Почему ваша доска задач — не канбан

Визуальные доски задач — один из главных ежедневных инструментов рабочих команд. В условиях, когда условных тим-лида и разработчика могут разделять тысячи километров, доски задач помогают сохранять наглядность рабочих процессов и всегда быть в курсе, чем занят каждый член команды.

Используя такие доски, компании и сотрудники часто предполагают, что автоматически используют систему организации рабочих процессов Kanban. Поэтому зачастую любую визуальную доску задач называют канбан-доской.

Однако не каждая доска задач разработана в соответствии с принципами производства «точно в срок» канбан. И, что еще важнее, не каждая доска задач поможет процессам и командам улучшаться с течением времени. Таким образом: любая канбан-доска — это доска задач, но не любая доска задач — это канбан-доска.

Давайте разберемся, чем отличается канбан-доска от простой доски задач и почему эти отличия важны.

Что такое доска задач

Доска задач — это тип визуального инструмента управления задачами, который команды используют для отслеживания и управления своей работой. Доска делится на несколько вертикальных колонок, представляющих последовательные этапы работы. Рабочие задачи визуализируются в виде «карточек», которые перемещаются по доске от одной колонки к другой по мере готовности задач.

Базовый макет доски задач

Доски задач широко используются командами и целыми организациями. Они помогают командам:

  • визуализировать ход рабочих процессов;
  • делиться информацией;
  • быть в курсе, чем занимается каждый член команды.

Доски задач — это базовый онлайн-инструмент, который в том или ином виде применяют уже почти все рабочие команды.

Что такое канбан-доска

Канбан-доска — это разновидность доски задач, сконструированная по принципу организации производства «точно в срок». Созданный в цехах Toyota, как способ визуального планирования, в настоящее время канбан используется командами, чтобы лучше понять, организовать и контролировать свой рабочий процесс. Ко всем стандартным преимуществам визуальной доски задач канбан-доска прибавляет ускорение работы и инструменты, которые подсвечивают узкие места рабочего процесса, помогая доводить больше задач до конца без превышения дедлайнов.

Канбан-доски помогают рабочим командам:

  • визуализировать ход рабочих процессов;
  • делиться информацией;
  • быть в курсе, чем занимается каждый член команды;
  • типизировать неоднородные задачи;
  • ограничивать количество незавершенных задач;
  • создавать и придерживаться четких и прозрачных политик процесса;
  • регулировать потоки задач.

Пример канбан-доски на платформе SimpleOne

В чем же отличия

Простая визуализация вашей работы на доске не означает, что вы применяете Kanban. Конечно, это неотъемлемая часть метода, но этого недостаточно для оптимизации рабочих процессов и их постоянного улучшения. Для этого команда должна следовать всем установленным принципам и практикам канбан, а в доске должны быть реализованы механизмы, помогающие этому.

WIP-лимиты — ограничение на количество задач

В основе многих теорий управления, в том числе Kanban, лежит закон Литтла:

Иными словами: чем больше элементов одновременно находятся в работе, тем больше времени понадобится на их завершение в среднем.

Типичная картина для классических досок задач: у команды есть определенное количество задач, они размещают сразу все в столбце «в работе», а дальше как пойдет — какие-то задачи будут продвигаться быстрее, какие-то займут больше времени. Логика простая: если какая-то задача застрянет на определенном этапе, сотрудник не будет зря просиживать рабочее время, а займется другой задачей.

Но на практике получается не так уж эффективно — карточки скапливаются на каждом этапе, сотрудники постоянно переключают внимание с одной задачи на другую, толком не фокусируясь ни на чем. Весь производственный процесс затягивается, спотыкаясь о заторы из задач то на одном этапе производства, то на другом.

Пример переполненной доски задач

На канбан-доске такой перегруз задачами ограничивается с помощью WIP (work in progress) — лимитов, установленных для каждой колонки доски. WIP-лимиты обозначают максимальное количество карточек задач на всех этапах рабочего процесса. При превышении WIP-лимита, соответствующая колонка визуально выделяется, позволяя оперативно отреагировать на затор. WIP-лимиты помогают заканчивать работу быстрее, давая команде сосредоточиться только на том, что в данный момент находится в процессе. Заминка на любом этапе становится гораздо заметнее, ведь ее нельзя просто проигнорировать — система сигнализирует, что колонка заполнена. Таким образом, внимания к каждой задаче становится больше, качество выполнения задач улучшается, рабочий процесс становится более осознанным.

Пример канбан-доски SimpleOne. Столбцы различаются по цвету в зависимости от состояния WIP-лимита: зелёный — есть доступные слоты, жёлтый — WIP-лимит достигнут, красный — превышен

С WIP-лимитами у команды не будет соблазна приступить к новым задачам, пока не будут завершены уже начатые. Это создает систему вытягивающего производства, создавая оптимизированный поток и сокращая потери в процессе.

Что дают WIP-лимиты:

  • цикл производства ускоряется;
  • внимание сотрудников не рассеивается, фокус остается на завершении задач;
  • количество незавершенных задач сокращается;
  • время и результаты производства становятся более предсказуемыми, планировать становится проще.

«Плавательные дорожки» — приоритезация задач

Тут можно справедливо возмутиться: «А если мне поступит более срочная и важная задача, ваши WIP-лимиты не позволят мне ее решить, пока я не разберусь с третьестепенными карточками?»

Конечно, нет, ведь Kanban-доски отличаются еще и тем, что в них есть инструменты типизации и приоритезации задач: цветовые индикации, «плавательные дорожки», теги, которые показывают, что необходимо сделать в первую очередь.

Так, чтобы типизировать задачи по срочности и ускоренно проводить неотложные задачи, в канбан-доске SimpleOne реализованы «плавательные дорожки» (swimlanes). Дорожки визуально разделяют задачи по любым правилам, которые задаст администратор доски. Например, задачи в разных дорожках можно обрабатывать с разными скоростью и приоритетом.

Пример канбан-доски SimpleOne: задачи распределены по «плавательным дорожкам» разных команд — «Филины» и «Цикады»

Вывод

Независимо от характера бизнеса или количества вовлеченных людей, канбан-доски помогают планировать, управлять и оптимизировать процессы с меньшими усилиями. Если вы ищете простой инструмент управления работой, можно ограничиться обычной доской задач. В свою очередь, канбан-доски обеспечивают более продвинутую структуру работы.

Переход от стандартной доски задач к канбан-доске поможет добиться долгосрочных улучшений в рабочих процессах:

  • повышение прозрачности;
  • рост производительности;
  • бо́льшая гибкость;
  • сокращение количества незавершенных задач;
  • предсказуемость результатов.

Канбан-доска — это не просто доска со столбцами и карточками. Это мощный инструмент для повышения эффективности любых рабочих команд. Использование такой доски помогает приблизить процессы компании к максимальному соответствию методологии канбан и принципам бережливого производства.

Полный текст статьи читайте на Компьютерра