Почему мы не считаем разработку сайта по брифу?

uploadm0b0sie6ju.jpg

Вопрос про бриф возник недавно, когда мы общались с представителями тендерной площадки Workspace. Речь шла о том, насколько удобен сервис, и как улучшить их функционал. Нас спросили: что мы думаем о брифе, хотим ли, чтобы бриф был более подробным, возможно, под каждую услугу отдельный? Нет, утверждаем мы, бриф сегодня не нужен вовсе.

Уже 5 лет мы не используем этот инструмент, хотя раньше, как и большинство агентств, считали его актуальным. Но когда мы нашли свою нишу, то поняли, что бриф только сбивает с толку. Поэтому сейчас мы используем другие механизмы. И в этой статье расскажем подробнее.

Необходим сайт, мобильное приложение, услуги по SEO или контекстной рекламе? Тендерная площадка WORKSPACE поможет выбрать оптимального исполнителя. База проекта насчитывает более 10 500 агентств. Сервис БЕСПЛАТЕН для заказчиков.

Что такое бриф: за и против

Бриф — это определённый шаблон, который по задумке помогает собрать важную информацию о будущем проекте. Исполнитель с помощью этого документа может понять идею, потребности и цели клиента. Далее оцениваются трудозатраты и готовится коммерческое предложение. Такая последовательная цепочка вроде бы упрощает рабочий процесс. Это плюс. Но…

На деле бриф никогда не отвечает на все вопросы. С такой проблемой мы столкнулись сами. Как правило, он не отвечает даже на минимум вопросов. Всегда приходится уточнять детали и общаться с заказчиком лично. Никакой документ не сможет передать все сложности, мысли и переживания клиента. Стоит уточнить, что мы говорим о разработке сайта.

Может создать НЕшаблонный бриф?

Мы и сами задавались таким вопросом. Максимально разносторонний и затрагивающий все вопросы бриф — мог бы такой документ поправить ситуацию и дать полное представление о проекте? Чтобы получить ответ, мы провели эксперимент.

В первую очередь мы собрали все вопросы, которые обычно уточняем во время переговоров. Их количество стало приближаться к сотне… Тогда мы протестировали наш «МЕГАбриф» на некоторых заказчиках. И это был полный провал!

Для того чтобы человек заполнил подобный бриф, ему нужно хотя бы базово разбираться в разработке и понимать причинно-следственные связи. Есть и другой выход: выделять отдельного менеджера, который помог бы заполнить бриф клиенту. Но это не добавляет эффективности: тратится время на заполнение, потом на анализ данных, а после на подготовку обратной связи.

У нас в студии проект состоит из двух равнозначных частей: дизайн и программирование. И бриф не может описать все ожидания, эмоции, пожелания, которые нужны для разработки обоих частей. Поэтому для функционала есть ТЗ, а для понимания задач по дизайну — другой подход.

Какой выход мы нашли?

Пресейлом в студии «Магвай» занимаются только проектные менеджеры и руководители. У нас нет отдельных сейлзов, потому что мы не стараемся навязать клиенту услуги. Наша задача — понять, сможем ли мы помочь и решить задачи потенциального заказчика. А это может сделать только человек с реальным опытом ведения разных проектов. Поэтому на запрос о стоимости мы не высылаем безликий бриф, мы выясняем потребности и проводим бесплатную экспертную консультацию.

Если клиент находится в нашем городе, то встречаемся лично. Если нет, то проводим скайп-конференцию. Наша формула достаточно проста: опыт заказчика и знание своего бизнеса + опыт студии и знание того, как этот бизнес подать в сети = эффективный результат.

Подобные беседы занимают от 30 минут до 2-х часов и позволяют быстро узнать необходимую информацию. Иногда в процессе появляются и новые вопросы. Всё это помогает лучше понять бизнес и задачи клиента. Этот же подход даёт возможность презентовать компанию и себя как профессионалов своего дела. Клиент же, в свою очередь, получает экспертное мнение. Неважно, останется он делать проект у нас или пойдёт в другое агентство, у него будет сформировано чёткое видение всех процессов.

А чтобы консультация была максимально эффективной, у нас есть свой алгоритм работы. Мы заранее высылаем список вопросов, если в прошлом была короткая беседа о сути проекта. Если нет, то в начале разговора просим клиента подробно рассказать о проекте, делаем пометки и фиксируем вопросы, которые нужно задать позже. Не все ответы можно получить даже в ходе подобной беседы. Поэтому если остались пробелы, мы высылаем клиенту письмо и ждём ответов письменно или устно. Креативные пожелания заказчика также лучше зафиксировать в документе, а затем, после стратегической сессии, привести его в актуальный вид перед началом работ.

Иногда нам приходится работать с чужими брифами, и клиент не хочет тратить время на долгие беседы. Но даже в этом случае бриф не упрощает и не ускоряет работу студии. Ведь документ должен читать человек с соответствующими компетенциями, который сталкивался с подобными проектами в прошлом. И даже в таком случае у менеджера обычно появляется много уточняющих вопросов, и процесс брифования перетекает в консультацию.

А что насчёт высоконагруженных проектов?

Есть и другие примеры, и они касаются сложных проектов. Например, сейчас у нас в разработке крупный магазин запчастей. И мы провели с клиентом 4 полноценные скайп-беседы перед тем, как составить финальную смету.

Сначала мы общались с менеджером проекта. Затем подключился руководитель отдела продаж и высказал свои пожелания. Позже технический специалист, с которым мы обсудили все возможные интеграции, а также особенности внутренних систем заказчика. И в самом конце, перед формированием окончательного бюджета, мы провели скайп-беседу с руководителем бизнеса.

Только так мы смогли увидеть будущий проект в деталях, понять все нужды заказчика и каждого конкретного отдела. А клиент убедился, что у нас достаточно компетенций, чтобы реализовать его задумку в полной мере.

Может показаться, что этот пример — исключение из правил. Ведь мы говорили, что отказ от подробного брифа, в том числе, экономит время, при этом беседы по 4 часа с заказчиком в концепцию экономии вроде бы тоже не вписываются. Но если переложить количество полученной информации на любой классический бриф, то документ будет исчисляться сотнями страниц и всё равно не даст полной информации.

Вывод

Мы считаем, что главная задача для нас — создать такой сайт, который будет вызывать правильные эмоции у пользователей, а также устранит «боль» клиента и решит задачи его бизнеса. Чтобы достичь этой цели, можно применять разные инструменты, но бриф, к сожалению, не один из них. Общение — ключ к успеху. Именно так можно понять, насколько успешным получится сотрудничество. Мы узнаём детали проекта, заказчик узнаёт наши компетенции. Но и тут надо помнить, клиент раскрывается, только когда чувствует, что разговаривает с профессионалами.

Мы думаем, что эта тема — хороший повод для дискуссии, ведь у коллег может быть другое мнение. Будем рады его узнать!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine