Появилась возможность получать госуслуги без предварительного посещения МФЦ

globalcio.jpg

ИТ в госсекторе

31.01.2020, Пт, 06:59, Мск

Жители Ненецкого автономного округа получили возможность удаленно подавать заявления на оказание госуслуг и приезжать в МФЦ только один раз для получения документов.

Лучшим отраслевым решением в сфере государственного управления в 2019 г., по мнению экспертов Global CIO, стало Единое хранилище документов (ЕХД), заработавшее в Ненецком автономном округе.

Единое хранилище документов было создано компанией «Систематика Консалтинг» по заказу Департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа. Проект стартовал в августе 2018 г., а уже в декабре 2018 г. решение было передано в эксплуатацию. Функционал ЕХД стал доступен гражданам с 1 июля 2019 г. после вступления в силу закона «О предоставлении в Ненецком автономном округе государственных и муниципальных услуг с использованием единого хранилища документов». Система рассчитана на одновременную работу 1400 специалистов МФЦ и органов государственной власти.

Важная задача

Перед исполнителем была поставлена задача создать решение, способное существенно ускорить процесс получения гражданами государственных и муниципальных услуг и сократить количество бумажных документов, которые они должны для этого предоставить. Для этого необходимо обеспечить централизованное хранение копий личных документов заявителей, надежно защитить их от несанкционированного доступа и одновременно предоставить возможность специалистам государственных ведомств получать необходимые для оказания госуслуг сведения.

Награду за реализацию проекта получил Виктор Семко, главный консультант сектора цифрового государственного управления комитета цифрового развития и связи Департамента цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Ненецкого автономного округа

Техническая реализация

Специалисты «Систематика Консалтинг» предложили создать модуль «Единое хранилище документов» в составе единой цифровой платформы предоставления госуслуг, реализованной на основе инструментальной системы разработки распределенных приложений SiTex. В качестве платформы для разработки модуля было выбрано решение с открытым кодом CEPH Storage. Распределенный кластер обеспечивает хранение и репликацию данных, распределение нагрузки, гарантирует высокую доступность и надежность, а также не требует специального оборудования.

В ходе работ особое внимание уделялось обеспечению защиты хранилища от несанкционированного доступа и реализации настроек, которые бы обеспечивали доступ специалистов госведомств только к тем документам и сведениям, которые необходимы в конкретной ситуации.

Результаты проекта

Работы, выполненные в ходе создания Единого хранилища документов

  • разработка технического решения по модулю «Единое хранилище документов»;
  • разработка основных сценариев использования модуля «Единое хранилище документов» в работе сотрудников МФЦ и при подаче заявления с портала госуслуг;
  • разработка модуля «Единое хранилище документов»;
  • реализация процесса «Подача заявления с РПГУ» с использованием документов из ЕХД;
  • реализация процесса «Предоставление услуги в случае личной явки заявителя в МФЦ» с использованием документов из ЕХД;
  • реализация процесса «Запись в МФЦ для предоставления документов» с использованием документов из ЕХД;
  • доработка программного обеспечения единой цифровой платформы предоставления госуслуг для использования модуля ЕХД в существующих процессах оказания услуг;
  • разработка решений по визуальному интерфейсу взаимодействия с модулем ЕХД, минимизирующих действия пользователя.

В результате реализации проекта в составе уже используемой в Ненецком автономном округе единой цифровой платформы предоставления госуслуг, которая объединяет региональный портал государственных и муниципальных услуг (РПГУ) и МФЦ «Мои документы», появился дополнительный модуль — Единое хранилище документов (ЕХД).

В ЕХД поступают электронные копии личных документов, которые граждане предъявляют при обращении за государственными услугами. Это происходит двумя способами. Во-первых, при личном обращении в МФЦ можно дать согласие на размещение информации в хранилище. В этом случае оператор заверит копию документа электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправит ее в ЕХД. Во-вторых, можно специально обратиться в МФЦ, предъявить личные документы и написать заявление о размещении их в ЕХД. Это дает возможность в дальнейшем полностью отказаться от личных визитов в МФЦ и подавать заявления на оказание услуг через только через РПГУ.

Поступившие в хранилище копии личных документов группируются в зависимости от содержащихся в них сведений. Некоторые из них имеют ограниченный срок хранения.

Все электронные копии надежно защищены от несанкционированного доступа. Специалисты государственных ведомств и организаций могут получить доступ лишь к тем, которые необходимы в конкретном случае. Например, специалист МФЦ при общении с посетителем видит только те данные, которые нужны для приема заявления. А сотрудник ведомства, в которое поступило это заявление, получает доступ лишь к прикрепленным к нему документам. Сам же гражданин может в любое время через личный кабинет на РПГУ узнать, какие личные документы имеются в ЕХД.

Что получили граждане

Создание Единого хранилища документов в Ненецком автономном округе, безусловно, является значительным шагом навстречу гражданам. Теперь они могут удаленно через личный кабинет на РПГУ не только подать заявление, но и выбрать время, место и способ получения госуслуги, а также проконтролировать изменение статуса ее оказания. А это значит, что число личных посещений МФЦ может быть сокращено до одного раза. Для региона, где значительная часть населения проживает вдалеке от крупных населенных пунктов, это очень важно.


Полный текст статьи читайте на CNews