для пользователя. 3 Как лучше разместить — в виде отдельного документа или сделать частью оферты/пользовательского соглашения? Здесь также нет обязательных правил и универсального шаблона. Можно отразить необходимые положения в отдельном документе или сделать частью, например, пользовательского соглашения. Как правило, пользовательское соглашение содержит немало особенностей использования сайта, что влияет на объем документа. Включение в пользовательское соглашение еще и положений по обработке данных будет явно перегружать документ и усложнять его восприятие пользователем. При размещении на сайте двух отдельных документов (например, политики конфиденциальности и пользовательского соглашения) рекомендуем проверить их на отсутствие противоречий друг другу, а также на наличие ссылок друг на друга. 4 Нужно ли помимо Политики конфиденциальности размещать также отдельную форму согласия на обработку персональных данных? Здесь ответ прост. Если из Политики конфиденциальности очевидно следует согласие на обработку каких данных и с какой целью дает пользователь, то отдельная форма согласия будет явно лишней. 5 Как заставить правила работать? Политика конфиденциальности это та же оферта (соглашение), только по вопросам, связанным с обработкой персональных денных пользователей. Для того, чтобы пользователь считался принявшим условия обработки его данных владельцем сайта, он должен акцептовать предложенные правила (принять, согласиться). Таким акцептом могут быть: регистрация/авторизация, проставление отметок в полях, выполнение последовательности действий, использование функционала сайта. Рекомендуем не привязываться и не ограничиваться описанием одной формы акцепта, а использовать и фиксировать их совокупность, например, следующим образом: «Пользователь дает своё согласие с положениями настоящей Политики конфиденциальности нажатием кнопки «Принять Политику конфиденциальности» или «Продолжить», проставлением соответствующей отметки в поле при Регистрации, в том числе на любом этапе такой регистрации и (или) в любой момент пользования сайтом.» 6 Что включать в Политику конфиденциальности (далее также Политика)? Универсального шаблона Политики конфиденциальности нет. В любом случае при составлении Политики конфиденциальности стоит учитывать специфику работы сайта, его назначение, функциональные возможности, круг пользователей, объем оставляемых ими данных. Анализ действующего законодательства в сфере обработки персональных данных, а также собственный опыт, позволил нам сформулировать следующие рекомендации владельцам сайтов по содержанию Политики конфиденциальности: По желанию включаем раздел с терминами и определениями — не является обязательным. Для удобства пользователя и унификации документов на сайте можно включить соответствующий раздел с понятиями и определениями, которые являются общими как для Политики конфиденциальности, так и для Пользовательского соглашения (например, «Политика конфиденциальности», «пользователь», «сайт», «владелец сайта», «личный кабинет» и др.). Отсутствие такого раздела в Политике конфиденциальности не связано с рисками для владельца сайта. Выделяем общие положения, где описываем: предмет регулирования Политики (например, «регулирет порядок обработки персональных данных пользователей, в том числе с целью обеспечения безопасности обработки персональных данных пользователей, обеспечения их прав и интересов при обработке персональных данных»). формы акцепта пользователя с условиями Политики и обработкой данных (пример приведен в п. 5 настоящей статьи). место разрешения споров, вытекающих из Политики, с оговоркой (например, все возможные споры по поводу настоящей Политики конфиденциальности и отношений между пользователем и Администрацией сайта будут разрешаться по нормам российского права в суде по месту нахождения Администрации сайта, если иное прямо не предусмотрено законодательством РФ). Оговорка необходима для соблюдения действующего законодательства, а указание на место рассмотрения споров по месту нахождения владельца сайта призвано оказывать скорее превентивный эффект на пользователя. порядок изменения и обновления Политики (например, «Администрация сайта оставляет за собой право изменять и (или) дополнять настоящую Политику конфиденциальности без какого-либо специального уведомления. Новая редакция Политики конфиденциальности вступает в силу с момента ее размещения на странице сайта, если иное не предусмотрено новой редакцией Политики конфиденциальности. Действующая редакция Политики конфиденциальности всегда находится на странице сайта по адресу…»). Стоит указать, что молчание пользователя расценивается как согласие с изменениями и (или) дополнениями Политики конфиденциальности. отсутствие доступа к данным, которые пользователь оставляет на сайтах третьих лиц. Подобное может быть связано с оплатой пользователем услуг и предоставлением своих платежных данных. В таком случае стоит четко указать, например, следующее: «пользователь признает и подтверждает, что любые данные (в том числе, реквизиты банковских карт), прямо или косвенно связанные с оплатой услуг и сервисов, размещаются Пользователем на страницах сайтов, принадлежащих третьим лицам, не имеющим отношения к Администрации сайта; Администрация сатйа не имеет доступа к таким сведениям, не осуществляет любых действий в отношении таких данных, включая их сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т.ч. передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, трансграничную передачу». Фиксируем предоставление согласия на обработку персональных данных. Это просто «must have» любой политики конфиденциальности. Обязательно указываем, что давая согласие, пользователь действует своей волей и в своем интересе. Согласие дается пользователем с момента регистрации на сайте и (или) совершения иных действий, связанных с использованием сервисов или возможностей сайта. Указываем на цель предоставления согласия. Здесь возможны одновременно несколько вариантов: для целей заключения с Администрацией сайта соглашения, иных договоров, прямо предусмотренных Политикой, иных соглашений, размещенных на страницах сайта, и их дальнейшего исполнения, участия в проводимых акциях, принятия решений или совершения иных действий, порождающих юридические последствия в отношении пользователя или других лиц, для принятия, обработки запросов; информирования о состоянии запроса, услугах, например, посредством электронных и SMS- уведомлений; улучшения качества работы сайта; проведения статистических и иных исследований на основе обезличенных данных. Ключевым является первый вариант с указанием на предоставление данных с целью заключения с Администрацией сайта соглашений и их исполнения. Этот вариант при возникновении проблем с Роскомнадзором позволит объяснить отсутствие согласия на обработку персональных данных «на бумаге», а также ненаправление владельцем сайта уведомления в Роскомнадзор. Описываем состав персональных данных. Помним, что не все данные о пользователе являются персональными. К персональным относится такая совокупность данных, которая позволяет идентифицировать пользователя, например, ФИО и адрес места жительства. Можно указать, что согласие распространяется на фамилию, имя, отчество, адрес, номер телефона и любую иную информацию, относящуюся к личности пользователя, доступную либо известную в любой конкретный момент времени Администрации сайта. Указываем срок, на который предоставляется согласие. Может быть описан такой вариант — согласие дается пользователем до истечения сроков хранения соответствующей информации или документов, содержащих вышеуказанную информацию, определяемых в соответствии с законодательством РФ, после чего оно может быть отозвано пользователем путем направления соответствующего письменного уведомления Администрации не менее чем за 3 месяца до момента отзыва согласия. Фиксируем объем возможных действий по обработке. Здесь исходим из того, что чем больше описано возможных действий с данными, тем лучше. Можно описать так: согласие предоставляется на осуществление любых действий в отношении персональных данных, которые необходимы или желаемы для достижения указанных выше целей, включая, без ограничения: сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в т.ч. передача), обезличивание, блокирование, уничтожение, трансграничную передачу персональных данных, а также осуществление любых иных действий с персональными данными пользователя с учетом действующего законодательства РФ. Указываем способы обработки данных. Можно указать следующие: хранение, запись на электронные носители и их хранение, составление перечней. Отдельно стоит отметить, что указанный перечень способов обработки не является исчерпывающим. Включаем право на раскрытие третьим лицам. Стоит зафиксировать право Администрации сайта по передаче данных третьим лицам для достижения указанных в Политике целей, а также согласие пользователя на подобное. Определяем порядок направления юридически значимых сообщений. Для регулирования потока входящих от пользователей обращений по вопросам обработки данных стоит усложнить процедуру взаимодействия с Администрацией сайта. Сделать это можно путем определения письменной формы для таких обращений, а также способа их представления — направление на указанный на сайте почтовый адрес и/или с курьером. Дополнительно стоит указать, что в противном случае, обращения и уведомления пользователя могут остаться без рассмотрения. Надеемся, что приведенный выше «чек-лист» будет полезным не только для составления политики конфиденциальности «с нуля», но и для осознанной проверки уже имеющегося документа с его последующей доработкой. Помним, что правильное и должным образом проработанное документальное оформление отношений по обработке персональных данных пользователей в последующем позволит минимизировать риски и избежать привлечения к ответственности. Автор: Елизавета Разина, Ветров и партнеры (Старший юрист) Иллюстрация: http://www.2nsp.ru/wp-content/uploads/2016/12/safe2.jpg Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus. Рекомендуем: Судиться не страшно (в двух частях) Мы победили! Ура! Однако чего просто так радоваться, надо же рассказать что-то поучительное по итогам. Как поступать, если заказчик затягивает приемку работ Итак, если заказчик пропадает — посмотрите в договор и проверьте, правильно ли вы направили результат работ. Отправьте акт. Потом можно звонить, искать, писать, встречаться. Обратная последовательность приводит к потере денег. Договор на разработку сайта: так, а не иначе Чтобы упросить документооборот, с каждым клиентом мы заключаем рамочный договор, а конкретные работы регламентируются приложениями к нему. Идти ли судиться? Добрый день! Вопрос-дискуссия, хочется услышать опыт других IT-компаний. Скажите, пожалуйста, как часто Вы подаёте в суд на своих Заказчиков в связи с несоблюдением ими сроков подачи материалов, либо завышенных требований, либо игнорирования ими условий договора? В общем, когда тебе садятся на шею, манипулируют и пытаются устроить «долгострой» из сайта, потом выложить его в интернет и пользоваться бесплатно, постоянно дорабатывая…

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine