Бирюльки №606. Здравый смысл, ожидания и современные устройства
Привет.
Редко какие устройства производят такое впечатление, что появляется яркая эмоция, но после второго анонса Galaxy Z Fold2, когда коммерческие устройства добрались до России, можно сказать, что это случилось. Количество изменений по сравнению с первым Fold огромно, хотя принцип работы, базовые сценарии ровно те же. Но направление эволюции подкупает — смесь смартфона и планшета в компактном форм-факторе. В полном восторге от аппарата и написал два материала об этом, пользователям первого Fold рекомендую начать со сравнения.
Про Fold тут говорить не будем, так как многое уже сказано, в следующий раз думаю, что вернемся к этой теме в обзоре. А мы сегодня остановимся на том, как меняется поведение людей в зависимости от их представлений о возможностях техники, и начнем с ситуации, которую подсмотрел в Москве. Поехали!
Содержание
- Про микрофоны в современной электронике
- Голосовые звонки в WhatsApp, Telegram, Viber на умных часах
- Массовая слежка в США признана незаконной, но кого это волнует?
- Бесплатные часы от «Билайн» для увеличения базы абонентов
- Epic Games теряет пользователей Fortnite — очередное обращение в суд
- Как Danycom с «Теле2» ссорился и что из этого получилось
Про микрофоны в современной электронике
На Крымском мосту в Москве наблюдал интересную сценку, парень с девушкой смотрели на реку, на здание вдалеке. В какой-то момент девушка достала свой телефон, активировала голосовой помощник и спросила: «Что за здание в Москве с золотой крышей около парка Горького?». В глаза бросилось не то, что девушка спрашивает у голосового помощника, что она видит перед собой (тот же Google Lens был бы намного удачнее для поиска здания Академии наук), а то, как она это делает. Девушка поднесла телефон ко рту, буквально продиктовала свой запрос в микрофон. И меня это поразило, так как современные смартфоны позволяют улавливать голос на большом расстоянии и умеют это делать даже на шумной улице. Конечно, качество микрофонов отличается во флагманах и обычных смартфонах, об этом почти никогда не говорят, как о чем-то неважном, но такая разница присутствует. Самые бюджетные модели имеют один микрофон, устройства получше — два, а в среднем и высоком сегменте их три и больше. Наличие нескольких микрофонов позволяет выстроить матрицу, а отдельный DSP (либо алгоритмы, вшитые в софт телефона) обрабатывают звук и вычленяют шумы. Поэтому, когда я разговариваю с людьми по телефону, как правило, они не слышат посторонних шумов и артефактов звука. Говорю по телефону много, при этом зачастую могу по косвенным признакам отличить, что у моего собеседника недорогой смартфон. Как правило, это проявляется в посторонних городских шумах на фоне. Например, когда вы говорите с iPhone, то он отсекает высокие и низкие шумы, выделяет голос (речь про разговор по телефону, а не по гарнитуре, конечно же). Флагманы Samsung проводят чуть более интеллектуальную работу, у них два десятка типичных сценариев, когда смартфон анализирует внешние звуки и улучшает передачу голоса. Для меня удивлением стало то, что на уровне железа вписаны сценарии не только для шумной дороги, но и для цеха предприятия. Все это скрыто под капотом современного смартфона, и мало кто среди пользователей понимает, как работают софт и железки, а также насколько они эволюционировали со времен кнопочных телефонов, когда и началось это путешествие.
Появление голосовых ассистентов выдвинуло новые требования к микрофонам портативной электроники, они должны быть чувствительными, уметь будить аппарат, когда человек произносит кодовую фразу, например, тот же «ОК, Google». И делать это в любых условиях, на улице или дома.
Многие люди подносят свои телефоны ко рту не только когда они говорят с голосовым помощником, но и в режиме громкой связи, хотя этого делать точно не нужно. Почему? Ответ банален, это стереотип восприятия — необходимо быть ближе к микрофону, чтобы он лучше справился с передачей вашего голоса. Конечно же, этого можно не делать, и те, кто подносит так телефон, просто исходят из предположения, что так правильнее.
Пока шел по мосту, подумал, что мысли про микрофоны правильные, но как дело обстоит на практике? Вдруг девушка подносила аппарат к губам не просто так, а тому была причина? Достал свой смартфон и попросил его найти мне прогноз погоды, держал его у пояса, экраном к себе. Несмотря на шум дороги, все произошло как и предполагалось, робот зачитал мне погоду.
Потом еще несколько раз тренировался в разных условиях: дома, в машине, в шумном ресторане, на рынке. Везде мои смартфоны распознавали голос и начинали отвечать. Для чистоты эксперимента взял дома чистокровного китайца второго эшелона, чтобы посмотреть, как дела обстоят у него. Заметно хуже, микрофон в шумных местах команду не распознавал, проглатывал. Поймал себя на том, что повышаю голос, чтобы до него докричаться. Впрочем, многие подсознательно делают ровно то же самое, начинают говорить со своими аппаратами громче, чем это необходимо. Нет нужды орать в них что-то, хотя и шепот — не лучшая идея. Говорите привычным голосом, все устройства проектировались под такой сценарий применения.
В нашем Telegram-канале провел небольшой опрос на эту тему, вот его результаты.
Обратите внимание, что многие из тех, кто использует голосовой помощник, подносят аппарат ко рту. Уверен, что в большинстве случаев в этом нет необходимости. Это всего лишь стереотип восприятия и ничего больше.
На память приходит заря развития мобильных телефонов, когда у них были выдвижные антенны. Для улучшения связи многие выдвигали антенны во время разговора на всю длину. Более того, наличие длинной антенны у потребителей стало ассоциироваться с лучшими возможностями связи. В какой-то момент дело дошло до смешного, в большинстве моделей для американского рынка уже были внутренние антенны, но снаружи продолжали размещать «антенны». Все для пользователей, которые привыкли полагаться на качество связи и измеряли его по тому, насколько выдвинули антенну.
Другой кочующий из года в год стереотип, возникший еще во времена кнопочных телефонов, это число «палочек» на экране. Лучше тот оператор, что показывает большее количество палочек в конкретном месте. А то, что при начале разговора повышается мощность передатчика в телефоне и он хватается за базу совсем иначе, никого не волнует. Людям кажется, что «палочки» отражают некое качество сети. Не буду даже вспоминать о том, что отображение уровня сигнала у разных компаний реализовано различно. Во времена антенногейта в Apple компания «исправила» инженерные недочеты моделей для североамериканского рынка тем, что прибавила одно деление уровня сигнала. Качество не изменилось, но перестало волновать пользователей, так как они видели, что у них все хорошо.
Стереотипы всегда продиктованы нашим жизненным опытом, зачастую мы даже не задумываемся о том, как они возникают и почему. Следующая тема ровно о том же, про наши представления о прекрасном и обманутые ожидания.
Голосовые звонки в WhatsApp, Telegram, Viber на умных часах
Умные часы появились по меркам рынка электроники уже давным-давно, продукт стал привычным и популярным. Взлет таких часов начался в 2013 году, когда из продукта для гиков они превратились в обычное устройство и быстро эволюционировали. Но в умных часах сегодня есть один недостаток, который многими ощущается как некая странность, что-то нелогичное и противное нашим ожиданиям. Умные часы — это идеальный инструмент для того, чтобы не пропускать уведомления, например, у меня отключен звонок на смартфоне, но часы вибрируют, когда кто-то звонит, можно не пропустить события. Большая часть умных часов при этом не умеет принимать звонки из сторонних мессенджеров — WhatsApp, Viber, Telegram. И это нам кажется чем-то странным, так как теряется важная часть наших коммуникаций. И самое время разобраться в том, кто виноват и что с этим делать.
Начну с простого утверждения о том, что сторонние мессенджеры не тратят время и усилия на то, чтобы прийти в сегмент носимой электроники. Так, приложения WhatsApp, Telegram, Viber и других отсутствуют для умных часов. Разработчики мессенджеров, видимо, считают, что их продукт должны развивать те, кто эти часы создает. У производителей часов ровно обратные мысли, так как они не могут отвечать за софт, написанный третьими лицами. Поговорить об этих трудностях перевода меня заставило общение с нашим читателем, который утверждал, что на его Galaxy Watch3 не проходят звонки со смартфона Note20 Ultra, а на iPhone все работает как часы. В конечном итоге смогли запустить уведомления о звонках и на Samsung, но это были еще те танцы с бубном. Почему? Попробуем вместе разобраться.
Пока изучал тему, наткнулся на смешное и грустное одновременно. Оказывается, множество людей не могут (скорее ленятся) залезть в настройки приложения для часов и включить уведомления для отдельных приложений, да хотя бы того же WhatsApp.
Об этом говорить не буду, так как с ленью отдельных людей ничего не поделать, хотя вопрос надо ставить шире. Им лень зайти в настройки, но совсем даже не лень задавать вопросы на форумах, чтобы другие люди описали алгоритм настройки. У нас в почте такие вопросы попадаются ежедневно десятками, люди спрашивают то, что описано в инструкциях и находится одним запросом в поисковой машине. Но им проще задать вопрос. Когда они получают ответ, что стоит поискать информацию в том же Google, то они искренне обижаются, так как хотят, чтобы за них сделали все и прислали готовый алгоритм. Из общения со службами поддержки знаю, что около половины «проблем» примерно того же характера, люди не читают инструкции. С другой стороны, порой встречаются такие инструкции, что понять их решительно невозможно.
Давайте разберемся с голосовыми звонками на часах и тем, почему в сторонних мессенджерах они не работают. Например, Galaxy Watch умеют отвечать на звонки, вы можете говорить с часов, но для мессенджеров эту возможность не добавили. Злого умысла производителя железки тут нет, так как эта возможность создана для обычных звонков и является частью стандартного софта. А вот как реализованы звонки в мессенджерах, производитель железки не знает и даже не может догадываться. У них свои кодеки для звука, отсутствие приложения для часов. Передать звонок на часы в этом случае невозможно, причем передать так, чтобы вы могли поговорить. И пока тот же WhatsApp не решит, что им это нужно, ничего не случится.
Хорошо, а что происходит с уведомлениями? Давайте посмотрим на Apple Watch, там сторонние мессенджеры умеют звонить, но на часы от Apple звонки не проходят! Вы просто не видите никаких уведомлений об этом, ни во время звонка, ни после. Это позиция Apple, так как они продвигают Facetime и не хотят никакой конкуренции. Но, например, те же Galaxy Watch прекрасно умеют показывать звонки, вы можете отклонить их с часов или поднять трубку на iPhone. Это реализовано в обход ограничений Apple, хотя, конечно, iOS ставит много рогаток для реализации привычных функций умных часов сторонних компаний. Пожалуй, этот момент — счастливое исключение.
На Android начиная с Android 9 поменялся механизм уведомлений, что практически убило предупреждения о звонках на умных часах. С этой проблемой сталкиваются владельцы часов Huawei/Honor/Samsung и других производителей, которые используют свои платформы. На Galaxy Watch у кого-то могут работать уведомления о звонках (у меня работают), у кого-то напрочь отсутствуют, хотя все настройки включены и такого быть не должно. Найти причину и метод исправления этой проблемы практически невозможно. Все производители утверждают, что проблема на стороне создателей мессенджеров и они ничего с этим сделать не могут. В Huawei инженеры неоднократно пытались достучаться до того же WhatsApp, но в ответ получали гордое молчание. Активные пользователи, обращающиеся в WhatsApp с описанием проблемы, получают отписку: «У нас, мол, все отлично, дергайте производителя часов». Как может быть отлично то, что не было создано изначально? Такой функции просто нет у WhatsApp.
На умных часах, работающих с Android-смартфонами, после звонка приходит уведомление о пропущенном звонке, вы можете его увидеть. Приходит оно потому, что появляется в шторке, то есть задействуется стандартный механизм. А вот сами звонки реализованы внутри мессенджеров, разработчики не отправляют их в шторку, отсюда все проблемы.
На Android есть кривое, но все же решение для того, чтобы вы видели звонки в мессенджерах гарантированно. Для этого можно поставить стороннюю программу, которая перехватывает все ваши сообщения в мессенджерах и отправляет уведомление стандартным для Android способом, одна из таких программ называется Unseen.
Звонки будут видны, вы сможете не пропускать их на умных часах. Но решение не выглядит нативным, у меня оно вызывает отторжение, возможно, что для вас это будет выходом, если звонки настолько значимы.
Здравый смысл подсказывает, что звонки в мессенджерах важны и должны отображаться на умных часах. Реальность при этом совершенно другая, и причина тут в самих создателях мессенджеров, которые не потратили время на добавление этих функций в свои продукты. Требовать, чтобы производители железок смогли с этим справиться самостоятельно, как минимум странно. Но именно таковы ожидания большинства от умных часов и их умений. Это обманутые ожидания нас как пользователей умных часов, но сами ожидания сформировались у нас в отрыве от реальности, никто не обещал нам, что такие возможности в часах будут.
Массовая слежка в США признана незаконной, но кого это волнует?
В 2013 году Эдвард Сноуден бежал из США, одновременно с этим он начал публиковать украденные документы о том, как внутри Америки следят не только за иностранными гражданами, но и за американцами. Работая на АНБ (Агентство национальной безопасности), Сноуден имел доступ к различным документам, плюс он в рамках своей работы создал бюллетень, собирающий большой набор данных, и благодаря этому он получил доступ и к другим программам слежки. В США Сноудена вполне закономерно считают предателем, который нанес непоправимый ущерб стране, а также профессиональному сообществу разведчиков из разных ведомств. До откровений Сноудена руководители АНБ публично отрицали само наличие слежки за американскими гражданами, но под давлением фактов были вынуждены признаться в этом. Тут же последовали объяснения, что это не так уж плохо, так как, собирая звонки людей, можно предотвращать террористические атаки. После 11 сентября руки у спецслужб в Штатах были развязаны, они получили максимум полномочий, запустили разные программы для слежки за гражданами.
В американском суде разбирали дело о слежке за гражданами, решение было очевидным — слежка без ордера, сбор данных о звонках и другой информации незаконны. Это никак не влияет на судьбу Сноудена, так как не отменяет кражи секретной информации и его предательства. Более того, это не меняет ровным счетом ничего в том, как в Америке собирают информацию и следят как за собственными гражданами, так и за теми, кто живет в других странах.
Важно понимать, что американские законы более-менее щепетильны только в отношении слежки за собственными гражданами, это считается плохим тоном. А вот относительно слежки за всем миром нет практически никаких ограничений, руки спецслужб тут развязаны, так как граждане других стран не имеют перед американским законом никаких прав. В ситуациях, когда иностранный гражданин общается с американцем, прослушивают второю сторону, что также дает возможность обходить законные ограничения. Равно как и любой американец, находящийся вне страны, может стать объектом интереса спецслужб и подвергнуться электронной слежке.
Развитие технологий позволяет автоматизировать сбор, анализ информации, и это то, ради чего создавалась разведка. Ни одна страна мира не может и не хочет отказываться от такого инструмента. Другое дело, что сообщать об этом народу не нужно, так как это его нервирует. За прошедшие с момента откровений Сноудена годы в публичном поле появилось упоминание как минимум шести программ, направленных на слежку за гражданами, причем программ массовых. Понятное дело, что никто не расскажет нам, как они устроены изнутри, что умеют и какие данные собирают. Это тайна за семью печатями. Если найдется еще один предатель, то мы что-то узнаем, но до этого момента нам остается только догадываться о происходящем.
У меня есть стойкое ощущение, что системы массовой слежки никуда не исчезли, продолжают эффективно работать. А публичные слушания, признание незаконности — все это касается тех систем, что раскрыты Сноуденом, они уже скомпрометированы и отправлены на свалку истории. Поэтому если службистам в Америке будут задавать вопрос о том, используют ли они такие-то системы, то они смогут спокойно отвечать, что, конечно же, нет.
Еще любопытнее то, что формально они правы, так как сбор информации о гражданах США идет с территории Канады, но осуществляется сотрудниками АНБ. И приличия соблюдены, и данные поступают исправно. Лазеек для того, чтобы сохранить все эти инструменты, предостаточно. Но корнем проблемы служит то, что сама цель разведки — собирать максимальный объем данных любой ценой. И то, что разведка это делает, ставить ей в вину как минимум странно. Ни о каком прекращении массовой слежки речи не идет, сегодня она выходит на новый уровень и становится изощреннее. И так происходит в большинстве стран мира, которые имеют для этого достаточные ресурсы. США, конечно, далеко до Израиля по степени слежки за своими гражданами (равно как и чужими), но просто отличаются размеры стран и населения. Скоро Америка догонит Израиль по этим параметрам, новые дата-центры позволяют обрабатывать данные всех граждан США без исключения.
Бесплатные часы от «Билайн» для увеличения базы абонентов
Мне искренне нравится то, что делает сегодня «Билайн», чтобы удержать абонентов, сделать их лояльными и при этом увеличить общую базу. Одна из акций, которую пропустил, но о которой мне напомнил наш читатель. Это умные часы для ребенка в подарок, вы абсолютно бесплатно получаете часы, которыми ваш первоклассник может пользоваться.
Акция началась 19 августа и продлится до конца сентября, она доступна только в Москве и области, про это стоит помнить. Участвуют в ней родители детей, родившихся с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года (как видите, это не только первоклашки). Условия для получения бесплатных часов очень просты — вам нужно быть абонентом «Билайн» на одном из тарифных планов («Близкие люди», «Близкие люди +» или «Семья»). Набираете короткий код 060605, приезжаете в салон и забираете часы, нужны только паспорт и свидетельство о рождении ребенка.
В комплект с часами входит тариф «Для умных вещей», в него включена бесплатная опция — «Для умных вещей навсегда». Пока у вашего ребенка будут эти часы, у него будет бесплатная связь (отдельно тариф стоит 99 рублей, а тут аттракцион невиданной щедрости). К слову сказать, про тарифы «Для умных вещей» у нас есть очень интересное сравнение, советую обратить на него внимание.
Получается, что вы получаете бесплатно часы для ребенка, он получает связь на веки вечные, пока будут живы эти часы. И тут возникает вопрос, в чем же выгода для оператора. Ответ достаточно прост, это лояльность, привязывание абонента к своей сети. Пока вы с «Билайн», у вас будут эти часы и бесплатная связь. Для кого-то такой подарок будет ощутим, мелочь, но приятная.
Из подводных камней, что не описаны в условиях акции, отмечу необходимость заплатить 20% налог на подарок. Это требование закона, и оператор не может выплатить эти деньги за вас. В конце года вы получите налоговое извещение и будете обязаны заплатить 900 рублей (стоимость часов — 4 500 рублей).
Как вам эта акция? Как по мне, так довольно полезно и интересно. Хотелось бы увидеть подобные аттракционы невиданной щедрости от всех операторов.
Epic Games теряет пользователей Fortnite — очередное обращение в суд
Мы уже много говорили про ситуацию с атакой Epic Games на Fortnite и то, какие шаги сделала каждая сторона. Чтобы не повторяться, предлагаю вам прочитать эти тексты, если по какой-то причине вы пропустили основное.
Один из часто встречающихся комментариев звучит примерно так: «Apple создали свою систему самостоятельно и не являются монополистом, у вас есть право не пользоваться iOS, не соглашаться с их условиями. А Google ничем не отличается, они берут ровно те же деньги с разработчиков».
Это утверждение ложно, так как iOS и Android различаются принципиально той свободой, что дают разработчикам и продавцам контента. На iOS у вас есть только одна возможность создавать свои приложения — изначально согласиться на все условия от Apple, равно как нет даже малейшей вероятности, что вы сможете создать приложение, минуя средства разработки от Apple, но, что еще важнее, вы не сможете попасть в магазин приложений App Store без Apple и не согласившись на все их условия. В Apple полностью контролируют свою систему, никаких лазеек просто не существует. На Android вы вольны выбирать, как вы хотите продвигать свое приложение, с использованием официального магазина, в каком-то стороннем магазине приложений или просто как загрузку с вашего сайта, минуя соглашения с Google. Добавлю еще то, что вы можете выбирать и то, как продавать свое приложение. У вас есть опция использовать платежные инструменты от Google, но также вы можете использовать сторонние сервисы, которые выбираете самостоятельно. В случае Apple вы можете использовать только один инструмент — тот, что принадлежит Apple, и компания зарабатывает не только на комиссии с вашего приложения, но и на платежах. Удобно, не так ли? Никакой конкуренции тут нет, да и не может быть. И вот это называется использованием монопольного положения, в Apple осознанно ограничивают конкуренцию, чтобы получать максимальный доход и не пускать те же платежные системы на свою платформу. В Google поступают ровно наоборот, приветствуют разные сервисы, чтобы разработчики могли выбрать те, что им интереснее. Поэтому Android сегодня — доминирующая система в мире, а вот Apple не может вырасти, слишком много ограничений, введенных искусственно. Отдельным вопросом, который и будет разбираться в суде между Epic Games и Apple, становится то, является ли компания монополистом на рынке iOS, точнее, имеет ли она право ограничивать конкуренцию. Понятийно Apple монополист, но юридически — не факт, что это будет доказано. Тем интереснее то, что мы увидим в судебных слушаниях в конце сентября.
В Epic Games заполнили новое обращение в суд, в котором просят вернуть игру Fortnite в магазин приложений, текст заявления можно прочитать вот тут.
Начинается текст знаково: «Apple монополист». Но нас интересуют цифры, они в тексте приводятся. Дневная аудитория Fortnite на iOS упала на 60% с момента изъятия приложения из App Store. Цифра кажется гигантской, но она несколько лукава. Неясно, сколько людей стали использовать Fortnite на Android или на ПК, многие игроки сменили свои устройства на другие. Говоря про сообщество Fortnite, в Epic Games утверждают, что Apple лишили людей общения, к которому люди привыкли, разлучили друзей и семьи. Как по мне, так плохи те семьи, что распадаются из-за такой мелочи и не могут найти обходные пути. В прессе встречал расчеты с числом потерянных игроков Fortnite, но это выдумки. Никто не знает цифр дневной аудитории сервиса, распределения долей между платформами, нигде такие данные не приводились. Попытка высчитать что-то из аудитории в 350 млн человек и сделать проекцию на падение дневной аудитории iOS на 60% выглядят как натягивание совы на глобус. Конечный результат можно описать как цифру, отличающуюся от реальности на плюс-минус лошадь. То, что это большая цифра, не вызывает никаких сомнений, а насколько она большая, мы узнаем в судебных слушаниях, если Apple будет признана виновной и пострадавшая сторона будет скрупулезно рассчитывать свои убытки по головам. С большим нетерпением жду начала судебных слушаний, так как они раскроют многие детали бизнеса Epic Games, да и встряхнут Apple и индустрию в целом. Силы сторон, как ни странно, равны, на стороне Apple — отличные и очень дорогие юристы с условно неограниченными ресурсами. На стороне Epic Games — сильные доводы, а также юристы, что уже неоднократно выигрывали в схватках с корпорациями уровня Apple. Битва будет интересной.
Как Danycom с «Теле2» ссорился и что из этого получилось
Краснодарский виртуальный оператор Danycom не был особым исключением из правил, работал он на сети «Теле2», как и подавляющее большинство других виртуалов. Это всегда была стратегия «Теле2» — наращивать свою абонентскую базу за счет MVNO, что дешево и сердито. Инвестиции в маркетинг ведут партнеры, а ты знай себе подсчитывай абонентов да получай оплату услуг связи, причем вовсе не по бросовым ценам. Успешным и большим MVNO является «Тинькофф Мобайл», а вот Danycom не так успешен, хотя попытался предложить модель, в которой связь оказывалась бесплатной, а все расходы покрывала реклама, которую смотрели абоненты.
Мне сложно припомнить, какое число компаний по всему миру пытались адаптировать такую модель, это были интернет-провайдеры, сотовые операторы, продавцы компьютеров и другой техники, но роднит их всех только одно — они все провалились на рынке. За почти три десятка лет никто так и не смог реализовать эту модель качественно, так, чтобы она работала. И основная проблема заложена в саму модель — человек, который готов потреблять рекламу и получать халявный продукт, зачастую не является платежеспособным покупателем. Аудитория такого сервиса — это люди, неохотно тратящие свои деньги на что-либо. Поэтому реклама на такую аудиторию вызывает множество вопросов, несмотря на то, что числа могут быть гигантскими. Но помимо рекордов в показах, нет ничего, например, в продажи эта реклама никак не конвертируется.
За последние десять лет от этой «гениальной» идеи сделать рекламную модель с бесплатным сервисом/продуктом мне удалось отговорить четыре компании, доказать на пальцах, что вопрос того, когда они провалятся, измеряется в лучшем случае парой лет наличия стартового капитала и желания тянуть эту ношу. В Danycom пошли по этому пути, который приводит к тупику, что и случилось совсем недавно.
Кризис все расставил по своим местам, с претензиями к виртуальному оператору обратились МТС и «МегаФон», в их взаимных расчетах оказалось, что виртуал должен приличные деньги. Так, МТС обратился в суд о взыскании задолженности на 383.9 млн рублей, а вот «МегаФон» обозначил сумму в 933.9 млн рублей. Сумма в 1.3 млрд рублей — это не все деньги, что должен Danycom, также компания должна «Теле2», своему хост-оператору, но сумма претензий неизвестна. Основной доход Danycom получал за счет SMS-рассылок, что продавались различным бизнесам, а вот от своей базы оператор не имел ровным счетом ничего, так как оказывал услуги бесплатно.
На днях Danycom выпустили пресс-релиз по текущей ситуации, приведу его целиком, он того заслуживает:
Мобильный оператор DANYCOM.Mobile, входящий в ГК DANYCOM, сообщает о намерении сменить хост-оператора. MVNO-оператор предоставляет услуги мобильной связи с декабря 2017 года на сетях технического партнера — Tele2.
«Мы благодарим компанию за совместное сотрудничество и полученный опыт. За время партнерства мы переняли лучшие практики одного из операторов большой четверки, реализовали разработки на собственной IT-платформе и на платформе партнера. Мы успешно продолжаем масштабирование проекта, в том числе, за пределами России. Срок действия партнерского договора MVNO с текущим оператором сотовой связи завершился, на новый период контракт продлеваться не будет. Основные причины — некорректные финансовые расчеты по операционным затратам со стороны партнера, требование оплаты за фактически неоказанные услуги, а также некорректная работа сети Теле2 в части регионов России. Мы видим дальнейшее развитие DANYCOM.Mobile в партнерстве с другим оператором сотовой связи, переговоры с которым находятся на финальной стадии (подписание договора). В период смены оператора по IT-инфраструктуре возможны перебои в оказании услуг связи. После перехода к новому партнеру для наших абонентов будут реализованы компенсационные мероприятия», — комментирует Владислав Деминский, директор по развитию группы компаний DANYCOM.
«Кроме того, хотелось бы обратить внимание коллег по MVNO-рынку, а также всех желающих войти в этот бизнес на необходимость более детально и внимательно относиться к выбору хост-операторов и технических партнеров», — добавил Владислав Деминский.
А вот и официальный ответ Теле2, что был прислан в почту редакции:
Уважаемые коллеги!
В связи с выпущенным пресс-релизом Danycom Mobile, информируем вас о том, что Danycom Mobile систематически нарушал и нарушает контрактные обязательств в части платы за работу на сетях Tele2. По просьбе «Дэни колл» Tele2 неоднократно давала компании отсрочку по платежам, несмотря на то, что крупный долг Danycom Mobile включает не только задолженность по ежемесячным платежам за трафик в 2020 году, но и выплаты за 2019 год. Сейчас Tele2 рассматривает возможность обращения в суд для взыскания полной задолженности с «Дэни колл».
Абонентская база Danycom Mobile минимальна: за все время работы компания так и не достигла отметки в 100 тыс. абонентов.
На сети Tele2 работает более 20 партнеров, совокупная абонентская база которых по итогам 2019 года превысила 3,75 млн, они продолжают активный набор абонентской базы. Согласно исследованию агентства «ТМТ Консалтинг» количество новых абонентов российских MVNO в 2019 году составило 3 млн, при этом 69% из них пришлось на долю партнеров Tele2. За короткий срок Tele2 быстро превратила нишевое направление бизнеса в «фабрику MVNO». В 2020 году компания запустила в промышленную эксплуатацию MVNO для АО «ГЛОНАСС».
Выручка Tele2 от «фабрики» MVNO в 2019 году увеличилась на 133% год к году. Это стало возможным благодаря тому, что большинство наших партнеров успешно развивают своих виртуальных операторов и используют их для повышения прибыльности основных бизнесов.
С уважением,
дирекция по корпоративным коммуникациям Tele2.
В ответе «Теле2» содержится крайне важная информация, за все время Danycom так и не привлек более 100 тысяч абонентов. Это означает, что «Теле2» может в любой момент отключить этих абонентов без особого вреда для себя. Никаких торгов о том, чтобы продать этих абонентов другому оператору, идти просто не может, это слишком небольшая величина, да и сам характер абонентов не тот, чтобы кто-то на них позарился (халява, сэр). Плюс во всех смыслах «Теле2» контролирует эти SIM-карты и может придумать способы, как перевести людей на свою сеть. Самое простое — сделать адресно предложение скидок на n месяцев при переходе на «Теле2», ничего противопоставить Danycom не сможет. Ну и всегда есть рубильник, чтобы просто выключить весь бизнес этого виртуального оператора, не дать ему работать в дальнейшем. И никакого удара по репутации «Теле2» это не нанесет, о том, что Danycom работает на сети этого оператора, почти никто не знает либо не придает этому значения.
То, что «Теле2» пойдет в суд, не просто вероятно, а это единственно возможное развитие ситуации. Шансы на то, что Danycom что-то сможет доказать и оспорить, крайне малы, почти невероятны. С точки зрения бизнеса, попытки Danycom подложить свинью «Теле2» своим пресс-релизом выглядят смешно, это, скорее, выстрел в себя. Этакое ритуальное самоубийство, так как в России после этого пресс-релиза никто не решится иметь дел с этим виртуальным оператором. Возможно, мы еще услышим продолжение этой истории. Но, повторюсь, бесплатные сервисы с рекламной моделью для небольших и средних компаний — это дорога в никуда, что пример этого виртуала и доказывает.
P.S. Сентябрь всегда напряжен, дети отправляются в школы, города начинают спешить, и этот забег продлится до конца декабря. Следите за собой, будьте осторожны, так как ничто еще не закончилось и нужно быть предельно аккуратными во всех смыслах. Не болейте! И удачной вам рабочей недели, а главное — поменьше пробок и чтобы дела спорились.
К содержанию >>>
Ссылки по теме
Поделиться:
Мы в социальных сетях:
Пожалуйста,
Полный текст статьи читайте на mobile-review