От ассистента к руководителю: Марина Компаниец о 6 ступенях эволюции маркетолога в Simtu

Для маркетолога важен рост внутри компании: возможность стать либо топовым специалистом, либо занять позицию руководителя. Мы разработали систему грейдирования — инструмент развития и роста членов команды.

Система грейдов: описание

Грейд — это уровень специалиста в иерархии компании. Система грейдов состоит из пяти уровней. К общепринятой шкале из трех ступеней, популярной у разработчиков: junior, middle, senior, мы добавили промежуточные этапы и приспособили их под маркетинговую специфику. Система представляет собой понятный план, где в зависимости от грейда у человека меняются задачи, обязанности и ответственность, а вместе с ним и доход.

Больше не нужно искать и обзванивать каждое диджитал-агентство
Создайте конкурс на workspace.ru — получите предложения от участников CMS Magazine по цене и срокам. Это бесплатно и займет 5 минут. В каталоге 15 617 диджитал-агентств, готовых вам помочь — выберите и сэкономьте до 30%.
Создать конкурс →

Грейд №1 «Ассистент» — начинающий маркетолог

Это человек без опыта и со смутным представлением о маркетинге. Он слышал о направлении из онлайн-курсов, от друзей или учится в университете по профильной специальности. Мы нанимаем новичков даже без практического и теоретического опыта в маркетинге.

Осознали, что проще не переучивать человека, а с нуля привить ему те навыки и алгоритмы, которые применяем у себя в команде.

Новичка обучаем основам маркетинга, внутренним методикам ведения проекта и «прокачиваем» его софт-скиллы. О том, что мы отдаём приоритет личностным качествам, а не профессиональным писала в прошлом материале. Если кратко: нам важна способность кандидата «смотреть в одном направлении» с нами.

Задача ассистента — быстро влиться в команду, научиться азам и помогать руководителю с простыми задачами и за 2–3 месяца вырасти до второго грейда. Для этого новичок должен максимально некритически подходить к словам руководителя и следовать всем его рекомендациям.

В первые недели новичок входит в команду и вместе с наставником постигает азы ремесла. За счет безоговорочного доверия скорость обучения растет и позволяет быстро перейти новичку на второй грейд.

Одновременно ассистент выполняет прямые функции помощника ведущего маркетолога. Решает несложные и понятные операционные задачки. Например, по инструкции сверстать на конструкторе сайт-одностраничник, изучить и проанализировать конкурентов, найти информацию о блогерах или свести в таблицу данные по рекламной кампании.

Как правило, через два-три месяца ассистент выполняет задачи плана »11–15», — о нем расскажу ниже — доказывает желание и навыки самостоятельной работы над более сложными задачами и переходит на следующий грейд.

Грейд №2 «Интернет-маркетолог»

Это еще не самостоятельный специалист, но под руководством ведущего маркетолога он уже умеет запускать рекламные кампании, разрабатывать сайты и и получать лиды на проекте. Задача второго грейда — за полгода научиться вести проект и получать результат в лидах и встречах.

Интернет-маркетолог получает небольшой собственный проект или ему выделяют часть более крупного проекта. Например, вести рекламный канал по отдельному сегменту продукта. Специалист второго грейда получает результат, а руководитель-наставник сопровождает его и помогает в процессе: уточняет часть задач, «накидывает» идеи, совместно разбирает сложные места и направляет в нужное русло. Обычно через шесть-девять месяцев интернет-маркетолог переходит на третий грейд.

Грейд №3 «Ведущий маркетолог»

Такой специалист уже умеет самостоятельно запускать проект или кратно масштабировать текущий. Он глубоко разбирается в одном инструменте например, Яндекс. Директе, и еще один-два инструмента понимает на «хорошо»: разрабатывает сайты или создает чат-ботов в Телеграме. Ведущий маркетолог работает в команде узких специалистов: с контекстологом, таргетологом или SEO-шником и выступает как менеджер маркетингового проекта.

Результат третьего грейда измеряется не просто в лидах, а в состоявшихся встречах или продажах. Например, в нише «Ремонт квартир» задача ведущего маркетолога — привлечь лиды, которые перейдут в 100 встреч с определенной ценой. Чтобы достичь этого результата, человек прокачивает скиллы, они отражаются на результате проекта, и через 9–12 месяцев ведущий маркетолог переходит на четвертый грейд.

По моему опыту, обучить с нуля до третьего грейда можно практически любого. Скорость зависит от мотивации человека и силы его желания.

Марина Компаниец
Директор по развитию Simtu

Грейд №4 «Менеджер проектов»

Менеджер проектов оперирует разными каналами привлечения лидов и управляет собранной из нескольких специалистов командой: сеошник, спецы по рекламе, дизайнер, копирайтер или SMM-щик. В нее входит и ассистент, которого менеджер как наставник и руководитель обучает, помогает расти.

При этом новых специалистов менеджер проекта не ищет, но может подбирать фрилансеров, договариваться о сотрудничестве и утверждать подрядчиков с руководителем пятого грейда и выше.

Задача четвертого грейда — давать результат с командой, приносить лиды и деньги, а также взаимодействовать со смежными отделами. В первую очередь, конечно, с отделом продаж. Результатом успешной работы для околоремонтных ниш считается 300 встреч с долей рекламных расходов (ДРР) — до 10%. ДРР — метрика, которая показывает, какой процент средств от выручки вы потратили на рекламу.

Менеджеру проекта ведет один крупный или два проекта меньшего масштаба. На четвертой ступени коллега работает в течение года-полутора, за это время он набирает навыки для перехода и движется в сторону пятого грейда.

Грейд №5 «Руководитель проектов»

Этот уровень для человека, который хочет быть управленцем-специалистом. Он создает и отлаживает бизнес-процессы в связке «маркетинг-продажи», самостоятельно запускает проекты с нуля. Задача пятого грейда — руководить несколькими проектами, нанимать новичков и обучать команду.

Ключевая ценность агентства — постоянное развитие и обучение команды. Когда специалисты вырастают, они начинают обучать новичков, то есть знания и опыт передаются дальше, и новичок со временем сам начинает обучать следующих «новобранцев».

Марина Компаниец
Директор по развитию Simtu

Грейд №6 «Маркетолог-партнер»

С пятого грейда также можно дорасти до шестого. Это высший уровень в компании. Я сама являюсь шестым грейдом, директором по развитию компании.

План 11–15

Мы разработали план »11–15», который помогает развивать нужные навыки для перехода на следующий грейд и достигать результатов по проектам.

Он состоит из трех направлений:

  1. Профессиональные качества (хард-скиллы), 4–6 единиц.

  2. Личностные качества (софт-скиллы), 3–4 единицы.

  3. Проектные результаты, 5–8 единиц.

Молодые деревья нужно оберегать, делать подвязки и опоры, чтобы помочь правильному формированию саженца. План — это подобие опоры, которую обвивает зелёный новичок на пути к вершинам мастерства.

Для переход на следующий грейд из 15 содержащихся в плане задач обязательно выполнить 11. Отсюда и название »11–15». После успешного выполнения член команды получает допуск к защите своего грейда. План развития структурирован логично и просто: от навыка к процессу и с фокусом на результат. По достижению — рефлексия и резюме прогресса.

  • Навык → Сформулирован в формате улучшения или приобретения навыка.

  • Процесс → Расписан в виде шагов: информация, закрепление и практика.

  • Результат → Есть результат по каждому шагу или есть результат по навыку.

  • Резюме по прогрессу → Демонстрация результата в формате «Было-стало».

Пример заданий »11–15». Обратите внимание на понятную линейную структуру: от навыка и процесса — к результату

Каждый план индивидуален, руководитель разрабатывает его вместе с подчиненным. Есть шаблон и базовые навыки, владеть которыми обязательно всей команде, например уметь печатать вслепую должен каждый.

Общий же шаблон мы адаптируем в зависимости от типа личности и имеющихся навыков человека. Например, у кого-то изначально хорошо с математикой, а вот с текстами — не очень. Значит мы усиливаем умение считать, а тексты подтягиваем до приемлемого уровня. Чтобы избежать субъективности в оценке, план всегда утверждается «через уровень», то есть с руководителем руководителя.

Защита грейда

Когда наставник чувствует, что его воспитанник «дорос» до следующей ступени — выдвигает его кандидатуру на следующий грейд и организовывает встречу для защиты. Она проходит в формате беседы с коллегами: один-два приглашенных руководителя других проектов и ребята того же грейда, на который претендует кандидат.

К примеру, если человек защищается на третий грейд, встреча пройдет в таком составе: 1–2 руководителя и трое коллег с третьего грейда.

Вот и всё. В заключение приложила шаблон план »11–15» с заданием для грейда №3. Можете скачать его и приспособить под задачи своей команды и бизнеса. Если посчитали статью полезной — ставьте лайк, делитесь мнением в комментариях, обсудим! Остались вопросы? Пишите на info@simtu.ru, отвечу!

Полный текст статьи читайте на CMS Magazine