Пан или пропал: как коммуникации с сотрудниками спасают бизнес в условиях нехватки кадров
Если ругаешь, потом три раза похвали, иначе отношения с человеком испортятся. Такую формулу в 2005 г. вывел психолог из Чили Марсиаль Лосада. Он высчитал критический коэффициент позитивности — если он ниже 2,9013, не стоит ждать прогресса в отношениях.
Идеи Лосады стали популярны, их применяли не только к личной жизни, но и к бизнесу. Предполагалось, что сотрудники компаний, где коэффициент позитивности равен или выше 2,9013, эффективнее работают, а, значит, бизнес больше зарабатывает.
Позднее математики доказали, что расчеты Марсиаля Лосада неверны — нет никакого критического коэффициента позитивности. Но мысль о том, что счастливые сотрудники работают лучше, осталась. Более того, компании в разных странах мира заботятся о самочувствии сотрудников. Дань моде? Вряд ли.
Например, в одном исследовании выяснили, что 41% сменили работу, поскольку были недовольны руководством. Согласно другому опросу, проведенному в 2021 г., 41% опрошенных думали о смене работы, поскольку компания не заботилась о них во время пандемии. А 76% хотели найти удаленную работу или с гибким графиком.
Большинство работодателей пытались компенсировать увольнения рекордным же наймом. Это хорошее решение, но лишь в краткосрочной перспективе. Если игра идет вдолгую, то выгоднее, чтобы люди продолжали работать и развиваться в компании. Ресурсы не бесконечны — хороших специалистов найти сложно.
Чаще всего о том, чтобы удержать работника, задумываются HR-специалисты. При этом понятно — одной только зарплатой уже не удивить. Повышать ставки можно бесконечно, а сотрудник может уволиться, потому что почувствует себя ненужным или будет недоволен атмосферой в компании.
Компании замеряют уровень удовлетворенности и стараются повысить эффективность работы
Чтобы знать о настроениях сотрудников, в компаниях проводят опросы и исследования, используя разные методики. Одни прибегают к оценке удовлетворенности (индекс eNPS), другие анализирует вовлеченность. И затем HR-отделы внедряют инструменты, которые позволяют создавать комфортную среду для работы, а следовательно — повысить эффективность.
Какие инструменты повышают лояльность к компании? В первую очередь — коммуникационные. Благодаря им, например, сотрудники, особенно в крупных распределенных командах, могут оставаться в едином информационном поле.
Один из инструментов — регулярное общение между руководством и сотрудниками. Работники часто не в курсе планов менеджмента и не знают, что их ждет.
Например, как отмечает Мария Резник, руководитель направления по корпоративной культуре и внутренним коммуникациям Inventive Retail Group, в их компании встретиться с топ-менеджментом может любой сотрудник.
Также проводятся встречи между подразделениями. Чтобы о предстоящем мероприятии знали все, они планируются в общем календаре. Если вдруг руководитель забыл, что ему пора пойти и обсудить проблемы, сотрудники сами пишут ему и напоминают. «Хорошо, когда у компании есть общее информационное поле в любом виде: в мобильном приложении, на портале, в закрытом Телеграм-канале. Люди, работая в разных городах, в разных отделах и на разных должностях чувствуют синергию», — отметила Мария Резник.
Эффективность работы повышается, если отладить корпоративные коммуникации
Другой способ решения проблемы — внедрить инструменты, с помощью которых сотрудники могут общаться друг с другом и находить коллег.
Например, в компании VK разработали и внедрили для собственной команды суперапп VK Teams. Это коммуникационная платформа со множеством сервисов. В ней интегрированы задачи, календарь, аудио- и видеоконференции, рабочая почта, хранилище файлов. И даже есть цифровой ассистент — #марусянаработе.
Часто сотрудники, особенно новые, не знают, к кому обратиться с вопросами, выходящими за рамки их обязанностей. Например, как написать в техподдержку, получить полис ДМС, написать заявление на отпуск, оформить командировку.
Чтобы найти ответы на такие вопросы, сотрудник пишет в чате цифровому ассистенту и получает ответ в течение нескольких секунд. В основе #марусинаработе — решение на базе искусственного интеллекта, благодаря этому ассистент не просто присылает заготовленные ответы, а отвечает с учетом контекста.
Например, если сотрудник спрашивает про ДМС для ребенка, умный помощник отвечает на вопрос и предлагает почитать про новую программу обучения для детей. В итоге сотрудники всегда могут быстро получить нужную информацию и узнать больше о жизни компании.
Основа VK Teams — это мессенджер, в нем общаются команды. В VK подсчитали, что за минуту в чатах и личных переписках отправляют до 600 сообщений — это неудивительно, в организации более 10 тыс. сотрудников.
Кажется, что в такой переписке легко потеряться, но это не так, у чатовдва уровня вложенности. Первый уровень — общее обсуждение, которое видят все состоящие в чате люди. Второй — чаты в отдельных ветках (тредах), их видят только участники конкретного обсуждения. При этом сообщение в чате можно превратить в задачу, используя встроенный таск-менеджер, и назначить ответственного.
Приветствуется в компании и неформальное общение — сотрудники могут использовать стикеры, и даже загружать в корпоративный мессенджер свои стикерпаки. Есть возможность создавать и неформальные каналы. Любой сотрудник может завести канал — например, рассказывать в нем о китах или делиться мемами. Кстати, о мемах. В VK исторически сложилось так, что все любят обмениваться мемами с лягушками. Новички это подхватывают и в определенный день делятся новыми мемами. Отвлечение от основных обязанностей? Да, но запланированное.
Люди так или иначе будут отвлекаться, но вместо злого сисадмина, который заблокировал соцсети и пристально следит за трафиком, можно использовать мягкий путь. Не можешь победить — возглавь. Да, сотрудники шутят в рабочих чатах, но тут же начинают обсуждать работу, и все это в дружеской атмосфере. Там, где не запрещают неформальное общение, люди не только шутят и веселятся, но и решают проблемы, активно помогают друг другу.
Суперапп от VK не только повышает удовлетворенность сотрудников, но и может отслеживать ее уровень. Для этого используют пульс-опросы. Результаты таких опросов поступают в HR-отдел, где строится аналитика. Таким образом, всегда можно заметить, если что-то идет, чтобы сотрудники работали с полной отдачей для бизнеса.■
Наталья Николаева
Полный текст статьи читайте на CNews