Почему SMM не может стоить 5 000 рублей в месяц?

uploadcs6kso1mi9.jpg

Крик души smm-щика со стажем

Именно под таким названием независимый консультант по digital-коммуникациям Анна Логиновская опубликовала пост на своей странице в Фейсбуке. Судя по количеству лайков (800) и перепостов (435) тема многих задела за живое, поэтому мы вновь напомнить о ней.

Сегодня сразу в нескольких сообществах наткнулась на людей, которые заявляли, что можно найти нормального сммщика за 5 тысяч рублей. Не предлагали свои услуги, а просто авторитетно заявляли, что можно.

Можно, я не спорю. Но тут получается вот такая история.

У бизнеса есть задачи, которые вы хотите решить с помощью соцсетей — это приток трафика на сайт, обратная связь, создание определенного имиджа, повышение узнаваемости, самопрезентация и т.д. Это НЕ продажи. Если у вас таких задач нет, то идите и сформулируйте. Если не получается сформулировать, то соц.сети вам не нужны (возможно, пока).

Факторы

Чтобы решить эти задачи, у вас должен быть план. Подробный план. С этапами и промежуточными задачами. С прописанной контентной политикой. Синхронизирущийся с планом развития бизнеса. Допустим, этот план у вас есть. Это может быть самый подробный план на свете, самый прекрасный, учитывающий каждую мелочь. Но никогда, повторяю, НИКОГДА, такой план не будет выполнен, если его не будут контролировать.
Фактор второй: соцсети — это очень динамичная материя. Недружелюбная. Острая. Стихийная. И даже сферический план в вакууме не сможет учесть все риски, которые могут произойти в отношении вашего бизнеса здесь.

 

Вывод: исполнитель, даже если он работает по составленному вами идеальному плану, должен, кроме того, что уметь постить и считать лайки, уметь думать. ДУ-МАТЬ. Оценивать обстановку, адекватность собеседников, не сходить на мат и угрозы, не выдавать неадекват в массы. О, поверьте мне, это только кажется, что таких людей полно.

Теперь считаем. Следите за руками.

На подготовку 1 поста в соц.сети в зависимости от тематики уходит от 20 минут до 3 часов. Возьмем минимальный показатель. 20 минут. Ок. Это только текст.
К тексту нужна картинка. Поиск ее занимает (тоже в зависимости от тематики) от 5 до 30 минут. Это без обработки.

Дальше идет адаптация поста для каждой соц.сети. Но допустим, что у нас ведется только одна.

Итого, 25 минут в день на 1 пост. Зафиксировали.

В Фейсбуке рекомендуется делать 1–2 поста в день, даже в выходные. Вконтакте вообще меньше 4 постов в день — это, считай, тебя нет. Поэтому возьмем средний показатель — 3. И у нас получается 21 пост в неделю. 84 поста в месяц.

84×25 = 2 100 минут
2 100 / 60 = 35 часов. Зафиксировали.

Это просто постинг.

Но нам ведь нужно решать наши задачи. А, значит, давайте накинем еще:

1) интерактив, в частности, проведение конкурсов.

При условии 1 конкурса в месяц с самой простой механикой — «получи приз за репост», накинем сюда время на отслеживание эффективности в текущем режиме, подведение итогов, нивелирование негатива недовольных. Допустим, все было хорошо, и заняло у нас это дело часов 5.

2) Настройка рекламы. Ой, вы, кстати, заложили бюджет на рекламу? Как не знали? Как думали, что оно само продвинется? Э, батенька, идите, учите матчасть. Само только дерьмо в проруби болтается. Короче. У нас есть мифический бюджет на рекламу. Неважно, сколько. Важно, что рекламу эту надо настроить, чтобы она решала наши задачи. Вот тут я снова сделаю ремарку про главную обязанность сммщика — думать. Короче, эта настройка занимает от 1,5 часов до 20 часов в месяц. Да, не надо такие глаза делать, говорю же, от цели зависит и объема рекламы. Возьмем средний показатель — 10 часов в месяц.

3) Мы идем по самому простому пути, да, поэтому давайте сразу про аналитику и закончим. Вот если у вас человек с головой, то он аналитику будет смотреть каждый день. И корректировать ваш идеальный план, чтобы он еще лучше работал. И это занимает минимум минут 30 в день. А если в месяц, да с итоговой отчетностью, да с рекомендациями, так ого-го — это все 20 часов.

4) А еще нормальный сммщик раз в час мониторит комменты, сообщения, профильные группы и все такое. Дадим ему на это минимум полчаса в день тоже. И вот еще 15 часов.

Теперь считаем еще раз.

35 часов на постинг + 5 на интерактив + 10 реклама + 20 аналитика + 15 мониторинг = 85 часов в месяц.

И тут самое интересное…

Делим 5 000 рублей кровного бюджета на 85 часов и — тадам! Оказывается, что наш сммщик, неглупый парень (или не парень), который умеет делать аналитику и нормально общаться с пользователями. Вот этот чудесный специалист, которого с руками и ногами. Вот этот гудвин, который решает ваши бизнес-задачи в социальных сетях и вообще по сути является вашим там лицом. Вот этот человек, оказывается, работал на вас по ставке 59 рублей в час. 59 рублей, Карл!

Верите?

Я расскажу, кто захочет по такой ставке работать:
— школьник из Кемерово, который копит на китайский айфон,
— декретная тетя из Саранска, которая пишет в Одноклассниках про своего годовасика и собирает там классы от родственников,
— Эээ… Не знаю. Кто еще? Индусы? (Быстро посчитала, что это 83 бакса в месяц — теперь и они не возьмутся).

Эти люди решат ваши бизнес-задачи? Вы готовы тратить свое время на то, чтобы постоянно (постоянно, я не преувеличиваю) их контролировать, исправлять за ними косяки. Чтобы эти люди представляли ваш бизнес в социальных сетях?

Так сколько же стоит SMM? Давай, скажи нам, раз ты такая умная! — это вы у меня сейчас спрашиваете.
А я умная, да, и поэтому не скажу. Потому что зависит все от того, какие задачи вам нужно решить и насколько разные модели вы хотите при этом использовать. Ну, еще там уровень исполнителя и все такое.

Засим закончу. Спасибо за внимание.

Автору явно удалось нащупать болевую точку. Очевидно, что озвученная Логиновской проблема более чем актуальна.




В комментариях разгорелась настоящая дискуссия. Оппоненты спорили, порой соглашались друг и другом, не стеснялись в выражении своих эмоций. (Кому интересно — не поленитесь, зайдите на страницу к Анне и прочтите все!). Мы же выделили мысль, проходящую красной нитью через все обсуждение. Недальновидность и скупость — вот самый распространенный повод для огорчений у креативщиков и маркетологов.




 

Как часто случается, разговор вышел за рамки темы, заявленной в посте. Участники обсуждения начали размышлять, что же такое SMM, насколько этот инструмент необходим и как его оптимально использовать. Социальные сети есть ни что иное как «сарафанное радио» XXI века. И трудно переоценить эту наиболее востребованную отрасль интернет-маркетинга.

Возникали споры, как оценивать эффективность работы (как со стороны клиентов, так и самих SMM-специалистов), как она влияет на конечный результат — продвижение на рынке, узнаваемость, развитие.


Сторона заказчиков в процессе развития дискуссии занимала все более наступательную позицию.

Слышались даже трагически-агрессивные ноты:

Вопрос открыт для обсуждения. И, наверное, останется открытым достаточно долго. Но все-таки для некоторых самонадеянных заказчиков хочется напомнить две прописные истины: «Ручная работа не может стоит дешево» и «Сэкономишь копейку — потеряешь рубль». Может быть, стоит все-таки довериться профессионалам?

Поставленные вопросы, конечно, носят больше философский характер и адресовать их стоит, прежде всего, заказчикам. Однако, что думают профессионалы? Есть ли способы удешевить или стандартизировать smm-услуги? Что думаете, коллеги?

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine