Операторы и чужие сервисы – ограничения скорости на примере сервисов «Яндекса»

anons3.jpg

Привет.

Старая как мир история, многие сервисы отлично работают на «медленном» домашнем интернете, но на «быстром» мобильном начинаются чудеса, когда все замирает и сервис превращается в улитку. Мы привыкли к тому, что мобильные операторы обожают мериться скоростью интернета, и реальность такова, что мобильный интернет в России очень быстрый почти везде и для всех. Конечно же, есть изначальные условия, когда ваш тарифный план имеет ограничения по скорости, а для максимальной доступной скорости нужен другой тариф или статус внутри оператора. Но мало кто осознает, что качество работы сервисов зависит и от других параметров, от того, как их настроили сами создатели, следуя своей экономической модели.

Давным-давно начал пользоваться «Яндекс.Диском», так как этот сервис не заблокирован в Китае, там это самый простой способ передавать файлы на родину, не рассчитывая на качество работы VPN. В какой-то момент натолкнулся на то, что бесплатная квота исчерпала себя, стало неудобно, и купил тариф на 1 ТБ (стоимость в год — чуть больше 3 000 рублей).

Операторы и чужие сервисы – ограничения скорости на примере сервисов «Яндекса»

И вот тут начались приключения, которых я не ожидал, скорость загрузки файлов с мобильных устройств уменьшилась. Помню, как иронизировал, что, став подписчиком сервиса и оплатив его на год вперед, я перестал быть настолько интересным, чтобы поддерживать его уровень как раньше. В этой иронии заключается горькая правда о том, как «Яндекс» и другие компании стараются балансировать нагрузку на свои сервисы, чтобы они были оптимальны для всех. Сложность ситуации также в том, что балансировка происходит и на стороне других операторов, что делает проблему еще запутаннее. Политика создателя сервиса наталкивается на политику операторов, и вместе это дает весьма неожиданные результаты. Давайте посмотрим, как это выглядит на практике. На истину в последней инстанции мои изыскания не претендуют, так как многое зависит от десятков разных факторов, например, от того, как тот же «Яндекс» видит вас как потребителя, какой приоритет отдает вам и вашим сервисам. Ровно то же самое можно сказать про операторов связи.

Итак, у меня есть домашний ШПД с честными 100 Мбит, есть два смартфона с SIM-картами «МегаФон» и МТС (первая моя, вторая чужая, обе имеют максимальный приоритет на сети). Скорость мобильного интернета от МТС — в среднем 75–80 Мбит, от «МегаФона» — около 120–140 Мбит. Создал несколько архивов, которые укладываются в размер в 100–105 МБ. Так как «Яндекс.Диск» смотрит на загрузки и при повторной загрузке берет файл из кэша на сервере, для всех экспериментов создал отдельные файлы, каждый немного отличается по размеру (это ZIP-архивы с разными файлами внутри, старался подобрать просто конечный размер).

Операторы и чужие сервисы – ограничения скорости на примере сервисов «Яндекса»

Итак, для начала выключаю VPN, загружаю через Chrome в свой аккаунт «Яндекс.Диска» файл на 100 МБ. В фоне не работают никакие загрузки, канал не загружен. Файл улетел в облако за 47 секунд (извините, не буду приводить цифры с точностью до запятой, это лишнее). Включаю VPN и повторяю ту же операцию с другим архивом того же размера — 52 секунды. Результат сравним. Мой домовой оператор ШПД считается небольшим, они не фильтруют трафик, не ограничивают его как-либо (открыты даже трекеры), так что результат ожидаем. Загрузка этих файлов через браузер на том же компьютере в режиме «Инкогнито» — это 20 и 44 секунды (без и с VPN). Хороший результат, не так ли?

Теперь беру мобильный интернет от «МегаФона», включаю VPN и смотрю, что получится с загрузкой следующих архивов. В облако файл «улетает» за пять минут, что очень медленно. Из облака загрузка чуть быстрее — 4 минуты 26 секунд. И тут мы подходим к важному моменту, характерному для сервиса «Яндекс.Диск», скорость зарубежного трафика заведомо ограничивается, так как он дороже, чем российский. Для «Яндекса» и любой другой компании невыгодно, чтобы объем зарубежного трафика на площадке был большим, так как это ведет к дополнительным расходам. Все сегодняшние обсуждения блокировок серверов Google с кэш-файлами крутятся ровно вокруг этого. Вырастет доля зарубежного трафика на тот же YouTube, он станет для операторов дорогим, а заодно забьет внешние каналы. Самые скромные прогнозы говорят о том, что в такой ситуации стоимость связи вырастет минимум на 10%, кто-то утверждает, что рост может составить и вовсе 30–50%.

Но нам интересно то, что «Яндекс» пытается сам регулировать скорость доступа, и когда вы стучитесь на серверы компании из-за границы, скорость ограничивается. За границей выходом может стать использование российских серверов VPN, чтобы замаскировать себя под местного пользователя. Ровно то же самое делает не только «Яндекс», но и «МегаФон», так как задачи перед компаниями стоят одинаковые и способы решения лежат в одной плоскости — ограничения скорости трафика. Проделав те же эксперименты на SIM-карте МТС, получил схожие результаты, картина идентична.

Давайте выключим VPN и будем обычным пользователем в России, ведь получится, что качество «Яндекс.Диска» должно быть максимальным, во всяком случае, мы так думаем. Тот же размер архива, но файл загружается в облако 7 минут 49 секунд. После того, как перепроверил результат шесть раз, причем на разных устройствах, махнул на это рукой. Загрузка этого же файла без VPN занимает 2 минуты. Также можно сказать, что на смартфоне без моего аккаунта «Яндекс.Диска», загрузка идет на максимальной скорости — 1.5 минуты. Как только перехожу на свой смартфон, время загрузки вырастает на минуту, 2.5 минуты. Менял SIM-карту, но дело явно не в ней и не в телефоне, в «Яндексе» как-то определяют меня, и поэтому приоритет совсем другой.

Почему без VPN и на российском мобильном интернете качество сервиса так проседает, а загрузка в облако в восемь с чем-то раз медленнее, чем на домашнем ШПД? Вопрос непраздный, и ответ на него многим неизвестен.

Российские операторы стараются приоритизировать трафик на своих сетях, это умная труба, которая умеет делать различия между разными видами трафика. Например, в МТС при использовании torrent-клиента есть отдельная плата в 75 рублей в день, а объем передаваемых данных ограничен.

Операторы и чужие сервисы – ограничения скорости на примере сервисов «Яндекса»

Давайте почитаем ответ «Ростелекома» относительно того, чем является «Яндекс.Диск» и какие ограничения на него накладываются.

Операторы и чужие сервисы – ограничения скорости на примере сервисов «Яндекса»

Сходная проблема у всех операторов, они ограничивают файлообменные сети, к каковым относят и «Яндекс.Диск». Более того, некоторые операторы в своих тарифах продвигают этот сервис, например, не учитывают в нем трафик. И это такой хитрый способ извиниться за ограничение скорости, ведь денег за это не берут. Операторы пытаются снизить нагрузку на сеть, убрать тех, кто вовсю использует тот же «Яндекс.Диск».

Ирония в том, что в первую очередь, конечно, это не пользователи, которые используют сервис для себя и в личных целях. Множество компаний посчитали, что бесплатный вариант «Яндекс.Диска» и подобных сервисов позволяет строить собственный софт и не нести затраты на серверы. Например, архиватор баз 1С под именем Effector Saver изначально использовал «Яндекс.Диск» именно в таком ключе, что признается в блоге компании вот тут.

Российские мобильные операторы предпочитают урезать трафик на «Яндекс.Диск» и многие сходные сервисы до минимума, хотя тут смотрят на приоритеты конкретных абонентов, к какой группе те относятся. Для базовых тарифов урезание происходит до скорости в 64 Кбит/с, что неимоверно мало и явно недостаточно для нормальной работы таких сервисов.

Удивительно, с этим сталкиваются ежедневно десятки тысяч человек, но разбираться в ситуации никто не хочет. Более того, судя по всему, сложившийся статус-кво всех более-менее устраивает.

Проходя в Парке Горького там, где есть опытная зона 5G от МТС, решил попробовать загрузить в «Яндекс.Диск» несколько файлов, результат оказался ожидаемым — на уровне сети приоритет для этого сервиса снижен, равно как и скорость. Никакой разницы между опытами выше и сетью, выдающей 250 Мбит в облако, не заметил.

Эта проблема возникла не вчера, она существует давным-давно для разных сервисов, в качестве примера можно было выбрать не «Яндекс», а те же Microsoft, Google или кого-то еще, особой разницы не будет. Большие корпорации зачастую договариваются с провайдерами, чтобы их трафик получал приоритет, и платят за это деньги. Тот же «Яндекс» этого практически не делает, исключение — корпоративные проекты для больших компаний, но не B2C-сервисы. Мобильные операторы стоят немного в сторонке, так как очень хотят получать деньги за ускорение трафика в тех или иных сервисах, но не понимают, как его можно получать, и не хотят давать никаких гарантий. В конечном итоге ситуация начнет выправляться только в момент, когда пользователи станут постоянно задавать один и тот же вопрос: почему такой-то сервис у меня работает медленно на вашей сети. Мало кого интересует скорость доступа как таковая, важно, чтобы работали сервисы, которыми вы пользуетесь, и работали быстро. С другой стороны, проблема операторов и владельцев сервисов в том, что они не могут отделить обычных пользователей от тех, кто использует системы для бизнес-целей, что закономерно превышает обычную нагрузку. Кажется, тут могут помочь правила честного использования, когда потребление трафика регулируется средними значениями для него в целом, но это возможно для держателя сервиса. А вот у операторов никаких инструментов нет, так как интеграции сервисов и операторов просто не существует, над связностью в России работают единичные компании, которые понимают важность этого параметра для своих услуг.

Интересно, что замедление того же Twitter — по сути, ровно тот же подход, но тут политические мотивы. А вот замедление «Яндекс.Диска» — это коммерческая история, которая прошла незамеченной для большинства.

С какими сервисами, которые работают на вашем операторе не так быстро, как вам хотелось бы, вы сталкивались?

Ссылки по теме

Поделиться:  

Мы в социальных сетях:

Пожалуйста, включите JavaScript для отображения комментариев к статье

Есть, что добавить?! Пишите… eldar@mobile-review.com

Полный текст статьи читайте на mobile-review