Перенос номера к другому оператору, круглая цифра в 50 миллионов для MNP
Привет.
Услуга переноса номера от одного оператора к другому (MNP) стала нормой. В 2012 году за год до внедрения постоянно говорили о том, что она будет означать отмену мобильного рабства, возможность выбрать того оператора, что устраивает вас как по качеству, так и по стоимости. Хотя выбор почти всегда идет по второму параметру, оценить первый, не попробовав, невозможно. Услугу запустили в 2013 году, в конце года попробовать перенести номер захотели почти 27 тысяч человек, успешно смогли это сделать всего 370. Но уже в 2014 году статистика была совсем иной, взгляните на цифры от ЦНИИС (здесь и далее мы используем их цифры, взятые вот здесь.
Назовем первый квартал действия услуги пуско-наладочным, операторы вырабатывали процедуры, а затем она полетела. Прекрасно помню, что операторы боялись начала новой ценовой войны, когда кто-то из них будет переманивать чужих клиентов и переводить их с помощью MNP. Первоначальные опасения развеялись, так как услуга не оказалась настолько массовой, хотя определенное влияние на рынок она, безусловно, оказала. Например, сегодня каждый из операторов сулит вам те или иные барыши, если вы приведете к нему своих друзей (в семейных тарифах уже можно подключать до десятка человек, что с натяжкой можно считать семьей в любом измерении).
На днях число заявок на перенос номера достигнет круглой цифры в 50 миллионов, интересно посмотреть, какой процент удачно переносит номер и как он меняется. Можно взять последние опубликованные данные за 28/29 июля 2021 года, получится, что подано 33 428 заявок, а перенесено 11 596 номеров (34.6%). Но оценивать за такой короткий период времени нет никакого смысла, плюс заявки копятся, поэтому стоит смотреть на кварталы. Погрузимся в 2016 год, процент переходов составит в начале года почти 60%, в 2018 году он будет около 50%, в 2020 году резко упадет до 30%. Аномалия легко объяснима, если вспомнить, что в первом полугодии у нас была изоляция, многие розничные магазины, включая операторские, не работали. Данные за 2021 год показывают, что процент переходов колеблется ниже 40%, что подпадает под описываемую тенденцию. И можно утверждать, что процент успешных переходов будет продолжать сокращаться и дальше. Давайте попробуем разобраться, почему так происходит и как используют MNP обычные люди.
Задумывался перенос номера как средство отвязать потребителя от необходимости быть с одним оператором. Что-то не понравилось, и вы можете перейти к другому оператору легко и просто. Первые несколько лет операторы учились вставлять палки в колеса для такого переноса, зачастую неверно заполненные паспортные данные заключались в том, что где-то поставили пробел, пропустили запятую или сделали что-то подобное. При этом абонента уговаривали, чтобы он остался, и это возымело действие, многие действительно отказывались от перехода, не хотели тратить время на разбирательства. Параллельно стало нормой предложение скидок на связь в зависимости от того, насколько долго абонент был с оператором, как и сколько он платил. Порой доходило до смешного, когда только обозначенная попытка перехода означала скидку в 50% на связь в течение года или вовсе бессрочно.
Начиная с 2018 года это стало национальным видом спорта, когда люди подавали заявку на перенос номера не для того, чтобы перейти к другому оператору, а чтобы получить скидки у своего. Выигрышная стратегия, которая позволяла добиться всяческих плюшек. Начиная с 2019 года многие столкнулись с тем, что операторы заняли иную позицию, перестали удерживать абонентов, которые не представляли для них интереса. Еще до внедрения MNP была часть абонентской базы каждого оператора, которую называли бегунками. Это люди, которые постоянно находились в поисках выгодного предложения, с легкостью отказывались от своего номера телефона, чтобы выгадать на разнице в тарифных предложениях. Учитывая, что большинство операторов давали одни и те же цены, предложения, а разница нивелировалась на дистанции в полгода, максимум год, никакой долгосрочной выгоды от этого просто не было. Сегодня такая стратегия со стороны потребителя не выглядит как нечто заслуживающее внимания.
Мне всегда было любопытно, какой процент среди перенесенных номеров возвращаются обратно к первоначальному оператору через какое-то время. Оказывается, он более-менее постоянен, это около 10%. И тут можно говорить, что это люди, освоившие MNP, не боящиеся воспользоваться этой услугой. Понятно, что в общей статистике они никак не выделяются, поэтому цифры задваиваются, это именно перенесенные номера, но никакой проверки на их уникальность нет. Так, если я перенесу свой номер в течение года дважды, то меня и посчитают два раза.
Напомню, что номер мобильного телефона не принадлежит абоненту, даже оператор его арендует. С номерами всегда напряженно, так как их нужно выкупать, их постоянно не хватает в тех или иных регионах, так как показатели по продажам SIM-карт никуда не делись. А чтобы продавать SIM-карты, вам нужны номера. И тут складывается парадоксальная ситуация, которая обесценивает довод, что номер стал ценностью для всех людей, а MNP — необходимая услуга, которая позволяет эту ценность сохранить и не быть привязанным к одному оператору навечно.
Попросил одного из больших операторов посмотреть статистику жизни номеров, что были перенесены по MNP, она практически идеально повторяет жизнь среднестатистического абонента, номера ровно так же выходят из обращения, контракты по ним закрывают. Статистика чуть лучше, чем для всего рынка как такового, но это скорее объясняется тем, что тут нет наслоения тех самых розданных за так симок, которые вечно путают все карты и ухудшают показатели. Это косвенный вариант, как оценивать то, что происходит на рынке, строить модели исходя из MNP-номеров, они позволяют добиться большей точности для оператора.
На мой взгляд, влияние MNP на операторский рынок будет продолжать сокращаться, даже массовое внедрение eSIM не изменит подхода, не сделает переходы массовыми. Единственной причиной, по которой абонент захочет покинуть своего оператора, может стать массовый сбой либо мелкие, повторяющиеся инциденты. Возможно, что раздражение будет вызывать несправедливость по мнению абонента, когда его обсчитывают или недостаточно хорошо обслуживают (нахамили в салоне, значит, нужно куда-то перейти из принципа). Но фактор ценового предложения можно списать со счетов, для всех операторов ситуация такова, что тарифы плюс-минус сравнимы, они подрастают из года в год, а значит, необходимости менять оператора из-за этого нет.
Постоянно слышу о том, что связь в России дорожает, и каждый раз это вызывает какой-то невиданный ажиотаж, словно цены на связь оторваны от роста цен на другие продукты и товары. Понятно, что такие обсуждения привлекают трафик, но тут есть определенная доля лукавства, операторы не толкают нас на потребление дорогих услуг. Например, вы выбрали тарифный план несколько лет назад, он продолжает действовать. Жизненный цикл тарифных предложений составляет в среднем около пяти лет, после этого срока оператор может перенести тариф в архив и изменить условия. Как правило, изменение условий чудовищное, вместо 300 рублей вам предлагают платить 350 рублей в месяц за пакет, увеличивают объем ГБ в пакете в 2–3 раза как минимум.
Наверное, тут можно сравнить ситуацию с потреблением электроэнергии, когда у вас нет выбора, как платить за нее, тариф меняется для всех в один и тот же момент. Нет возможности покупать киловатт-час по цене 2019 года в 2021 году для розничного покупателя (редкие исключения только подтверждают это правило). В то же время у операторов вы можете сидеть на старых тарифах долгое время, если считаете их выгодными. Рост цен как раз и связан с переходом от старых тарифов к новым, в этот момент вы начинаете платить примерно на 15% больше. Но и получаете большее число услуг.
Когда мы обсуждаем эту механику с обычными людьми, они искренне говорят, что им не нужно больше трафика в своем тарифе, им его хватает и так. Начинаешь разбираться и понимаешь, что в большинстве случаев это иллюзия — кто-то перебрал трафика и потом докупил его, кто-то последние десять дней расчетного периода живет с ограничением скорости. То есть на старых тарифах объективно у многих есть потребность в большем пакете трафика, да и стоит он не так дорого. Но люди вцепляются в привычный ход вещей, и то, что операторы «поднимают» цены, им не нравится. Интересно, что рост потребления трафика зачастую связан не с изменившимися привычками человека, а с тем, что приложения и сервисы становятся все более красочными. Например, прогноз погоды съедает мизерный трафик, но раньше это была просто температура, теперь вам показывают красивые картинки и анимацию. Та же история с постоянно изменяющимися обоями, а также обновлениями, что прилетают на телефон, они банально стали больше. Хотим мы того или нет, потребление трафика растет.
От перехода к другому оператору по MNP многих останавливает стереотип о том, что у них выгодный тариф, таких уже не делают, а значит, сам тариф представляет ценность. Часто слышал мечтания о том, что переносить нужно не только номер телефона, но и коммерческие условия, что, конечно же, является завиральной идеей и никогда не сможет быть реализовано, у каждого оператора своя экономика и свои представления о возможном.
Что может быть дальше с MNP? Это необходимая услуга, в первую очередь для тех, кого принято считать продвинутыми пользователями. Удобный инструмент, который избавился сегодня от шелухи и бегунков, пытающихся выиграть в тарифах, создавая угрозу для своего родного оператора (уйду, и вы потеряете такого ценного абонента, что завтра же разоритесь!).
Примите участие в нашем голосовании, давайте выясним, сколько человек из нашей аудитории переносили свои номера. И помните, что вы всегда можете сменить номер, как правило, это не представляет трудности, если вы изначально все оформили верно (SIM-карта на свой паспорт и так далее).
Полный текст статьи читайте на mobile-review