Olympus OM-D E-M5 mark II: новые грани творчества
В феврале 2012 году была представлена камера Olympus OM-D E-M5. Она пришла на смену E-5, окончательно убрав «зеркалки» из сферы интересов Olympus и обозначив новое направление работы японской компании, всерьез намеренной бороться с зеркальными камерами за счет системных моделей Micro Four Thirds. И, как показали прошедшие со дня анонса первой E-M5, бороться вполне успешно — сегмент системных камер только набирает обороты, тогда как зеркалки постепенно сдают позиции. Сегодня, одновременно с анонсом, мы предлагаем вашему вниманию обзор Olympus OM-D E-M5 II, новая версия первенца, камера, которая должна пошатнуть зеркальные позиции еще сильнее.
Новинка отличается от OM-D — E-M1 хватом, тут нет фазовых датчиков на сенсоре — сенсор вообще взят без изменений с первой E-M5. Это камера для фотографов-энтузиастов, но по своим характеристикам предоставляющая очень серьезные возможности. Большие, чем мы привыкли ждать от любительских моделей. Речь и о видоискателе, перешедшем с E-M1, и о затворе, позволяющем снимать с выдержкой до 1/8000 с, и о защищенном корпусе, и об усовершенствованной 5-осевой стабилизации, и о многом другом, о чем поговорим ниже.
Основные характеристики Матрица: CMOS формата 4:3 (физический размер — 17,3×13 мм), число эффективных пикселей — 16,1 млн. Байонет Micro Four Thirds Процессор: TruePic VII Видоискатель: электронный, 2 360 000 точек, с регулировкой по диоптриям, 100% поле зрения Стабилизатор изображения: сдвиг сенсора, 5-осевой, вертикальная или горизонтальная активация; диапазон компенсации до 5 шагов EV Фокусировка: контрастная Область фокусировки: 81 зона, автоматический и ручной выбор, авто выбор при активном определении лиц, ручной выбор в режиме увеличенного просмотра Режимы фокусировки: ручной фокус, покадровый автофокус, непрерывный автофокус, следящий автофокус, покадровый автофокус + ручной фокус Режимы работы: программный Авто, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, сюжетные программы, художественные фильтры, фото-истории, видео Коррекция экспозиции: ±5 EV Сюжетные программы: Портрет, е-портрет, Пейзаж, Пейзаж и портрет, Макро, Спорт, Ночная съемка, Ночная съемка с портретом, Дети, Высокий ключ, Низкий ключ, Цифровая Стабилизация Изображения, Макро природа, Свеча, Закат, Документы, Панорама, Фейерверк, Пляж и снег, Конвертер Рыбий глаз, Макро конвертер, 3D, Широкоугольный конвертер, Проводка Экспозамер: TTL замер с открытой диафрагмой, 334 зоны Режимы экспозамера: ESP экспозамер, точечный экспозамер, центрально-взвешенный экспозамер, светлая зона, тень Художественные фильтры: Поп-арт, Мягкий фокус, Мягкий свет, Светлая тональность, Зернистая пленка, Пинхол, Диорама, Кросс-процесс, Драматическая тональность, Нежная сепия, Контурная резкость, акварель, partial color (18 цветов), винтаж; доступны вариации для каждого; брекетинг по художественным фильтрам Размер снимков: до 4608×3456 Формат записи: RAW, JPEG (EXIF 2.3), MPO (3D) Формат снимка: 4:3, 3:2, 16:9, 1:1, 3:4 Светочувствительность: ISO 200 — 25600 (настраивается, по умолчанию ISO 200 — 1600), расширение до ISO 100 Экран: поворотный ЖК диагональю 3'' с разрешением в 1 040 000 точек с сенсорной поверхностью Максимальная скорость серийной съемки — до 10 кадров/c Тип затвора: компьютеризированный шторно-щелевой затвор Диапазон выдержки: 1/8000 — 60 сек; электронный затвор до 1/16000 сек Режим съемки в разрешении 40 МПикс Баланс белого: лампа накаливания, флуоресцентный 1, дневной свет, вспышка, облачность, тень, под водой; настройка по температуре; ручной баланс белого Программная обработка цветов: i-Enhance, насыщенный, натуральный, портрет, приглушенный, монотон, ручная настройка Видео: до 1920×1080, 60p, 50 Mbs; MOV (MPEG-4AVC/H.264), AVI (Motion JPEG); режим All-I; эффекты мульти-видеоэхо, видеоэхо, художественный переход, телеконвертер, старая пленка; художественные фильтры; встроенный стерео-микрофон Вспышка: комплектная (крепление на горячий башмак), ведущее число — 9.1, крепление на горячий башмак, поворотная головка, синхронизация 1/250 сек Память: слот для карт памяти SD/SDHC/SDXC Интерфейсы: microHDMI, USB AV-out, вход для микрофона Защита от воды, пыли и мороза Беспроводной модуль Wi-Fi, GPS через смартфон Olympus OM-D E-M5 II поступит в продажу в конце февраля 2015 по цене 62 999 руб. за корпус камеры без объектива, а комплект с объективом M.ZUIKO DIGITAL ED 12–50mm 1:3.5 6.3 будет продаваться по цене 69 999 руб.
Дизайн и управление
Дизайн Olympus OM-D E-M5 II с минимальными коррективами унаследовала у своей предшественницы: «пентапризма», напоминающая о пленочной Olympus OM, полированный металл и материал под кожу (вместо резины на первой E-M5), выступ под хват в виде наплыва с резкими гранями, большое число аналоговых органов управления. Как и подобает камере Olympus, новинка превосходно смотрится, особенно в двуцветном (серебристо-черном) исполнении. Качество сборки не вызывает ни малейших нареканий.
Корпус сделан на базе шасси из магниевого сплава, пыле- и влагозащищен, все важные интерфейсы прикрыты герметичными заглушками.
Габариты — 123,7×85×38 мм, вес — 469 грамм. Новинка стала чуть больше и тяжелее, но некритично. Корпус не столь ухватистый, как у E-M1, что логично — в ином случае у последней оставалось бы совсем не много преимуществ, позволяющих ей оставаться во главе линейки системных камер Olympus. В руке она, впрочем, лежит неплохо, есть площадка для большого пальца, а нескользкий материал достаточно цепок. Изменить хват можно за счет специальной ручки HLD-8G (в ней находится еще и разъем для наушников), а батарейный блок подходит от предшественника, E-M5.
Функциональные элементы. На лицевой панели мы видим байонет с кнопкой высвобождения объектива, кнопку предпросмотра глубины резкости, лампу подсветки автофокуса и порт для внешней вспышки, прикрытый крышкой.
Слева — интерфейсы под единой, плотно закрывающейся резиновой заглушкой: USB, HDMI и разъем для микрофона. Справа — отсек для карты памяти.
Сверху — селектор режимов с выключателем питания, горячий башмак, стереомикрофон и фирменный блок управления с двумя селекторными дисками (в передний вписана кнопка спуска), три функциональные клавиши (по умолчанию: HDR, активация видоискателя, регулировка кривой «свет/тень») и кнопка пуска видеозаписи. Снизу — отсек для батареи, разъем для батарейного блока и штативное гнездо.
Тыльная панель: поворотный экран (на боковом шарнире), рычажок, переключающий режимы управления, пятипозиционный навигационный джойстик, кнопки перехода в меню, смены типа отображаемой на экране информации, воспроизведения и удаления снимков.
Управление E-M5 II похоже на схему, примененную на E-M1. Большое количество программируемых клавиш на верхней панели, два селекторных кольца, фирменный переключатель между режимами работы селекторов (схема носит имя »2×2», впервые опробована на модели E-P5). В отличие от флагмана, здесь чуть меньше клавиш, нет дополнительной кнопки регулировки баланса белого на фронтальной панели. Размер кнопок в сравнении с E-M5 увеличен, проблем с нажатиями обладателям крупных пальцев удастся избежать. В целом схема очень интересная и удобная, камера управляется практически как профессиональный аппарат, никаких скидок на статус.
Слабым местом Olympus остается, на мой взгляд, интерфейс, неизменный из поколения в поколения, с неравномерным распределением настроек по подпунктам меню. Несколько скрашивает ситуацию матричное быстрое меню, которое за счет селекторов и сенсорной поверхности позволяет оперативно вводить нужные поправки в настройки.
Здесь примерен точно такой же видоискатель, как на флагмане E-M1 — это электронный видоискатель с кратностью увеличения 1,48х, разрешением в 2 360 000 точек и очень большой площадью, реально сравнимой с той, что мы можем видеть на оптических видоискателях профессиональных фотокамер. Естественно, электронный видоискатель предлагает весь спектр настроек предпросмотра, что есть в режиме Live View — например, можно увидеть HDR-снимки в EVF, прежде чем вы сделаете кадр. Это один из лучших электронных видоискателей сегодня на рынке, по размеру картинки сравнимый с оптическими ВИ от полнокадровых камер. Единственной проблемой при постоянной работе с электронным видоискателем станет усталость глаз.
Экран используется очень неплохой. ЖК, 3 дюйма, 1 037 000 точек, очень яркий, с хорошими, естественными цветами. Впервые для камеры Olympus применен шарнир, позволяющий поворачивать дисплей не только вертикальной, но в горизонтальной плоскости, на манер шарниров, использующихся на камерах Panasonic. Допускается и поворот в фокальную плоскость –, но в данном случае едва ли производитель ориентировался на любителей автопортретов-селфи; гораздо важнее свобода в выборе ракурса. Также экран снабжен сенсорной поверхностью, позволяющей быстро задавать точки фокусировки и удобно управляться с быстрым меню. На экран (а равно и на видоискатель) можно выводить параметры съемки, сетку, гистограмму, виртуальный горизонт (в виде двух шкал, отражающих не только горизонтальное, но и вертикальное отклонение камеры).
Функциональность
Сенсор переехал на E-M5 mark II с предшественницы без изменений — это 16,1-мегапиксельная матрица формата Micro Four Thirds, получившая в свое время немало похвал. Главное отличие от матрицы E-M1 — отсутствие на ней фазовых датчиков. А вот у процессора нет отличий от E-M1 уже никаких — это тот же проверенный TruePic VII.
Olympus OM-D E-M5 mark II умеет снимать до 10 кадров в секунду (прирост в один кадр по сравнению с предшественником), быстро включается (менее чем за секунду) и лишена заметного лага затвора. Буфер обмена: до 16 кадров и в формате RAW, и 19 в формате JPEG. По факту здесь мы имеем дело с показателями на уровне профессиональной E-M1, но с сокращенным буфером обмена, сокращающим ее репортерские возможности.
Автофокус тоже усовершенствован по сравнению с Е-М5 первой версии: вместо 35 точек используется 81. Он очень быстр, по скорости нет ни малейших вопросов. При ручной фокусировке доступно масштабирование зоны фокусировки и focus peaking — краевая подсветка объектов в зоне резкости (подсветка регулируется как по размеру, так и по цвету).
На месте и главный козырь старших OM-D — 5-осевая стабилизация по матрице. По словам производителя, она усовершенствована и лучше проявляет себя при съемке видео. Теперь гарантирована компенсация пяти ступеней экспозиции, что означает возможность снимать на более длинных выдержках, «экономя» на ISO и возможность снимать видео без тряски без специального обвеса. За три года, прошедших с момента появления E-M5, система стабилизации Olympus не перестала быть самой эффективной в мире. Выше вы можете увидеть примеры фотографий, снятые на выдержках от ¼ до 1/8.
При этом механический затвор позволяет снимать и на ультракоротких выдержках: до 1/8000. Есть и электронный затвор, который очень пригодится при съемке Time Lapse и там где необходима бесшумная съемка.
На камере не предусмотрена встроенная вспышка, но зато есть комплектная, крепящаяся на горячий башмак; учитывая, что камера снабжена встроенным видоискателем, потеря аксессуарного разъема ради нее не слишком серьезно сказывается на функциональных возможностях камеры. Зато сама вспышка весьма примечательна — обладая вполне обычными характеристиками (ведущее число 9.1 на ISO 100 и синхронизация на 1/250), она обладает необычной конструкцией для комплектной вспышки: поворотным механизмом по вертикали и горизонтали, позволяя регулировать направление света, что открывает довольно серьезные творческие возможности (и сниженную потребность в покупке дополнительной внешней вспышки).
Особенность E-M5 mark II, которая ранее не была применена на других камерах Olympus, — возможность съемки с разрешением 40 МПикс за счет микродвижений матрицы (используя возможности своего стабилизатора): во время съемки камера очень быстро делает 8 снимков, последовательно сдвигая матрицу на расстояние менее пикселя и, затем, объединяет получившиеся изображения в один кадр. Мы получаем в итоге очень четкий снимок, вполне сравнимый по качеству с тем (и в чем-то даже превосходящий — например, нет проблем с краевыми эффектами), чего можно добиться на той же Nikon D810. Но с важным ограничением — камера и объект съемки должны быть неподвижны. По сути, этот режим предназначен для пейзажной и предметной съемки, позволяя добиваться великолепной детализации.
Выше — примеры съемки, сравнение двух режимов — обычного и 40 Мпикс. Слева — обычные снимки (16 Мпикс), справа — со врехвысоким разрешением.
Режимы работы стандартны для камер Olympus нынешнего поколения: программный, приоритет диафрагмы, приоритет выдержки, ручной, i-Auto, сюжетные программы, художественные фильтры, коллажи, видео.
Примеры коллажей (фото-историй).
Арт-фильтров — 14. Список пополнен выборочным цветом (выбирать можно из 18 цветов) и фильтром «винтаж». Есть, как обычно, и брекетинг по фильтрам. Примеры снимка с различными фильтрами — выше.
Доступна программная склейка HDR, съемка с мультиэкспозицией, time lapse, внутрикамерная склейка панорам (практически бесполезная из-за неудачной реализации), коррекция трапецеидальных искажений, отличный помощник при съемке архитектуры, цифровой телеконвертер; есть фирменная обработка цветов i-Enhance и регулировка света/теней с помощью удобной кривой; доступны и режимы съемки со сверхдлинной выдержкой Live Bulb и Live Time, о которых подробно рассказывалось в обзоре прошлой версии. Доступна и программная коррекция виньетирования и автоматическая коррекция хроматических аберраций, характерная для TruePic VII.
Беспроводная функциональность. E-M5 mark II снабдили Wi-Fi-модулем. Даже трудно поверить в то, что предыдущая версия была его лишена — ныне это кажется таким обычным. Контакт с мобильным устройством можно налаживать за счет считывания QR-кода (средство, в свое время на камерах впервые внедренное именно Olympus, но уже активно подхваченное и другими компаниями). Помимо удаленного Live View (доступны и ручные настройки) и передачи фотографий непосредственно в память смартфона/планшета, приложение позволяет редактировать снимки при помощи встроенных арт-фильтров и добавлять геометки.
Видео. Olympus OM-D E-M5 II здорово продвинулась в плане съемки видео: FullHD с частотой 60, 50, 30, 25, 24 кадров в секунду с прогрессивной разверткой и битрейтом 50Мбит/c, режим All-Intra с битрейтом 77 Мбит/c, разъем для микрофона (и наушников при использовании батарейной ручки). Во время видеозаписи доступны все ручные настройки камеры. И все это работает вместе с великолепным 5-осевыми стабилизатором изображения, который поистине развязывает руки видеографу, позволяя тому обходиться без громоздких и тяжелых систем стабилизации. Ну и, конечно же, в камере есть фирменные эффекты, вроде арт-фильтров или мультиэхо. Камера вполне пригодна для съемки видео и продвинутыми энтузиастами, и, в принципе, и для записи профессиональных роликов.
Скачать пример видеосъемки (341,1 Мбайт)
Качество съемки
Одно из важнейших достоинств Olympus OM-D E-M5 II — байонет Micro Four Thirds. Да, это «дважды кроп», многих это до сих пор отпугивает. Но близкого набора оптики к ассортименту MFT (речь не только об объективах Olympus, но и о Panasonic) не может предложить в беззеркальном сегменте никто. В данном случае мы использовали камеру с тремя объективами: 40–150 мм f.3.5–5.6, 12–40 мм f/2.8 PRO и 75 мм f/1.8. Особенного внимание заслуживает 12–40 мм из серии PRO, характерный постоянной светосилой и пыле- влагозащитой, сопряженной с высочайшим качеством сборки (с обратной стороны в виде тяжести металлического объектива). Качество съемки оценивайте сами в приведенной ниже галерее.
В автоматическом режиме камера неплохо работает с экспозицией, не задирая ISO: так себя вести автоматике позволяет стабилизатор, дающий серьезную свободу при выборе выдержек. Вполне достойно камера себя проявляет и при автоматическом определении баланса белого, не допуская промахов.
Галерея снимков с различным ISO:
ISO 100
ISO 200
ISO 400
ISO 800
ISO 1600
ISO 3200
ISO 6400
ISO 12800
ISO 25600
Скачать RAW (145,2 Мбайт)
Сенсор Olympus OM-D E-M5 mark II проявляет себя неплохо на диапазоне светочувствительности до ISO 3200. C учетом возможностей стабилизатора — это очень солидные показатели, позволяющие рассчитывать на камеру как полноценный инструмент в любых условиях освещенности.
Примеры работы шумоподавления на ISO 6400 — слева-направо от выключенного шумодава к максимальному значению его работы.
Снимки, сделанные на Olympus OM-D E-M5 mark II, характерны неплохой детализацией и фирменными, яркими цветами, обладающими собственным характером, за который, собственно, Olympus и ценится. Также отмечаем прекрасное внутрикамерное сжатие JPEG.
Галерея снимков, сделанных на Olympus OM-D E-M5 mark II:
Скачать RAW (158,8 Мбайт)
Батарея Камера комплектуется той же батареей, что и предшественница: BLN-1 емкостью 1220 мАч. Но слегка улучшена энергоэффективность камеры — теперь этого аккумулятора хватает примерно на 300–320 снимков. В камере предусмотрен режим экономии энергии, при котором ее хватает уже на 700–750 снимков. Это тоже небольшие числа, серьезным пользователям следует озаботиться дополнительной батареей или батарейной ручкой.
Резюме Olympus OM-D E-M5 mark II выделяется впечатляющим сочетанием превосходной 5-осевой стабилизации, компактного влаго- и пылезащищенного корпуса и необычно хороших для Olympus навыков по записи видео. Несмотря на позиционирование камеры на любителей-энтузиастов, она не слишком сильно отличается по характеристикам от профессиональной E-M1 и в чем-то с ней даже соперничает. В своей нише — это уникальное предложение, камера, которая неизбежно соберет очередной комплект призов, как и ее предшественницы в линейке OM-D. И совершенно заслуженно.
Выбирайте, сравнивайте и покупайте технику по хорошим ценам в нашем каталоге
На правах рекламы
Полный текст статьи читайте на HI-TECH@Mail.Ru