Незабытое старое: восстановление бывшей в эксплуатации оргтехники набирает популярность

23 Августа 2023 14:3023 Авг 2023 14:30 |
Поделиться

В связи с уходом многих крупных иностранных производителей с российского рынка и ростом цен на зарубежные электронные устройства в России растет спрос на б/у оргтехнику и ее реставрацию. Как долго этот тренд будет сохранять актуальность и как правильно подойти к восстановлению оборудования, рассказываем в статье. 

Спрос на рефербишмент растет

По оценкам ритейлеров, в 2022 г. объем поставок новых ноутбуков в Россию упал на 29,6%: в страну ввезли 3,382 млн. ноутбуков, что почти на 1,4 млн. меньше, чем в 2021 г. Также в начале июля 2023 г. продавцы электроники отмечали очередное увеличение ее закупочной стоимости на 10–15%.

На фоне таких показателей в прошлом году на российском рынке существенно вырос спрос на подержанные устройства, а многие крупные ритейлеры стали заниматься продажами и выкупом б/у электроники и оргтехники. Отдельные игроки даже запустили полный цикл реализации подержанной техники — от оценки и выкупа устройств, до предпродажной подготовки и самой продажи.

Такие изменения на рынке электроники и оргтехники стали мощным катализатором для роста спроса на рефербишмент — промышленное восстановление подержанных устройств.

Вторая жизнь компьютерной техники

Сегодня и российский бизнес, и госсектор, начинают рассматривать возможности увеличения жизненного цикла компьютерной техники. Это связано как с определенным дефицитом на рынке, так и с экономией средств.

Как показывает практика, стандартный цикл обновления компьютерного оборудования в современных компаниях занимает около пяти лет, и значительная часть «железа» просто не успевает выработать свой ресурс. Отправлять такую технику на утилизацию, особенно большую партию, далеко не всегда целесообразно.

Очевидно, что имеет смысл восстанавливать только ту технику, которая соответствует хотя бы минимальным современным техническим требованием с точки зрения мощности или возможности установить актуальный софт. Так, восстановленные сервера или ПК производства 2000-х гг. вряд ли подойдут для решения даже стандартных задач на современных предприятиях. Однако если речь идет об устройствах, выпущенных относительно недавно (5–10 лет назад), тогда рефербишмент становится экономически целесообразным. По словам Виктора Силкина, генерального директора компании «Супервэйв групп», которая занимается восстановлением электронных устройств, оргтехники и телекоммуникационного оборудования, в среднем стоимость рефербишмента ноутбуков и ПК «под ключ» составляет 30% от стоимости новых аналогов. Конечная цена зависит от состояния устройства, а также от потребностей заказчика.

«Помимо обязательной очистки, восстановления корпуса и замены механических деталей, которые уже отработали свой ресурс, рефербишмент может включать и другие процедуры. Например, в ноутбуках или ПК переустанавливаются операционные системы, удаляется вся информация от прошлого владельца. Возможна замена модулей памяти и твердотельных дисков или обновление микропрограммного обеспечения», — уточнил Виктор Силкин.

Если учесть, что подавляющая часть электроники у компаний списывается в ходе плановой замены или сокращения штата, то старое оборудование можно использовать в других подразделениях этой же компании, либо продать новому владельцу.

Пока без бумаги не обойтись

По данным аналитической компании ITResearch, в 2022 г. объем российского рынка печатающей техники составил 1,34 млн. штук, что на 38% меньше по сравнению с 2021 г. Исследователи указывают, что при сохранившемся уровне спроса сократился объем предложения. Как и в случае с ноутбуками или ПК, из-за ухода крупных иностранных производителей многофункциональных устройств (МФУ), печатной и копировальной техники с российского рынка дистрибьюторы столкнулись с дефицитом целого ряда моделей. Санкционные ограничения во многом повлияли на рынок печатной техники.

Соответственно, с одной стороны у компаний сохраняется потребность в печати, с другой стороны, в текущей экономической ситуации крупные организации начинают сокращать издержки, связанные с закупкой новой оргтехники. Участники рынка услуг по аренде оргтехники отмечают, что рефербишмент МФУ, печатных и копирующих устройств набирает популярность из-за очевидной экономии.

«В отличие от тех же ноутбуков и ПК, которые достаточно быстро устаревают, печатную технику, выпущенную 5–10 лет назад, можно поддерживать в рабочем состоянии. Восстановленное печатное устройство способно работать еще 4–6 лет. При этом получить практически новый аппарат можно за 30% от цены нового устройства. В среднем стоимость популярных моделей МФУ формата А4 составляет 35–60 тыс. рублей, а восстановление обходится в 10–20 тыс. руб., даже если приходится менять 80% ресурсных узлов», — рассказал Сергей Афонин, генеральный директор компании «Эврика», которая предоставляет услуги по управлению офисной печатью (Managed Print Services).

4 аргумента в пользу восстановления оргтехники

Рассмотрим экономическую целесообразность восстановления оргтехники на примере лазерного МФУ формата А4.

  • Стоимость восстановления МФУ «под ключ» составляет около 10–15 тыс. руб. при цене нового устройства такого класса от 30 до 50 тыс. руб. Соответственно, при восстановлении парка печатной техники 100 штук, компания может сэкономить от 2 до 4 млн руб.
  • Срок эксплуатации восстановленного МФУ составляет 4–6 лет. В течение этого времени компании не нужно закупать новое оборудование.
  • Компания избавляется от необходимости утилизировать или выбрасывать списанную технику. Например, средняя стоимость утилизации одного МФУ весом более 10 килограммов составляет около 400 руб. без учета времени и средств, затраченных на транспортировку б/у оборудования — не все компании, занимающиеся утилизацией, сами забирают списанную технику. Кроме этого, за неправильную утилизацию оргтехники для юридических лиц предусмотрены штрафы.
  • В 2022 г. средняя цена в России на новые настольные МФУ и принтеры выросла на 20%. Также из-за ухода ряда многих известных брендов с российского рынка некоторые модели МФУ либо невозможно купить, либо срок доставки существенно увеличился.

Разумеется, только профильные компании, занимающиеся рефербишментом, могут профессионально оценить уровень износа, актуальность модели, состояние механических узлов и другие параметры, по которым определяется, целесообразно восстанавливать устройство или нет. Однако в большинстве случаев, если оргтехника не является устаревшей, до 95% МФУ, принтеров, ПК и ноутбуков подлежат восстановлению.

Токен: Kra23zGatРекламодатель: ООО «Супервэйв Групп»ИНН/ОГРН: 7838314569/1057810023952Сайт: https://superwave.ru/

Полный текст статьи читайте на CNews