Перекрестное интервью: UX-дизайнеры об особенностях профессии

Евгений Полев и Константин Кисель (UX-консультанты компании Ciklum), дизайнер VoltMobi Ринат Рехимкулов и фрилансер Елена Леш и простым языком рассказали «Нетологии», что такое UX и UI, и как они этим зарабатывают на жизнь.

Как и почему вы заинтересовались сферой UX?

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

Я по образованию полиграфист. Работал менеджером по работе с клиентами и технологом. Клиенты постоянно присылали макеты полиграфических изделий, которые мне нужно было посмотреть и подправить. Так я познакомился с графическими редакторами.

На одной из работ мне нужно было также поддерживать сайт. В какой-то момент я понял — если улучшить сайт, он начнет приносить больше денег. Узнал про SEO и юзабилити, начал посещать мероприятия и развиваться в этих направлениях.

Когда совмещать это с работой в полиграфии стало неудобно, я уволился. Начал подавать резюме в интернет-компании, ходил на собеседования. Почти устроился в SEO-компанию, но понял, что юзабилити мне ближе.

Константин Кисель

Константин Кисель,
UX-консультант Ciklum

Я работал в продуктовой компании, в которой не было чёткой иерархии. По задачам приходилось отчитываться примерно 5–6 людям одновременно, и у каждого были свои мнения и замечания по задаче.

Чтобы сэкономить время и нервы, я начал готовить некие промежуточные решения, которые основывались на самом простом алгоритме работы пользователя над конкретной функцией. Потом утверждал эти наброски и переходил уже к конечной отрисовке.

Тогда я еще не знал, что это может называться UX. Для меня это было скорее оптимизацией рабочего процесса, которым я очень гордился. Только некоторое время спустя я узнал, что есть целая область знаний, в которой можно заниматься примерно тем же, но с гораздо большим успехом.

Ринат Рехимкулов

Ринат Рехимкулов,
дизайнер VoltMobi

В детстве под руку попался Фотошоп и редакторы уровней для компьютерных игр. Меня они очень заинтересовали — сама мысль «создать сценарий, по которому будет идти другой человек» завораживала с детства.

Что понадобилось освоить для начала работы?

Елена Леш

Елена Леш,
фрилансер

Для меня важную роль сыграл 7-летний опыт работы рекламщиком на стороне заказчика. Тогда я участвовала в разработке интерфейса корпоративного сайта и «местной» CRM-системы, а так же освоила графические продукты Adobe. Поэтому не могу сказать, что стартовала в новой профессии с нуля.

Позже мне помогли Дональд Норман, Алан Купер, Люк Вроблевски, Джесс Гаррет, Дэвид Трэвис, Йоханнес Иттен, видео-лекции по Axure RP, типографике, дизайну и современному искусству.

Какими основными инструментами пользуетесь?

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

Для UX — Axure. Появляются новые инструменты, но трудно осовременить черно-белые квадратики.

Для UI-дизайна выходят интересные новинки — например, Scetch под Мак. Появляются инструменты для создания интерактивных прототипов на основе сверстанных экранов — Marvel, InVision. Они помогают презентовать прототип на экране в интерактивном виде. Можно открыть его прямо на телефоне, покликать, между экранами переходить. Клиенты очень радуются, кликают.

Константин Кисель

Константин Кисель,
UX-консультант Ciklum

Axure RP Pro, Google Docs, различные сервисы для создания майндмепов, бумага и карандаши для скетчей, белая доска и маркеры для обсуждений.

Елена Леш

Елена Леш,
фрилансер

Бумага, карандаш, Axure RP, Adobe Photoshop.

Ринат Рехимкулов

Ринат Рехимкулов,
дизайнер VoltMobi

Sketch, OmniGraffle, Google Docs, Word, Slack, почта.

За какими UX-сообществами можно следить новичку?

Елена Леш

Елена Леш,
фрилансер

facebook.com/groups/pdigest — отличная подборка материалов по UX, группа курируется Юрием Ветровым.

facebook.com/groups/UXBastards — интервью и частные мнения на тему UX.

facebook.com/groups/interface50years — интерфейсы будущего.

facebook.com/groups/uilab — интерфейсы, визуализация данных, UX, UI.

vk.com/axure — уроки и советы, посвященные Axure RP.

vk.com/ux_notes — высказывания авторитетов, результаты экспериментов, кейсы по UX/UI.

Как проходит ваш рабочий день?

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

Процентов 70 — создание скетчей и прототипирование. А также общение с заказчиком и презентация.

В начале проекта нужно много общаться с клиентом, выяснять информацию о пользователях. Об основных и второстепенных сценариях взаимодействия с сайтом — что человек должен сделать, чтобы бизнесу было хорошо.

Раньше юзабилистов называли адвокатами пользователей. Но UX — это пересечение целей бизнеса, потребностей пользователя и технических, материальных ограничений.

Изначально мы выясняем требования бизнеса, на какой платформе должен работать продукт — мобильные, веб или декстопное приложение.

Потом мы прорабатываем персонажей — типовых пользователей сайта. Подбираем им фотографии, называем человеческими именами, чтобы вжиться в их роль. Нужно представить, как этот человек будет пользоваться сервисом, что его обрадует или смутит.

И эти персонажей мы прогоняем по всем сценариям, выписываем на каждом этапе их потребности: какая информация может понадобиться человеку, какое действие он бы хотел совершить и как бы его назвал.

Когда есть такой список, мы продумываем, как можно потребности и желания реализовать в интерфейсе — кнопками, интерактивными объектами, выпадающим меню и так далее.

В итоге мы получаем набор этих элементов. Конечная задача — уложить их в страницу. С мобильными сложнее, у них маленькие экраны. Если это веб или декстопное приложение, можно размахнуться пошире.

Собираем все это в интерфейс и показываем заказчику. Потом прототип передается UI-дизайнерам, они его делают цветным, применяют какой-то корпоративный стиль клиента, добавляют визуальные моменты.

Все заказчики понимают, что такое UX?

Ринат Рехимкулов

Ринат Рехимкулов,
дизайнер VoltMobi

Любой предприниматель (заказчик дизайна) хочет повышать прибыль, расширять бизнес. То, что его услуга или продукт должны быть конкурентными в нише, он знает лучше дизайнера. Это дизайнерам надо учиться говорить на языке бизнеса и обосновывать свои решения.

Константин Кисель

Константин Кисель,
UX-консультант Ciklum

Заказчики понимают, что в большинстве случаев у их решения есть множество конкурентов, и нужно как-то выделиться из всей массы, чтобы обеспечить достижение своих бизнес-целей. На фоне этого довольно просто объяснить, что если сделать пользователям удобно — они будут охотнее тратить деньги.

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

Сейчас я работаю, в основном, с зарубежными клиентами. Уровень осведомленности у нас и на том рынке примерно одинаков. Западные клиенты знают, что такое дизайн, но не всегда знают про UX. Но довольно быстро понимают, зачем это, когда говоришь — какую выгоду это приносит. Когда говоришь о результатах, многие соглашаются.

Как вы объясняете, что UX-дизайн приносит пользу?

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

В e-commerce проектах это довольно просто. В зависимости от того, куда гонится трафик, путь пользователя стандартный. В основном, это главная страница, каталог товаров, карточка товара, корзина. Легко отслеживать изменения в конверсии, если есть данные аналитики.

Надо понять основные места, где люди отваливаются. Это проблемная страница или какая-то форма? Смотрим, что может быть не так. Выдвигаем гипотезы, опыт тоже какие-то вещи подсказывает. Внедряем эти изменения и смотрим, как меняется конверсия.

Бывало такое, что не угадываем. Конверсия редко становилась хуже, но бывает, она не вырастает. Некоторые страницы состоят из многих элементов и трудно понять, какой конкретно вызывает наибольшие проблемы.

Но в 80% случаев наша работа давала реальный прирост, особенно в интернет-магазинах. Там много препятствий для пользователя, напоминающих бетонную стену.

Как планируете дальше развиваться в этой сфере? Есть ли «потолок» у UX-дизайнера?

Ринат Рехимкулов

Ринат Рехимкулов,
дизайнер VoltMobi

Думаю, что надо двигаться в сторону продуктового менеджера, когда можешь влиять на разные стороны проектов.

Елена Леш

Елена Леш,
фрилансер

Планирую дорасти до бизнес-консультанта в области UX/UI. Намерений сделать карьеру в большой продуктовой компании нет.

Константин Кисель

Константин Кисель,
UX-консультант Ciklum

Целенаправленных планов сделать карьеру в большой продуктовой компании нет, но от возможности не откажусь.

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

Думаю, что с тем темпом, с которым развиваются технологии, «потолка» у UX-дизайнера нет. Например, сейчас я работаю на большом проекте, в котором основная часть — это виртуальный мерчендайзинг.

Производители хотят, чтобы товары в их магазине стояли правильно. Компания предоставляет 3D-модели магазинов и продуктов. Производители могут в 3D «ходить» по магазину, расставлять продукты, смотреть статистику. Выглядит как компьютерная игра или дополненная реальность.

Это нетривиальный продукт и интерфейс у него соответствующий. Если сравнивать с обычным сайтом — это космические технологии. И это не предел. Поэтому если есть желание, то нескучный проект всегда можно найти.

Если сегодня начинать с нуля развиваться в сторону UX-дизайнера — есть ли перспектива?

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

Найти UX-дизайнера такая проблема! Если их станет больше — шанс найти хороших вырастет. Я только за и на всех мероприятиях стараюсь этому способствовать.

Люди называют себя специалистами, но у них не тот склад ума, не те ценности. Например, нам присылают резюме 15 человек, а на собеседование приглашаем трех. Еще при общении по Скайпу понимаешь, что человек не подходит, при этом он пять лет может работать UX-дизайнером.

Люди не совсем понимают User Centered Design и дизайн-мышление. Цикл дизайна продукта одинаковый. И на базовых вещах люди «сыпятся», как только заходит речь о персонажах, сценариях, интерфейсных решениях.

Елена Леш

Елена Леш,
фрилансер

Спрос на рынке есть. И, по моему мнению, он будет расти. Теперь просто красивой картинкой никого не удивить. Дизайн стал умным, рынок требует целесообразных решений.

Посоветуйте «фишки», наработанные с опытом

Евгений Полев

Евгений Полев,
UX-консультант Ciklum

Нужно следовать процессам. Как мы не пробовали пропустить какие-то фазы разработки продукта, потому что думали, что мы уже опытные — всегда приходилось возвращаться и делать все по правильному.

Как бы не казалось, что ты уже перерос и можешь сразу сесть рисовать — пропускать фазу сбора информации и анализа нельзя. Нельзя принимать решения, основанные на собственном мнении. Это, наверное, самое полезное, к чему я пришел за эти годы.

«Нетология» учит дизайну UI и UX в онлайн-университете на программе «Проектирование интерфейсов: UX-дизайн от стратегии до тестирования».

Ее ведут преподаватели из Mail.Ru Group, LinguaLeo, «Альфа-Банка» и других компаний. Записывайтесь.

Полный текст статьи читайте на Нетология