Операторы, новости и «по мотивам»
Монетизация бесплатных тарифов в Danycom, неотключаемые кредит и дополнительные пакеты. Про семейный скандал между Tele2 и Danycom, «развод и девичья фамилия»? Про исчезнувший (?) внутрисетевой безлимит в «МегаФоне». Про чудеса с отказом от городского номера, чего только не бывает!
Приключения Danycom в России
Не могу сказать, что я внимательно слежу за новостями Danycom, не так уж много у этого оператора абонентов. Но явление на рынке сотовой связи необычное, бесплатных пакетных тарифов больше ни у кого нет.
Вот, утянул у коллеги табличку с графиком, цифры номерной емкости, выделенной виртуальным операторам (MVNO). Это выделенные телефонные серии, реальных абонентов, разумеется, намного меньше, чем выделенных «виртуалам» номеров. Безусловно, многие переходят со своим номером от других операторов, но это относится и к другим MVNO-операторам, так что пропорции должны примерно соответствовать. Любопытный феномен: при весьма небольшом (в масштабах рынка) числе абонентов пользователи Danycom кажутся самыми активными в интернете. Да хоть гляньте на обзоры в Mobile-Review, вне зависимости от темы обзора, чуть ли не в каждом втором вы увидите в комментариях рекламу этого оператора. Вот это я понимаю — лояльность!
Новости у Danycom нередко тоже необычные. Буквально совсем недавно, в середине августа этого года, я писал про их акцию «Много SIM-ok не бывает!», почитать обзор можно здесь. Суть в возможности получения «в одни руки» аж по четыре бесплатных тарифа вместо двух. 16 июля акцию запустили, а уже через две недели объявили о приостановке регистрации. Сослались на пандемию ковида, опасность заражения и т.п., чем меня изрядно озадачили, цитата из обзора:
«Обещают, что все принятые ранее заказы будут обработаны и симкарты клиентам разосланы. Необычное явление, никто из операторов «большой четверки» не останавливал подключения в связи с пандемией. Передумали раздавать бесплатные тарифы и решили использовать карантин как предлог? Может быть, и так, а может быть, всё проще. Наверняка в Danycom работает не так много сотрудников, и достаточно было одному-двум заболеть, а остальным, соответственно, угодить под карантин, чтобы работа по оформлению приостановилась».
Первое предположение оказалось верным: на самом деле, таки передумали раздавать бесплатные тарифы, а карантин — хороший предлог. 13 августа 2020 года объявили о введении платы за подключения к бесплатным тарифам, 500 руб. на тарифе «Бесплатный» и 1000 руб. на «Звони бесплатно», почитать новость можно здесь. Заодно, чтобы два раза не вставать, приподняли абонентскую плату на тарифах «Кислород 0518», «Кислород», «Азот» и «Неон», а также сделали интервал тарификации передаваемых данных 250 КБ. Похоже, это всё было только «началом большого пути» по затягиванию гаек. Получил сердитое письмо от, наверное, абонента Danycom, цитаты:
»…Они придумали неотключаемые услуги «автокредит на 100р» и «автоподключение пакетов минут/мегабайт/смс»
То есть раньше, при исчерпании пакетов и денег на счете, связь просто прерывалась, и можно было бесплатно просто дождаться нового месяца. (Особенно это актуально для бесплатных тарифов, так люди «годами» сидели на них действительно бесплатно).
Теперь если, например, на тарифе Бесплатный кончился бесплатный пакет интернета, то будет автоматически подключен еще +1Гб, который загонит счет в кредитные -70р, и пока их не оплатишь, в следующем месяце новых бесплатных пакетов не дадут. Особенно неприятно, если такое подключение пройдет в конце месяца и неиспользованные остатки потом тут же сгорят».
Цитаты из новостей, о которых идёт речь в письме, важное выделено мной:
«Опция «На доверии» станет доступна новым и действующим абонентам оператора на всех тарифах с 31 августа 2020 года, будет подключена автоматически без возможности отключения. Согласно условиям, абонент не будет ограничен в пользовании услугами при отрицательном балансе лицевого счета до минус 100 рублей, клиенту будет доступна связь в полном объеме (интернет-трафик, входящие и исходящие вызовы).
Опция «Удобные пакеты» станет доступна новым и действующим абонентам оператора на всех тарифах с 27 августа 2020 года, будет подключена автоматически без возможности отключения. Согласно условиям услуги, после исчерпания пакета минут/интернет трафика/SMS, включенного в тарифный план, автоматически подключатся дополнительные пакеты 30 минут/1 гигабайт/50 SMS. Стоимость дополнительных пакетов составит 45/70/10 рублей соответственно (с учетом НДС). Для подключения дополнительного трафика абоненту необходимо обеспечить наличие денежных средств на счете. В случае недостаточного количества средств для оплаты подключения трафика сверх входящего в тариф, оплата будет производиться посекундно и помегабайтно».
Действительно, дополнительные 100 рублей в кредит теперь пригодятся для оплаты дополнительного пакета, а то сидел, понимаешь, человек с 3 рублями на балансе и спокойно ждал, когда пакеты обновятся. Теперь так больше не выйдет, сперва придётся рассчитаться за употреблённые деньги из кредитных 100 руб. Не читающие новости, скорее всего, начнут в эту ловушку попадаться. Вопрос ещё в том, как организовано SMS-информирование обо всех этих телодвижениях. И будет ли такое информирование вообще?
Не спорю, эти кредитные 100 руб. в определенных ситуациях кому-то пригодятся. Мало ли, вдруг прозевал, а баланс пополнить негде? Но с дополнительными пакетами обошлись сурово, следовало хотя бы предусмотреть возможность отключения этого счастья. Ну и то, что всё это подключат всем абонентам поголовно, тоже не радует. Насколько я понимаю, люди не особо-то проверяли балансы пакетов в тарифах, закончится бесплатное, и ладно, если с баланса всё равно нечего списать, то и беспокоиться не о чем. Теперь будет о чём побеспокоиться.
В общем, очень мне интересно, как абоненты отреагируют на все эти нововведения. Скорее всего, немного поворчат и притихнут, лояльность никуда не исчезнет. Даже с учетом новых условий халява всё равно остаётся халявой, а это на массовом рынке лучший PR.
Про безлимит внутри сети в «МегаФоне»
Недавно писал про новую тарифную линейку «МегаФона» и, если кто помнит, как всегда настойчиво рекомендовал сверяться с сайтом своего региона. Ибо я «объять необъятное» не могу, и если вникать в особенности и тарифные изменения каждого региона, то каждый обзор будет готовиться недели по две, а у меня через полгодика съедет крыша (смайлика нет). Так что терпите уж то, что есть, как минимум ключевые точки, требующие внимания, вы от меня получаете.
Речь о том, что в Питере в новой линейке «МегаФона» вдруг не оказалось внутрисетевого безлимита. Тут вы ругаетесь на то, что зачастую нет «честного» безлимита, внутрисеть, дескать, подло расходует пакет минут, а уже потом наступает безлимитное внутрисетевое счастье. Ну-ну… А такого сюрприза не хотите? Когда уже ставший привычным внутрисетевой безлимит отсутствует в принципе? Сперва на все звонки расходуется пакет, затем все звонки (в том числе внутри сети) оплачиваются в розницу. Оно, вроде бы, даже логично, однако оч-ч-чень неожиданно и непривычно. Авангардно, я бы сказал.
Тут даже особо выяснять ничего не пришлось. На московском сайте фраза про безлимит внутри сети есть, а вот на питерском её уже нет. Копнул чуть глубже описание — всё правильно: на московском сайте звонки внутри сети сверх пакета 0 руб./мин, на питерском все звонки 1.5 руб./мин. Печально, но нам с вами очередное напоминание о том, что в тарифах маленькая (или немаленькая) «засада» может поджидать где угодно.
Я бы, может, и не уделял бы столько внимания этой тарифной «особенности» в Питере, но здесь беда в наших условных рефлексах, которыми воспользовались. Все давно привыкли, что в пакетных тарифах внутрисетевой анлим есть. Параллельно пакету или после пакета — другой вопрос, но он есть! Если полный отказ от голосового анлима внутри сети приживётся в «МегаФоне», то это достаточно быстро скопируют коллеги-конкуренты, так что посматривайте на новые тарифы с учётом и такой возможности.
Отказаться от городского номера бывает чревато
Фантастический случай описан в письме, владельцам городских номеров будет особенно интересно прочитать эту историю.
«В 2004 году я приобрел у МегаФон Спб номер +7812940xxxx, и получил федеральный двойник +7921940хххх. Уже не помню какой номер был основным в терминологии Мегафона, а какой дополнительным на тот момент –, но номера было два. Примерно в 2017 году отказался от дополнительного городского номера (он тогда точно был уже дополнительным в терминологии Мегафона) за его полной ненужностью (появилась такая возможность в Мегафон.СПб). И остался у меня только номер +7921940xxxx.
В начале августа 2020 года мне начали поступать на номер звонки, в поисках ресторана «Г». Это были в основном поставщики или сотрудники офиса (ресторан вроде как сетевой). Дня три прямо по 4–5 звонков в день. Бывает подумал я, и не обратил внимание.
15.08 пару раз мне звонили и пытались зарезервировать столик снова. Интересно подумал я и посмотрел в Интернете. Оказывается, Мегафон выдал им городской номер +7812940хххх (мой старый городской двойник). Вечером того же дня, мне позвонил администратор этого ресторана и состоялся примерно следующий диалог:
А: Какой у Вас номер?
Я: А Вам какое дело?
А: Почему мои клиенты попадают к Вам на телефон?
Я: А я откуда знаю? У меня этот номер с 2004 года.
А: Вы должны с эти разобраться. Нам этот номер дал Мегафон.
Я: С чем разобраться? Повторяю, что этот номер мой с 2004 года. Вы получили свой недавно, вот и разбирайтесь.
А: Тогда Вам будут постоянно звонить! Вы должны разобраться!
Я: Ну возможно тогда я буду бронировать столики…
А: Хорошо. Бронируйте. Мы разберемся сами, …И вот начиная с 24.08 я получаю от всех информацию что до меня не дозвониться по номеру +7921940хххх. Никаких гудков, автоинформаторов нет, просто после нажатия «зеленой кнопочки» сразу же идет сброс. С разных операторов, с разных городов. Симку вставлял в 4 разных телефона (в том числе и чисто кнопочный), разные режимы сети — не дозвониться. И если симка «выключена» то нет фразы — «абонент не в сети». При этом на исходящие звонки все работает прекрасно, номер определяется правильно +7921940хххх, СМСки «ходят» в обе стороны, интернет работает.
Мегафон решает претензию до 3 рабочих дней. Пока ждем. Но вот мне стало интересно два вопроса:
- Какие возможные проблемы в настройке оборудования оператора могут вызывать такую проблему, что до меня не дозвониться, а с исходящими все ок?
- Возможна ли причинно-следственная связь между выдачей «моего» старого городского номера +7812940хххх новому абоненту? Насколько я помню, все операции в Мегафоне велись через федеральный номер, а городской номер был «двойником». И если ресторан «Г» в качестве нового абонента стал жаловаться в Мегафон — вдруг они там что «подкрутили» не совсем правильно?».
Даже и не знаю, что человеку ответить. Тоже склоняюсь к мысли, что после жалобы ценного корпоративного (скорее всего) клиента в «МегаФоне» пошли самым простым путём, банально отключив на федеральном номере входящую голосовую связь. А что ещё можно было сделать, чтобы люди перестали звонить на этот номер? Честно говоря, у меня идей нет. Люди не тупые, просто «МегаФон» практиковал и практикует на недорогих тарифах звонки на городские номера за отдельную плату. Логично предположить, что многие сперва пробуют позвонить на такой же «кривой» номер, надеясь, что у прямого номера есть федеральный дублёр. Будучи посланными куда подальше, таки звонят по прямому номеру в искомый ресторан и жалуются. Ресторан, соответственно, жалуется в «МегаФон» и требует что-нибудь придумать. Вот они и придумали.
Проблеме со связками городской номер + федеральный уже много лет, и разные операторы решали вопрос отказа от ставших ненужными городских номеров по-разному. Не знаю, как сейчас, но раньше порой приходилось извращаться самыми немыслимыми способами. Например, в МТС когда-то вообще не позволяли отвязать городской номер от федерального, так как куда потом девать городской? Ценность «голого» городского без федерального дублёра на рынке значительно ниже, и оператору такой манёвр не нравился, да и абонентку 304 руб./месяц оператору терять не хотелось. Народ уходил по MNP к другому оператору, ждал положенные по закону 70 дней и возвращался со своим федеральным обратно в МТС, тут уже имея полное право отказаться от пристегивания к нему городского номера. В «Билайн» у меня уже N лет продолжает работать городской номер, от которого я давным-давно отказался. То ли так система сработала, то ли этот городской теперь валяется в «Билайн» и ждёт, когда его кто-нибудь купит. Если так, то рано или поздно номер продадут, и наступит у меня такая же веселая жизнь, как у автора этого письма. В «МегаФоне», как видим, просто разрешают отвязывать городской и больше за него не платить, последствия бывают печальными и для прежнего, и для нового хозяина номера. Если после стольких лет вы всё же надумали отказаться от городского номера, то сперва трезво взвесьте плюсы и минусы. У автора письма эта «мина» рванула спустя три года после его отказа от городского номера.
И последнее. Рука не поднимается ругать «отказников», дело ведь не только в экономии денег на абонплату. Количество голосового спама на городские номера устрашает, и с этим тоже эффективно бороться сложно, только разрубать связку. Что поделаешь, любят рекламисты звонить на городские телефоны, это через IP-телефонию намного дешевле.
Danycom и Tele2, шекспировские страсти-мордасти в семье
Вот, свеженькое в тему Danycom. Я уже не раз писал о том, что горячие новости часто прилетают в тему только что написанного, потом мучаешься, добавляешь апдейты. На этот раз повезло, пресс-релиз прочитал до того, как текст был отправлен на верстку. На сайте Tele2 этот релиз я найти не смог, поэтому скопирую весь текст целиком.
«В связи с выпущенным пресс-релизом Danycom Mobile, информируем вас о том, что Danycom Mobile систематически нарушал и нарушает контрактные обязательств в части платы за работу на сетях Tele2. По просьбе «Дэни колл» Tele2 неоднократно давала компании отсрочку по платежам, несмотря на то, что крупный долг Danycom Mobile включает не только задолженность по ежемесячным платежам за трафик в 2020 году, но и выплаты за 2019 год. Сейчас Tele2 рассматривает возможность обращения в суд для взыскания полной задолженности с «Дэни колл».
Абонентская база Danycom Mobile минимальна: за все время работы компания так и не достигла отметки в 100 тыс. абонентов.
На сети Tele2 работает более 20 партнеров, совокупная абонентская база которых по итогам 2019 года превысила 3,75 млн, они продолжают активный набор абонентской базы. Согласно исследованию агентства «ТМТ Консалтинг» количество новых абонентов российских MVNO в 2019 году составило 3 млн, при этом 69% из них пришлось на долю партнеров Tele2. За короткий срок Tele2 быстро превратила нишевое направление бизнеса в «фабрику MVNO». В 2020 году компания запустила в промышленную эксплуатацию MVNO для АО «ГЛОНАСС».
Выручка Tele2 от «фабрики» MVNO в 2019 году увеличилась на 133% год к году. Это стало возможным благодаря тому, что большинство наших партнеров успешно развивают своих виртуальных операторов и используют их для повышения прибыльности основных бизнесов».
Пресс-релиз Danycom, о котором идёт речь, можно почитать здесь, несколько цитат:
«Срок действия партнерского договора MVNO с текущим оператором сотовой связи завершился, на новый период контракт продлеваться не будет. Основные причины — некорректные финансовые расчеты по операционным затратам со стороны партнера, требование оплаты за фактически неоказанные услуги, а также некорректная работа сети Теле2 в части регионов России. Мы видим дальнейшее развитие DANYCOM.Mobile в партнерстве с другим оператором сотовой связи, переговоры с которым находятся на финальной стадии (подписание договора). В период смены оператора по IT-инфраструктуре возможны перебои в оказании услуг связи. После перехода к новому партнеру для наших абонентов будут реализованы компенсационные мероприятия», — комментирует Владислав Деминский, директор по развитию группы компаний DANYCOM.».
С учётом того, что серьёзные компании — не бабушки на лавочке, заявления жёсткие и обвинения достаточно серьёзные. Кто виноват и кто в чём провинился, я не знаю. По мнению Tele2, Danycom задолжал за прошедший и текущий годы и не хочет платить, по мнению Danycom, с них требуют слишком много денег (грубо говоря, обсчитали), да ещё и сеть Tele2 хреново работает, за что платить?! В общем, такая семейная сцена в телекоме, с руганью и громким битьём посуды. Если я правильно понимаю, сам по себе переход к другому хостеру не означает необходимости утрясти все взаимные претензии до перехода.
На картинке девушка в красном костюме переходит с черного на белое, жёлтых полос не наблюдается, но кто знает, кто знает… Хочу заметить, что сменить MVNO-хостера — не поле перейти. Там возни выше крыши, в том числе с интеграцией и настройкой биллингов. Недешевое мероприятие, и должны быть очень, очень серьёзные основания для такого шага. Хотя почему-то вспомнилась популярная в России схема реструктуризации долга: если не можешь или не хочешь расплатиться, то идёшь в другой банк и он тебя перекредитовывает на более щадящих условиях. В общем, пока подождём и «будем посмотреть». Что бы там ни писали в Tele2 о пренебрежимо малом числе абонентов Danycom, даже около 100 тысяч пользователей — весомая цифра. С другой стороны, «качество» абонентов Danycom вызывает серьёзные вопросы, слишком многие из них пользуются только бесплатными тарифами и не готовы от слова «вообще» вдруг начинать хоть что-то платить. Многим операторам такие абоненты нужны? Сомневаюсь.
Вообще, странная история с этим виртуальным оператором Danycom. Недавно (18 августа 2020 года) «Коммерсант» публиковал заметку об иске со стороны МТС и «МегаФона» на 1.3 млрд рублей, почитать можно здесь. Что, и эти акулы сотового бизнеса обманули-обсчитали бедную Danycom? Ладно, думаю, что мы с вами ещё прочитаем о дальнейшем развитии событий.
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье
Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com
Полный текст статьи читайте на mobile-review