Почему заказчики не отвечают на ваши заявки и как получить работу

Редактор блога Нетологии Юлия Чернова перечислила популярные ошибки фрилансеров, из-за которых они не получают заказы, и предложила решение проблемы.

Обучение в онлайн-университете: курс «Интернет-маркетолог: от новичка до профи»

Не даете никакой информации о себе

Что не так. Заказчики не рискуют сотрудничать с исполнителями, о которых ничего не знают. Если не заполните профиль на бирже или личный блог, сайт — останетесь анонимом, которому не стоит доверять.

Что делать. Оставьте подробную информацию о себе, покажите, что не скрываете настоящие данные и готовы выходить на связь.

  • укажите настоящие имя и фамилию, поставьте фото;
  • оставьте контакты — электронную почту, ссылки на страницы в соцсетях, ники в мессенджерах;
  • расскажите об образовании, опыте работы, перечислите профессиональные навыки;
  • перечислите, с какими заказами работаете, например, пишете только тексты для лендингов или разрабатываете мобильные приложения C, C++.


Подробно заполненный профиль дизайнера с биржи UpWork

Откликаетесь на проекты не своего уровня

Что не так. Ошибку допускают новички и специалисты среднего уровня, которые откликаются на заказы для профи. Если заказчик выставляет ожидаемый уровень исполнителя, он вряд ли согласится сотрудничать с менее опытным специалистом.

Что делать:

Пользуйтесь функцией автоматической фильтрации заказов по уровню исполнителя. Возможность сортировать заказы и выделить подходящие для себя предусмотрена на некоторых биржах, например, на бирже контента Адвего.

Проверяйте нужный уровень исполнителя в заказе самостоятельно. Как правило, заказчики пишут об этом.

Если в заказе прямо не написано, что задание для Junior, Middle или Senior, честно оцените свои возможности. Подумайте, выполняли ли вы раньше аналогичные задания и справитесь ли с этим.


В вакансии сразу указали нужный уровень разработчика

Откликаетесь без портфолио

Что не так. Когда заказчик сразу просит показать портфолио, он намерен выбирать исполнителя именно по предыдущим работам.

Что делать. Если у вас нет портфолио, не тратить время. За тот час, в течение которого вы будете вести переговоры и пытаться убедить заказчика, можно найти другой проект. И с большей вероятностью получить работу.

Сразу говорите, что у вас нет портфолио

Что не так. Если потенциальный заказчик не требует показать работы из портфолио, не говорите, что у вас его нет. Сразу говорить, что вам нечего показать из примеров работ — значит оправдываться.

Что делать. Подайте заявку и расскажите, чем вы будете полезны без упоминания портфолио. Если заказчик не требует примеров работ, будет выбирать по другим критериям.

Показываете слабые примеры работ

Что не так. Собирать в портфолио как можно больше работ, не учитывая их качество — неправильный подход. Возможно, заказчик просмотрит примеры наугад, и попадет как раз на слабые. Даже если потенциальный клиент ознакомится со всем портфолио, слабые работы понизят ваш уровень.

Что делать:

  • Добавьте в портфолио 2–3 сильных работы. Они покажут ваш профессионализм лучше, чем десятки посредственных.
  • Регулярно обновляйте портфолио. Фрилансеры, которые постоянно работают, развиваются профессионально и повышают качество работ. Возможно, через 1–2 года сильные когда-то работы будут понижать ваш нынешний уровень.


Пример портфолио дизайнера с сайта Weblancer

Рассказываете о себе, а не о пользе для клиента

Что не так. Не стоит расхваливать себя, перечислять оконченные курсы и выполненные проекты. Заказчик увидит еще несколько десятков подобных откликов — ошибку допускают многие. Ему вряд ли о чем-то скажут названия проектов, в которых вы участвовали, если это не статьи для Хабра, редизайн Авито или другие задачи аналогичного уровня. И главное: заказчику не нужно знать, какой вы крутой специалист, он ищет решение своей проблемы.

Что делать. Предложите клиенту решение его задачи. Например, если клиент выбирает исполнителя для заполнения карточек товаров в интернет-магазине, оставьте такую заявку:


Пример правильной заявки: автор говорит, как поможет решить задачу клиента

Не умеете вести переговоры

Что не так. Потенциальный клиент вряд ли доверит вам работу, если:

  • долго не отвечаете, отписываетесь в течение нескольких часов или даже дней;
  • сразу заявляете, что будете общаться только с руководителем проекта, а не менеджерами и показываете свое пренебрежение;
  • даете понять, что сомневаетесь в профессионализме заказчика;
  • грубо и высокомерно указываете на ошибки в ТЗ или неправильный подход к работе;
  • в общении используете много терминов, в которых никто не будет разбираться.

Что делать. Соблюдайте правила деловой переписки, покажите заинтересованность в сотрудничестве:

  • Отвечайте быстро: в чате — желательно сразу, через почту — в течение 5–10 минут.
  • Общайтесь одинаково корректно с руководителем проекта и менеджером. Подсказка: если общаетесь с менеджером или посредником, уточните, кто будет согласовывать результат работы. Чем больше этапов согласования, тем больше может быть правок.
  • Если нашли неточность в ТЗ или подходе к работе, деликатно укажите на это, подскажите, как улучшить. Если видите, что заказчик не компетентный — не тратьте свое время, ищите другой проект.
  • Вместо использования заумных терминов, расскажите наглядно, чем сможете помочь. Например, привлечете новых подписчиков в группу или ускорите загрузку сайта, чтобы клиенты не уходили.

Не обладаете нужными навыками

Что не так. Откликаться на проект, если не знаете, как его выполнять — пустая трата времени.

Что делать:

  • Если не знаете несколько технических деталей, например, умеете работать с WP и не работали с Joomla, попросите у заказчика инструкцию. Клиент, которого устраивают остальные ваши навыки, проведет краткое обучение.
  • Если не знаете, как выполнить масштабную часть проекта и быстрый инструктаж не поможет, не подавайте заявку на проект. Сначала закройте пробелы в знаниях.

Бонус: как прокачать навыки, чтобы брать дорогие заказы

Копирайтеру, редактору

  • «Пиши, Сокращай», Максим Ильяхов. Книга о инфостиле, чистке текста от словесного мусора, структурировании. Учит писать кратко, наглядно, с пользой для читателей.
  • Блог копирайтера Петра Панды. Полезная информация об основах копирайтинга, SEO и продающих текстах, последние тенденции и новости веб-райтинга.
  • Курс Нетологии «Коммерческий копирайтинг: практика работы с текстом». Обучение онлайн с преподавателями-практиками. Изучение текстов для блога, рассылок, посадочных страниц, основ редактуры.

Маркетологу

  • «Blue Ocean Strategy», Чан Ким. Книга-руководство, которая пошагово объясняет, что делать для разработки уникального маркетингового продукта.
  • Телеграм-канал «Кухня email маркетинга». Авторы регулярно публикуют советы маркетологам, полезные статьи, чек-листы.
  • Курс Нетологии «Контент-маркетинг: создание и реализация успешной медиа-стратегии». Практическое руководство, как разрабатывать контент-стратегию, анализировать ЦА и конкурентов. Обучение работе с разными типами контента и каналами их распространения.

SMM специалисту

  • «Жесткий SMM. Выжать из соцсетей максимум», Дэн Кеннеди. Автор рассказывает, почему SMM-маркетинг не приносит прибыли и что с этим делать. Показывает, как выстроить воронки продаж при помощи электронных писем, онлайн-видео, рекламы.
  • «Канал ленивого SMMщика» в Телеграме. Канал Александра Чижова с советами по эффективному таргетингу в соцсетях и личным опытом автора.
  • Курс Нетологии «SMM-менеджер: продвижение бизнеса в социальных сетях». Программа обучения, как использовать соцсети для ведения бизнеса, создавать и продвигать контент, формировать лояльность аудитории.

Дизайнеру

  • «Веб-дизайн», Дмитрий Кирсанов. Наглядное объяснение основ веб-дизайна, основы работы со шрифтами, формами, цветом, текстурами. Практические советы по дизайну сайтов.
  • Телеграм-канал «Best Designer». Канал о графическом и веб-дизайне, фрилансе, самообразовании. Регулярные обзоры инструментов, практические руководства и уроки, подборки полезных книг.
  • Курс Нетологии «Fullstack-дизайнер». Программа для тех, кто хочет научиться самостоятельно разрабатывать концепцию проекта и реализовать ее от разработки прототипа до создания дизайна, отрисовки и верстки компонентов.

Программисту

  • «Программист-прагматик», Эндрю Хант, Дэвид Томас. Книга для тех, кто начинал программировать, но забросил. Авторы наглядно объясняют основы программирования, рассказывают о самоорганизации и ответственности.
  • Телеграм-канал «Front End Dev». Статьи, новости и уроки по front end и web-разработке.
  • Курс Нетологии «Python-разработчик». Курс обучения для программистов, которые осваивают язык Python, хотят разрабатывать современные веб-приложения, работать с big data и алгоритмами машинного обучения.

Читать еще: «Как фрилансеру выделиться среди конкурентов на бирже и зарабатывать больше»

Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

Полный текст статьи читайте на Нетология